МЕТОДИКА:                                  
                          Висбаденский опросник                             
                                 к методу                                   
             позитивной психотерапии и семейной психотерапии                
                        (Н. Пезешкиан, Х. Дайденбах)                        
             (Wiesbadener Inventar zur Positiven Psychotherapie             
                      und Familientherapie - WIPPF)                         
                      (N. Peseschkian, Н. Deidenbach).                      
 
      Методика предназначена для оценки  характерологических  и  личностных 
 особенностей и оценки способов переработки конфликтов.                     
      Методика предложена Н. Пезешкианом при сотрудничестве Х. Дайденбаха.  
      Используется в психологической и медицинской  практике,  в  частности 
 при нарушении поведения, психосоматических расстройствах, неврозах и  пси- 
 хозах.                                                                     
      Методика разработана на основе собственной неопсихоаналитической кон- 
 цепции немецким психиатром Н. Пезешкианом в сотрудничестве с  Х. Дайденба- 
 хом (Nossrat Peseschkian, Hans Deidenbach) в 1980-х годах.                 
      В теоретических представления опросника  конфликт  рассматриваетсь  в 
 виде трех составляющих:                                                    
      стратегий поведения в конфликтной ситуации;                           
      образцов поведения в конфликтной ситуации, приобретенных в семье;     
      особенностей личности испытуемого.                                    
      Опросник является вторым субтестом в методе позитивной психотерапии и 
 семейной психотерапии.                                                     
      Авторский вариант метода позитивной психотерапии и семейной  психоте- 
 рапии состоит из четырех вербальных тестов:                                
      первичного интервью;                                                  
      собственно Висбаденский опросник;                                     
      календарь наблюдения, для самостоятельной оценки клиентом  психотера- 
 пии;                                                                       
      карманный календарь врача, для отслеживания специалистам качества ин- 
 тервенции.                                                                 
      По мнению отечественных исследователей, Висбаденский  опросник  может 
 использоваться психологами как  самостоятельный  психодиагностический  ин- 
 струмент.                                                                  
      Существует две формы опросника (А и Б),  позволяющие  вести  контроль 
 психотерапевтического процесса.                                            
      Российская адаптация сделана С.Ю. Зелинской и А.И Тащевой в 2000 г.   
      Обработка осуществляется по каждому качеству отдельно путем  суммиро- 
 вания полученных баллов на вопросы, относящиеся к данному качеству, с  по- 
 следующим занесением данных на бланк.                                      
 
                           Описание шкал WIPPF:                             
 
  ╔═════════════════════╦════════════════════════════════════════════════╗  
  ║        Шкала        ║                  Содержание                    ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║  1. Аккуратность:   ║ небрежный       -  педантичный                 ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║  2. Чистоплотность: ║ неряшливый      -  опрятный                    ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║  3. Пунктуальность: ║ непунктуальный  -  сверхпунктуальный           ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║  4. Вежливость:     ║ бесцеремонный   -  учтивый                     ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║  5. Честность:      ║ скрытный        -  искренний                   ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║  6. Усердие:        ║ ленивый         -  сверхстарательный           ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║  7. Обязательность: ║ необязательный  -  обязательный                ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║  8. Бережливость:   ║ расточительный  -  скупой                      ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║  9. Послушание:     ║ послушный       -  самостоятельный             ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║ 10. Справедливость: ║ несправедливый  -  справедливый                ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║ 11. Верность:       ║ неверный        -  верный                      ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║ 12. Терпение:       ║ нетерпеливый    -  терпеливый                  ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║ 13. Время:          ║ успевающий      -  неуспевающий                ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║ 14. Контакты:       ║ замкнутый       -  общительный                 ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║ 15. Доверие:        ║ подозрительный  -  доверчивый                  ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║ 16. Надежда:        ║ отчаявшийся     -  надеющийся                  ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║ 17. Нежность/секс.: ║ отвергающий     -  зависящий                   ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║ 18. Любовь:         ║ требовательный  -  балующий                    ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║ 19. Вера/религия:   ║ безразличный    -  верующий                    ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║ 20. Тело/ощущения:  ║ здоровье        -  психосоматические нарушения ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║ 21. Деятельность:   ║ дезорганизация  -  "бегство" в работу          ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║ 22. Контакты:       ║ замкнутость     -  "бегство" в общение         ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║ 23. Фантазии:       ║ отсутствие      -  "бегство" в мечты           ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║ 24а. Я/мать:        ║ отвержение      -  принятие                    ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║ 24б. Я/отец:        ║ отвержение      -  принятие                    ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║ 25. ТЫ:             ║ отчужденность   -  единство                    ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║ 26. МЫ:             ║ замкнутость     -  общительность               ║  
  ╠═════════════════════╬════════════════════════════════════════════════╣  
  ║ 27. ПРА-МЫ:         ║ безразличие     -  фанатизм                    ║  
  ╚═════════════════════╩════════════════════════════════════════════════╝  
 
      Все описанные в этих шкалах способности или механизмы реагирования на 
 конфликты являются конструктами, т. е. принятыми или выявленными качества- 
 ми, которые скрываются за воспринимаемыми текстовыми  вопросами  (Lienert. 
 1967. S. 261).                                                             
      Актуальные способности являются гипотетическими конструктами на сред- 
 нем уровне абстрагирования. В этом смысле они означают, что поведение сос- 
 тоит не только из совокупности отдельных поступков, но и подчинено опреде- 
 ленным закономерностям, которые управляют ими (Peseschkian. 1977. S. 99).  
      Актуальные способности являются социальными и общественными  нормами, 
 переменными социализации, ролевыми стабилизаторами, групповыми  признаками 
 (Peseschkian. 1977. S. 100).                                               
      Авторы находят в психологической и медицинской литературе указание на 
 такие конструкты, как чистоплотность, аккуратность, пунктуальность  и  пр. 
 Особенно при нарушении поведения, психосоматических расстройствах,  невро- 
 зах и психозах (Peseschkian. 1977. S. 94): могут быть названы такие имена, 
 как 3. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм, А. Митчерлих, Е. X. Эриксон.            
      Шкалы 1-27 являются биполярными. Ответы, характеризующие лежащие в их 
 основе конструкты, могут иметь следующие  значения:  при  полном  согласии 
 "ДА", при отрицании "НЕТ", а также существуют 2 промежуточные  возможности 
 ответов (скорее "ДА", скорее "НЕТ").                                       
      Все ответы по всем вопросам переводятся в баллы:                      
      "ДА"         - 4 балла,                                               
      скорее "ДА"  - 3 балла,                                               
      скорее "НЕТ" - 2 балла,                                               
      "НЕТ"        - 1 балл.                                                
      Каждому конструкту на их полюсах соответствуют синонимичные существи- 
 тельные, прилагательные, глаголы и выражения. Следующие ниже описания шкал 
 приводятся по Peseschkian. 1977. S. 54 (шкалы 1-19) и  Peseschkian.  1982. 
 S. 94 (шкалы 20-23) и S. 106 (шкалы 24-27).                                
 
      1. Аккуратность. Аккуратность, любовь к по рядку проявляются в полном 
 соответствии каждой вещи своему месту; ни одна из вещей не мешает  другой, 
 любая может быть тут же найдена в нужный момент.                           
      Полюсы и их синонимы.                                                 
      10-12 баллов - педантичность, стерильность, уборка.                   
      3-5 балла - беспорядок, небрежность, содом  и  гоморра,  разбрасывать 
 вeщи и не убирать за собой.                                                
 
      2. Чистоплотность. Под чистоплотность авторы понимают уход за  телом, 
 одеждой, предметами ежедневного пользования, чистоту и опрятность  помеще- 
 ния и окружающей среды.                                                    
      10-12 баллов - вылизанная квартира, быть ухоженным, одетым с  иголоч- 
 ки, чистюля.                                                               
      3-5 балла - неряшливость, неумытый, дурно пахнущий.                   
 
      3. Пунктуальность. Под пунктуальностью они понимают строгое  соблюде- 
 ние условленного или нежидаемого времени.                                  
      10-12 баллов - точность до минуты.                                    
      3-5 балла - непунктуальность, опоздание, заставлять себя ждать.       
 
      4. Вежливость. Вежливость понимается как скрытая агрессия на социум.  
      10-12 баллов - сверхдружелюбный, подхалимство, лицемерие,  галантный, 
 хорошие манеры неспособность отказать, быть милым.                         
      3-5 балла - ранящая невнимательность, как слон в посудной лавке, бес- 
 тактность, дерзость.                                                       
 
      5. Честность - прямота. Под этим они понимают  открытое  высказывание 
 своего мнения, не обращая внимание на возможные влияния окружающей среды.  
      10-12 баллов - фанатичное стремление к истине, правдивость, откровен- 
 ность, добросовестность, не скрывать своего мнения, что на уме, то на язы- 
 ке, говорить, что думаешь, ничего не утаивать.                             
      3-5 балла - неискренность, скрытность, ложь, замкнутость,  врет,  как 
 по писаному, избегает объяснений.                                          
 
      6. Усердие - деятельность. Под усердием они понимают готовность в те- 
 чение длительного времени предаваться напряженной  и  утомительной  работе 
 для достижения определенной цели.                                          
      10-12 баллов - карьеризм, стремление к успе-удиться, как пчела,  рве- 
 ние, старание.                                                             
      1-5 балла - леность, сбой в работе, празд-, лодырничать.              
 
      7. Обязательность, точность, совестливость. Об обязательности они го- 
 ворят тогда, когда в чем-то можно положиться на человека, он даже  в  наше 
 отсутствие выполнит свое обещание. Под точностью они понимают такую  уста- 
 новку или поведение, которые направлены на  возможно  более  безошибочное, 
 безукоризненное выполнение работы. О совестливости  говорят,  когда  любая 
 деятельность выполняется в  соответствии с внутренними  требованиями  точ- 
 ности, добросовестности и корректности.                                    
      10-12 баллов - принципиальность, совершенность, скрупулезность,  рас- 
 четливость, обстоятельность.                                               
      3-5 балла - неточность, необязательность, (небрежность,  сегодня  од- 
 но - завтра другое, смотреть сквозь пальцы на допущенную неточность.       
 
      8. Бережливость. Под бережливостью они понимают экономное обращение с 
 деньгами и вещами.                                                         
      10-12 баллов - скупость, ничем не гнушаться, называть себе  во  всем, 
 считать каждую копейку.                                                    
      3-5 балла - расточительство, разбрасывать деньги пригоршнями,  широта 
 натуры.                                                                    
 
      9. Послушание. Под послушанием понимается следование просьбам,  пору- 
 чениям, приказам внешнего авторитета (пассивное)  и  требование  подобного 
 поведения от других (активное).                                            
      10-12 баллов - слепое  подражание,  драконовская  строгость,  предан- 
 ность авторитету, подчинять своей воле.                                    
      3-5 балла - непослушание, упрямство, бунт, антиавторитарный.          
 
      10. Справедливость. Под справедливостью понимается поведение, при ко- 
 тором руководствуются больше разумными рассуждениями, чем  личными  привя- 
 занностями и склонностями.                                                 
      10-12 баллов - жажда справедливости,  сверхчувствительность,  суровая 
 справедливость.                                                            
      3-5 балла - несправедливость, предпочтение.                           
      Утверждения:                                                          
 
      11. Верность. Под верностью понимается достаточно длительное следова- 
 ние само собой  разумеющимся (ср. Hofstatter. 1966. S. 57) подсознательным 
 или осознанным нормам и концепциям, первично - в сексуальной, вторично - в 
 других сферах жизни.                                                       
      10-12 баллов - ригидность,  закоренелость,  упрямство,  держаться  за 
 унаследованное, не сгибаться, непоколебимый, неопровержимый,  пока  смерть 
 не разлучит вас.                                                           
      3-5 балла - неверность, колеблющийся, как флюгер на ветру, навострить 
 лыжи.                                                                      
 
      12. Терпение. Терпение означает способность ждать, отсрочивать испол- 
 нение желаний, а также поддерживать в себе и других развитие  способности, 
 несмотря на сомнения и ожидания.                                           
      10-12 баллов - терпение, умение ждать, оставлять время.               
      3-5 балла - нетерпеливость, агрессивность, оказывать давление на  ко- 
 го-либо, не хотеть ждать, критиковать, придираться.                        
 
      13. Время. Под временем понимается способость уделять себе  и  другим 
 достаточное количество времени, оказывать другим  достаточное  внимание  и 
 разрешать кое-что себе самому.                                             
      10-12 баллов - уделять время себе (другим), чувство времени, упорядо- 
 ченное распределение времени.                                              
      3-5 балла - перегрузки, стресс, время - деньги.                       
 
      14. Контакты. Под контактами понимается  способность  посвящать  себя 
 другим людям, даже если они проявляют другие актуальные способности, и по- 
 этому не считаться с одобрением.                                           
      10-12 баллов - поиск общения, связь, близость, привязанность, отноше- 
 ния, интимность.                                                           
      3-5 баллов - застенчивость, робость, скромность, стесненность, неуве- 
 ренность, напряженность.                                                   
 
      15. Доверие. Под доверием понимается способность принимать  себя  или 
 других людей в их неповторимости такими, как они есть. Доверие - это пози- 
 тивная установка по отношению к отдельным способам поведения, которыми об- 
 ладает человек или которые от него ожидаются.                              
      10-12 баллов - доверительный, доверчивый, наивный.                    
      3-5 балла - недоверие, подозрительность, подозрение, подчинение, рев- 
 ность, комплекс неполноценности, недоверие к себе.                         
 
      16. Надежда. Надежда - это способность признавать будущие возможности 
 для развития и, таким образом, делать успехи  настоящего дня относительны- 
 ми.                                                                        
      10-12 баллов - оптимизм, розовые очки, on ентация на будущее.         
      3-5 балла - сомнение, разочарование, без^ дежность, бессмысленность.  
 
      17. Сексуальность - нежность. Под сексуаностью и нежностью понимаются 
 отношения к физическому контакту, к стимуляции эрогенных зон у себя самого 
 и у других людей.                                                          
      10-12 баллов - принимающий и дарящий физические контакты, зависимый.  
      3-5 балла - страх прикосновения, зажатоcсть, холодность,  защищающий- 
 ся.                                                                        
 
      18. Любовь. Любовь понимается как  эмоциональное  отношение,  которое 
 независимо от принятых или имеющихся качеств и  образа  поведения  другого 
 человека характеризует принятие его личности. К ряду  объектов  она  может 
 подходить с различной градацией (например, можно принимать человека  неза- 
 висимо от того, пунктуален он или непунктуален, опрятен или нет, порядочен 
 или непорядочен и иное, если это чувство  может  быть  отвергнуто.  Любовь 
 (принятие) и отвержение (до ненависти) содержательно связаны таким образом 
 в этом опроснике с  вторичными  (шкалы 1-11)  и  первичными  способностями 
 (шкалы 12-17 и 19) другого человека.                                       
      10-12 баллов - принимающий, лично заинтересованный, балующий,  попус- 
 тительствующий.                                                            
      3-5 балла - отвержение, холодность, бесчувственность, горечь,  равно- 
 душие, наказание, разочарование, пессимизм, ненависть, требовательность.   
 
      19. Вера, религия, церковь. Под верой  понимается  способность  уста- 
 навливать отношения с неизведанным в самом себе, в окружающем мире  и  не- 
 земном (Бог), а также интересоваться вопросом о смысле жизни. Религия  яв- 
 ляется - нередко связанная с изысканными обрядами и ритуалами - формой вы- 
 ражения веры. Церковь является  институтом, объединяющим приверженцев  од- 
 ной религии, собирающим их вместе.                                         
      10-12 баллов - вера, вопросы "откуда" и "куда", фанатичность.         
      3-5 балла - неверие, я верю только тому, что вижу,  отвержение  церк- 
 ви, индифферентность,                                                      
 
      20. Телесные ощущения. На первом плане стоит ощущение  тела - Я.  Как 
 переживаются различные ощущения и информация из окружающей среды? Что  че- 
 ловек делает со своим телом и для своего тела?                             
      10-12 баллов - психосоматические нарушения, неактивность, "бегство" в 
 свое тело.                                                                 
      3-5 балла - активность, тренировки и занятия  спортом,  походы,  рас- 
 слабление и т. д.                                                          
 
      21. Деятельность. Вид и способ продления норм деятельности,  как  они 
 включены в концепцию Я, как на них влияют проблемы.                        
      10-12 баллов - попытки проблемы при помощи активной деятельности (на- 
 пример, убирать, чистить, углубиться в учебу)  с  (сознательным  или  бес- 
 сознательным) намерением забыть таким образом проблемы; акцентирование ло- 
 гического мышления, "бегство" в работу.                                    
      3-5 балла - с одной стороны, способность избегать требований достиже- 
 ния; с другой стороны - отказ от общественно требуемых достижений, "бегст- 
 во" в бездеятельность.                                                     
 
      22. Контакты. Способность устанавливать и поддерживать отношения  при 
 возникновении проблем.                                                     
      10-12 баллов - способы поведения, с помощью которых проблемы решаются 
 "бегством" в общение.                                                      
      3-5 балла "бегство" в одиночество.                                    
 
      23. Фантазии - будущее. Интуитивное суждение, вдохновение, творчество 
 как средство решения проблем, "бегство" в фантазии.                        
      10-12 баллов - попытки решить проблемы при помощи творческого  подхо- 
 да.                                                                        
      3-5 балла - погружение в негативные (продуцирующие проблемы) мысли  и 
 концепции в самовоспитании как способ решения проблем.                     
 
      24-27. В шкалах 24-27 спрашивается об отношениях пациента в детстве и 
 юношестве к своим родным и близким, как он их сегодня воспринимает,  пере- 
 живает.                                                                    
 
      24. Я. Отношение к родителям (воспитателям), братьям и сестрам.       
      10-12 баллов - в сегодняшнем восприятии пациента  скорее  позитивные, 
 теплые отношения, возможно, даже гиперопека.                               
      3-5 балла - скорее холодность, отвержение, индифферентность.          
 
      25. ТЫ. Отношения между родителями.                                   
      10-12 баллов - скорее позитивные, внимательные, преодолевающие  проб- 
 лемы.                                                                      
      3-5 балла - скорее негативные, холодные, близкие к  скандалу,  иногда 
 переживались как скрывающие проблемы.                                      
 
      26. МЫ. Отношение родителей к окружающему миру.                       
      10-12 баллов - скорее открытое,  внимательное,  терпимое,  сердечное, 
 общительность.                                                             
      3-5 балла - скорее  замкнутость,  нетерпимость,  защита,  необщитель- 
 ность.                                                                     
 
      27. ПРА-МЫ. Отношение родителей к  вопросам  мировоззрения,  религии, 
 смысла и к будущему.                                                       
      10-12 баллов - скорее оптимистическое, обнадеживающее,  мотивирующее, 
 обязывающее, возможно, даже фанатичное в некоторых вопросах.               
      3-5 балла - скорее пессимистичный,  защитный,  вытесняющий,  индиффе- 
 рентный настрой.                                                           
 
      Обработка осуществляется по каждому качеству отдельно путем  суммиро- 
 вания полученных баллов на вопросы, относящиеся к данному качеству.        
      Интерпретация: оценивается выраженность  характерологических  и  лич- 
 ностных качеств (12 - максимальная, 3 - минимальная), а также  при  прове- 
 дении семейного или партнерского обследования совпадения идеальных  и  ре- 
 альных качеств в отношении себя и партнера.                                
 
      Опросник состоит из 85 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 30-40 минут.                             
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                    ---                                     
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Висбаденский опросник.                                           
 Ф.И.О: __________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                              Диаграмма:                                    
 
      *                                                                     
   12 ┼                                                                     
   11 ┼                                 ▄                                   
   10 ┼─────────────────────────────────█─▄───────────▄─▄───────            
    9 ┼─────────────▄───────▄─▄───────▄─█─█───────────█─█─▄─────            
    8 ┼             █       █ █ ▄     █ █ █           █ █ █                 
    7 ┼             █   ▄   █ █ █     █ █ █         ▄ █ █ █                 
    6 ┼───────▄─▄─▄─█─▄─█───█─█─█─▄─▄─█─█─█─▄───▄───█─█─█─█─────            
    5 ┼─────▄─█─█─█─█─█─█───█─█─█─█─█─█─█─█─█─▄─█───█─█─█─█─▄───            
    4 ┼ ▄ ▄ █ █ █ █ █ █ █   █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ ▄ █ █ █ █ █               
    3 ┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █ ▄ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ ▄             
      ┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*           
        A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z 0 1             
 
 
                           Тестовые показатели:                             
 
       1. Аккуратность                             -  A =  4                
       2. Чистоплотность                           -  B =  4                
       3. Пунктуальность                           -  C =  5                
       4. Вежливость                               -  D =  6                
       5. Честность - прямота                      -  E =  6                
       6. Усердие - деятельность                   -  F =  6                
       7. Обязательность, точность, совестливость  -  G =  9                
       8. Бережливость                             -  H =  6                
       9. Послушание                               -  I =  7                
      10. Справедливость                           -  J =  3                
      11. Верность                                 -  K =  9                
      12. Терпение                                 -  L =  9                
      13. Время                                    -  M =  8                
      14. Контакты                                 -  N =  6                
      15. Доверие                                  -  O =  6                
      16. Надежда                                  -  P =  9                
      17. Сексуальность - нежность                 -  Q = 11                
      18. Любовь                                   -  R = 10                
      19. Вера, религия, церковь                   -  S =  6                
      20. Тело - ощущения                          -  T =  5                
      21. Деятельность                             -  U =  6                
      22. Контакты                                 -  V =  4                
      23. Фантазии - будущее                       -  W =  7                
      24а. "Я": (мать)                             -  X = 10                
      24б. "Я": (отец)                             -  Y = 10                
      25. "ТЫ"                                     -  Z =  9                
      26. "МЫ"                                     -  0 =  5                
      27. "ПРА-МЫ"                                 -  1 =  3                
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Небрежность. Беспорядок, склонность разбрасывать вещи и не уби-       
 рать за собой.                                                             
 
      Неряшливость. Низкая склонность к уходу за своим  телом,  одеж-       
 дой, предметами ежедневного пользования, поддержанию чистоты  и  оп-       
 рятности помещения и окружающей среды.                                     
 
      Непунктуальность. Склонность опаздывать, заставлять себя ждать.       
 
      Тенденция к бесцеремонности.                                          
 
      Тенденция к скрытности.                                               
 
      Тенденция к ленности.                                                 
 
      Повышенная тенденция к обязательности, точности, совестливости.       
 
      Тенденция к расточительности.                                         
 
      Умеренно выраженная склонность к самостоятельности.                   
 
      Несправедливость. Стремление руководствоваться  больше  личными       
 привязанностями и склонностями, чем разумными рассуждениями.               
 
      Повышеная тенденция к верности.                                       
 
      Повышенная тенденция к терпеливости.                                  
 
      Умеренно выраженная способность уделять себе и другим достаточ-       
 ное количество времени.                                                    
 
      Тенденция к замкнутости.                                              
 
      Тенденция к подозрительности.                                         
 
      Повышенная тенденция к оптимизму, ориентации на будущее.              
 
      Сексуальность/нежность: зависящий. Отношение к физическому кон-       
 такту, к стимуляции эрогенных зон у самого себя и  у  других  людей:       
 принимающий и дарящий физические контакты, зависимый.                      
 
      Любовь: балующий. Эмоциональное отношение,  которое  независимо       
 от принятых или имеющихся качеств и образа поведения другого челове-       
 ка характеризует принятие его как личности: принимающий, лично заин-       
 терисованный, попустительствующий.                                         
 
      Вера, религия, церковь:  пониженная  способность  устанавливать       
 отношения с неизведанным в самом себе, в окружающем мире и  неземном       
 (Бог).                                                                     
 
      Тело - ощущения: здоровье.  Активность,  тренировки  и  занятия       
 спортом, походы, расслабление и т.д.                                       
 
      Деятельность: тенденция к некоторой дезорганизованности.              
 
      Контакты: замкнутость. Низкая способность устанавливать и  под-       
 держивать отношения при возникновении проблем. "Бегство" в одиночес-       
 тво.                                                                       
 
      Фантазии/будущее: умеренно выраженная склонность к фантазирова-       
 нию.                                                                       
 
      "Я" (мать). Отношение к родителям (матери) в детстве и юношест-       
 ве: в сегодняшнем восприятии скорее  позитивные,  теплые  отношения,       
 возможно, даже гиперопека.                                                 
 
      "Я" (отец). Отношение к родителям (отцу) в детстве и юношестве:       
 в сегодняшнем восприятии скорее позитивные, теплые  отношения,  воз-       
 можно, даже гиперопека.                                                    
 
      "ТЫ". Отношение между родителями: тенденция к единству.               
 
      "МЫ". Отношение родителей к окружающему  миру:  скорее  замкну-       
 тость, нетерпимость, защита, необщительность.                              
 
      "ПРА-МЫ". Отношение родителей к вопросам  мировоззрения,  рели-       
 гии, смысла и к будущему: скорее пессимистичный, защитный, вытесняю-       
 щий, индиффирентный настрой.