МЕТОДИКА:
"Ценностные ориентации"
(М. Рокич).
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону на-
правленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру,
к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жиз-
ненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изуче-
ния ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании
списка ценностей.
Адаптация теста на русском языке проводилась А. Гоштаусом, А.А. Семе-
новым, В.А. Ядовым (ИСЭП АН СССР).
В 1984-1986 гг. на базе общего практикума факультета психологии МГУ
проводилась работа по проверке и улучшению психодиагностических возможнос-
тей методики изучения ценностных ориентаций.
М. Рокич различает два класса ценностей:
- терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального
существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
- инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или
свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и
ценности-средства.
Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо
на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испы-
туемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает
по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надеж-
ные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор
инструментальных ценностей.
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их груп-
пировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, на-
пример, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профес-
сиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности
могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности де-
ла; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические цен-
ности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это да-
леко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных
ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономер-
ность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить
несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность
ответов.
Инструкция для работы с карточками:
"Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением цен-
ностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как прин-
ципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Работайте не спеша,
вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".
Инструкция для работы с таблицами:
"Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас
наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по
значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же
со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и
займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен
отражать Вашу истинную позицию".
Литература:
Психодиагностическая серия. Выпуск 5. Методика изучения ценностных
ориентаций. - М.: "СМЫСЛ", 1992.- 17с.
Примечание к компьютерной версии.
При тестировании испытуемый присваивает ранг №1 наиболее значимой
ценности, №2 - следующей и т.д. При таком присвоении числовых значений
тестовым показателям графическое отображение результатов тестировании бу-
дет выглядеть перевернутым, т.е. наиболее значимой ценности будет соответ-
ствовать наименьший подъем графика.
С визуальной точки зрения наиболее высокому показателю должна соот-
ветствовать наболее высокая точка графика. Поэтому в данной программе чис-
ловые значения графика получаются путем преобразования исходных рангов:
19 - ранговый показатель. Таким образом, наиболее значимой ценности будет
соответствовать 18 баллов, а наименее значимой - 1.
С математической точки зрения в соответствии с правилам ранжирования,
числовые значения рангов будут выглядеть аналогично, поэтому в файл для
статистической обработки данных также записываются преобразованные значе-
ния первичных тестовых показателей.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
----
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Ценностные ориентации.
Ф.И.О:______________________________
Доп. данные:________________________
ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.
Диаграмма:
*
18 ┼────────────────────────────────────────▄▄─────────────
16 ┼ ██ ██ ▄▄
14 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ██
12 ┼────██──────────────────────██─▄▄─██────██───────██─██─
10 ┼ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
8 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██
6 ┼─██─██─██─▄▄────██─██───────██─██─██────██─██────██─██─
4 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ __ ██ ██
1 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
Ат Бт Вт Гт Дт Ет Жт Зт Ит Йт Кт Лт Мт Нт От Пт Рт Ст
Tестовые показатели:
Ранг Балл
Ат. Активная деятельная жизнь - 9 10
Бт. Жизненная мудрость - 4 15
Вт. Здоровье - 8 11
Гт. Интересная работа - 13 6
Дт. Красота природы и искусства - 16 3
Ет. Любовь - 10 9
Жт. Материально обеспеченная жизнь - 12 7
Зт. Наличие хороших и верных друзей - 15 4
Ит. Общественное признание - 14 5
Йт. Познание - 5 14
Кт. Продуктивная жизнь - 7 12
Лт. Развитие - 6 13
Мт. Развлечения - 17 2
Нт. Свобода - 1 18
От. Счастливая семейная жизнь - 11 8
Пт. Счастье других - 18 1
Рт. Творчество - 2 17
Ст. Уверенность в себе - 3 16
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.
Диаграмма:
*
18 ┼────────────────▄▄─────────────────────────────────────
16 ┼ ██ ██ ▄▄
14 ┼ ██ ██ ██ ▄▄ ██
12 ┼────────────────██────██────██────██─▄▄─██─██──────────
10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄
8 ┼ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
6 ┼────██────██────██────██────██─██─██─██─██─██─██─██─▄▄─
4 ┼ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
2 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ __ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
Аи Би Ви Ги Ди Еи Жи Зи Ии Йи Ки Ли Ми Ни Ои Пи Ри Си
Tестовые показатели:
Ранг Балл
Аи. Аккуратность - 15 4
Би. Воспитанность - 11 8
Ви. Высокие запросы - 17 2
Ги. Жизнерадостность - 10 9
Ди. Исполнительность - 16 3
Еи. Независимость - 1 18
Жи. Непримиримость к недостаткам в себе и других - 18 1
Зи. Образованность - 2 17
Ии. Ответственность - 14 5
Йи. Рационализм - 3 16
Ки. Самоконтроль - 8 11
Ли. Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов - 6 13
Ми. Твердая воля - 7 12
Ни. Терпимость - 5 14
Ои. Широта взглядов - 4 15
Пи. Честность - 12 7
Ри. Эффективность в делах - 9 10
Си. Чуткость - 13 6
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.
1. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и
поступках).
2. Творчество (возможность творческой деятельности). я
3. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внут-
ренних противоречий, сомнений).
4. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, дос-
тигаемые жизненным опытом).
5. Познание (возможность расширения своего образования, круго-
зора, общей культуры, интеллектуальное развитие).
6. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духов-
ное совершенствование).
7. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих
возможностей, сил и способностей).
8. Здоровье (физическое и психическое).
9. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщен-
ность жизни).
10. Любовь (духовная и физическая близость с любимым челове-
ком).
11. Счастливая семейная жизнь.
12. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных за-
труднений).
13. Интересная работа.
14. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива,
товарищей по работе).
15. Наличие хороших и верных друзей.
16. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в при-
роде и в искусстве).
17. Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровожде-
ние, отсутствие обязанностей).
18. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствова-
ние других людей, всего народа, человечества в целом).
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.
1. Независимость (способность действовать самостоятельно, ре-
шительно).
2. Образованность (широта знаний, высокая общая культура).
3. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать об-
думанные, рациональные решения).
4. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать
иные вкусы, обычаи, привычки). я
5. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать
другим их ошибки и заблуждения). я
6. Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов.
7. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед
трудностями).
8. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина).
9. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в рабо-
те).
10. Жизнерадостность (чувство юмора).
11. Воспитанность (хорошие манеры).
12. Честность (правдивость, искренность).
13. Чуткость (заботливость).
14. Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).
15. Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке
вещи, порядок в делах.
16. Исполнительность (дисциплинированность).
17. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие при-
тязания).
18. Непримиримость к недостаткам в себе и других.
|