МЕТОДИКА:                                  
                    Опросник "Волевые качества личности"                    
                              (М.В. Чумаков).                               
 
      Опросник предназначен для диагностики  выраженности  волевых  качеств 
 личности в возрасте от 18 до 35 лет. Его можно применять как в  исследова- 
 тельских целях, так и для решения практических задач, он  не  предназначен 
 для ситуаций экспертизы.                                                   
 
      Итоговый высокий балл по опроснику получают ответственные, обязатель- 
 ные, инициативные, деятельные, уверенные, решительные, настойчивые,  энер- 
 гичные, хорошо контролирующие свои эмоции,  независимые,  самостоятельные, 
 целеустремленные, собранные испытуемые. Таких людей можно назвать волевыми 
 в том смысле, в каком это понимается большинством людей. Получившие  высо- 
 кий балл старательно выполняют свои обязанности, обладают  хорошим  лидер- 
 ским потенциалом, быстро и независимо принимают решения, высоко активны. У 
 них есть ясные жизненные цели и стремление  настойчиво  их  достигать.  От 
 этих особенностей в основном зависит успешность деятельности тогда,  когда 
 эта деятельность не предъявляет очень высоких  требований  к  способностям 
 человека. При наличии высоких способностей диагностируемые качества  явля- 
 ются дополнительным существенным условием успешности и  стабильности  дея- 
 тельности. Вероятно, испытуемые с очень высоким общим баллом по тесту  мо- 
 гут быть более фрустрированными и напряженными.                            
      Низкий балл по опроснику ВКЛ характерен для  склонных  к  колебаниям, 
 неуверенных, безынициативных, несамостоятельных испытуемых Они могут  пре- 
 небречь своими обязанностями в ситуациях, когда  внешний  контроль  за  их 
 действиями ослаблен. Как правило, они проявляют низкую  активность,  энер- 
 гичность. У этой категории испытуемых могут быть проблемы  с  произвольной 
 концентрацией внимания. Жизненные цели недостаточно  осознанны,  лидерские 
 тенденции не выражены. Этих людей можно назвать безвольными в том  смысле, 
 как это понимают большинство людей. При условии равных способностей  такие 
 люди как правило достигают меньших или менее стабильных результатов в дея- 
 тельности. Возможно, испытуемые с низким баллом по тесту  менее  внутренне 
 напряжены и фрустрированы. Имея в виду это обстоятельство, следует с осто- 
 рожностью применять оценочный подход к результатам тестирования.           
 
      Интерпретация шкал опросника:                                         
      "Сырые" баллы по каждой шкале переводятся в стандартные оценки - сте- 
 ны (1-10 баллов).                                                          
      Интерпретация проводится путем анализа девяти шкал, которые  в  сово- 
 купности дают целостную картину развития волевой регуляции поведения.      
 
      1. Ответственность.                                                   
      Высокий балл по этой шкале получают ответственные, обязательные испы- 
 туемые. Они, как правило, дисциплинированы и  старательно  выполняют  свои 
 обязанности. Есть сведения о положительной корреляции этой шкалы с  факто- 
 ром G методики 16 PF Кэттелла. У некоторых испытуемых с высоким баллом мо- 
 жет быть повышенная тревожность.                                           
      Низкий балл по шкале получают испытуемые, которых можно назвать нена- 
 дежными и несколько "безалаберными". Они не перегружают  себя  чрезмерными 
 обязательствами, проще смотрят на жизнь и могут обладать более низкой тре- 
 вожностью.                                                                 
 
      2. Инициативность.                                                    
      Высокий балл по шкале характерен для инициативных, деятельных людей с 
 высокими лидерскими тенденциями. Они выступают "зачинщиками" новых начина- 
 ний, стремятся что-то изменить. Хорошо проявляют себя в  ситуациях,  когда 
 изменения необходимы и требуются новаторские подходы. В сочетании с  высо- 
 кой креативностью и интеллектуальными способностями могут быть очень  про- 
 дуктивны. При низкой креативности и способностях к  анализу,  особенно  на 
 руководящих постах, могут инициировать недостаточно продуманные  и  эффек- 
 тивные новации.                                                            
      Низкий балл получают пассивные испытуемые. Их устраивает существующее 
 положение дел, и они не склонны что-либо менять. К лидерству сами не стре- 
 мятся. Эффективны в ситуациях, требующих не столько изменений, сколько со- 
 хранения стабильности.                                                     
 
      3. Решительность.                                                     
      Высокий балл по шкале характерен для лиц, быстро и уверенно принимаю- 
 щих решения. Они не склонны к длительным сомнениям,  колебаниям  при  осу- 
 ществлении задуманного. Иногда быстрота принятия решения может быть вызва- 
 на импульсивностью.                                                        
      Низкий балл получают нерешительные, неуверенные, склонные к  постоян- 
 ным сомнениям лица. Решение принимается после длительных  колебаний  и  не 
 обладает достаточной устойчивостью.                                        
 
      4. Самостоятельность.                                                 
      Высокий балл демонстрируют люди, не нуждающиеся в постоянной психоло- 
 гической поддержке, стремящиеся самостоятельно принимать решения, обладаю- 
 щие способностью противостоять мнению группы, если оно  отличается  от  их 
 собственного.                                                              
      Низкий балл свидетельствует о низкой самостоятельности,  внушаемости, 
 зависимости от мнения группы.                                              
 
      5. Выдержка.                                                          
      Высокий балл характерен для людей, умеющих контролировать  свои  эмо- 
 ции, терпеливо переносить нагрузки, справляться с  монотонной  деятельнос- 
 тью. Эти люди хорошо управляют собой, своими состояниями. В некоторых слу- 
 чаях выраженность этого качества  может  приводить  к  тому,  что  человек 
 справляется с обстоятельствами, которые, возможно, целесообразнее было  бы 
 изменить.                                                                  
      Низкий балл характерен для людей, свободных в проявлении эмоций,  ис- 
 пытывающих трудности при необходимости переносить нагрузки  или  выполнять 
 неинтересную работу. Им не хватает самообладания и трудно быть  сдержанны- 
 ми.                                                                        
 
      6. Настойчивость.                                                     
      Высокий балл получают стойкие  испытуемые,  способные  к  преодолению 
 препятствий на пути достижения цели. Неудачи не выбивают таких  людей  "из 
 колеи". Они способны повторять снова и снова попытки для достижения  заду- 
 манного. В определенных случаях эта черта может делать поведение  недоста- 
 точно гибким.                                                              
      Низкий балл характерен для мягких людей. Неудачи деморализуют  их,  а 
 препятствия часто заставляют отказаться от намеченного.                    
 
      7. Энергичность.                                                      
      Высокий балл говорит об активности, энергичности. Такие люди деятель- 
 ны, работоспособны, с оптимизмом смотрят на жизнь.                         
      Низкий балл получают испытуемые с невысокой активностью.  Они  быстро 
 устают. Их можно назвать скорее пессимистами, чем оптимистами.             
 
      8. Внимательность.                                                    
      Высокий балл получают лица,  способные  к  произвольной  концентрации 
 внимания. Они стабильно его удерживают в случае надобности, даже если дея- 
 тельность не очень интересует их. Для них характерна собранность, глубокое 
 погружение в работу.                                                       
      Низкий балл характерен для лиц, испытывающих трудности с произвольной 
 концентрацией внимания. Они легко отвлекаются, с трудом сосредотачиваются, 
 если деятельность не очень их интересует.                                  
 
      9. Целеустремленность.                                                
      Высокий балл свидетельствует о наличии у испытуемого хорошо  осознан- 
 ных целей в жизни. Как правило, они стремятся планировать свое время и по- 
 рядок выполнения дел. Таким людям бывает сложно  в  ситуациях,  когда  нет 
 объективной возможности реализации целей.                                  
      Низкий балл говорит о недостаточной четкости целей и  упорстве  в  их 
 достижении. Такие люди не всегда хорошо понимают, чего  хотят.  Им  бывает 
 сложно в ситуациях, где необходимо самим планировать свои дела.            
 
      Опросник состоит из 78 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Волевые качества личности.                                       
 Ф.И.О:_______________                                                      
 Доп. данные:_________                                                      
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
                     *                                                      
                  10 ┼──────────▄▄────────────────                          
                   9 ┼          ██                                          
                   8 ┼──────────██────────────────                          
                   7 ┼          ██                                          
                   6 ┼──────────██──────────▄▄────                          
                   5 ┼ ▄▄       ██ ▄▄ ▄▄    ██                              
                   4 ┼─██────▄▄─██─██─██────██─▄▄─                          
                   3 ┼ ██    ██ ██ ██ ██    ██ ██                           
                   2 ┼─██─▄▄─██─██─██─██────██─██─                          
                   1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██                           
                   0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                         
                       О  И  Р  С  Вк Н  Э  Вн Ц                            
 
 
                   Интегральный тестовый показатель:                        
 
    ВКЛ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓───────────────────────────────╢>             
 
          <──────[-]────><───────[=]────────><─────[+]─────>                
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
               1. Ответственность      - О   =  15  5                       
               2. Инициативность       - И   =   7  2                       
               3. Решительность        - Р   =   8  4                       
               4. Самостоятельность    - С   =  22 10                       
               5. Выдержка             - Вк  =  16  5                       
               6. Настойчивость        - Н   =  11  5                       
               7. Энергичность         - Э   =   8  1                       
               8. Внимательность       - Вн  =  15  6                       
               9. Целеустремленность   - Ц   =  14  4                       
               --------------------------------------                       
               Интегральный показатель - ВКЛ = 116  4                       
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Ответственность.                                                   
      Средний уровень ответственности, обязательности,  дисциплини-         
 рованности, стремления старательно выполнять свои обязанности.             
 
      2. Инициативность.                                                    
      Пониженный уровень  инициативности,  деятельности,  лидерских         
 тенденциий, склонности выступать  "зачинщиком"  новых   начинаний,         
 стремления что-то изменить. Эффективен в ситуациях,  требующих  не         
 столько изменений, сколько сохранения стабильности.                        
 
      Средний уровень решительности и уверенности при принятии  ре-         
 шений. Возможны некоторые сомнения,  колебания  при  осуществлении         
 задуманного.                                                               
 
      4. Самостоятельность.                                                 
      Не нуждается в постоянной психологической поддержке, стремит-         
 ся самостоятельно принимать решения, обладает способностью  проти-         
 востоять мнению группы, если оно отличается от его собственного.           
 
      5. Выдержка.                                                          
      Средний уровень способности контролировать свои эмоции,  тер-         
 пеливо  переносить нагрузки, справляться с монотонной  деятельнос-         
 тью.                                                                       
 
      6. Настойчивость.                                                     
      Средний уровень стойкости, способности к преодолению  препят-         
 ствий на пути достижения цели, склонности повторять снова и  снова         
 попытки для достижения задуманного.                                        
 
      7. Энергичность.                                                      
      Пониженная активность, утомляемость, пессимистичность.                
 
      8. Внимательность.                                                    
      Средняя способность  к  произвольной  концентрации  внимания.         
 Умеренно выраженная стабильность при необходимости его  удерживать         
 в случае надобности, даже если деятельность  не  очень  интересует         
 его.                                                                       
 
      9. Целеустремленность.                                                
      Средний уровень осознанности целей в жизни. Умеренно выражен-         
 ное стремление планировать свое время и порядок выполнения дел.