МЕТОДИКА:
Вербальный фрустрационный тест
(ВФТ)
( Л.Н. Собчик).
Методика предназначена для определения степени выраженности и направ-
ленности агрессии и выявления наиболее значимых ценностей.
В отличие от других тестов, направленных на оценку агрессивности,
данная методика позволяет сравнить проявляемую вовне агрессию со скрытой
агрессивностью, дает возможность дифференцированно подойти к оценке агрес-
сивных реакций в разных сферах межличностных отношений и выявить наиболее
значимые ценности в ситуации фрустированности.
В своей разработке вербального фрустрационного теста (ВФТ) автор дан-
ного руководства в первую очередь исходит из следующих посылок:
1. Реакция на фрустрацию зависит от типа реагирования, то есть от ве-
дущей тенденции, уходящей корнями в конституционально заданную предиспози-
цию.
2. Реакция на фрустрацию зависит от иерархии ценностей обследуемого
лица, то есть от того, насколько значима для него та зона интересов, кото-
рая при этом оказалась задетой.
3. Сила этой реакции выражена тем сильнее, чем менее значимо для кон-
кретного индивида фрустрирующее лицо, так как непосредственные реакции
проявляются более свободно именно в тех контактах, которые менее значимы;
напротив, в общении со значимыми другими индивид максимально контролирует
свои высказывания и поступки, и особенно - агрессивные реакции. Исключение
могут составлять так называемые дуальюнионы (Л. Сонди), когда мучительные
взаимно агрессивные отношения складываются между родственно близкими людь-
ми.
Для учета и формализации данных обследования оказалось более удобным
использовать вербальный тест, в котором процедура обследования предполага-
ет не только ответы-высказывания ("Что бы я сказал"), но и описание пере-
живаемых чувств ("Что бы я почувствовал"), которые испытывает человек, пы-
таясь ответить на поставленные в эксперименте фрустрирующие его вопросы.
Фрустрирующие лица могут быть выбраны произвольно или адекватно заме-
нены, так как независимо от количества "фрустрирующих" лиц количественная
оценка агрессивности делится на N (на их общее количество).
Фрустрируемые ценности:
А - внешний вид;
В - здоровье;
С - характер;
D - благополучие;
Е - социальный статус;
F - кругозор;
G - нравственность.
Усредненные оценки по каждому пункту опросника от 1 до 6 баллов ин-
терпретируются следующим образом:
6 баллов - выраженная внешнеобвиняющая реакция, избыточная агрессив-
ность;
5 баллов - внешнеобвиняющая реакция, повышенная агрессивность;
4 балла - умеренная экстрапунитивная реакция, стеничность и уверен-
ность в себе, стремление отстоять свои позиции;
3 балла - импунитивная реакция, сдержанность, высокий самоконтроль
над агрессивными реакциями;
2 балла - интропунитивная реакция, аутоагрессия;
1 балл - выраженная интропунитивная реакция, избыточная аутоагрес-
сия.
Возможные варианты ответа:
Сказал:
Агрессивные действия в адрес обидчика. Резкие высказывания: "Убью!",
"Уничтожу!",и т. д.
Почувствовал:
Ярость, злость, ненависть
Оценка: 6 баллов.
Сказал:
Ругань, обвинения в адрес обидчика: "Пошел ты...!", "Ах ты дрянь!",
"Сам дурак (сама дура)!", "На себя посмотри(те)!", "Не Ваше (не твое) де-
ло!".
Почувствовал:
Возмущение, гнев
Оценка: 5 баллов.
Сказал:
Отрицание вины: "Это не так!", "Неправда!!", "Ничего подобного!", "Не
могу с этим согласиться".
Почувствовал:
Раздражение, обида.
Оценка: 4 балла.
Сказал:
Стремление оправдаться или ссылка на смягчающие вину обстоятельства:
"Возможно, это так, но иначе не получается", "Да, но этому есть причины",
"Нехорошо, но что поделаешь", "Так вышло, но это не моя вина".
Почувствовал:
Неловкость.
Оценка: 3 балла.
Сказал:
Признание вины: "Да, нескладно вышло", "Приходится признать, что
это - моя вина", "Прошу извинить меня", "Вы правы (ты прав)".
Почувствовал:
Стыд, смущение.
Оценка: 2 балла.
Сказал:
Обвинения в свой адрес, самобичевание, выраженное чувство вины: "Веч-
но у меня все хуже, чем у всех! Это " мой злой рок!", "Так мне и надо", "Я
виноват, прости(те)".
Почувствовал:
Недовольство собой.
Оценка: 1 балл.
Полученные результаты интегрируются по двум категориям: высказывания
и чувства. Если оценки по суммарным баллам категории "Сказал" меньше, чем
по категории "Почувствовал", то агрессивные эмоции контролируются рассуд-
ком. Если оценки по ответам обеих категорий одинаково высоки, то контроль
над агрессивностью ослаблен. Если оценки ответов категории "Сказал" выше,
то агрессивность носит гиперкомпенсаторный характер.
Оценки от 1 до 6 баллов интегрируются в суммарные по двум категориям:
высказывания и чувства. Таким образом, 5, 6 баллов - выраженная экстрапу-
нитивная агрессия. 1,2 балла - выраженная интропунитивная реакция - ауто-
агрессия.
По результатам теста определяются сферы отношений, вызывающих у об-
следуемого наибольшую агрессию, а также наиболее фрустрированные ценности,
что позволяет выстроить иерархию ценностей обследуемого лица.
Баллы в по каждой фрустрируемой цености суммируются и полученная сум-
ма делится на количество фрустрирующих лиц, что позволяет выявить усред-
ненную оценку степени агрессивности по каждой ценностной категории. Затем
суммируются и делятся на 7 (количество предъявленных ценностей) баллы по
каждому из источников Фрустрации; это дает представление о наиболее напря-
женной потребности.
Фрустрирующие лица выбираются в зависимости от ситуации и возраста
испытуемого.
Максимальные баллы по пунктам А, В, С, D, E, F, G отражают наиболее
значимые ценности, фрустрация которых вызывает наиболее агрессивную реак-
цию.
Минимальные баллы по пунктам 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12,
13 определяют тех значимых других, в присутствии которых повышается само-
контроль.
Имеет смысл проанализировать соотношение двух величин: суммы баллов
по пунктам 1,4,6,7,9,11, деленной на N (то есть величины агрессии по отно-
шению к мужчинам), и суммы баллов по пунктам 2, 3, 5, 8, 10, деленной на N
(то есть величины агрессии по отношению к женщинам). Если первая величина
больше второй, выявляется более агрессивное отношение к мужчинам, если
вторая величина больше первой - большая агрессия направлена на представи-
тельниц женского пола.
В целом преобладание ответов, оцениваемых на 3 или 4 балла, характер-
но для устойчивой нормы, т. е. хорошо контролируемой личности, при этом
оценка "3" характерна для лиц с умеренно выраженными гипотимными, тормози-
мыми чертами. Преобладание оценок "4" более характерно для стеничных, ак-
тивных, оптимистичных личностей. Агрессивность экстрапунитивная (5 или 6
баллов) свойственна акцентуантам по гипертимному типу и агрессивным (экс-
плозивным, возбудимым, неустойчивым и импульсивным) личностям с плохим са-
моконтролем. Агрессивность, направленная на самого себя - 2 - особенно 1
балл - характерна для гипотимных акцентуаций, то есть лиц с тревожно-мни-
тельными чертами, сензитивных, пессимистичных интровертов.
Низкая агрессивность, как правило, обнаруживается в той сфере межлич-
ностных отношений, которая сверхзначима и способствует блокировке агрессии
или усилению контроля рассудка, оттормаживающего негативные эмоциональные
проявления.
Выраженная озабоченность контактами с противоположным полом проявля-
ется значительным перевесом баллов агрессивности в отношении особ соб-
ственного пола в сравнении с реакциями на лиц противоположного пола. Мак-
симальная агрессивность выявляется при фрустрации, направленной на наибо-
лее значимые для обследуемого лица ценности. Если круг наиболее значимых
контактов определяется минимальными баллами, то максимальные баллы отража-
ют наименее значимые сферы отношений. Для большинства это - уличные кон-
такты. Высокая агрессивность выявляется также в зоне наиболее неблагопо-
лучных контактов, в зоне конфликта.
Стандартизация данной методики обнаружила значимые количественные по-
казатели выраженной агрессивности (при среднем балле, равном 5 или 6) у
эмоционально незрелых личностей: возбудимых, эмоционально лабильных, пара-
нойяльных и эксплозивных. У сензитивных, интровертных, тревожных и индиви-
дуалистичных личностей значимо чаще встречались самообвиняющие реакции
(при среднем балле, равном 1 или 2).
Зона конфликта, выявляемая максимальными баллами, может быть семейной,
производственной (или учебной), интимной (отношения между полами) или ге-
нерализованной - при выраженной аффективной неустойчивости. Практическое
применение теста показало его надежность и меньшую подверженность мотива-
ционным искажениям по сравнению с другими тестами, направленными на изме-
рение агрессивности.
Примерное время тестирования 10-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Вербальный фрустрационный тест (ВФТ).
Ф.И.О:____________________
Доп. данные:______________
Диаграмма:
*
6 ┼
├
5 ┼
├───────────────▄▄────────────────────────────────
4 ┼ ▄▄ ▄▄ ██ ▄▄ ▄▄ ▄▄ ▄▄ ▄▄
├ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ▄▄
3 ┼ ██ ▄▄ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██
├─██─██──██─██──██─██──██─██──██─██──██─██──██─██─
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
├ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
├ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+───+──+───+──+───+──+───+──+───+──+───+──+──*
а б а б а б а б а б а б а б
──A── ──B── ──C── ──D── ──E── ──F── ──G──
Тестовые показатели:
Источник фрустрации: Фрустрируемые ценности:
A B C D E F G Общ.
Отец а: 4 4 4 3 3 4 4 3.71
б: 3 3 3 3 3 4 4 3.29
а-б: 1 1 1 0 0 0 0 0.43
Мать а: 4 4 3 3 4 4 4 3.71
б: 3 3 3 3 3 4 3 3.14
а-б: 1 1 0 0 1 0 1 0.57
Жена а: 5 5 5 5 5 5 3 4.71
б: 4 4 5 5 3 3 3 3.86
а-б: 1 1 0 0 2 2 0 0.86
Сын а: 4 4 5 3 3 4 4 3.86
б: 3 3 4 3 3 4 3 3.29
а-б: 1 1 1 0 0 0 1 0.57
Приятель а: 4 4 4 5 3 5 5 4.29
б: 3 3 4 2 3 4 4 3.29
а-б: 1 1 0 3 0 1 1 1.00
Сотрудник а: 4 4 4 3 3 4 5 3.86
б: 3 3 2 2 2 4 4 2.86
а-б: 1 1 2 1 1 0 1 1.00
Сотрудница а: 4 3 5 5 5 4 4 4.29
б: 2 3 4 4 4 4 4 3.57
а-б: 2 0 1 1 1 0 0 0.71
Начальник а: 3 3 4 4 4 4 4 3.71
б: 3 4 4 5 4 4 4 4.00
а-б: 0 -1 0 -1 0 0 0 -0.29
Уличные контакты а: 5 3 5 5 5 4 4 4.43
б: 4 3 4 4 4 4 3 3.71
а-б: 1 0 1 1 1 0 1 0.71
Фрустрируемые ценности:
а б а-б
1. Внешний вид - A = 4.11 3.11 1.00
2. Здоровье - B = 3.78 3.22 0.56
3. Характер - C = 4.33 3.67 0.67
4. Благополучие - D = 4.00 3.44 0.56
5. Социальный статус - E = 3.89 3.22 0.67
6. Кругозор - F = 4.22 3.89 0.33
7. Нравственность - G = 4.11 3.56 0.56
----------------------------------------------
Общий показатель - 4.06 3.44 0.62
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Умеренная экстрапунитивная реакция, стеничность и уверенность
в себе, стремление отстоять свои позиции:
А. Высказывания:
Внешний вид.
Здоровье.
Характер.
Благополучие.
Социальный статус.
Кругозор.
Нравственность.
Б. Чувства:
Характер.
Кругозор.
Нравственность.
Импунитивная реакция, сдержанность, высокий самоконтроль над
агрессивными реакциями:
Б. Чувства:
Внешний вид.
Здоровье.
Благополучие.
Социальный статус.
|