МЕТОДИКА:
Самооценка влияния факторов публичных соревнований.
Методика предназначена для диагностики восприятия спортсменом различ-
ных факторов публичных соревнований.
Для целей и выбора адекватных методов психологической подготовки
спортсменов к предстоящему соревнованию тренеру важно знать и учитывать
индивидуальные особенности восприятия спортсменами факторов публичности
соревнований.
Опрос спортсменов по данной методике проводится непосредственно за
1-2 часа до соревнований либо ретроспективно после соревнований.
Результаты обоих вариантов опроса помогают выявить меру субъективной
реакции спортсмена на соревновательный стресс.
Варианты опроса.
Первый вариант: "Вам предлагается участвовать в психологическом опыте
с целью изучения установок спортсменов при восприятии различных факторов
публичных соревнований. Отвечая на вопросы, выбирайте ответ А или Б и от-
мечайте свой ответ в протоколе опыта оценкой в баллах от 0 до 5".
Второй вариант: "Воспользуйтесь своим спортивным опытом и заполните
опросник, в котором в каждой паре утверждений вы можете выбрать либо один
вариант (А или Б), либо можете отвечать на оба варианта (А и Б), отмечая
свои ответы в баллах от 0 до 5".
Инструкция для ретроспективной оценки: "Прежде всего вспомните свои
старты и представьте себя на соревнованиях. Затем оцените степень значи-
мости или влияния на вас предложенных в таблице суждений по биполярной
шкале. Работайте самостоятельно.
Шкала балльной оценки факторов публичных соревнований:
5 4 3 2 1 0 -1 -2 -3 -4 -5
Высшая степень Не влияет Высшая степень
позитивного негативного
влияния (+) влияния (-)
Анализ и интерпретация результатов опыта.
После заполнения опросника экспериментатор (тренер) может выделить те
утверждения, которые оцениваются максимально большими баллами (4-5 бал-
лов). Это - опорные отношения к факторам публичности соревнований. Они яв-
ляются доминирующими в структуре сознательного отношения спортсмена к со-
ревнованию как зрелищу. Максимально оцененные спортсменом факторы публич-
ности его выступления в соревнованиях оказывают на психику испытуемого на-
иболее сильное влияние, а также влияют на формирование его предстартовых
состояний.
Утверждения, оцененные средними по величине баллами (1-2 балла), -
это отношения к факторам, которые оказывают меньшее влияние на психику
спортсмена.
Утверждения, оцененные в 0 баллов, - это отношения к факторам, оказы-
вающим вероятностное сенсибилизирующее влияние на психику спортсменов и
часто выпадающим из сферы сознания спортсменов в условиях реальных сорев-
нований.
Опросник состоит из 20 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Самооценка влияния факторов публичных соревнований.
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Диаграмма:
*
5 ┼─────────────────────────────▄───────────
4 ┼ ▄ ▄ ▄ █
3 ┼─█───▄───█───────────█───────█─▄─▄───────
2 ┼ █ █ █ █ ▄ █ █ █
1 ┼─█───█───█───────▄───█───█───█─█─█─────▄─
0 ┼ █ █ ▄ █ ▄ ▄ █ █ █ ▄ █ █ █ █
-1 ┼─█───█─█─█─█───█─█───█───█─█─█─█─█─────█─
-2 ┼ █ █ █ █ █ █ █ ▄ █ ▄ █ █ █ █ █ ▄ ▄ █
-3 ┼─█───█─█─█─█─▄─█─█─█─█─█─█─█─█─█─█─█─█─█─
-4 ┼ █ ▄ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
-5 ┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T
Тестовые показатели:
1. A. Соревнования проходят в своем городе - A = 4
Б. Соревнования проходят в чужом городе - B = -4
2. A. На трибунах много зрителей - C = 3
Б. На трибунах мало зрителей - D = 0
3. A. Зрители ведут себя активно и шумно - E = 4
Б. Зрители ведут себя сдержанно - F = 0
4. A. Зрители (пресса) ждут от спортсмена результата - G = -3
Б. Зрители (пресса) не ждут от спортсмена результата - H = 0
5. A. На старте спортсмен хорошо различает лица - I = 1
Б. На старте спортсмен никого не замечает - J = -2
6. A. На трибунах есть друзья, родные и близкие - K = 4
Б. На трибунах нет друзей, родных и близких - L = -2
7. A. Судьи внимательны к спортсмену - M = 2
Б. Судьи не выделяют спортсмена из участников - N = 0
8. A. Спортсмен настраивается на борьбу за место - O = 5
Б. Спортсмен настраивается на личный результат - P = 3
9. A. Соперники хорошо известны спортсмену - Q = 3
Б. Соперники плохо известны спортсмену - R = -2
10. A. Тренер внимательно наблюдает за спортсменом - S = -2
Б. Тренер специально не следит за спортсменом - T = 1
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокая степень позитивного влияния:
Соревнования проходят в своем городе.
Зрители ведут себя активно и шумно.
На трибунах есть друзья, родные и близкие.
Спортсмен настраивается на борьбу за место.
Повышенная степень позитивного влияния:
На трибунах много зрителей.
Спортсмен настраивается на личный результат.
Соперники хорошо известны спортсмену.
Средняя степень позитивного влияния:
На старте спортсмен хорошо различает лица.
Судьи внимательны к спортсмену.
Тренер специально не следит за спортсменом.
Сенсибилизирующее влияние:
На трибунах мало зрителей.
Зрители ведут себя сдержанно.
Зрители (пресса) не ждут от спортсмена результата.
Судьи не выделяют спортсмена из участников.
Повышенная степень негативного влияния:
Зрители (пресса) ждут от спортсмена результата.
Высокая степень негативного влияния:
Соревнования проходят в чужом городе.
|