МЕТОДИКА:
Вопросник для измерения толерантности
(В.С. Магун, М.С. Жамкочьян, М.М. Магура).
Толерантность (лат. tolerantia - способность переносить).
Интолерантность (лат. intolerantia - непереносимость, нетерпимость).
В психологии под толерантностью понимают отсутствие или ослабление
реагирования на некий неблагоприятный фактор в результате снижения чув-
ствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге прояв-
ляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуа-
цию, а внешне - в выдержке, самообладании, способности длительно выносить
неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей.
Данный вопросник был первоначально разработан для оценки влияния тре-
нинга толерантности (Солдатова, Шайгерова, Шарова, 2000) на сознание стар-
шеклассников (Магун, Жамкочьян, Магура, 2000). Содержание методики жестко
не привязано к конкретным особенностям упомянутого тренинга, и ее можно
использовать в более широком контексте.
В отборе и конструировании вопросов авторы опирались на общетеорети-
ческие представления о толерантности и на имеющийся в западной социальной
психологии опыт измерения данной характеристики. Все вопросы методики на-
правлены на выявление различных установок, поэтому данный вопросник, как и
подавляющее большинство других опросников, измеряет, прежде всего, толе-
рантность вербального поведения людей.
В состав вопросника вошли утверждения, направленные на выявление раз-
ных видов толерантности: толерантности к представителям других наций, вы-
ходцам из других мест, представителям иных культур; толерантности к иным
взглядам, в том числе взглядам и мнениям меньшинства; толерантности к от-
ступлениям от общепринятых норм, правил и стереотипов; толерантности к
сложности и неопределенности окружающего мира.
Хотя вопросник первоначально применялся для подростков, в вопросах,
включенных в его состав, почти нет возрастной специфики, и поэтому при не-
значительной модификации данная методика применима к изучению представите-
лей разных возрастных категорий. При исследовании эффективности воздей-
ствия тренинга толерантности методика проводится два раза - до и после
проведения тренинга.
Вопросы № 1, 3, 7, 10, 12, 13, 18, 20, 21, 23, 24, 25, 27, 29, 34,
35, 37 оказались особенно чувствительными к воздействию тренинга толерант-
ности. При необходимости измерить аспекты толерантности, в наибольшей сте-
пени поддающиеся воздействию, можно ограничиться только этими вопросами.
Примечание к компьютерной версии.
В оригинальной методике числовые критерии разбиения шкалы по степени
выраженности результатов тестирования не предусмотрены. В данной программе
автоматическая интерпретация теста основана на следующих условных числовых
показателях выраженных в процентах:
0%-20% - низкий уровень толерантности;
21%-40% - пониженный уровень толерантности;
41%-60% - средний уровень толерантности;
61%-80% - повышенный уровень толерантности;
81%-100% - высокий уровень толерантности.
Опросник состоит из 48 утверждений.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
----
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Вопросник для измерения толерантности.
Ф.И.О: ___________________
Доп. данные: _____________
Диагностическая шкала:
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Тестовый показатель - Тл = 48 75.00%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Повышенный уровень различных видов толерантности (переноси-
мости, терпимости): к представителям других наций, выходцам из
других мест, представителям иных культур; толерантности к иным
взглядам, в том числе взглядам и мнениям меньшинства; толерантнос-
ти к отступлениям от общепринятых норм, правил и стереотипов; то-
лерантности к сложности и неопределенности окружающего мира.
|