МЕТОДИКА:                                  
                   Диагностика ранних дезадаптивных схем                    
              (Young Shema Questionnaire-Short Form Revised)                
                                (YSQ S3R)                                   
                              (Джеффри Янг)                                 
                       (Jeffrey Young, Ph.D., 2005)                         
          (Касьяник П.М., Романова Е.В., перевод и адаптация, 2014).        
 
      Методика предназначена для диагностики ранних дезадаптивных схем Дже- 
 фри Янга в рамках схема-ориентированного подхода в когнитивной  психотера- 
 пии.                                                                       
      Схемная терапия (схема-терапия) - подход, применяемый в  психотерапии 
 личностных расстройств, прежде всего пограничного и нарциссического.       
      Основоположником схемной терапии является Джеффри Янг, который в 1990 
 году обосновал необходимость  доработки  когнитивно-поведенческой  терапии 
 применительно к личностным расстройствам и создал подход, сочетающий  ког- 
 нитивно-поведенческий, гештальт-подход, теорию привязанности, теорию  объ- 
 ектных отношений и психоанализ.                                            
      Необходимость возникновения схема-терапии в  недрах  когнитивно-пове- 
 денческой психотерапии была связана с тем, что последний  специализируется 
 на краткосрочной терапии (около 20 сессий) и достиг больших успехов в  ле- 
 чении тревожности, пищевых расстройств, нарушений настроения и других рас- 
 стройств, фокусируясь на симптомах, развитии недостающих навыков  и  реше- 
 нии текущих проблем пациента, тогда как расстройства,  работа  с  которыми 
 занимает значительно больше времени,                                       
      Схемная психотерапия отличается от  когнитивно-поведенческой  терапии 
 большим вниманием к детству и подростковому возрасту, как источникам  воз- 
 никновения психологических проблем, к эмоциям, к отношениям между клиентом 
 и терапевтом и к неадаптивным копинг-стратегиям.                           
      Схемная психотерапия помогает увидеть симптомы как  поведение,  осно- 
 ванное на ранней неадаптивной схеме. Схема - это структура, паттерн, кото- 
 рый накладывается на реальность, чтобы сделать ее более  понятной,  облег- 
 чать восприятие и  руководить  реакциями.  Поведение  людей с  личностными 
 расстройствами руководится ранними дезадаптивными схемами.                 
      Первой целью схемной терапии является осознавание, то есть  идентифи- 
 кация пациентом своих схем и детского травматического опыта, эмоций и те-  
 лесных ощущений, а также копинг-стратегий, связанных с этим опытом. Целью  
 терапии является повышение сознательного контроля над схемами,  ослабление 
 действия воспоминаний, эмоций и  телесных  ощущений,  а  также  поведения, 
 связанного с ними.                                                         
      Одна из задач терапевта в схема-терапии - помочь пациенту  облечь  в  
 слова чувственный опыт, активирующий схему. Когда схема активируется, па-  
 циент бывает затоплен эмоциями и телесными ощущениями.  Еще  одна  задача  
 терапевта -  помочь пациенту соединить и телесные ощущения с ранними дет-  
 скими воспоминаниями.                                                      
 
      Фазы схемной терапии:                                                 
 
      1) Фаза оценки и обучения.                                            
      1. Идентификация дисфункциональных жизненных паттернов.               
      2. Идентификация и запуск ранних дезадаптивных схем.                  
      3. Понимание истоков формирования схем в детстве и подростковом  воз- 
 расте.                                                                     
      4. Идентификация копинг-стилей и копинг-стратегий.                    
      5. Оценка темперамента.                                               
      6. Сведение всего вместе: формулировка концепции клиентского случая.  
 
      2) Фаза изменений.                                                    
      Когнитивные методики                                                  
      Эксперименатальные методики.                                          
 
      Ранняя дезадаптивная схема - это понятие схемной  терапии,  введенное 
 Джеффри Янгом и обозначающее схему восприятия  действительности,  влияющую 
 на поведение.                                                              
      Ранняя дезадаптивная схема - это защитный эмоциональный и когнитивный 
 паттерн, который формируется в детстве и повторяется  на  протяжении  всей 
 жизни. Ранние дезадаптивные схемы дисфункциональны в значительной степени, 
 состоят из воспоминаний, эмоций, когниций и телесных ощущений  и  касаются 
 собственной личности и отношений с другими людьми. Поведение человека  ру- 
 ководствуется схемой, является ответом на нее, но не является частью  схе- 
 мы.                                                                        
      В детстве человек мог пережить плохое обращение, быть  покинутым  или 
 отвергнутым. Во взрослом возрасте сформировавшиеся неадаптивные схемы  мо- 
 гут быть активированы событиями, которые человек неосознанно  воспринимает 
 похожими на травматичные события своего детства. Когда схема активируется, 
 человек переживает сильные негативные эмоции, например,  гнев,  страх  или 
 стыд.                                                                      
      4 типа раннего опыта способствует формированию неадаптивных схем:     
      фрустрация потребностей (формирование схем Эмоциональная депривация и 
 Брошенность);                                                              
      трамватизация или виктимизация (формирование схем Недоверие / Абьюз,  
 Ущербность / Стыд, Уязвимость);                                            
      слишком много хорошего без ограничений (формирование схем Зависимость 
 / Некомпетентность, Грандиозность);                                        
      избирательная интернализация или идентификация со значимыми другими.  
 
      Схемы делятся на условные и безусловные.                              
     Безусловная схема подразумевает, что человек ничего не может сделать, 
 чтобы предотвратить пугающие последствия, ею предсказанные, например,  что 
 человека бросят, перестанут любить или что он плох и никуда не годится.    
      Условные схемы подразумевают, что человек может что-то сделать, чтобы 
 исправить ситуацию, например, схема Самопожертвование  обещает,  что  если 
 человек будет жертвовать собой, то его не бросят и будут любить.  Условные 
 схемы формируются позже и часто являются вторичными схемами, в основе  ко- 
 торых лежит какая-то безусловная схема.                                    
      Ранняя дезадаптивная схема, скорее всего, не может быть  стерта  пол- 
 ностью, так как она основана  на  бессознательно  запомненном  чувственном 
 опыте пугающих и травматических событий. Такого рода опыт никогда не  сти- 
 рается полностью, но можно осознать его и начать контролировать  бессозна- 
 тельную реакцию на стимулы, приводящие схему в действие.                   
 
      18 ранних неадаптивных схем объединяются в 5 доменов.                 
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе диаграмма, а  также  автоматическая  интерпретация 
 результатов тестирования основана на показателях выраженных в процентах.   
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий тестовый показатель;                               
      21% -  40%  пониженный тестовый показатель;                           
      41% -  60%  средний тестовый показатель;                              
      61% -  80%  повышенный тестовый показатель;                           
      81% - 100%  высокий тестовый показатель.                              
      Последовательность интерпретации шкал 18 ранних неадаптивных схем ме- 
 тодики основана на их вхождении в тот или иной домен и не совпадает с  по- 
 рядковым номером.                                                          
 
      Опросник состоит из 90 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 20-30 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Диагностика ранних дезадаптивных схем (YSQ S3R).                 
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
      % *                                                                   
    100 ┼───────────────────────────────────────────────────────            
     90 ┼                                                                   
     80 ┼───────────────────────────────────────────────────────            
     70 ┼                                                                   
     60 ┼───────██─██───────██───────▄▄────▄▄───────██──────────            
     50 ┼    ██ ██ ██       ██ ██    ██    ██       ██                      
     40 ┼────██─██─██───────██─██────██────██────██─██────██────            
     30 ┼    ██ ██ ██       ██ ██    ██    ██ ██ ██ ██ ██ ██                
     20 ┼─▄▄─██─██─██─██─▄▄─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─            
     10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██             
      0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*           
          ЭД ПН НО СО ДС НС ЗБ Уз ЗН Пк См ПЭ ЖП ПГ НС ПО НП Пн             
 
 
                         Тестовые показатели:                               
                                                      S   S1 S2   S3        
  1. Эмоциональная депривированность          - ЭД = 10  20%  0   0%        
  2. Покинутость / Нестабильность             - ПН = 19  56%  2  40%        
  3. Недоверие / Ожидание жестокого обращения - НО = 21  64%  2  40%        
  4. Социальная отчужденность                 - СО = 22  68%  3  60%        
  5. Дефективность / Стыдливость              - ДС = 11  24%  0   0%        
  6. Неуспешность                             - Нс = 10  20%  0   0%        
  7. Зависимость / Беспомощность              - ЗБ = 21  64%  3  60%        
  8. Уязвимость                               - Уз = 19  56%  1  20%        
  9. Запутанность / Неразвитая идентичность   - ЗН = 11  24%  0   0%        
 10. Покорность                               - Пк = 20  60%  3  60%        
 11. Самопожертвование                        - См = 12  28%  1  20%        
 12. Подавленность эмоций                     - ПЭ = 20  60%  3  60%        
 13. Жесткие стандарты / Придирчивость        - ЖП = 14  36%  0   0%        
 14. Привилегированность / Грандиозность      - ПГ = 16  44%  2  40%        
 15. Недостаточность самоконтроля             - НС = 22  68%  4  80%        
 16. Поиск одобрения                          - ПО = 14  36%  1  20%        
 17. Негативизм / Пессимизм                   - НП = 16  44%  2  40%        
 18. Пунитивность                             - Пн = 12  28%  0   0%        
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
                 I. РАЗРЫВ СВЯЗЕЙ И ОТВЕРЖЕНИЕ.                             
      Ожидание того, что потребности пациента в защите, безопаснос-         
 ти, стабильности, опеке, эмпатии, принятии, одобрении  и  уважении         
 не будет предсказуемо удовлетворены. В семейной истории таких  па-         
 циентов характерно: изолированное (обособленное), холодное, отвер-         
 гающее, взрывное, непредсказуемое или жестокое поведение.                  
 
      Эмоциональная депривированность.                                      
      Ожидание того, что желание эмоциональной поддержки не будет в         
 достаточной мере удовлетворено другими.                                    
      3 основных формы депривации:                                          
      А) Депривация опеки: отсутствие внимания, любви (привязаннос-         
 ти), теплоты, или товарищеских отношений (дружеского общения).             
      Б) Депривация эмпатии: отсутствие понимания,  желания  выслу-         
 шать (пациента), возможности раскрыться и поделиться своими  пере-         
 живаниями (взаимно).                                                       
      В) Депривация защиты: отсутствие силы, управления, или  руко-         
 водства от других.                                                         
      Тестовый показатель: низкий.                                          
 
      Покинутость / Нестабильность.                                         
      Субьективно воспринимаемое поведение близких людей как  нена-         
 дежное или нестабильное. Включает опасения, что значимые другие не         
 будут способны продолжать оказывать эмоциональную поддержку, опеку         
 и практическую защиту, потому что они эмоционально  непостоянны  и         
 непредсказуемы (напр: вспышки ярости), ненадежны или не все  время         
 находятся рядом, либо потому что они неминуемо умрут  или  покинут         
 пациента ради кого-нибудь получше.                                         
      Тестовый показатель: средний.                                         
 
      Недоверие / Ожидание жестокого обращения.                             
      Ожидание того, что другие причинят боль,  оскорбят,  обманут,         
 будут манипулировать и использовать пациента.  Обычно  включает  в         
 себя представления, что этот вред является преднамеренным или  ре-         
 зультатом необоснованной (неоправданной) и чрезвычайной небрежнос-         
 ти. Может включать в себя представления о том, что пациент в итоге         
 все равно обязательно будет обманут или "вытянет короткую спичку".         
      Тестовый показатель: повышенный.                                      
 
      Социальная отчужденность.                                             
      Чувство изолированности от остального мира, отличности от ос-         
 тальных людей, пациент не чувствует себя членом любой  группы  или         
 сообщества.                                                                
      Тестовый показатель: повышенный.                                      
 
      Дефективность / Стыдливость.                                          
      Ощущение собственной дефективности (ущербности), пациент счи-         
 тает себя плохим, нежеланным, ненужным, подчиненным, стоящим  ниже         
 (по развитию, уму) в важных аспектах. Может включать в себя п овы-         
 шенную чувствительность к критике, осуждению и  отторжению;  повы-         
 шенную рефлексивность (самокопание), постоянные сравнения  себя  с         
 другими и чувство небезопасности в окружении людей;  стыд  относи-         
 тельно своих недостатков. Эти недостатки могут быть личными (напр:         
 эгоизм, вспышки агрессии, недопустимые  сексуальные  желания)  или         
 публичными (нежелательные физические проявления, социальная неком-         
 петентность).                                                              
      Тестовый показатель: пониженный.                                      
 
                               ---                                          
 
   II. ДЕФИЦИТ АВТОНОМИИ И БОЯЗНЬ ПРОЯВИТЬ СЕБЯ (ЗАЯВИТЬ О СЕБЕ).           
       Ожидания (от себя и окружающего мира), которые  сталкиваются         
 с пониженной способностью  к  сепарации,  выживанию,  независимому         
 функционированию и успешному проявлению себя. В типичной  семейной         
 истории таких пациентов спутанность  (семейных  ролей,  отсутствие         
 внутрисемейных  личных границ), подрыв уверенности ребенка в себе,         
 гиперопека или провал попытки подготовить ребенка к успешному про-         
 явлению себя вне семьи.                                                    
 
      Зависимость / Беспомощность.                                          
      Вера в свою неспособность компетентно справляться  с  повсед-         
 невными обязанностями (забота о себе, решение ежедневных проблем и         
 новых задач, принятие здравых  решений)  без  значительной  помощи         
 других. Часто выглядит как беспомощность.                                  
      Тестовый показатель: повышенный.                                      
 
      Уязвимость.                                                           
      Чрезвычайный страх, что неизбежная катастрофа может произойти         
 в любой момент и пациент будет неспособен предотвратить ее. Страхи         
 сосредоточены на одном или нескольких пунктах:                             
      А) Медицинские  катастрофы:  например,  сердечные   приступы,         
 СПИД.                                                                      
      Б) Эмоциональные катастрофы: например, сумасшествие.                  
      В) Внешние катастрофы: например, обрывание троса лифтов,  на-         
 падение преступников, авария в самолете, землетрясение.                    
      Тестовый показатель: средний.                                         
 
      Запутанность / Неразвитая идентичность.                               
      Чрезмерная эмоциональная вовлеченность, близость  с одним или         
 несколькими значимыми другими (часто родителями) в ущерб полноцен-         
 ной индивидуализации и  нормальному  социальному  развитию.  Часто         
 включает в себя уверенность в том, что по  крайней  мере  один  из         
 участников этих симбиотических отношений не сможет выжить или быть         
 счастливым без постоянной поддержки другого. Также может  включать         
 чувство задушенности и растворенности, сплавленности (опутанности)         
 с другими ИЛИ недостаточной индивидуальной идентичности. Часто пе-         
 реживается как чувство опустошенности, отсутствия цели, в  крайних         
 случаях подвергается сомнению собственное существование.                   
      Тестовый показатель: пониженный.                                      
 
      Неуспешность.                                                         
      Уверенность в том, что пациент потерпел неудачу или неизбежно         
 потерпит ее в будущем, в том, что он намного хуже равных ему людей         
 в различных сферах деятельности (в школе, на работе,  в  спорте  и         
 т.д.). Обычно включает в себя убежденность в собственной глупости,         
 некомпетентности, бездарности  (бесталанности),  невежественности,         
 неуспешности относительно других и т.д.                                    
      Тестовый показатель: пониженный.                                      
 
                               ---                                          
 
                   III. НАРУШЕНИЕ ГРАНИЦЫ.                                  
      Дефицит внутренних  границ,  ответственности  перед  другими,         
 долгосрочной ориентации на цель. Приводит к сложности  в  уважении         
 прав других людей, сотрудничеству с другими и становлении  реалис-         
 тичных целей. Для семей таких пациентов характерно (в семейной ис-         
 тории): либеральность, попустительство, баловство, нехватка  руко-         
 водства и воспитание чувства превосходства - вместо  соответствую-         
 щей конфронтации, дисциплины и взятия на себя  ответственности  (в         
 разумных пределах), обоюдного сотрудничества и постановки  реалис-         
 тичных целей. В некоторых случаях ребенок не получает соответству-         
 ющего опыта и не приобретает способность выносить нормальный  уро-         
 вень дискомфорта; либо он не получает адекватного надзора (контро-         
 ля), управления и руководства.                                             
 
      Привилегированность / Грандиозность.                                  
      Уверенность в своем превосходстве над другими людьми и  обла-         
 дании особыми правами и привилегиями, либо  отсутствии  каких-либо         
 правил, необходимых для  нормального  социального  взаимодействия,         
 которым он обязан был бы следовать. Часто  включает  настойчивость         
 (убеждение), что пациенту позволено делать все, что  ему  заблаго-         
 рассудится, не взирая на реальность, на то, что другие считают ра-         
 зумным, ИЛИ преувеличенное сосредоточение на превосходстве  (напр.         
 общение с самыми успешными, знаменитыми, богами людьми) - дабы са-         
 мому достичь власти и контроля (а не ради внимания  и  одобрения).         
 Иногда включает чрезмерный дух соперничества; стремление вырваться         
 вперед или доминирование. Среди  других  проявлений:  демонстрация         
 своей силы, принуждение к принятию другими его точки зрения, конт-         
 роль над поведением других людей по своему усмотрению  (желанию) -         
 без эмпатии или беспокойства о потребностях и чувствах других.             
      Тестовый показатель: средний.                                         
 
      Недостаточность самоконтроля.                                         
      Постоянные сложности или отказ от осуществления  достаточного         
 самоконтроля и фрустрированная толерантность  к  достижению  целей         
 или к ограничению чрезмерного выражению своих эмоций и  импульсов.         
 При умеренной форме пациент демонстрирует чрезмерную  выраженность         
 избегания дискомфорта: избегания боли,  конфликтов,  конфронтаций,         
 ответственности и перенапряжения - ценой утраты  самоосуществления         
 (самовыражения), обязанностей или целостности.                             
      Тестовый показатель: повышенный.                                      
 
                               ---                                          
 
       IV. НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ДРУГИХ (ОРИЕНТАЦИЯ НА ДРУГИХ).                 
      Чрезмерная сфокусированность  на желаниях, чувствах и реакци-         
 ях других, ценой жертвования собственными потребностями - с  целью         
 получить любовь и одобрение, поддерживать связь и избежать наказа-         
 ния (возмездия). Обычно включает  подавление  и  слабое  осознание         
 своих агрессивных импульсов и естественных склонностей. Для  семей         
 таких пациентов характерно принятие детей, только  в  том  случае,         
 если они будут удовлетворять определенным требованиям (принятие  с         
 оговорками). Дети должны подавлять важные аспекты  своей  личности         
 для того, чтобы получить любовь, внимание и одобрение родителей. В         
 большинстве подобных семей эмоциональные потребности и желания ро-         
 дителей или социальное принятие и  статус -  ценятся  больше,  чем         
 уникальные  чувства и потребности ребенка.                                 
 
      Покорность.                                                           
      Безоговорочное подчинение контролю  других  людей,  поскольку         
 пациент чувствует себя принужденным - обычно чтобы избежать гнева,         
 мести или отказа. Существует две основные формы покорения:                 
      А) Подчинение  потребностей: Подавление (пренебрежение)  соб-         
 ственными предпочтениями, суждениями и желаниями.                          
      Б) Подчинение  эмоций:  Подавление  эмоционального  выражения         
 чувств, особенно гнева.                                                    
      Обычно включает в себя восприятие собственных желаний, мнений         
 и чувств как не важных для других людей. Часто демонстрирует чрез-         
 мерную уступчивость, сочетающуюся с гиперчувствительностью к  ощу-         
 щению загнанности в ловушку. Обычно приводит к возникновению  гне-         
 ва, который проявляется  в  неадкватных,  дезадаптивных  симптомах         
 (пассивно-агрессивное поведение, неконтролируемые  вспышки  агрес-         
 сии, психосоматические симптомы, отреагирование во вне,  алкоголи-         
 зация и наркомания).                                                       
      Тестовый показатель: средний.                                         
 
      Самопожертвование.                                                    
      Чрезмерная фокусировка на добровольном удовлетворении потреб-         
 ностей других людей в повседневных  ситуациях  ценой  собственного         
 удовольствия (и удовлетворения своих потребностей). Основные  при-         
 чины: предотвращение причинения боли другим, избегание чувства ви-         
 ны от ощущения себя эгоистичным или поддержание отношений с други-         
 ми, воспринимаемыми как нуждающиеся.  Часто  является  результатом         
 гиперчувствительности к боли других людей. Иногда приводит к тому,         
 что собственные потребности не удовлетворяются к негодованию  тех,         
 о ком он заботится  (перекликается с понятием "созависимость").            
      Тестовый показатель: пониженный.                                      
 
      Поиск одобрения.                                                      
      Чрезмерное стремление к получению  одобрения,  признания  или         
 внимания от других людей или  приспосабливание  ценой  прекращения         
 развития безопасного и истинного селфа.  Самоуважение  зависит  от         
 реакций других людей, а не от собственных ощущений. Иногда включа-         
 ет в себе чрезмерную заботу о своем социальном  положении  (стату-         
 се), внешности, признании, деньгах или достижениях. Часто  отража-         
 ется на главных жизненных решениях, которые оказываются  неподлин-         
 ными и неудовлетворительными или на гиперчувствительности к отвер-         
 жению.                                                                     
      Тестовый показатель: пониженный.                                      
 
                               ---                                          
 
             V. СВЕРХБДИТЕЛЬНОСТЬ И ПОДАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ.                      
      Придание чрезмерного значения подавлению своих спонтанно воз-         
 никающих чувств, импульсов и предпочтений  ИЛИ  выработка  жестких         
 внутренних правил, касающихся  этичности поведения - часто в ущерб         
 собственному счастью, самореализации, расслаблению, самовыражению,         
 близким отношениям и здоровью. Для семей таких пациентов характер-         
 ны: жестокость, деспотичность, требовательность, иногда применение         
 наказаний: наличие множества обязательств, перфекционизм, следова-         
 ние правилам, скрывание эмоций, избегание возможных ошибок  прева-         
 лирует над получением удовольствия, радости и  релаксации.  Обычны         
 скрытые тенденции к пессимизму и тревожности они  выходят  на  по-         
 верхность, если пациенту не удается быть бдительным и осторожным в         
 течение всего времени (постоянно).                                         
 
      Негативизм / Пессимизм.                                               
      Первазивная фокусировка на протяжении всей жизни на  негатив-         
 ных аспектах бытия (боль, смерть, потери, разочарование,  конфлик-         
 ты, вина, нерешенные проблемы, чувство  обиды,  возможные  ошибки,         
 предательство и пр.)  при  отрицании  всех  положительных  сторон.         
 Обычно включает преувеличенные ожидания в области работы, финансов         
 или межличностных отношений того, что все непременно будет  плохо,         
 и даже если какие-то аспекты жизни кажутся  вполне  успешными,  в,         
 конце концов, все обязательно кончится  неудачей.  Также  включает         
 чрезмерный страх сделать ошибку, которая  приведет  к:  разорению,         
 потере, унижению, попаданию в неприятную ситуацию.  Поскольку  по-         
 тенциальные негативные последствия всегда преувеличиваются,  такие         
 пациенты часто характеризуются как хронически тревожные,  бдитель-         
 ные, жалующиеся, нерешительные.                                            
      Тестовый показатель: средний.                                         
 
      Подавленность эмоций.                                                 
      Чрезмерное подавление спонтанных действий, чувств или  комму-         
 никаций обычно с целью избегания разочарования со  стороны  других         
 людей, чувства стыда или потери контроля  над  своими  влечениями.         
 Наиболее часто подавлению подвергаются: a) гнев и агрессия; б) по-         
 зитивные влечения (радость, сексуальное возбуждение, любовь,  при-         
 вязанность, игра; в) уязвимость, ранимость, желание свободно гово-         
 рить о чувствах и потребностях других людей; г) чрезмерная фокуси-         
 ровка на рациональности при игнорировании эмоций.                          
      Тестовый показатель: средний.                                         
 
      Жесткие стандарты / Придирчивость.                                    
      Полная уверенность  в необходимости стремиться к очень  высо-         
 ким интернализированным стандартам  поведения  с  целью  избегания         
 критики. Обычно приводит к ощущению давления  или  энергетического         
 спада (обессиленности) и чрезвычайно придирчивости по отношению  к         
 себе или другим. Всегда включает трудности в  достижении  удоволь-         
 ствия, релаксации, удовлетворения результатами своей деятельности,         
 отражается на здоровье, самоуважении и т.д.                                
      Жесткие стандарты обычно выражаются следующим образом:                
      А) перфекционизм, чрезмерное внимание к  деталям,  недооценка         
 результатов своей деятельности (относительно нормы);                       
      Б) ригидные, жесткие установки, правила  и  обязательства  во         
 многих сферах жизни, включая нереалистично высокие моральные, эти-         
 ческие, культурные или религиозные стандарты правил поведения;             
      В) погоня за совершенством (трата большого количества времени         
 и энергии).                                                                
      Тестовый показатель: пониженный.                                      
 
      Пунитивность.                                                         
      Убеждение в том, что люди должны быть жестоко наказаны за со-         
 вершение ошибок. Включает агрессию, гнев и нетерпимость по отноше-         
 нию к людям (в том числе и самому себе),  неоправдывающим  надежды         
 или несоответвующим стандартам. Обычно включает в себя трудности в         
 прощении ошибок окружающим (или самому себе) из-за нежелания  рас-         
 смотреть смягчающие обстоятельства,  сопереживать  или  непринятия         
 факта человеческого несовершенства.                                        
      Тестовый показатель: пониженный.                                      
 
                               ---