МЕТОДИКА:                                  
        Склонность к воспроизведению негативных эмоциональных инграмм       
                              (В.В. Бойко).                                 
 
      Методика предназначена для диагностики склонности использовать эмоции 
 в целях манипуляции окружающими.                                           
      1. Как правило, инграммы возникают при психотравмирующих  обстоятель- 
 ствах и прежде всего в детстве, в так называемые сенситивные  периоды  со- 
 зревания психики.                                                          
      В эти моменты развития человек особенно впечатлителен, раним и нужда- 
 ется в защите самого себя.  Психотравмирующие  обстоятельства  могут  быть 
 разными: конфликты, состояние лишения чего-либо, например, заботы, попечи- 
 тельства, нервное напряжение, обиды, ненависть со стороны близких  и  т.д. 
 Индивид волен выбирать: желая добиться своего, он может прибегнуть к любой 
 эмоциональной инграмме - положительного или отрицательного свойства. Прак- 
 тика показывает, что защитные инграммы негативного  содержания  выбираются 
 чаще.                                                                      
      2. Инграмма обладает свойством автоматизма и целостности.  При  соот- 
 ветствующих обстоятельствах, например, психотравмирующих, она  воспроизво- 
 дится от начала и до конца, ее трудно прервать на  каком-либо  моменте.  В 
 этом смысле инграмма напоминает пластинку: если головка  адаптера  опусти- 
 лась на диск, то записанное на нем будет воспроизведено полностью и,  один 
 к одному.                                                                  
      3. Инграмма слабо подвластна разуму - ему трудно справиться с  начав- 
 шейся реакцией самозащиты или манипуляцией.                                
      Не случайно люди разного интеллектуального уровня - высокого, средне- 
 го, низкого - склонны к демонстрации эмоциональных инграмм и в этот момент 
 весьма походят друг на друга своей беспомощностью, агрессивностью, грубос- 
 тью и т. д.                                                                
      4. Инграммы как положительного, так и негативного свойства, имеют за- 
 щитную функцию, направлены на поддержание целостности "Я".                 
      Инграммы,  сформированные  под  влиянием  психотравмирующих   обстоя- 
 тельств, воспроизводятся в случаях, когда личность испытывает  дискомфорт, 
 сомнение, встречает угрозу, оказывается в конфликтных ситуациях. Инграммы,  
 образовавшиеся в психоприятных ситуациях, репродуцируются при необходимос- 
 ти получить от окружающих внимание, тепло, утешение, поддержку, любовь.    
      5. Инграммы, связанные с психотравмирующими факторами,  функционально  
 задействованы сильнее, чем инграммы, возникшие в благоприятных ситуациях.  
      6. Инграммы формируются при участии или при непосредственном  влиянии  
 очень близкого и весьма значимого окружения.                               
      Это - родители и родственники, брачные партнеры и дети, воспитатели и 
 учителя, руководители и коллеги, с которыми пришлось долго работать, зави- 
 симость от которых очень велика.                                           
      7. Обычно личность фиксирована на психотравмирующих  обстоятельствах,  
 поэтому легко и быстро распознает их и при этом автоматически воспроизво-  
 дит имеющиеся в запасе эмоциональные инграммы негативного содержания.      
      8. Инграммы проникают в разные сферы  отношений  личности - семейные,  
 дружеские, любовные, деловые.                                              
 
      Обработка.                                                            
      За каждый утвердительный ответ ("Да") начисляется 1 балл.             
 
      Интерпретация.                                                        
      1-2 балла - респондент не склонен использовать отрицательные  эмоцио- 
 нальные инграммы в качестве средств манипуляции окружающими.               
      3-5 баллов - у респондента есть некоторая склонность к  манипулирова- 
 нию.                                                                       
      6 и более баллов - манипулирование другими для респондента дело  при- 
 вычное.                                                                    
 
      Литературные источники.                                               
      Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001. С.600-601.                   
      Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других - М:  
 Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996. - 472 с.                    
 
      Опросник состоит из 12 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Склонность к воспроизведению негативных эмоциональных            
           инграмм.                                                         
 Ф.И.О:_____________________                                                
 Доп. данные:_______________                                                
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
              ╟─▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓███████████████───────╢>                     
 
                <─[-]─><─[==]─><────────[+]────────>                        
 
 
                    Тестовый показатель - НИ = 10                           
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Повышенный уровень склонности использовать отрицательные эмо-         
 циональные инграммы в качестве средств манипуляции окружающими.            
 
 
                            Приложение.                                     
      1. Как правило, инграммы возникают при психотравмирующих  об-         
 стоятельствах и прежде всего в детстве, в так называемые сенситив-         
 ные периоды созревания психики. В  эти  моменты  развития  человек         
 особенно впечатлителен, раним и нуждается в  защите  самого  себя.         
 Психотравмирующие обстоятельства могут  быть  разными:  конфликты,         
 состояние лишения  чего-либо,  например,  заботы,  попечительства,         
 нервное напряжение, обиды, ненависть со стороны близких и т.д. Ин-         
 дивид волен выбирать: желая добиться своего, он может прибегнуть к         
 любой эмоциональной инграмме - положительного  или  отрицательного         
 свойства. Практика показывает, что защитные  инграммы  негативного         
 содержания выбираются чаще.                                                
      2. Инграмма обладает свойством автоматизма и целостности. При         
 соответствующих обстоятельствах, например, психотравмирующих , она         
 воспроизводится от начала и до конца, ее трудно прервать на каком-         
 либо моменте. В этом смысле инграмма  напоминает  пластинку:  если         
 головка адаптера опустилась на диск, то записанное на нем будет            
 воспроизведено полностью и, один к одному.                                 
      3. Инграмма слабо подвластна разуму - ему трудно справиться с         
 начавшейся реакцией самозащиты или манипуляцией. Не случайно  люди         
 разного интеллектуального уровня - высокого,  среднего,  низкого -         
 склонны к демонстрации эмоциональных инграмм и в этот момент весь-         
 ма походят друг на  друга  своей  беспомощностью,  агрессивностью,         
 грубостью и т. д.                                                          
      4. Инграммы как положительного, так и  негативного  свойства,         
 имеют защитную функцию, направлены на поддержание целостности "Я".         
 Инграммы, сформированные под  влиянием  психотравмирующих  обстоя-         
 тельств, воспроизводятся в случаях, когда личность испытывает дис-         
 комфорт, сомнение, встречает угрозу, оказывается в конфликтных си-         
 туациях. Инграммы, образовавшиеся в психоприятных  ситуациях,  ре-         
 продуцируются при необходимости получить от  окружающих  внимание,         
 тепло, утешение, поддержку, любовь.                                        
      5. Инграммы, связанные с психотравмирующими факторами,  функ-         
 ционально задействованы сильнее, чем инграммы, возникшие в  благо-         
 приятных ситуациях.                                                        
      6. Инграммы формируются при участии или при  непосредственном         
 влиянии очень близкого и весьма значимого окружения.                       
 Это - родители и родственники, брачные партнеры и дети, воспитате-         
 ли и учителя, руководители и коллеги, с  которыми  пришлось  долго         
 работать, зависимость от которых очень велика.                             
      7. Обычно личность фиксирована на  психотравмирующих  обстоя-         
 тельствах, поэтому легко и быстро распознает их и при этом автома-         
 тически воспроизводит имеющиеся в  запасе  эмоциональные  инграммы         
 негативного содержания.                                                    
      8. Инграммы проникают в разные сферы отношений личности - се-         
 мейные, дружеские, любовные, деловые.