МЕТОДИКА:                                  
           Опросник временной перспективы Трансцендентного будущего         
                              (Ф. Зимбардо)                                 
       (The Transcendental-Future Time Perspective Inventory - TFTPI)       
     (Philip G. Zimbardo - Professor, Ph.D.; Stanford University, USA).     
 
      Данный опросник был создан для проверки влияния на временную перспек- 
 тиву убеждений о вознаграждении  и  наказании,  ожидающих  человека  после 
 смерти.                                                                    
      Опубликован в 1999 г.                                                 
 
      Трансцендентальное (от лат. transcendens -  выходящий  за  пределы) - 
 связывающее части содержания, находящиеся  по  разные  стороны  некоторого 
 предела. Это понятие имеет долгую историю и не сразу приобрело  то  значе- 
 ние, которое является наиболее распространенным и которое приведено в  оп- 
 ределении.                                                                 
      Русское слово является практической  транскрипцией  лат. transcendens 
 (возможно, через посредничество нем. transzendental). Это латинское прила- 
 гательное образовано в средневековой латыни от причастия transcendens (ро- 
 дительный падеж transcendentis) - "перешагивающий", "выходящий  за  преде- 
 лы", в философии "трансцендентный", образованный от  глагола  transcendo - 
 "переступаю", "перешагиваю".                                               
 
      Трансцендентальное и трансцендентное.                                 
      В строгом философском смысле "трансцендентность" означает  пребывание 
 за пределами возможного опыта (запредельность),  тогда  как  "трансценден- 
 тальность" имеет отношение к познанию и к условиям нашего  опыта.  Бертран  
 Рассел сравнивал трансцендентальное  с  призмой,  посредством  которой  мы 
 смотрим на мир. Отсюда все трансцендентальное в отличие от трансцендентно- 
 го имманентно нашему сознанию и находится у нас "в голове", однако оно  не 
 подлежит наблюдению. Так, согласно Канту,  к  области  трансцендентального 
 относятся, например, такие понятия как пространство и время,  которые  ха- 
 рактеризуют не столько мир, сколько нашу способность воспринимать мир.     
 
      Необходимость изучения временной перспективы трансцендентного будуще- 
 го объясняется тем, что в мире многие люди верят в жизнь после  смерти.  И 
 эта вера определенным образом влияет на то, как человек строит свою жизнь, 
 какими ценностями руководствуется в жизни, как оценивает роль своего прош- 
 лого, настоящего и будущего. Каждый человек в определенный момент  задумы- 
 вается о таком явлении как смерть и о том, что ждет его после нее  и  ждет 
 ли что-то. Но на разных этапах смерть видится с разных углов и эмоции, со- 
 провождающие человека при этом, разнятся. Так, например, для человека, не- 
 давно потерявшего близкого человека, смерть будет выступать как нечто раз- 
 рушительное, приносящее боль и, вероятно, в каком-то смысле лишающее смыс- 
 ла жизни. Для смертельно больных людей смерть иногда  становится  желанной 
 вследствие болезненного протекания заболевания. Д.А. Леонтьев пишет о том, 
 что утверждение, что смерть имеет смысл, означает, прежде всего,  то,  что 
 осознание факта смерти имеет определенные последствия для жизни. Он  отме- 
 чает, что отношение к смерти у наиболее просветленных и продвинутых  людей 
 было как раз весьма далеко от отчаяния, страха и трагизма, это было  отно- 
 шение принятия, примирения и нахождения позитивного смысла  в  собственной 
 смерти.                                                                    
      Можно так же предположить, что вера человека в награду или наказание, 
 которые ожидаются после смерти, может повлиять как на сам процесс  пережи- 
 вания горя и утраты, так и на поведение и ценностные, моральные  убеждения 
 человека в настоящем. Герман Фейфел указывает в своей работе  на  то,  что 
 некоторые люди, испытывая сильный страх смерти, могут обращаться  к  рели- 
 гии, потому как она помогает им справиться с этими страхами.               
      Так как феномен трансцендентное будущее является относительно  новым, 
 могут возникнуть вопросы о том необходимо ли психологам  заниматься  такой 
 проблематикой и не является ли эта область больше  прерогативой  теологии. 
 Дж. Бойд и Ф. Зимбардо достаточно точно дают ответы на эти вопросы, указы- 
 вая на то, что в конечном счете, представления психологов о будущем не бо- 
 лее реальны, чем представление о существовании после смерти. Образ будуще- 
 го и образ жизни после смерти - это психологические конструкты,  изобрете- 
 ния человеческого разума, продукт воображения.                             
      Возможно, стоит задуматься о том, что страх человека и общества перед 
 смертью и в результате завуалированность этой темы приводит к неготовности 
 принять факт конечности существования.                                     
      Проблема смысла жизни, связанная с ограниченностью жизни, то есть  со 
 смертью, является эмоционально нагруженной значимой проблемой, решение ко- 
 торой, как правило, сопровождается внутренним конфликтом, создающим  повы- 
 шенный уровень тревожности,  естественно  перерастающий  в  страх  смерти. 
 Именно понятие смерти, осознание конечности и единственности человеческого 
 личного бытия, способствует прояснению нравственного смысла и ценности че- 
 ловеческой жизни. Сознание неповторимости каждого ее мгновения,  неуничто- 
 жимости, а в ряде случаев и непоправимости совершенных поступков, способно  
 прояснить меру ответственности человека за свои дела.                      
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе диаграмма, а также интерпретация результатов  тес- 
 тирования основаны на показателях выраженных в процентах с нулевой  точкой 
 отсчета.                                                                   
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
      Опросник состоит из 10 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 3-5 минут.                               
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Опросник временной перспективы                                   
           Трансцендентного будущего (TFTPI).                               
 Ф.И.О:____________________                                                 
 Доп. данные:______________                                                 
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
             Тестовый показатель - "ТБ" = 41 4.10  78%                      
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Повышенный показатель временной перспективы  Трансцендентного         
 будущего, отражающий веру личности в возможность пребывания  своей         
 духовной сущности за пределами возможного опыта и физического  те-         
 ла. Это осознаваемое или неосознанное отношение личности к будуще-         
 му времени может быть основано на вере в жизнь после смерти и воз-         
 можность вознаграждения  и  наказания,  ожидающих  человека  после         
 смерти. Данная временная ориентация оказывает  повышенное  влияние         
 на то, как человек строит свою жизнь, какими  ценностями  руковод-         
 ствуется в жизни, как оценивает роль своего прошлого, настоящего и         
 будущего.