МЕТОДИКА:
Диагностический опросник СДВГ для педагогов Вандербильта
(Vanderbilt Parent's Scale (long form)).
Методика использует рейтинги внешнего наблюдателя и самоотчета для
оценки дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) и позволяет оценить проб-
лемы поведения детей и подростков.
В 60-х годах ХХ века врачи называли гиперактивность патологическим
состоянием и объясняли ее минимальными расстройствами функций мозга. В
80-х годах чрезмерную двигательную активность стали относить к самостоя-
тельным заболеваниям, назвав "синдром дефицита (нарушения) внимания с ги-
перактивностью" (СДВГ). СДВГ у детей обусловлен нарушением функций цен-
тральной нервной системы и выражается в проблемах с концентрацией внима-
ния, памятью и обучением. Мозг такого ребенка с трудом обрабатывает инфор-
мацию, внешние и внутренние стимулы. Гиперактивные дети не в состоянии
быть сосредоточенными продолжительное время, контролировать свои действия
и отличаются неусидчивостью, невнимательностью и импульсивностью.
Различные CRS-R версии обеспечивают гибкие возможности диагностики, а
также предоставляет возможность собирать различные точки зрения на поведе-
ние ребенка от родителей, учителей, воспитателей, а также ребенка или под-
ростка.
Существует три версии оценки - "Родитель", "Учитель" и самоотчет -
"Подросток" - каждая из которых имеют короткие и длинные формы.
Методика предназначена для родителей и педагогов, работающих с детьми
и подростками в возрасте 3-17 и самоотчета подростков в возрасте 12-17
лет.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ; англ.
Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD)) - неврологическо-поведен-
ческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.
В 60-х годах ХХ века врачи называли гиперактивность патологическим
состоянием и объясняли ее минимальными расстройствами функций мозга. В
80-х годах чрезмерную двигательную активность стали относить к самостоя-
тельным заболеваниям, назвав "синдром дефицита (нарушения) внимания с ги-
перактивностью" (СДВГ). СДВГ у детей обусловлен нарушением функций цен-
тральной нервной системы и выражается в проблемах с концентрацией внима-
ния, памятью и обучением. Мозг такого ребенка с трудом обрабатывает инфор-
мацию, внешние и внутренние стимулы. Гиперактивные дети не в состоянии
быть сосредоточенными продолжительное время, контролировать свои действия
и отличаются неусидчивостью, невнимательностью и импульсивностью.
Диагностические критерии гиперактивного расстройства с дефицитом вни-
мания по диагностической системе DSM-IV (American Psychiatric Association,
2000):
Для установления диагноза СДВГ необходимо пользоваться следующими
критериями (А+Б+В+Г+Д):
А. У пациента имеются симптомы нарушения внимания или гиперактивнос-
ти/ импульсивности (или же обеих) по меньшей мере на протяжении 6 месяцев,
и эти симптомы выражены несоответственно возрасту и приводят к серьезным
нарушениям функционирования:
(A1) Нарушение внимания - должны присутствовать, по меньшей мере,
шесть из следующих симптомов:
а) часто не в состоянии сосредоточиться на деталях или делает ошибки
по невнимательности при выполнении школьных заданий или при другой дея-
тельности;
b) часто возникают проблемы с удержанием внимания на задании или иг-
ре;
c) часто возникают проблемы с организацией деятельности и выполнения
заданий;
d) часто неохотно приступает к деятельности, которая требует продол-
жительного сосредоточения внимания (например, выполнение заданий на уроке
или домашних заданий) или избегает ее;
e) часто теряет или забывает вещи, необходимые для выполнения заданий
или другой деятельности (например, дневник, книги, ручки, инструменты, иг-
рушки);
f) легко отвлекается на посторонние раздражители;
g) часто не слушает, когда к нему обращаются;
h) часто не придерживается указаний, не выполняет до конца или же в
надлежащем объеме поручения, домашнее задание или другую работу (но не из
протеста, упрямства или неспособности понять указание/задание);
i) забывчив в повседневной деятельности.
(A2) Гиперактивность/импульсивность - должны присутствовать, по мень-
шей мере, шесть из следующих симптомов:
Гиперактивность:
a) не может усидеть на месте, постоянно двигается;
b) часто покидает свое место в ситуациях, где нужно сидеть (например,
на уроке и т.п.);
c) много бегает и "все переворачивает" там, где этого делать не сле-
дует (у подростков и взрослых эквивалентом может быть ощущение внутреннего
напряжения и постоянная потребность двигаться);
d) не способен тихо, спокойно играть или же отдыхать;
e) действует словно "заведенный" - как игрушка с включенным "моторчи-
ком";
f) слишком много говорит.
Импульсивность:
g) часто говорит преждевременно, не дослушав вопрос до конца;
h) нетерпелив, часто не может дождаться своей очереди;
i) часто прерывает других и вмешивается в их деятельность/разговор.
Б. Симптомы расстройства (по крайней мере, некоторые) присутствовали
в возрасте до 7 лет.
В. Симптомы должны проявляться, по меньшей мере, в двух разных средах
(школа, дом, игровая площадка и т.п.).
Г. Расстройство приводит к значительным проблемам в социальной, учеб-
ной и профессиональной (для взрослых) сферах.
Д. Эти симптомы не обусловлены другим психиатрическим или соматичес-
ким заболеванием.
В зависимости от соответствия критериям группы А выделяют три клини-
ческих подвида СДВГ, которые кодируются следующим образом:
314.01 СДВГ, комбинированный тип: если на протяжении последних 6 ме-
сяцев одновременно присутствуют и проявляются критерии А1 и А2.
314.00 СДВГ с доминирующим дефицитом внимания: если на протяжении
последних 6 месяцев проявляются симптомы только из подгруппы А1.
314.00 СДВГ с доминирующей гиперактивностью/импульсивностью: если на
протяжении последних 6 месяцев проявляются симптомы только из подгруппы
А2.
Рекомендуется добавлять уточнение "в стадии частичной ремиссии", если
у пациента, у которого симптомы СДВГ раньше проявлялись в полной мере, на
данный момент симптомы сглажены, проявляются в недостаточной степени для
полного соответствия критериям группы А (это уточнение особенно полезно
для возрастных групп подростков и взрослых).
Виды диагноза гиперкинетического расстройства по МКБ-10.
В системе МКБ-10 существует лишь один вариант гиперкинетического рас-
стройства, который отвечает комбинированной форме СДВГ по DSM-IV.
F90 Гиперкинетические расстройства.
Примечание: исследовательский диагноз гиперкинетического расстройства
требует отчетливого наличия анормальных уровней невнимательности, гиперре-
активности и беспокойства, которые являются общей характеристикой, прояв-
ляющейся в разных ситуациях и сохраняющейся во времени, что можно устано-
вить при прямом наблюдении и что не обусловлено другими расстройствами,
такими как аутизм или аффективные расстройства.
G1. Невнимательность.
По меньшей мере 6 симптомов невнимательности из числа следующих со-
храняются на протяжении минимум 6 месяцев в такой степени выраженности,
которая свидетельствует о плохой адаптивности и не согласуется с уровнем
развития ребенка:
1) часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями
или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе или другой
деятельности;
2) часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой де-
ятельности;
3) часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится;
4) ребенок часто неспособен следовать инструкциям или завершать
школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-
за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции);
5) часто нарушена организация заданий и деятельности;
6) часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя ра-
бота, требующая постоянных умственных усилий;
7) часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий
или деятельности, таких как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или
инструменты;
8) часто легко отвлекается на внешние стимулы;
9) часто забывчив в ходе повседневной деятельности.
G2. Гиперактивность.
По меньшей мере три симптома гиперактивности из числа нижеперечислен-
ных сохраняются на протяжении минимум 6 месяцев в такой степени выражен-
ности, которая свидетельствует о плохой адаптивности и не согласуется с
уровнем развития ребенка:
1) часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;
2) покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, ког-
да требуется оставаться сидеть;
3) часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является
неуместным (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь
чувство беспокойства);
4) часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения в тихом
проведении досуга;
5) обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на
которую существенно не влияют социальные ситуация и требования.
G3. Импульсивность.
На протяжении минимум 6 месяцев сохранялся по меньшей мере один из
следующих симптомов импульсивности в такой степени выраженности, которая
свидетельствует о плохой адаптивности и не согласуется с уровнем развития
ребенка:
1) часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;
2) часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в иг-
рах или групповых ситуациях;
3) часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или
игры других людей);
4) часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на соци-
альные ограничения.
G4. Начало расстройства не позднее 7-летнего возраста.
G5. Общий характер расстройства.
Приведенные критерии должны выявляться не в единственной ситуации,
например, сочетание невнимательности и гиперактивности должны отмечаться
как дома, так и в школе или в школе и другом учреждении, в котором наблю-
дается ребенок, в частности в клинике. (Для выявления кросс-ситуационного
характера расстройства обычно требуется информация не только из одного ис-
точника; сообщения родителей о поведении в классе, например, вряд ли будут
достаточны.)
G6. Симптомы в G1-G3 вызывают клинически значимый дистресс или нару-
шение в социальном, образовательном или профессиональном функционировании.
G7. Расстройство не отвечает критериям общих расстройств развития
(F84-), маниакального эпизода (F30.-), депрессивного эпизода (F32.-) или
тревожных расстройств (F41-).
Примечание.
Многие авторитетные психиатры выделяют также состояния, которые явля-
ются допороговыми по отношению к гиперкинетическому расстройству. Дети,
отвечающие остальным критериям кроме гиперактивности и импульсивности, со-
ответствуют понятию дефицита внимания; наоборот, при недостаточности кри-
териев нарушения внимания, но наличии других критериев речь идет о рас-
стройстве активности. Аналогичным образом, при выявлении необходимых кри-
териев лишь в единственной ситуации (например, только дома или только в
классе) можно говорить о специфичном для дома или специфичном для школы
расстройстве. Эти состояния пока не включены в основную классификацию из-
за недостаточной эмпирической предикционной валидации, а также из-за того,
что многие дети с допороговыми расстройствами обнаруживают и другие син-
дромы (такие как оппозиционно-вызывающее расстройство, F91.3) и должны ко-
дироваться в соответствующих рубриках.
F90.0 Расстройство активности и внимания.
Должны выявляться общие критерии гиперкинетического расстройства
(F90), но не критерии расстройства поведения (F91-).
F90.1 Гиперкинетическое расстройство поведения.
Должны выявляться общие критерии гиперкинетического расстройства
(F90) и расстройства поведения (F91.-).
F90.8 Другие гиперкинетические расстройства.
F90.9 Гиперкинетическое расстройство, неуточненное.
Эта остаточная рубрика не рекомендуется и должна использоваться лишь
при невозможности дифференцировать между F90.0 и F90.1, когда выполняются,
тем не менее, общие критерии F90.-.
Основные коморбидные с СДВГ расстройства у детей:
Расстройства поведения (с оппозиционным, агрессивным и антисоциальным
поведением).
Нарушение развития речи и школьных навыков.
Тревожные и соматоформные расстройства (в том числе обсессивно-ком-
пульсивное расстройство, социальная фобия и др.).
Расстройства настроения (депрессия, биполярное расстройство - важно
учитывать атипичную симптоматику его детской формы).
Тики (в том числе синдром Жилля де ля Туретта).
Нарушение развития координации движений.
Расстройства спектра аутизма, умственная отсталость, пограничная ин-
теллектуальная недостаточность.
Энурез, расстройства сна.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ.
В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели".
Подчеркивайте его успехи и поощряйте его усилия, особенно во всех видах
деятельности, требущих концентрации внимания, даже если результаты далеки
от совершенства. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах и
повышает его самооценку. Поощрение желательного поведения может быть не
только словесным, но и материально ощутимым: можно поощрять ребенка на-
клейками, вырезанными из бумаги звездочками, нарисованными смеющимися мор-
дочками и т.п., а при наборе определенного их количества - вознаграждать.
Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком дол-
жны основываться на доверии, а не на детском страхе. Он всегда должен чув-
ствовать Вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.
Старайтесь реже говорить "нет" и "нельзя" - лучше попробуйте переклю-
чить его внимание.
Если Вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему это
делаете.
Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять еже-
дневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и ни в коем случае не вы-
полняйте их за него.
Придерживайтесь единства требований в воспитании ребенка.
Разговаривайте с ребенком всегда сдержанно, спокойно, мягко.
Не раздражайтесь, если ребенок не правильно выполняет поручения, спо-
койно повторите ему новое задание.
Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени,
чтобы он мог его завершить.
Не давайте ребенку длинных указаний и не читайте долгих нотаций - он
вас просто не выслушает до конца.
Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в оживленных
местах оказывает на такого ребенка чрезмерно возбуждающее воздействие.
Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером. Избегайте беспо-
койных, шумных приятелей. Старайтесь подобрать ему не гиперактивных дру-
зей, чтобы они "не заводили" друг друга.
Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению
самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Невозможно и не следует подавлять повышенную двигательную актив-
ность - направьте ее в нужное русло. Полезны ежедневная физическая актив-
ность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, иг-
ры, особенно такие, которые одновременно развивают внимание (например, фи-
зические упражнения, когда вы показываете одно, а говорите другое, и ребе-
нок должен следовать только указаниям).
Больше играйте с ребенком: через эту самую близкую и понятную ему де-
ятельность вы многому сможете его научить.
Помните - игра для ребенка важнее медикаментов, привлекайте ребенка к
подвижным играм для "сброса" лишней энергии, контролируйте выполнение ре-
бенком правил игры.
Отвлекайте ребенка от "двигательной бури" рисованием, чтением.
Поощряйте сильные стороны ребенка. Помогите ребенку стать знатоком и
виртуозом в каком-либо деле (музыка, шахматы и т.д.), которое ему интерес-
но и лучше дается. Любые знания, умения и увлечения поднимут его самооцен-
ку и рейтинг в глазах других детей.
Ограничьте ребенка в питании шоколада, острой, соленой пищи, лимона-
да, исключите пищевые красители.
Соблюдайте четкий режим сна и отдыха: прием пищи, игры, прогулки, от-
ход ко сну должны совершаться в одно и то же время, награждайте ребенка за
его соблюдение.
Старайтесь, чтобы ребенок высыпался, недостаток сна ведет к еще боль-
шему ухудшению внимания и самоконтроля, к концу дня ребенок может стать
неуправляемым.
Определите для ребенка рамки поведения - что можно и что нельзя, все-
дозволенность однозначно не принесет никакой пользы.
Не навязывайте ему жестких правил, ваши указания должны быть указани-
ями, а не приказами, требуйте выполнения правил, касающихся его безопас-
ности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
Помните - вызывающее поведение Вашего ребенка - его способ привлечь
Ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как пра-
вильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах,
переходить улицу и другим социальным навыкам.
Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой
уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы
его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.
Ограничьте просмотр телевизора, исключите западные мультфильмы и
фильмы ужасов, предпочтение отдавайте обучающим программам.
Работайте в постоянном контакте с педагогом.
Разберитесь в своих чувствах. Столкнувшись впервые с у чебными проб-
лемами своего ребенка, родители обычно испытывают целую гамму противоречи-
вых чувств: недоверие, разочарование, чувство вины, ощущение несправедли-
вости. Справиться со своими эмоциями - ваша первая задача.
Прочтите все, что можете достать о той проблеме, с которой вы столк-
нулись. Поговорите со специалистами. Проблема возникла не вчера, по ней
уже накоплено достаточно наблюдений, выводов и методик. Ознакомьтесь с ни-
ми и выберите то, что наиболее подходит для вас и вашего ребенка.
Диагностический опросник Вандербильта имеет версию для заполнения
учителями (Vanderbilt Teacher's Scale (long form)) и версию для заполнения
родителями (Vanderbilt Parent's Scale (long form)).
Опросник представлен оценочными шкалами:
дефицита внимания;
гиперактивности;
импульсивности;
оппозиционного поведения;
проблемного поведения;
тревожно-депрессивной симптоматики;
социальной адаптации.
Все шкалы психометрические, оценка проводится в формате: "никогда,
иногда, часто, очень часто"; только шкала социальной адаптации: "отлично,
хорошо, удовлетворительно, иногда трудности, большие трудности".
На территории СНГ Емельянцевой Т. А., Кирилюк В. С. и Наливко И. И.
было проведено исследование надежности диагностических опросников Коннор-
са и Вандербильта.
Выборка стандартизации составила 200 детей, наблюдающихся на базе
Минского городского клинического детского психоневрологического диспансера
с установленным диагнозом F90 в соответствии с критериями DSM-IV ("золотой
стандарт") и 320 детей ДДУ и СШ г. Минска, у которых не было причин обра-
щаться за помощью к психиатрам. Возраст детей составил от 3-14 лет. Опрос-
ники Коннорса и Вандербильта использовались параллельно, заполнялись 18
родителями и педагогами соответственно.
Результаты оценки диагностических диагностических опросников СДВГ.
Критерии Conner's Conner's Vanderbilt Vanderbilt
валидности CPRS-R:S CTRS-R:S parent's Scale teachers' Scale
(long form) (long form)
Чувствительность 94% 97% 92% 98%
Специфичность 86% 83% 90% 86%
ПЦ+ 0,81 0,78 0,85 0,82
ПЦ- 0,95 0,97 0,94 0,98
ОП+ 6,71 5,71 9,20 7,00
ОП- 0,07 0,04 0,09 0,02
Чувствительность - способность теста определять наличие заболевания.
Специфичность - способность теста определять отсутствие заболевания.
ПЦ+ (прогностическая ценность положительного результата).
ПЦ- (прогностическая ценность отрицательного результата).
ОП+ (отношение правдоподобия положительного результата).
ОП- (отношение правдоподобия отрицательного результата).
p<0,01.
Обоснование использования психометрических шкал в диагностике СДВГ.
В постановке диагноза СДВГ врач полагается на слова учителя и/или ро-
дителя, потому что при личном осмотре в кабинете ребенок ведет себя не так
как обычно: или спокойнее (если будет заинтересован новой интересной иг-
рушкой), или беспокойнее (если устал). Поэтому для постановки объективного
диагноза в случае СДВГ особенно актуальным становится использование опрос-
ников, заполняемых родителями и педагогами.
В настоящее время СДВГ представляет собой достаточно широкую группу
разнообразных клинических форм расстройства, различных по происхождению,
степени тяжести, доминирующим клиническим проявлениям и сопутствующим пси-
хическим и поведенческим расстройствам. Применение психометрических шкал
диагностических опросников позволяет дифференцированно подходить к состав-
лению индивидуального плана медицинских и психолого-педагогических меро-
приятий детям с СДВГ, а так же объективно оценивать эффективность этих ме-
роприятий в контексте комплексного междисциплинарного подхода.
Примечание к компьютерной версии.
В ориганальной версии "сырые" баллы результатов тестирования перево-
водятся в стандартные оценки (Т-баллы) в зависимости от пола и возраста
ребенка. Для русскоязычной выборки параметрические параметры подобных ис-
следований на период создания программы отсутсвовали.
Современные версии данной методики имеют некоторые отличия от пред-
лагаемого варианта.
В данной программе диаграмма по результатам тестирования, а также ав-
томатическая интерпретация интегральных показателей результатов тестирова-
ния основаны на абсолютных показателях выраженных в процентах. Для шкалы
"Социальная адаптация" минимальное значение тестового показателя 8 бал-
лов - 0%, максимальное - 40 баллов - 100%.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
Учитывая выше сказанное, данная программа может быть использована ис-
ключительно в научно-образовательных и ознакомительных целях.
Практичесике рекомендации для родителей с СДВГ находятся в файле
"..\VTS\adhdinf.rtf", который находится в папке с данной программой.
Опросник состоит из 50 вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Диагностический опросник СДВГ для педагогов
(Vanderbilt Teacher's Scale (long form)).
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Диаграмма:
% *
100 ┼──────────────────────
90 ┼
80 ┼───────────────────██─
70 ┼ ▄▄ ██
60 ┼─██─▄▄─██──────────██─
50 ┼ ██ ██ ██ ██ ██
40 ┼─██─██─██─██─██────██─
30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██
20 ┼─██─██─██─██─██────██─
10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ __ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──*
ДВ Гп Им ОП ПП ТД СА
Тестовые показатели:
1. Дефицит внимания - ДВ = 19 70%
2. Гиперактивность - Гп = 9 60%
3. Импульсивность - Им = 8 67%
4. Оппозиционное поведение - ОП = 13 54%
5. Проблемное поведение - ПП = 10 48%
6. Тревожно-депрессивная симптоматика - ТД = 1 5%
7. Социальная адаптация - СА = 36 88%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ.
Иногда:
Путает расписание, теряет вещи, необходимые для выполнения
заданий или какой-либо деятельности (игрушки, книги, карандаши и
т.п.).
Забывает выполнять каждодневные процедуры (почистить зубы и
т.п.).
Часто:
Имеет трудности в выполнении заданий или игровой деятельнос-
сти, которые требуют сосредоточенного внимания.
Не слушает, когда к нему обращаются.
Не заканчивает начатого занятия (непреднамеренно и не ввиду
низкого интеллекта).
Легко отвлекается на все, что происходит вокруг.
Очень часто:
Неспособен внимательно следить за деталями, делает нелепые
ошибки в письменных заданиях.
Не собран, неорганизован.
Избегает, не любит или не хочет соглашаться выполнять зада-
ний, которые требуют повышенного внимания и умственного напряже-
ния.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.
Иногда:
Покидает свое место в классе или в другом месте, не может
усидеть.
Начинает бегать и карабкаться куда-то, когда это неуместно.
Часто:
Беспокойно двигает руками или ногами, ерзает на месте.
Действует как "заведенный", как будто к нему приделан "мо-
торчик".
Очень часто:
Не может тихо играть, неадекватно шумен.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ.
Часто:
Чрезмерно разговорчивый, без учета социальных ограничений.
Выпаливает ответы до того, как завершены вопросы.
Не способен стоять в очередях, дожидаться своей очереди.
Перебивает других или вмешивается в разговоры или занятия
других.
ОППОЗИЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
Иногда:
Вступает в конфликты со взрослыми.
Не слушается и отказывается подчиняться установленным прави-
лам взрослых.
Поступает наперекор другим.
Злой и раздражительный.
Не забывает обид, стремится отомстить.
Часто:
Теряет самоконтроль, склонен к эмоциональным "взрывам".
Очень часто:
Обвиняет других в своих ошибках и поведенческих проблемах.
Стремится добиться своего, легко "выходит из себя".
ПРОБЛЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
Иногда:
Угрожает и шантажирует других.
Грубит взрослым и употребляет нецензурные слова.
Агрессивный, драчливый, склонен к физической расправе над жи-
вотными и другими людьми.
Намеренно портит свои вещи и вещи других.
Имеет серьезные поведенческие проступки (кражи, нападения,
вынос вещей из дома и т.п.).
Часто:
Пропускает уроки без разрешения.
Очень часто:
Обманывает, чтобы избежать наказания.
ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНАЯ СИМПТОМАТИКА.
Иногда:
Ощущает себя ненужным, жалуется "никто не любит меня".
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ.
Иногда трудности:
Общая оценка успешности в школе.
Чтение.
Письмо.
Выполнение указаний учителя.
Большие трудности:
Математика.
Поведение на уроке.
Отношения с одноклассниками.
Самоорганизация.
ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ.
1. ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ.
Тестовый показатель: повышенный.
2. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.
Тестовый показатель: средний.
3. ИМПУЛЬСИВНОСТЬ.
Тестовый показатель: повышенный.
4. ОППОЗИЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
Тестовый показатель: средний.
5. ПРОБЛЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
Тестовый показатель: средний.
6. ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНАЯ СИМПТОМАТИКА.
Тестовый показатель: низкий.
7. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ.
Тестовый показатель: высокий уровень нарушений.
|