МЕТОДИКА:
Вербальный фрустрационный тест
(ВФТ)
Детский вариант
(Л.Н. Собчик).
Методика предназначена для определения степени выраженности и направ-
ленности агрессии и выявления наиболее значимых ценностей.
В последние годы проблема подростковой агрессивности с элементами вы-
раженной жестокости стала особенно актуальной. Поэтому для диагностики
разных форм проявления агрессивности необходимо применение научно обосно-
ванных, надежных психологических тестов, направленных на изучение личнос-
ти. С этой целью Л.Н. Собчик разработан опросник для детей.
В школьном возрасте чаще всего речь идет о поведенческой агрессивнос-
ти, которая проявляется по разным мотивам. С одной стороны, это продолже-
ние личностной черты жесткости, наступательности и стремления к самоутвер-
ждению, свойственное в большей степени мальчикам. Агрессивность нередко
носит подражательный характер, когда агрессия культивируется через сред-
ства массовой информации: телевидение, кино, детективные романы и пр. Аг-
рессия может носить и защитный характер или же быть проявлением защитной
реакции на жесткие поступки других лиц, в том числе и на репрессивные ме-
ры, принимаемые в отношении ребенка в родительской семье. Агрессивность
нередко носит компенсаторный характер и представляет собой гиперкомпенса-
цию ранимой, впечатлительной личности, маскирующей псевдоагрессивными выс-
казываниями реакции страха и неуверенности.
Примерное время тестирования 10-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Вербальный фрустрационный тест (ВФТ).
Ф.И.О:_____________________
Доп. данные:_______________
Диаграмма:
*
6 ┼
├
5 ┼
├─────────────────────────────────────────────────
4 ┼ ▄▄ ▄▄ ▄▄ ▄▄ ▄▄ ▄▄
├ ██ ▄▄ ▄▄ ██ ▄▄ ██ ▄▄ ██ ▄▄ ██ ██ ▄▄
3 ┼ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄
├─██─██──██─██──██─██──██─██──██─██──██─██──██─██─
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
├ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
├ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+───+──+───+──+───+──+───+──+───+──+───+──+──*
а б а б а б а б а б а б а б
──A── ──B── ──C── ──D── ──E── ──F── ──G──
Тестовые показатели:
Источник фрустрации: Фрустрируемые ценности:
A B C D E F G Общ.
Отец а: 4 3 4 3 4 4 3 3.57
б: 3 3 3 2 4 4 2 3.00
а-б: 1 0 1 1 0 0 1 0.57
Мать а: 4 4 4 4 4 4 3 3.86
б: 4 3 4 4 4 4 3 3.71
а-б: 0 1 0 0 0 0 0 0.14
Приятель а: 4 4 5 5 5 5 3 4.43
б: 4 4 4 4 4 5 3 4.00
а-б: 0 0 1 1 1 0 0 0.43
Приятельница а: 4 4 4 4 4 4 4 4.00
б: 3 3 3 4 4 4 4 3.57
а-б: 1 1 1 0 0 0 0 0.43
Соученик а: 4 4 4 4 4 4 3 3.86
б: 3 3 4 4 4 4 3 3.57
а-б: 1 1 0 0 0 0 0 0.29
Соученица а: 4 4 4 3 4 4 4 3.86
б: 4 3 3 3 3 3 4 3.29
а-б: 0 1 1 0 1 1 0 0.57
Учитель а: 3 3 4 4 3 4 3 3.43
б: 3 3 3 3 3 3 3 3.00
а-б: 0 0 1 1 0 1 0 0.43
Учительница а: 3 3 4 3 4 3 4 3.43
б: 3 3 3 3 3 3 3 3.00
а-б: 0 0 1 0 1 0 1 0.43
Уличные контакты а: 5 3 5 5 4 4 4 4.29
б: 5 3 5 4 4 4 4 4.14
а-б: 0 0 0 1 0 0 0 0.14
Фрустрируемые ценности:
а б а-б
1. Внешний вид - A = 3.89 3.56 0.33
2. Здоровье - B = 3.56 3.11 0.44
3. Характер - C = 4.22 3.56 0.67
4. Благополучие - D = 3.89 3.44 0.44
5. Социальный статус - E = 4.00 3.67 0.33
6. Кругозор - F = 4.00 3.78 0.22
7. Нравственность - G = 3.44 3.22 0.22
----------------------------------------------
Общий показатель - 3.86 3.48 0.38
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Умеренная экстрапунитивная реакция, стеничность и уверенность
в себе, стремление отстоять свои позиции:
А. Высказывания:
Внешний вид.
Здоровье.
Характер.
Благополучие.
Социальный статус.
Кругозор.
Б. Чувства:
Внешний вид.
Характер.
Социальный статус.
Кругозор.
Импунитивная реакция, сдержанность, высокий самоконтроль над
агрессивными реакциями:
А. Высказывания:
Нравственность.
Б. Чувства:
Здоровье.
Благополучие.
Нравственность.
|