МЕТОДИКА:
Опросник "Виды страха"
(И.П. Шкуратова).
Страх чаще всего определяется как эмоциональное состояние, возникаю-
щее в присутствии или в предвосхищении опасного или вредного стимула.
К. Изард отмечал, что страх переживается как тревожное предчувствие,
беспокойство, опасение. У человека возникает ощущение, что ситуация уже не
под контролем, он испытывает все больше неуверенности в собственном благо-
получии, страх переживается как чувство абсолютной незащищенности и неуве-
ренности в собственной безопасности. По его мнению, причины страха могут
быть разделены на четыре класса:
а) внешние события или процессы,
б) влечения и потребности,
в) эмоции,
г) когнитивные процессы субъекта.
Страхи, относящиеся к каждому из этих классов, могут быть врожденными
или приобретенными.
В своей работе по психопатологии неврозов А. Кемпински описывает че-
тыре вида страха: биологический, общественный, моральный и дезинтеграцион-
ный.
Биологический страх связан с угрозой собственной жизни или жизни вида.
Общественный страх возникает в случае нарушения контактов в социальной
сфере.
Моральный страх возникает, когда индивид не принимает в качестве ори-
ентиров для собственного поведения нормы, предлагаемые окружающими. Дезин-
теграционный страх появляется при каждом изменении структуры информацион-
ного метаболизма.
А.И. Захаров противопоставляет ситуационные и личностно обусловленные
страхи. По его мнению, ситуационный страх возникает в опасной или шокирую-
щей обстановке, а личностно обусловленный страх предопределен характером
человека, например его тревожностью. Ситуативные страхи являются реальными
и острыми, а личностные - воображаемыми и хроническими.
Т. В. Абакумова предлагает несколько критериев для классификации
страхов:
а) объективные источники возникновения страха (биологические, техно-
генные, планетарные и космические страхи);
б) отсутствие представлений о полноте и целостности окружающей дей-
ствительности (социальные и детские страхи);
в) онтологические (религиозный, экзистенциальный, страх смерти);
г) гносеологические (страхи от избытка информации).
Одним из направлений изучения страхов является исследование личност-
ных и ситуационных факторов, обусловливающих их возникновение. В качестве
личностных детерминант страха чаще всего рассматриваются тревожность,
нейротизм и агрессивность.
Понятия тревоги и страха долгое время не разграничивали. По мнению
А.М. Прихожан, первым разграничил их в начале ХIХ века С. Кьеркегор, ко-
торый под страхом понимал боязнь чего-то конкретного, а тревогу связывал
с неопределенным безотчетным страхом-тоской.
В свою очередь тревогу как эмоциональное состояние многие авторы от-
граничивают от тревожности как устойчивого личностного свойства.
В своих работах З. Фрейд различал два вида тревоги: объективную и
невротическую. Объективная тревога, является, по сути, синонимом страха.
Она возникает, когда для индивида существует реальная ситуация опасности
во внешнем мире. Эта ситуация воспринимается им как угрожающая, а воспри-
ятие опасности порождает эмоциональную реакцию, пропорциональную по ин-
тенсивности внешней опасности. Невротическая тревога отличается от объек-
тивной тем, что источник опасности находится скорее во внутреннем, чем во
внешнем мире. Источником этой тревоги, с его точки зрения, являются сек-
суальные и агрессивные влечения, которые были подавлены в детстве.
Ч. Спилбергер разделяет тревогу как состояние и тревожность как
свойство личности. Он считает, что тревога представляет собой неприятное
по своей окраске эмоциональное состояние или внутреннее условие, которое
характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрач-
ных предчувствий. Состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает
определенный раздражитель или ситуацию, как несущие в себе актуально или
потенциально элементы опасности, угрозы, вреда. Тревожность как свойство
является относительно устойчивой характеристикой личности. Она не прояв-
ляется непосредственно в каждом акте поведения, но ее уровень можно опре-
делить по тому, как часто и насколько интенсивно у индивида возникают
состояния тревоги. Личность с выраженной тревожностью, склонна восприни-
мать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значи-
тельно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.
В работах В.С. Мерлина тревожность рассматривается как одно из
свойств темперамента. Автор понимает тревожность как склонность человека
переживать самые различные ситуации, как чем-то ему угрожающие и испыты-
вать при этом неопределенный страх и беспокойство, направленное на какой-
либо предмет и явление.
Все авторы склонны считать, что между склонностью к переживанию
страхов и тревожностью существует позитивная связь, но не всегда на осно-
ве знания уровня тревожности личности можно предсказать вероятность воз-
никновения у нее эмоции страха в конкретной жизненной ситуации, поскольку
здесь большую роль играют и другие личностные и ситуативные детерминанты.
Нейротизм, рассматриваемый Г. Айзенком в качестве одной из важнейшей
детерминант человеческого поведения, также относится к числу свойств лич-
ности, связанных со склонностью к восприятию ситуации как угрожающей. Вы-
сокий уровень нейротизма характеризуется эмоциональной неустойчивостью,
тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами, поэтому он
также может выступать предиктором возникновения страхов.
Взаимосвязь агрессивности и страха имеют более сложную природу. Во-
первых, они состоят в отношении взаимной детерминации, т.е. агрессивность
может вызывать разные формы страха, а страх может провоцировать агрессив-
ное поведение. Во-вторых, существуют разные формы агрессивности, связан-
ные с формированием страхов различными психологическими механизмами.
К. Изард и другие исследователи эмоций отмечают наличие связей между
гневом и страхом. По данным Я.Ю Копейко, связь между агрессивным поведе-
нием и уровнем тревожности у мужчин является позитивной, а у женщин - не-
гативной. Автор объясняет это тем, что агрессивное поведение мужчин имеет
более непосредственный характер и обусловлено контролирующей функцией су-
перэго. У женщин агрессивное поведение является некоторым защитным меха-
низмом более связанным с силой-слабостью эго.
А. Кемпински считает, что иногда беспокойство концентрируется на ка-
ких-либо незначительных трудностях и конфликтах, которые, начиная расти,
превращаются в огромную проблему, одновременно возбуждая агрессию. В свя-
зи с этим чувство страха и агрессия часто появляются вместе.
Опросник содержит тридцать шесть факторов, вызывающих переживание
страха.
Все эти факторы сгруппированы в пять групп:
а) фобии;
б) учебные страхи;
в) социальные страхи;
г) криминальные страхи;
д) мистические страхи.
Испытуемый должен оценить, насколько данный фактор провоцирует у не-
го чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов:
такого страха у меня никогда не было;
такой страх у меня был однажды;
такой страх у меня был несколько раз;
периодически такой страх у меня возникает;
этот страх меня преследует постоянно.
Опросник состоит из 16 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник "Виды страха".
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Структура страхов:
Фб ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────────╢>
Уч ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓───────────────────────╢>
Сц ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────────╢>
Кр ╟─▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────────────╢>
Мс ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────╢>
<──[--]─><───[-]──><──[=]──><──[+]──><────[++]───>
Интегральный показатель:
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Тестовые показатели:
1. Фобии - Фб = 21 52%
2. Учебные страхи - Уч = 18 56%
3. Социальные страхи - Сц = 8 25%
4. Криминальные страхи - Кр = 3 12%
5. Мистические страхи - Мс = 5 31%
-----------------------------------------
Интегральный показатель - СТ = 55 38%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Лист иерархии страхов.
Полностью отсутствующие страхи (0):
Страх утраты любви со стороны близких.
Страх оказаться заложником в руках бандитов.
Страх предательства со стороны друзей.
Страх перед потусторонними силами.
Страх оказаться в толпе в момент паники.
Страх быть выгнанным из класса.
Страх одиночества.
Страх сексуального насилия.
Страх террористического взрыва.
Единичные случаи страха (1):
Страх сглаза или порчи.
Страх попасть в транспортную аварию.
Страх выглядеть смешным или жалким.
Страх перед Богом.
Страх полета на самолетах.
Страх быть уличенным во лжи.
Страх быть ограбленным на улице.
Несколько случаев страха (2):
Страх темноты.
Страх физического насилия.
Страх быть осмеянным классом.
Страх не оправдать доверия со стороны близких людей.
Страх животных.
Страх быть высмеянным друзьями или родней.
Страх закрытых помещений.
Страх быть не таким, как остальные ученики.
Страх болезни.
Страх критики со стороны близких.
Страх смерти близких людей.
Страх перед вызовом родителей в школу.
Страх наказания родителями за неуспеваемость.
Периодически возникающие страхи (3):
Страх перед вызовом отвечать на уроке.
Страх высоты.
Страх перед вызовом к директору.
Страх аттракционов.
Страх медицинских процедур.
Страх собственной смерти.
Постоянно возникающие страхи (4):
Страх получить плохую оценку.
|