МЕТОДИКА:
"Цель-Средство-Результат"
(ЦСР)
(А.А. Карманов).
Данный опросник рассчитан на исследование особенностей структуры де-
ятельности. В основу его положен общенаучный базис Цель-Средство-Резуль-
тат, отражающий основные черты любой деятельности.
Согласно этой парадигме любую деятельность можно рассматривать как
состоящую из трех компонент (обычно чередующихся последовательно):
- в начале любой деятельности человек, синтезируя большое количество
информации, вырабатывает цель деятельности, т.е. начинает представлять бо-
лее или менее ясную картину желаемого будущего, то конечное состояние в
которое он хочет привести ситуацию и себя;
- далее в ход вступают средство, т.е. тот ресурс, который человек го-
тов истратить на достижение цели;
- итогом любой деятельности является актуализация результата - того
итога, которого достиг человек.
Как разные люди, так и один человек в разные периоды своей жизни об-
ладают неодинаковыми параметрами своей деятельности. Данная методика пред-
назначена для определения личностных свойств индивида, связанных с дея-
тельностью, за период 1-2 месяца перед проведением теста. Иными словами,
по результатам опросника ЦСР нельзя судить о том, обладал или нет обследо-
ванный тем или иным качествам в более ранний период (например, за полгода
до проведения теста). Опросник рекомендуется применять, начиная с подрост-
кового возраста. Допустима групповая форма работы.
Опросник состоит из 32 вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: "Цель-Средство-Результат" (ЦСР).
Ф.И.О: ____________________
Доп. данные: ______________
Шкала неискренности:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓───────────────────╢> L
<──[-]──><─[?]─><─────[+]────>
Диаграмма:
Ц ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓───────────╢>
<─[-]──><───────[=]──────><───[+]──>
C ╟─░░░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓██─────╢>
<────[-]─────><──[=]─><──[+]─><[++]>
Р ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────╢>
<─[-]──><───────[=]──────><───[+]──>
Тестовые показатели:
1. Достоверность - "L" = -1
2. Цель - "Ц" = 4
2. Средство - "С" = 7
4. Результат - "Р" = 1
^^^
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Отношение к тестированию: откровенность, отсутствие созна-
тельного намерения приукрасить свой характер, подчеркнуть "пра-
вильность" своего поведения.
Ставящиеся цели не всегда обоснованы, неустойчивы. Не все ра-
зумные действия целесообразны, иногда склонен к пустому времяпре-
провождению. В случае затруднения с выбором цели легко пользуется
подсказкой извне, готов принять цель извне. Чтобы подготовить себя
к выполнению какой-либо деятельности - всегда требуется определен-
ная сила воли, чтобы "собраться".
Поведение излишне спонтанно. Не ищет помощи от окружающих,
предпочитает ими верховодить. В своих действиях испытуемый не
только не обращает внимание на имеющиеся стандарты поведения, но
часто действует вопреки им. Повышенная агрессивность, проявляющая-
ся как в открытых формах, так и скрытая.
Как правило, довольно трезво оценивает результаты своей дея-
тельности. Он не переоценивает, но и не недооценивает итоги. В
оценках других людей, событий довольно беспристрастен. Личностный
рост нормально динамичен.
|