МЕТОДИКА:                                  
                         "Ценностные ориентации"                            
                                (М. Рокич).                                 
 
      Система ценностных ориентаций определяет содержательную  сторону  на- 
 правленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, 
 к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро  мотивации  жиз- 
 ненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".         
      Наиболее распространенной в настоящее время является методика  изуче- 
 ния ценностных ориентации М. Рокича,  основанная  на  прямом  ранжировании 
 списка ценностей.                                                          
      Адаптация теста на русском языке проводилась А. Гоштаусом, А.А. Семе- 
 новым, В.А. Ядовым (ИСЭП АН СССР).                                         
      В 1984-1986 гг. на базе общего практикума факультета  психологии  МГУ 
 проводилась работа по проверке и улучшению психодиагностических возможнос- 
 тей методики изучения ценностных ориентаций.                               
 
      М. Рокич различает два класса ценностей:                              
      - терминальные - убеждения в том, что конечная  цель  индивидуального 
 существования стоит того, чтобы к ней стремиться;                          
      - инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или 
 свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.              
      Это деление соответствует традиционному делению  на  ценности-цели  и 
 ценности-средства.                                                         
      Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в  каждом),  либо 
 на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках  испы- 
 туемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает 
 по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более  надеж- 
 ные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных,  а  затем  набор 
 инструментальных ценностей.                                                
      Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их  груп- 
 пировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям.  Так,  на- 
 пример, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профес- 
 сиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные  ценности 
 могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности  де- 
 ла; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические  цен- 
 ности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это  да- 
 леко не все возможности субъективного структурирования системы  ценностных 
 ориентации. Психолог должен попытаться уловить  индивидуальную  закономер- 
 ность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить 
 несформированность у респондента системы ценностей или даже  неискренность 
 ответов.                                                                   
      Инструкция для работы с карточками:                                   
      "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением цен- 
 ностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как прин- 
 ципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей  жизни.  Работайте  не  спеша, 
 вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".       
      Инструкция для работы с таблицами:                                    
      "Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая  для  Вас 
 наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите  вторую  по 
 значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же 
 со всеми оставшимися ценностями. Наименее  важная  останется  последней  и 
 займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Конечный  результат  должен 
 отражать Вашу истинную позицию".                                           
 
      Литература:                                                           
      Психодиагностическая серия. Выпуск 5.  Методика  изучения  ценностных 
 ориентаций. - М.: "СМЫСЛ", 1992.- 17с.                                     
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      При тестировании испытуемый присваивает  ранг  №1  наиболее  значимой 
 ценности, №2 - следующей и т.д. При  таком  присвоении  числовых  значений 
 тестовым показателям графическое отображение результатов тестировании  бу- 
 дет выглядеть перевернутым, т.е. наиболее значимой ценности будет соответ- 
 ствовать наименьший подъем графика.                                        
      С визуальной точки зрения наиболее высокому показателю  должна  соот- 
 ветствовать наболее высокая точка графика. Поэтому в данной программе чис- 
 ловые значения графика получаются путем  преобразования  исходных  рангов: 
 19 - ранговый показатель. Таким образом, наиболее значимой ценности  будет 
 соответствовать 18 баллов, а наименее значимой - 1.                        
      С математической точки зрения в соответствии с правилам ранжирования, 
 числовые значения рангов будут выглядеть аналогично, поэтому  в  файл  для 
 статистической обработки данных также записываются преобразованные  значе- 
 ния первичных тестовых показателей.                                        
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ----                                     
 
                   ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                            
 
   Методика: Ценностные ориентации.                                         
   Ф.И.О:______________________________                                     
   Доп. данные:________________________                                     
 
 
 
                       ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.                               
 
                             Диаграмма:                                     
 
       *                                                                    
    18 ┼────────────────────────────────────────▄▄─────────────             
    16 ┼                                        ██       ██ ▄▄              
    14 ┼    ██                      ▄▄          ██       ██ ██              
    12 ┼────██──────────────────────██─▄▄─██────██───────██─██─             
    10 ┼ ▄▄ ██ ██                   ██ ██ ██    ██       ██ ██              
     8 ┼ ██ ██ ██       ██          ██ ██ ██    ██ ▄▄    ██ ██              
     6 ┼─██─██─██─▄▄────██─██───────██─██─██────██─██────██─██─             
     4 ┼ ██ ██ ██ ██    ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██    ██ ██    ██ ██              
     2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ __ ██ ██              
     1 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*            
         Ат Бт Вт Гт Дт Ет Жт Зт Ит Йт Кт Лт Мт Нт От Пт Рт Ст              
 
 
                       Tестовые показатели:                                 
 
                                                Ранг Балл                   
          Ат. Активная деятельная жизнь        -  9   10                    
          Бт. Жизненная мудрость               -  4   15                    
          Вт. Здоровье                         -  8   11                    
          Гт. Интересная работа                - 13    6                    
          Дт. Красота природы и искусства      - 16    3                    
          Ет. Любовь                           - 10    9                    
          Жт. Материально обеспеченная жизнь   - 12    7                    
          Зт. Наличие хороших и верных друзей  - 15    4                    
          Ит. Общественное признание           - 14    5                    
          Йт. Познание                         -  5   14                    
          Кт. Продуктивная жизнь               -  7   12                    
          Лт. Развитие                         -  6   13                    
          Мт. Развлечения                      - 17    2                    
          Нт. Свобода                          -  1   18                    
          От. Счастливая семейная жизнь        - 11    8                    
          Пт. Счастье других                   - 18    1                    
          Рт. Творчество                       -  2   17                    
          Ст. Уверенность в себе               -  3   16                    
 
 
                      ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.                            
 
                             Диаграмма:                                     
 
       *                                                                    
    18 ┼────────────────▄▄─────────────────────────────────────             
    16 ┼                ██    ██    ▄▄                                      
    14 ┼                ██    ██    ██          ▄▄ ██                       
    12 ┼────────────────██────██────██────██─▄▄─██─██──────────             
    10 ┼                ██    ██    ██ ██ ██ ██ ██ ██    ▄▄                 
     8 ┼    ▄▄    ██    ██    ██    ██ ██ ██ ██ ██ ██    ██                 
     6 ┼────██────██────██────██────██─██─██─██─██─██─██─██─▄▄─             
     4 ┼ ▄▄ ██    ██    ██    ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██              
     2 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ __ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██              
     1 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*            
         Аи Би Ви Ги Ди Еи Жи Зи Ии Йи Ки Ли Ми Ни Ои Пи Ри Си              
 
 
                       Tестовые показатели:                                 
 
                                                        Ранг Балл           
  Аи. Аккуратность                                     - 15    4            
  Би. Воспитанность                                    - 11    8            
  Ви. Высокие запросы                                  - 17    2            
  Ги. Жизнерадостность                                 - 10    9            
  Ди. Исполнительность                                 - 16    3            
  Еи. Независимость                                    -  1   18            
  Жи. Непримиримость к недостаткам в себе и других     - 18    1            
  Зи. Образованность                                   -  2   17            
  Ии. Ответственность                                  - 14    5            
  Йи. Рационализм                                      -  3   16            
  Ки. Самоконтроль                                     -  8   11            
  Ли. Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов  -  6   13            
  Ми. Твердая воля                                     -  7   12            
  Ни. Терпимость                                       -  5   14            
  Ои. Широта взглядов                                  -  4   15            
  Пи. Честность                                        - 12    7            
  Ри. Эффективность в делах                            -  9   10            
  Си. Чуткость                                         - 13    6            
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
                        ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.                              
 
      1. Свобода (самостоятельность,  независимость  в  суждениях  и        
 поступках).                                                                
      2. Творчество (возможность творческой деятельности). я                
      3. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода  от  внут-        
 ренних противоречий, сомнений).                                            
      4. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, дос-        
 тигаемые жизненным опытом).                                                
      5. Познание (возможность расширения своего образования, круго-        
 зора, общей культуры, интеллектуальное развитие).                          
      6. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и  духов-        
 ное совершенствование).                                                    
      7. Продуктивная жизнь (максимально полное использование  своих        
 возможностей, сил и способностей).                                         
      8. Здоровье (физическое и психическое).                               
      9. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщен-        
 ность жизни).                                                              
     10. Любовь (духовная и физическая близость  с  любимым  челове-        
 ком).                                                                      
     11. Счастливая семейная жизнь.                                         
     12. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных за-        
 труднений).                                                                
     13. Интересная работа.                                                 
     14. Общественное признание  (уважение  окружающих,  коллектива,        
 товарищей по работе).                                                      
     15. Наличие хороших и верных друзей.                                   
     16. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в при-        
 роде и в искусстве).                                                       
     17. Развлечения (приятное, необременительное  времяпрепровожде-        
 ние, отсутствие обязанностей).                                             
     18. Счастье других (благосостояние, развитие и  совершенствова-        
 ние других людей, всего народа, человечества в целом).                     
 
                   ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.                               
 
      1. Независимость (способность действовать самостоятельно,  ре-        
 шительно).                                                                 
      2. Образованность (широта знаний, высокая общая культура).            
      3. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать об-        
 думанные, рациональные решения).                                           
      4. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения,  уважать        
 иные вкусы, обычаи, привычки). я                                           
      5. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать            
 другим их ошибки и заблуждения). я                                         
      6. Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов.                   
      7. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать  перед        
 трудностями).                                                              
      8. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина).                       
      9. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность  в  рабо-        
 те).                                                                       
     10. Жизнерадостность (чувство юмора).                                  
     11. Воспитанность (хорошие манеры).                                    
     12. Честность (правдивость, искренность).                              
     13. Чуткость (заботливость).                                           
     14. Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).        
     15. Аккуратность (чистоплотность), умение содержать  в  порядке        
 вещи, порядок в делах.                                                     
     16. Исполнительность (дисциплинированность).                           
     17. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие  при-        
 тязания).                                                                  
     18. Непримиримость к недостаткам в себе и других.