МЕТОДИКА:
Висбаденский опросник
к методу
позитивной психотерапии и семейной психотерапии
(Н. Пезешкиан, Х. Дайденбах)
(Wiesbadener Inventar zur Positiven Psychotherapie
und Familientherapie - WIPPF)
(N. Peseschkian, Н. Deidenbach).
Методика предназначена для оценки характерологических и личностных
особенностей и оценки способов переработки конфликтов.
Методика предложена Н. Пезешкианом при сотрудничестве Х. Дайденбаха.
Используется в психологической и медицинской практике, в частности
при нарушении поведения, психосоматических расстройствах, неврозах и пси-
хозах.
Методика разработана на основе собственной неопсихоаналитической кон-
цепции немецким психиатром Н. Пезешкианом в сотрудничестве с Х. Дайденба-
хом (Nossrat Peseschkian, Hans Deidenbach) в 1980-х годах.
В теоретических представления опросника конфликт рассматриваетсь в
виде трех составляющих:
стратегий поведения в конфликтной ситуации;
образцов поведения в конфликтной ситуации, приобретенных в семье;
особенностей личности испытуемого.
Опросник является вторым субтестом в методе позитивной психотерапии и
семейной психотерапии.
Авторский вариант метода позитивной психотерапии и семейной психоте-
рапии состоит из четырех вербальных тестов:
первичного интервью;
собственно Висбаденский опросник;
календарь наблюдения, для самостоятельной оценки клиентом психотера-
пии;
карманный календарь врача, для отслеживания специалистам качества ин-
тервенции.
По мнению отечественных исследователей, Висбаденский опросник может
использоваться психологами как самостоятельный психодиагностический ин-
струмент.
Существует две формы опросника (А и Б), позволяющие вести контроль
психотерапевтического процесса.
Российская адаптация сделана С.Ю. Зелинской и А.И Тащевой в 2000 г.
Обработка осуществляется по каждому качеству отдельно путем суммиро-
вания полученных баллов на вопросы, относящиеся к данному качеству, с по-
следующим занесением данных на бланк.
Описание шкал WIPPF:
╔═════════════════════╦════════════════════════════════════════════════╗
║ Шкала ║ Содержание ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 1. Аккуратность: ║ небрежный - педантичный ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 2. Чистоплотность: ║ неряшливый - опрятный ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 3. Пунктуальность: ║ непунктуальный - сверхпунктуальный ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 4. Вежливость: ║ бесцеремонный - учтивый ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 5. Честность: ║ скрытный - искренний ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 6. Усердие: ║ ленивый - сверхстарательный ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 7. Обязательность: ║ необязательный - обязательный ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 8. Бережливость: ║ расточительный - скупой ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 9. Послушание: ║ послушный - самостоятельный ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 10. Справедливость: ║ несправедливый - справедливый ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 11. Верность: ║ неверный - верный ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 12. Терпение: ║ нетерпеливый - терпеливый ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 13. Время: ║ успевающий - неуспевающий ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 14. Контакты: ║ замкнутый - общительный ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 15. Доверие: ║ подозрительный - доверчивый ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 16. Надежда: ║ отчаявшийся - надеющийся ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 17. Нежность/секс.: ║ отвергающий - зависящий ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 18. Любовь: ║ требовательный - балующий ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 19. Вера/религия: ║ безразличный - верующий ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 20. Тело/ощущения: ║ здоровье - психосоматические нарушения ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 21. Деятельность: ║ дезорганизация - "бегство" в работу ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 22. Контакты: ║ замкнутость - "бегство" в общение ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 23. Фантазии: ║ отсутствие - "бегство" в мечты ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 24а. Я/мать: ║ отвержение - принятие ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 24б. Я/отец: ║ отвержение - принятие ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 25. ТЫ: ║ отчужденность - единство ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 26. МЫ: ║ замкнутость - общительность ║
╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣
║ 27. ПРА-МЫ: ║ безразличие - фанатизм ║
╚═════════════════════╩════════════════════════════════════════════════╝
Все описанные в этих шкалах способности или механизмы реагирования на
конфликты являются конструктами, т. е. принятыми или выявленными качества-
ми, которые скрываются за воспринимаемыми текстовыми вопросами (Lienert.
1967. S. 261).
Актуальные способности являются гипотетическими конструктами на сред-
нем уровне абстрагирования. В этом смысле они означают, что поведение сос-
тоит не только из совокупности отдельных поступков, но и подчинено опреде-
ленным закономерностям, которые управляют ими (Peseschkian. 1977. S. 99).
Актуальные способности являются социальными и общественными нормами,
переменными социализации, ролевыми стабилизаторами, групповыми признаками
(Peseschkian. 1977. S. 100).
Авторы находят в психологической и медицинской литературе указание на
такие конструкты, как чистоплотность, аккуратность, пунктуальность и пр.
Особенно при нарушении поведения, психосоматических расстройствах, невро-
зах и психозах (Peseschkian. 1977. S. 94): могут быть названы такие имена,
как 3. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм, А. Митчерлих, Е. X. Эриксон.
Шкалы 1-27 являются биполярными. Ответы, характеризующие лежащие в их
основе конструкты, могут иметь следующие значения: при полном согласии
"ДА", при отрицании "НЕТ", а также существуют 2 промежуточные возможности
ответов (скорее "ДА", скорее "НЕТ").
Все ответы по всем вопросам переводятся в баллы:
"ДА" - 4 балла,
скорее "ДА" - 3 балла,
скорее "НЕТ" - 2 балла,
"НЕТ" - 1 балл.
Каждому конструкту на их полюсах соответствуют синонимичные существи-
тельные, прилагательные, глаголы и выражения. Следующие ниже описания шкал
приводятся по Peseschkian. 1977. S. 54 (шкалы 1-19) и Peseschkian. 1982.
S. 94 (шкалы 20-23) и S. 106 (шкалы 24-27).
1. Аккуратность. Аккуратность, любовь к по рядку проявляются в полном
соответствии каждой вещи своему месту; ни одна из вещей не мешает другой,
любая может быть тут же найдена в нужный момент.
Полюсы и их синонимы.
10-12 баллов - педантичность, стерильность, уборка.
3-5 балла - беспорядок, небрежность, содом и гоморра, разбрасывать
вeщи и не убирать за собой.
2. Чистоплотность. Под чистоплотность авторы понимают уход за телом,
одеждой, предметами ежедневного пользования, чистоту и опрятность помеще-
ния и окружающей среды.
10-12 баллов - вылизанная квартира, быть ухоженным, одетым с иголоч-
ки, чистюля.
3-5 балла - неряшливость, неумытый, дурно пахнущий.
3. Пунктуальность. Под пунктуальностью они понимают строгое соблюде-
ние условленного или нежидаемого времени.
10-12 баллов - точность до минуты.
3-5 балла - непунктуальность, опоздание, заставлять себя ждать.
4. Вежливость. Вежливость понимается как скрытая агрессия на социум.
10-12 баллов - сверхдружелюбный, подхалимство, лицемерие, галантный,
хорошие манеры неспособность отказать, быть милым.
3-5 балла - ранящая невнимательность, как слон в посудной лавке, бес-
тактность, дерзость.
5. Честность - прямота. Под этим они понимают открытое высказывание
своего мнения, не обращая внимание на возможные влияния окружающей среды.
10-12 баллов - фанатичное стремление к истине, правдивость, откровен-
ность, добросовестность, не скрывать своего мнения, что на уме, то на язы-
ке, говорить, что думаешь, ничего не утаивать.
3-5 балла - неискренность, скрытность, ложь, замкнутость, врет, как
по писаному, избегает объяснений.
6. Усердие - деятельность. Под усердием они понимают готовность в те-
чение длительного времени предаваться напряженной и утомительной работе
для достижения определенной цели.
10-12 баллов - карьеризм, стремление к успе-удиться, как пчела, рве-
ние, старание.
1-5 балла - леность, сбой в работе, празд-, лодырничать.
7. Обязательность, точность, совестливость. Об обязательности они го-
ворят тогда, когда в чем-то можно положиться на человека, он даже в наше
отсутствие выполнит свое обещание. Под точностью они понимают такую уста-
новку или поведение, которые направлены на возможно более безошибочное,
безукоризненное выполнение работы. О совестливости говорят, когда любая
деятельность выполняется в соответствии с внутренними требованиями точ-
ности, добросовестности и корректности.
10-12 баллов - принципиальность, совершенность, скрупулезность, рас-
четливость, обстоятельность.
3-5 балла - неточность, необязательность, (небрежность, сегодня од-
но - завтра другое, смотреть сквозь пальцы на допущенную неточность.
8. Бережливость. Под бережливостью они понимают экономное обращение с
деньгами и вещами.
10-12 баллов - скупость, ничем не гнушаться, называть себе во всем,
считать каждую копейку.
3-5 балла - расточительство, разбрасывать деньги пригоршнями, широта
натуры.
9. Послушание. Под послушанием понимается следование просьбам, пору-
чениям, приказам внешнего авторитета (пассивное) и требование подобного
поведения от других (активное).
10-12 баллов - слепое подражание, драконовская строгость, предан-
ность авторитету, подчинять своей воле.
3-5 балла - непослушание, упрямство, бунт, антиавторитарный.
10. Справедливость. Под справедливостью понимается поведение, при ко-
тором руководствуются больше разумными рассуждениями, чем личными привя-
занностями и склонностями.
10-12 баллов - жажда справедливости, сверхчувствительность, суровая
справедливость.
3-5 балла - несправедливость, предпочтение.
Утверждения:
11. Верность. Под верностью понимается достаточно длительное следова-
ние само собой разумеющимся (ср. Hofstatter. 1966. S. 57) подсознательным
или осознанным нормам и концепциям, первично - в сексуальной, вторично - в
других сферах жизни.
10-12 баллов - ригидность, закоренелость, упрямство, держаться за
унаследованное, не сгибаться, непоколебимый, неопровержимый, пока смерть
не разлучит вас.
3-5 балла - неверность, колеблющийся, как флюгер на ветру, навострить
лыжи.
12. Терпение. Терпение означает способность ждать, отсрочивать испол-
нение желаний, а также поддерживать в себе и других развитие способности,
несмотря на сомнения и ожидания.
10-12 баллов - терпение, умение ждать, оставлять время.
3-5 балла - нетерпеливость, агрессивность, оказывать давление на ко-
го-либо, не хотеть ждать, критиковать, придираться.
13. Время. Под временем понимается способость уделять себе и другим
достаточное количество времени, оказывать другим достаточное внимание и
разрешать кое-что себе самому.
10-12 баллов - уделять время себе (другим), чувство времени, упорядо-
ченное распределение времени.
3-5 балла - перегрузки, стресс, время - деньги.
14. Контакты. Под контактами понимается способность посвящать себя
другим людям, даже если они проявляют другие актуальные способности, и по-
этому не считаться с одобрением.
10-12 баллов - поиск общения, связь, близость, привязанность, отноше-
ния, интимность.
3-5 баллов - застенчивость, робость, скромность, стесненность, неуве-
ренность, напряженность.
15. Доверие. Под доверием понимается способность принимать себя или
других людей в их неповторимости такими, как они есть. Доверие - это пози-
тивная установка по отношению к отдельным способам поведения, которыми об-
ладает человек или которые от него ожидаются.
10-12 баллов - доверительный, доверчивый, наивный.
3-5 балла - недоверие, подозрительность, подозрение, подчинение, рев-
ность, комплекс неполноценности, недоверие к себе.
16. Надежда. Надежда - это способность признавать будущие возможности
для развития и, таким образом, делать успехи настоящего дня относительны-
ми.
10-12 баллов - оптимизм, розовые очки, on ентация на будущее.
3-5 балла - сомнение, разочарование, без^ дежность, бессмысленность.
17. Сексуальность - нежность. Под сексуаностью и нежностью понимаются
отношения к физическому контакту, к стимуляции эрогенных зон у себя самого
и у других людей.
10-12 баллов - принимающий и дарящий физические контакты, зависимый.
3-5 балла - страх прикосновения, зажатоcсть, холодность, защищающий-
ся.
18. Любовь. Любовь понимается как эмоциональное отношение, которое
независимо от принятых или имеющихся качеств и образа поведения другого
человека характеризует принятие его личности. К ряду объектов она может
подходить с различной градацией (например, можно принимать человека неза-
висимо от того, пунктуален он или непунктуален, опрятен или нет, порядочен
или непорядочен и иное, если это чувство может быть отвергнуто. Любовь
(принятие) и отвержение (до ненависти) содержательно связаны таким образом
в этом опроснике с вторичными (шкалы 1-11) и первичными способностями
(шкалы 12-17 и 19) другого человека.
10-12 баллов - принимающий, лично заинтересованный, балующий, попус-
тительствующий.
3-5 балла - отвержение, холодность, бесчувственность, горечь, равно-
душие, наказание, разочарование, пессимизм, ненависть, требовательность.
19. Вера, религия, церковь. Под верой понимается способность уста-
навливать отношения с неизведанным в самом себе, в окружающем мире и не-
земном (Бог), а также интересоваться вопросом о смысле жизни. Религия яв-
ляется - нередко связанная с изысканными обрядами и ритуалами - формой вы-
ражения веры. Церковь является институтом, объединяющим приверженцев од-
ной религии, собирающим их вместе.
10-12 баллов - вера, вопросы "откуда" и "куда", фанатичность.
3-5 балла - неверие, я верю только тому, что вижу, отвержение церк-
ви, индифферентность,
20. Телесные ощущения. На первом плане стоит ощущение тела - Я. Как
переживаются различные ощущения и информация из окружающей среды? Что че-
ловек делает со своим телом и для своего тела?
10-12 баллов - психосоматические нарушения, неактивность, "бегство" в
свое тело.
3-5 балла - активность, тренировки и занятия спортом, походы, рас-
слабление и т. д.
21. Деятельность. Вид и способ продления норм деятельности, как они
включены в концепцию Я, как на них влияют проблемы.
10-12 баллов - попытки проблемы при помощи активной деятельности (на-
пример, убирать, чистить, углубиться в учебу) с (сознательным или бес-
сознательным) намерением забыть таким образом проблемы; акцентирование ло-
гического мышления, "бегство" в работу.
3-5 балла - с одной стороны, способность избегать требований достиже-
ния; с другой стороны - отказ от общественно требуемых достижений, "бегст-
во" в бездеятельность.
22. Контакты. Способность устанавливать и поддерживать отношения при
возникновении проблем.
10-12 баллов - способы поведения, с помощью которых проблемы решаются
"бегством" в общение.
3-5 балла "бегство" в одиночество.
23. Фантазии - будущее. Интуитивное суждение, вдохновение, творчество
как средство решения проблем, "бегство" в фантазии.
10-12 баллов - попытки решить проблемы при помощи творческого подхо-
да.
3-5 балла - погружение в негативные (продуцирующие проблемы) мысли и
концепции в самовоспитании как способ решения проблем.
24-27. В шкалах 24-27 спрашивается об отношениях пациента в детстве и
юношестве к своим родным и близким, как он их сегодня воспринимает, пере-
живает.
24. Я. Отношение к родителям (воспитателям), братьям и сестрам.
10-12 баллов - в сегодняшнем восприятии пациента скорее позитивные,
теплые отношения, возможно, даже гиперопека.
3-5 балла - скорее холодность, отвержение, индифферентность.
25. ТЫ. Отношения между родителями.
10-12 баллов - скорее позитивные, внимательные, преодолевающие проб-
лемы.
3-5 балла - скорее негативные, холодные, близкие к скандалу, иногда
переживались как скрывающие проблемы.
26. МЫ. Отношение родителей к окружающему миру.
10-12 баллов - скорее открытое, внимательное, терпимое, сердечное,
общительность.
3-5 балла - скорее замкнутость, нетерпимость, защита, необщитель-
ность.
27. ПРА-МЫ. Отношение родителей к вопросам мировоззрения, религии,
смысла и к будущему.
10-12 баллов - скорее оптимистическое, обнадеживающее, мотивирующее,
обязывающее, возможно, даже фанатичное в некоторых вопросах.
3-5 балла - скорее пессимистичный, защитный, вытесняющий, индиффе-
рентный настрой.
Обработка осуществляется по каждому качеству отдельно путем суммиро-
вания полученных баллов на вопросы, относящиеся к данному качеству.
Интерпретация: оценивается выраженность характерологических и лич-
ностных качеств (12 - максимальная, 3 - минимальная), а также при прове-
дении семейного или партнерского обследования совпадения идеальных и ре-
альных качеств в отношении себя и партнера.
Опросник состоит из 85 вопросов.
Примерное время тестирования 30-40 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Висбаденский опросник.
Ф.И.О: __________________
Доп. данные:_____________
Диаграмма:
*
12 ┼
11 ┼ ▄
10 ┼─────────────────────────────────█─▄───────────▄─▄───────
9 ┼─────────────▄───────▄─▄───────▄─█─█───────────█─█─▄─────
8 ┼ █ █ █ ▄ █ █ █ █ █ █
7 ┼ █ ▄ █ █ █ █ █ █ ▄ █ █ █
6 ┼───────▄─▄─▄─█─▄─█───█─█─█─▄─▄─█─█─█─▄───▄───█─█─█─█─────
5 ┼─────▄─█─█─█─█─█─█───█─█─█─█─█─█─█─█─█─▄─█───█─█─█─█─▄───
4 ┼ ▄ ▄ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ ▄ █ █ █ █ █
3 ┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █ ▄ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ ▄
┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z 0 1
Тестовые показатели:
1. Аккуратность - A = 4
2. Чистоплотность - B = 4
3. Пунктуальность - C = 5
4. Вежливость - D = 6
5. Честность - прямота - E = 6
6. Усердие - деятельность - F = 6
7. Обязательность, точность, совестливость - G = 9
8. Бережливость - H = 6
9. Послушание - I = 7
10. Справедливость - J = 3
11. Верность - K = 9
12. Терпение - L = 9
13. Время - M = 8
14. Контакты - N = 6
15. Доверие - O = 6
16. Надежда - P = 9
17. Сексуальность - нежность - Q = 11
18. Любовь - R = 10
19. Вера, религия, церковь - S = 6
20. Тело - ощущения - T = 5
21. Деятельность - U = 6
22. Контакты - V = 4
23. Фантазии - будущее - W = 7
24а. "Я": (мать) - X = 10
24б. "Я": (отец) - Y = 10
25. "ТЫ" - Z = 9
26. "МЫ" - 0 = 5
27. "ПРА-МЫ" - 1 = 3
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Небрежность. Беспорядок, склонность разбрасывать вещи и не уби-
рать за собой.
Неряшливость. Низкая склонность к уходу за своим телом, одеж-
дой, предметами ежедневного пользования, поддержанию чистоты и оп-
рятности помещения и окружающей среды.
Непунктуальность. Склонность опаздывать, заставлять себя ждать.
Тенденция к бесцеремонности.
Тенденция к скрытности.
Тенденция к ленности.
Повышенная тенденция к обязательности, точности, совестливости.
Тенденция к расточительности.
Умеренно выраженная склонность к самостоятельности.
Несправедливость. Стремление руководствоваться больше личными
привязанностями и склонностями, чем разумными рассуждениями.
Повышеная тенденция к верности.
Повышенная тенденция к терпеливости.
Умеренно выраженная способность уделять себе и другим достаточ-
ное количество времени.
Тенденция к замкнутости.
Тенденция к подозрительности.
Повышенная тенденция к оптимизму, ориентации на будущее.
Сексуальность/нежность: зависящий. Отношение к физическому кон-
такту, к стимуляции эрогенных зон у самого себя и у других людей:
принимающий и дарящий физические контакты, зависимый.
Любовь: балующий. Эмоциональное отношение, которое независимо
от принятых или имеющихся качеств и образа поведения другого челове-
ка характеризует принятие его как личности: принимающий, лично заин-
терисованный, попустительствующий.
Вера, религия, церковь: пониженная способность устанавливать
отношения с неизведанным в самом себе, в окружающем мире и неземном
(Бог).
Тело - ощущения: здоровье. Активность, тренировки и занятия
спортом, походы, расслабление и т.д.
Деятельность: тенденция к некоторой дезорганизованности.
Контакты: замкнутость. Низкая способность устанавливать и под-
держивать отношения при возникновении проблем. "Бегство" в одиночес-
тво.
Фантазии/будущее: умеренно выраженная склонность к фантазирова-
нию.
"Я" (мать). Отношение к родителям (матери) в детстве и юношест-
ве: в сегодняшнем восприятии скорее позитивные, теплые отношения,
возможно, даже гиперопека.
"Я" (отец). Отношение к родителям (отцу) в детстве и юношестве:
в сегодняшнем восприятии скорее позитивные, теплые отношения, воз-
можно, даже гиперопека.
"ТЫ". Отношение между родителями: тенденция к единству.
"МЫ". Отношение родителей к окружающему миру: скорее замкну-
тость, нетерпимость, защита, необщительность.
"ПРА-МЫ". Отношение родителей к вопросам мировоззрения, рели-
гии, смысла и к будущему: скорее пессимистичный, защитный, вытесняю-
щий, индиффирентный настрой.
|