МЕТОДИКА:
Диагностика ранних дезадаптивных схем
(Young Shema Questionnaire-Short Form Revised)
(YSQ S3R)
(Джеффри Янг)
(Jeffrey Young, Ph.D., 2005)
(Касьяник П.М., Романова Е.В., перевод и адаптация, 2014).
Методика предназначена для диагностики ранних дезадаптивных схем Дже-
фри Янга в рамках схема-ориентированного подхода в когнитивной психотера-
пии.
Схемная терапия (схема-терапия) - подход, применяемый в психотерапии
личностных расстройств, прежде всего пограничного и нарциссического.
Основоположником схемной терапии является Джеффри Янг, который в 1990
году обосновал необходимость доработки когнитивно-поведенческой терапии
применительно к личностным расстройствам и создал подход, сочетающий ког-
нитивно-поведенческий, гештальт-подход, теорию привязанности, теорию объ-
ектных отношений и психоанализ.
Необходимость возникновения схема-терапии в недрах когнитивно-пове-
денческой психотерапии была связана с тем, что последний специализируется
на краткосрочной терапии (около 20 сессий) и достиг больших успехов в ле-
чении тревожности, пищевых расстройств, нарушений настроения и других рас-
стройств, фокусируясь на симптомах, развитии недостающих навыков и реше-
нии текущих проблем пациента, тогда как расстройства, работа с которыми
занимает значительно больше времени,
Схемная психотерапия отличается от когнитивно-поведенческой терапии
большим вниманием к детству и подростковому возрасту, как источникам воз-
никновения психологических проблем, к эмоциям, к отношениям между клиентом
и терапевтом и к неадаптивным копинг-стратегиям.
Схемная психотерапия помогает увидеть симптомы как поведение, осно-
ванное на ранней неадаптивной схеме. Схема - это структура, паттерн, кото-
рый накладывается на реальность, чтобы сделать ее более понятной, облег-
чать восприятие и руководить реакциями. Поведение людей с личностными
расстройствами руководится ранними дезадаптивными схемами.
Первой целью схемной терапии является осознавание, то есть идентифи-
кация пациентом своих схем и детского травматического опыта, эмоций и те-
лесных ощущений, а также копинг-стратегий, связанных с этим опытом. Целью
терапии является повышение сознательного контроля над схемами, ослабление
действия воспоминаний, эмоций и телесных ощущений, а также поведения,
связанного с ними.
Одна из задач терапевта в схема-терапии - помочь пациенту облечь в
слова чувственный опыт, активирующий схему. Когда схема активируется, па-
циент бывает затоплен эмоциями и телесными ощущениями. Еще одна задача
терапевта - помочь пациенту соединить и телесные ощущения с ранними дет-
скими воспоминаниями.
Фазы схемной терапии:
1) Фаза оценки и обучения.
1. Идентификация дисфункциональных жизненных паттернов.
2. Идентификация и запуск ранних дезадаптивных схем.
3. Понимание истоков формирования схем в детстве и подростковом воз-
расте.
4. Идентификация копинг-стилей и копинг-стратегий.
5. Оценка темперамента.
6. Сведение всего вместе: формулировка концепции клиентского случая.
2) Фаза изменений.
Когнитивные методики
Эксперименатальные методики.
Ранняя дезадаптивная схема - это понятие схемной терапии, введенное
Джеффри Янгом и обозначающее схему восприятия действительности, влияющую
на поведение.
Ранняя дезадаптивная схема - это защитный эмоциональный и когнитивный
паттерн, который формируется в детстве и повторяется на протяжении всей
жизни. Ранние дезадаптивные схемы дисфункциональны в значительной степени,
состоят из воспоминаний, эмоций, когниций и телесных ощущений и касаются
собственной личности и отношений с другими людьми. Поведение человека ру-
ководствуется схемой, является ответом на нее, но не является частью схе-
мы.
В детстве человек мог пережить плохое обращение, быть покинутым или
отвергнутым. Во взрослом возрасте сформировавшиеся неадаптивные схемы мо-
гут быть активированы событиями, которые человек неосознанно воспринимает
похожими на травматичные события своего детства. Когда схема активируется,
человек переживает сильные негативные эмоции, например, гнев, страх или
стыд.
4 типа раннего опыта способствует формированию неадаптивных схем:
фрустрация потребностей (формирование схем Эмоциональная депривация и
Брошенность);
трамватизация или виктимизация (формирование схем Недоверие / Абьюз,
Ущербность / Стыд, Уязвимость);
слишком много хорошего без ограничений (формирование схем Зависимость
/ Некомпетентность, Грандиозность);
избирательная интернализация или идентификация со значимыми другими.
Схемы делятся на условные и безусловные.
|