МЕТОДИКА:                                  
                      Вербальный фрустрационный тест                        
                                  (ВФТ)                                     
                              ( Л.Н. Собчик).                               
 
      Методика предназначена для определения степени выраженности и направ- 
 ленности агрессии и выявления наиболее значимых ценностей.                 
      В отличие от других тестов,  направленных  на  оценку  агрессивности, 
 данная методика позволяет сравнить проявляемую вовне агрессию  со  скрытой 
 агрессивностью, дает возможность дифференцированно подойти к оценке агрес- 
 сивных реакций в разных сферах межличностных отношений и выявить  наиболее 
 значимые ценности в ситуации фрустированности.                             
      В своей разработке вербального фрустрационного теста (ВФТ) автор дан- 
 ного руководства в первую очередь исходит из следующих посылок:            
      1. Реакция на фрустрацию зависит от типа реагирования, то есть от ве- 
 дущей тенденции, уходящей корнями в конституционально заданную предиспози- 
 цию.                                                                       
      2. Реакция на фрустрацию зависит от иерархии  ценностей  обследуемого 
 лица, то есть от того, насколько значима для него та зона интересов, кото- 
 рая при этом оказалась задетой.                                            
      3. Сила этой реакции выражена тем сильнее, чем менее значимо для кон- 
 кретного индивида фрустрирующее лицо,  так  как  непосредственные  реакции 
 проявляются более свободно именно в тех контактах, которые менее  значимы; 
 напротив, в общении со значимыми другими индивид максимально  контролирует 
 свои высказывания и поступки, и особенно - агрессивные реакции. Исключение 
 могут составлять так называемые дуальюнионы (Л. Сонди), когда  мучительные 
 взаимно агрессивные отношения складываются между родственно близкими людь- 
 ми.                                                                        
      Для учета и формализации данных обследования оказалось более  удобным 
 использовать вербальный тест, в котором процедура обследования предполага- 
 ет не только ответы-высказывания ("Что бы я сказал"), но и описание  пере- 
 живаемых чувств ("Что бы я почувствовал"), которые испытывает человек, пы- 
 таясь ответить на поставленные в эксперименте фрустрирующие его вопросы.   
 
      Фрустрирующие лица могут быть выбраны произвольно или адекватно заме- 
 нены, так как независимо от количества "фрустрирующих" лиц  количественная 
 оценка агрессивности делится на N (на их общее количество).                
      Фрустрируемые ценности:                                               
      А - внешний вид;                                                      
      В - здоровье;                                                         
      С - характер;                                                         
      D - благополучие;                                                     
      Е - социальный статус;                                                
      F - кругозор;                                                         
      G - нравственность.                                                   
      Усредненные оценки по каждому пункту опросника от 1 до 6  баллов  ин- 
 терпретируются следующим образом:                                          
      6 баллов - выраженная внешнеобвиняющая реакция, избыточная  агрессив- 
 ность;                                                                     
      5 баллов - внешнеобвиняющая реакция, повышенная агрессивность;        
      4 балла - умеренная экстрапунитивная реакция, стеничность  и  уверен- 
 ность в себе, стремление отстоять свои позиции;                            
      3 балла - импунитивная реакция,  сдержанность,  высокий  самоконтроль 
 над агрессивными реакциями;                                                
      2 балла - интропунитивная реакция, аутоагрессия;                      
      1 балл - выраженная интропунитивная  реакция,  избыточная  аутоагрес- 
 сия.                                                                       
 
                        Возможные варианты ответа:                          
 
      Сказал:                                                               
      Агрессивные действия в адрес обидчика. Резкие высказывания:  "Убью!", 
 "Уничтожу!",и т. д.                                                        
      Почувствовал:                                                         
      Ярость, злость, ненависть                                             
      Оценка: 6 баллов.                                                     
 
      Сказал:                                                               
      Ругань, обвинения в адрес обидчика: "Пошел ты...!", "Ах  ты  дрянь!", 
 "Сам дурак (сама дура)!", "На себя посмотри(те)!", "Не Ваше (не твое)  де- 
 ло!".                                                                      
      Почувствовал:                                                         
      Возмущение, гнев                                                      
      Оценка: 5 баллов.                                                     
 
      Сказал:                                                               
      Отрицание вины: "Это не так!", "Неправда!!", "Ничего подобного!", "Не 
 могу с этим согласиться".                                                  
      Почувствовал:                                                         
      Раздражение, обида.                                                   
      Оценка: 4 балла.                                                      
 
      Сказал:                                                               
      Стремление оправдаться или ссылка на смягчающие вину  обстоятельства: 
 "Возможно, это так, но иначе не получается", "Да, но этому есть  причины", 
 "Нехорошо, но что поделаешь", "Так вышло, но это не моя вина".             
      Почувствовал:                                                         
      Неловкость.                                                           
      Оценка: 3 балла.                                                      
 
      Сказал:                                                               
      Признание вины: "Да,  нескладно  вышло",  "Приходится  признать,  что 
 это - моя вина", "Прошу извинить меня", "Вы правы (ты прав)".              
      Почувствовал:                                                         
      Стыд, смущение.                                                       
      Оценка: 2 балла.                                                      
 
      Сказал:                                                               
      Обвинения в свой адрес, самобичевание, выраженное чувство вины: "Веч- 
 но у меня все хуже, чем у всех! Это " мой злой рок!", "Так мне и надо", "Я 
 виноват, прости(те)".                                                      
      Почувствовал:                                                         
      Недовольство собой.                                                   
      Оценка: 1 балл.                                                       
 
      Полученные результаты интегрируются по двум категориям:  высказывания 
 и чувства. Если оценки по суммарным баллам категории "Сказал" меньше,  чем 
 по категории "Почувствовал", то агрессивные эмоции контролируются  рассуд- 
 ком. Если оценки по ответам обеих категорий одинаково высоки, то  контроль 
 над агрессивностью ослаблен. Если оценки ответов категории "Сказал"  выше, 
 то агрессивность носит гиперкомпенсаторный характер.                       
      Оценки от 1 до 6 баллов интегрируются в суммарные по двум категориям: 
 высказывания и чувства. Таким образом, 5, 6 баллов - выраженная  экстрапу- 
 нитивная агрессия. 1,2 балла - выраженная интропунитивная  реакция - ауто- 
 агрессия.                                                                  
      По результатам теста определяются сферы отношений, вызывающих  у  об- 
 следуемого наибольшую агрессию, а также наиболее фрустрированные ценности, 
 что позволяет выстроить иерархию ценностей обследуемого лица.              
      Баллы в по каждой фрустрируемой цености суммируются и полученная сум- 
 ма делится на количество фрустрирующих лиц, что позволяет  выявить  усред- 
 ненную оценку степени агрессивности по каждой ценностной категории.  Затем 
 суммируются и делятся на 7 (количество предъявленных ценностей)  баллы  по 
 каждому из источников Фрустрации; это дает представление о наиболее напря- 
 женной потребности.                                                        
      Фрустрирующие лица выбираются в зависимости от  ситуации  и  возраста 
 испытуемого.                                                               
      Максимальные баллы по пунктам А, В, С, D, E, F, G  отражают  наиболее 
 значимые ценности, фрустрация которых вызывает наиболее агрессивную  реак- 
 цию.                                                                       
      Минимальные баллы по пунктам 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10,  11,  12, 
 13 определяют тех значимых других, в присутствии которых повышается  само- 
 контроль.                                                                  
      Имеет смысл проанализировать соотношение двух величин:  суммы  баллов 
 по пунктам 1,4,6,7,9,11, деленной на N (то есть величины агрессии по отно- 
 шению к мужчинам), и суммы баллов по пунктам 2, 3, 5, 8, 10, деленной на N 
 (то есть величины агрессии по отношению к женщинам). Если первая  величина 
 больше второй, выявляется более агрессивное  отношение  к  мужчинам,  если 
 вторая величина больше первой - большая агрессия направлена на  представи- 
 тельниц женского пола.                                                     
      В целом преобладание ответов, оцениваемых на 3 или 4 балла, характер- 
 но для устойчивой нормы, т. е. хорошо контролируемой  личности,  при  этом 
 оценка "3" характерна для лиц с умеренно выраженными гипотимными, тормози- 
 мыми чертами. Преобладание оценок "4" более характерно для стеничных,  ак- 
 тивных, оптимистичных личностей. Агрессивность экстрапунитивная (5  или  6 
 баллов) свойственна акцентуантам по гипертимному типу и агрессивным  (экс- 
 плозивным, возбудимым, неустойчивым и импульсивным) личностям с плохим са- 
 моконтролем. Агрессивность, направленная на самого себя - 2 -  особенно  1 
 балл - характерна для гипотимных акцентуаций, то есть лиц с  тревожно-мни- 
 тельными чертами, сензитивных, пессимистичных интровертов.                 
      Низкая агрессивность, как правило, обнаруживается в той сфере межлич- 
 ностных отношений, которая сверхзначима и способствует блокировке агрессии 
 или усилению контроля рассудка, оттормаживающего негативные  эмоциональные 
 проявления.                                                                
      Выраженная озабоченность контактами с противоположным полом  проявля- 
 ется значительным перевесом баллов агрессивности  в  отношении  особ  соб- 
 ственного пола в сравнении с реакциями на лиц противоположного пола.  Мак- 
 симальная агрессивность выявляется при фрустрации, направленной на  наибо- 
 лее значимые для обследуемого лица ценности. Если круг  наиболее  значимых 
 контактов определяется минимальными баллами, то максимальные баллы отража- 
 ют наименее значимые сферы отношений. Для большинства это -  уличные  кон- 
 такты. Высокая агрессивность выявляется также в зоне  наиболее  неблагопо- 
 лучных контактов, в зоне конфликта.                                        
      Стандартизация данной методики обнаружила значимые количественные по- 
 казатели выраженной агрессивности (при среднем балле, равном 5  или  6)  у 
 эмоционально незрелых личностей: возбудимых, эмоционально лабильных, пара- 
 нойяльных и эксплозивных. У сензитивных, интровертных, тревожных и индиви- 
 дуалистичных личностей значимо  чаще  встречались  самообвиняющие  реакции 
 (при среднем балле, равном 1 или 2).                                       
     Зона конфликта, выявляемая максимальными баллами, может быть семейной, 
 производственной (или учебной), интимной (отношения между полами) или  ге- 
 нерализованной - при выраженной аффективной  неустойчивости.  Практическое 
 применение теста показало его надежность и меньшую подверженность  мотива- 
 ционным искажениям по сравнению с другими тестами, направленными на  изме- 
 рение агрессивности.                                                       
 
      Примерное время тестирования 10-20 минут.                             
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Вербальный фрустрационный тест (ВФТ).                            
 Ф.И.О:____________________                                                 
 Доп. данные:______________                                                 
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
           *                                                                
         6 ┼                                                                
           ├                                                                
         5 ┼                                                                
           ├───────────────▄▄────────────────────────────────               
         4 ┼ ▄▄     ▄▄     ██     ▄▄     ▄▄     ▄▄ ▄▄  ▄▄                   
           ├ ██     ██     ██ ▄▄  ██ ▄▄  ██     ██ ██  ██ ▄▄                
         3 ┼ ██ ▄▄  ██ ▄▄  ██ ██  ██ ██  ██ ▄▄  ██ ██  ██ ██                
           ├─██─██──██─██──██─██──██─██──██─██──██─██──██─██─               
         2 ┼ ██ ██  ██ ██  ██ ██  ██ ██  ██ ██  ██ ██  ██ ██                
           ├ ██ ██  ██ ██  ██ ██  ██ ██  ██ ██  ██ ██  ██ ██                
         1 ┼ ██ ██  ██ ██  ██ ██  ██ ██  ██ ██  ██ ██  ██ ██                
           ├ ██ ██  ██ ██  ██ ██  ██ ██  ██ ██  ██ ██  ██ ██                
         0 ┼─+──+───+──+───+──+───+──+───+──+───+──+───+──+──*              
             а  б   а  б   а  б   а  б   а  б   а  б   а  б                 
             ──A──  ──B──  ──C──  ──D──  ──E──  ──F──  ──G──                
 
 
                          Тестовые показатели:                              
 
            Источник фрустрации:   Фрустрируемые ценности:                  
                                   A  B  C  D  E  F  G   Общ.               
 
            Отец               а:  4  4  4  3  3  4  4   3.71               
                               б:  3  3  3  3  3  4  4   3.29               
                             а-б:  1  1  1  0  0  0  0   0.43               
 
            Мать               а:  4  4  3  3  4  4  4   3.71               
                               б:  3  3  3  3  3  4  3   3.14               
                             а-б:  1  1  0  0  1  0  1   0.57               
 
            Жена               а:  5  5  5  5  5  5  3   4.71               
                               б:  4  4  5  5  3  3  3   3.86               
                             а-б:  1  1  0  0  2  2  0   0.86               
 
            Сын                а:  4  4  5  3  3  4  4   3.86               
                               б:  3  3  4  3  3  4  3   3.29               
                             а-б:  1  1  1  0  0  0  1   0.57               
 
            Приятель           а:  4  4  4  5  3  5  5   4.29               
                               б:  3  3  4  2  3  4  4   3.29               
                             а-б:  1  1  0  3  0  1  1   1.00               
 
            Сотрудник          а:  4  4  4  3  3  4  5   3.86               
                               б:  3  3  2  2  2  4  4   2.86               
                             а-б:  1  1  2  1  1  0  1   1.00               
 
            Сотрудница         а:  4  3  5  5  5  4  4   4.29               
                               б:  2  3  4  4  4  4  4   3.57               
                             а-б:  2  0  1  1  1  0  0   0.71               
 
            Начальник          а:  3  3  4  4  4  4  4   3.71               
                               б:  3  4  4  5  4  4  4   4.00               
                             а-б:  0 -1  0 -1  0  0  0  -0.29               
 
            Уличные контакты   а:  5  3  5  5  5  4  4   4.43               
                               б:  4  3  4  4  4  4  3   3.71               
                             а-б:  1  0  1  1  1  0  1   0.71               
 
                        Фрустрируемые ценности:                             
                                           а     б     а-б                  
             1. Внешний вид        -  A = 4.11  3.11   1.00                 
             2. Здоровье           -  B = 3.78  3.22   0.56                 
             3. Характер           -  C = 4.33  3.67   0.67                 
             4. Благополучие       -  D = 4.00  3.44   0.56                 
             5. Социальный статус  -  E = 3.89  3.22   0.67                 
             6. Кругозор           -  F = 4.22  3.89   0.33                 
             7. Нравственность     -  G = 4.11  3.56   0.56                 
             ----------------------------------------------                 
                Общий показатель   -      4.06  3.44   0.62                 
 
 
                            ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                  
 
      Умеренная экстрапунитивная реакция, стеничность и уверенность         
 в себе, стремление отстоять свои позиции:                                  
      А. Высказывания:                                                      
           Внешний вид.                                                     
           Здоровье.                                                        
           Характер.                                                        
           Благополучие.                                                    
           Социальный статус.                                               
           Кругозор.                                                        
           Нравственность.                                                  
      Б. Чувства:                                                           
           Характер.                                                        
           Кругозор.                                                        
           Нравственность.                                                  
 
      Импунитивная реакция, сдержанность, высокий самоконтроль  над         
 агрессивными реакциями:                                                    
      Б. Чувства:                                                           
           Внешний вид.                                                     
           Здоровье.                                                        
           Благополучие.                                                    
           Социальный статус.