МЕТОДИКА:
Опросник временной перспективы Трансцендентного будущего
(Ф. Зимбардо)
(The Transcendental-Future Time Perspective Inventory - TFTPI)
(Philip G. Zimbardo - Professor, Ph.D.; Stanford University, USA).
Данный опросник был создан для проверки влияния на временную перспек-
тиву убеждений о вознаграждении и наказании, ожидающих человека после
смерти.
Опубликован в 1999 г.
Трансцендентальное (от лат. transcendens - выходящий за пределы) -
связывающее части содержания, находящиеся по разные стороны некоторого
предела. Это понятие имеет долгую историю и не сразу приобрело то значе-
ние, которое является наиболее распространенным и которое приведено в оп-
ределении.
Русское слово является практической транскрипцией лат. transcendens
(возможно, через посредничество нем. transzendental). Это латинское прила-
гательное образовано в средневековой латыни от причастия transcendens (ро-
дительный падеж transcendentis) - "перешагивающий", "выходящий за преде-
лы", в философии "трансцендентный", образованный от глагола transcendo -
"переступаю", "перешагиваю".
Трансцендентальное и трансцендентное.
В строгом философском смысле "трансцендентность" означает пребывание
за пределами возможного опыта (запредельность), тогда как "трансценден-
тальность" имеет отношение к познанию и к условиям нашего опыта. Бертран
Рассел сравнивал трансцендентальное с призмой, посредством которой мы
смотрим на мир. Отсюда все трансцендентальное в отличие от трансцендентно-
го имманентно нашему сознанию и находится у нас "в голове", однако оно не
подлежит наблюдению. Так, согласно Канту, к области трансцендентального
относятся, например, такие понятия как пространство и время, которые ха-
рактеризуют не столько мир, сколько нашу способность воспринимать мир.
Необходимость изучения временной перспективы трансцендентного будуще-
го объясняется тем, что в мире многие люди верят в жизнь после смерти. И
эта вера определенным образом влияет на то, как человек строит свою жизнь,
какими ценностями руководствуется в жизни, как оценивает роль своего прош-
лого, настоящего и будущего. Каждый человек в определенный момент задумы-
вается о таком явлении как смерть и о том, что ждет его после нее и ждет
ли что-то. Но на разных этапах смерть видится с разных углов и эмоции, со-
провождающие человека при этом, разнятся. Так, например, для человека, не-
давно потерявшего близкого человека, смерть будет выступать как нечто раз-
рушительное, приносящее боль и, вероятно, в каком-то смысле лишающее смыс-
ла жизни. Для смертельно больных людей смерть иногда становится желанной
вследствие болезненного протекания заболевания. Д.А. Леонтьев пишет о том,
что утверждение, что смерть имеет смысл, означает, прежде всего, то, что
осознание факта смерти имеет определенные последствия для жизни. Он отме-
чает, что отношение к смерти у наиболее просветленных и продвинутых людей
было как раз весьма далеко от отчаяния, страха и трагизма, это было отно-
шение принятия, примирения и нахождения позитивного смысла в собственной
смерти.
Можно так же предположить, что вера человека в награду или наказание,
которые ожидаются после смерти, может повлиять как на сам процесс пережи-
вания горя и утраты, так и на поведение и ценностные, моральные убеждения
человека в настоящем. Герман Фейфел указывает в своей работе на то, что
некоторые люди, испытывая сильный страх смерти, могут обращаться к рели-
гии, потому как она помогает им справиться с этими страхами.
Так как феномен трансцендентное будущее является относительно новым,
могут возникнуть вопросы о том необходимо ли психологам заниматься такой
проблематикой и не является ли эта область больше прерогативой теологии.
Дж. Бойд и Ф. Зимбардо достаточно точно дают ответы на эти вопросы, указы-
вая на то, что в конечном счете, представления психологов о будущем не бо-
лее реальны, чем представление о существовании после смерти. Образ будуще-
го и образ жизни после смерти - это психологические конструкты, изобрете-
ния человеческого разума, продукт воображения.
Возможно, стоит задуматься о том, что страх человека и общества перед
смертью и в результате завуалированность этой темы приводит к неготовности
принять факт конечности существования.
Проблема смысла жизни, связанная с ограниченностью жизни, то есть со
смертью, является эмоционально нагруженной значимой проблемой, решение ко-
торой, как правило, сопровождается внутренним конфликтом, создающим повы-
шенный уровень тревожности, естественно перерастающий в страх смерти.
Именно понятие смерти, осознание конечности и единственности человеческого
личного бытия, способствует прояснению нравственного смысла и ценности че-
ловеческой жизни. Сознание неповторимости каждого ее мгновения, неуничто-
жимости, а в ряде случаев и непоправимости совершенных поступков, способно
прояснить меру ответственности человека за свои дела.
Примечание к компьютерной версии.
В данной программе диаграмма, а также интерпретация результатов тес-
тирования основаны на показателях выраженных в процентах с нулевой точкой
отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
Опросник состоит из 10 вопросов.
Примерное время тестирования 3-5 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник временной перспективы
Трансцендентного будущего (TFTPI).
Ф.И.О:____________________
Доп. данные:______________
Диагностическая шкала:
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Тестовый показатель - "ТБ" = 41 4.10 78%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Повышенный показатель временной перспективы Трансцендентного
будущего, отражающий веру личности в возможность пребывания своей
духовной сущности за пределами возможного опыта и физического те-
ла. Это осознаваемое или неосознанное отношение личности к будуще-
му времени может быть основано на вере в жизнь после смерти и воз-
можность вознаграждения и наказания, ожидающих человека после
смерти. Данная временная ориентация оказывает повышенное влияние
на то, как человек строит свою жизнь, какими ценностями руковод-
ствуется в жизни, как оценивает роль своего прошлого, настоящего и
будущего.
|