МЕТОДИКА:
Опросник "Волевые качества личности"
(М.В. Чумаков).
Опросник предназначен для диагностики выраженности волевых качеств
личности в возрасте от 18 до 35 лет. Его можно применять как в исследова-
тельских целях, так и для решения практических задач, он не предназначен
для ситуаций экспертизы.
Итоговый высокий балл по опроснику получают ответственные, обязатель-
ные, инициативные, деятельные, уверенные, решительные, настойчивые, энер-
гичные, хорошо контролирующие свои эмоции, независимые, самостоятельные,
целеустремленные, собранные испытуемые. Таких людей можно назвать волевыми
в том смысле, в каком это понимается большинством людей. Получившие высо-
кий балл старательно выполняют свои обязанности, обладают хорошим лидер-
ским потенциалом, быстро и независимо принимают решения, высоко активны. У
них есть ясные жизненные цели и стремление настойчиво их достигать. От
этих особенностей в основном зависит успешность деятельности тогда, когда
эта деятельность не предъявляет очень высоких требований к способностям
человека. При наличии высоких способностей диагностируемые качества явля-
ются дополнительным существенным условием успешности и стабильности дея-
тельности. Вероятно, испытуемые с очень высоким общим баллом по тесту мо-
гут быть более фрустрированными и напряженными.
Низкий балл по опроснику ВКЛ характерен для склонных к колебаниям,
неуверенных, безынициативных, несамостоятельных испытуемых Они могут пре-
небречь своими обязанностями в ситуациях, когда внешний контроль за их
действиями ослаблен. Как правило, они проявляют низкую активность, энер-
гичность. У этой категории испытуемых могут быть проблемы с произвольной
концентрацией внимания. Жизненные цели недостаточно осознанны, лидерские
тенденции не выражены. Этих людей можно назвать безвольными в том смысле,
как это понимают большинство людей. При условии равных способностей такие
люди как правило достигают меньших или менее стабильных результатов в дея-
тельности. Возможно, испытуемые с низким баллом по тесту менее внутренне
напряжены и фрустрированы. Имея в виду это обстоятельство, следует с осто-
рожностью применять оценочный подход к результатам тестирования.
Интерпретация шкал опросника:
"Сырые" баллы по каждой шкале переводятся в стандартные оценки - сте-
ны (1-10 баллов).
Интерпретация проводится путем анализа девяти шкал, которые в сово-
купности дают целостную картину развития волевой регуляции поведения.
1. Ответственность.
Высокий балл по этой шкале получают ответственные, обязательные испы-
туемые. Они, как правило, дисциплинированы и старательно выполняют свои
обязанности. Есть сведения о положительной корреляции этой шкалы с факто-
ром G методики 16 PF Кэттелла. У некоторых испытуемых с высоким баллом мо-
жет быть повышенная тревожность.
Низкий балл по шкале получают испытуемые, которых можно назвать нена-
дежными и несколько "безалаберными". Они не перегружают себя чрезмерными
обязательствами, проще смотрят на жизнь и могут обладать более низкой тре-
вожностью.
2. Инициативность.
Высокий балл по шкале характерен для инициативных, деятельных людей с
высокими лидерскими тенденциями. Они выступают "зачинщиками" новых начина-
ний, стремятся что-то изменить. Хорошо проявляют себя в ситуациях, когда
изменения необходимы и требуются новаторские подходы. В сочетании с высо-
кой креативностью и интеллектуальными способностями могут быть очень про-
дуктивны. При низкой креативности и способностях к анализу, особенно на
руководящих постах, могут инициировать недостаточно продуманные и эффек-
тивные новации.
Низкий балл получают пассивные испытуемые. Их устраивает существующее
положение дел, и они не склонны что-либо менять. К лидерству сами не стре-
мятся. Эффективны в ситуациях, требующих не столько изменений, сколько со-
хранения стабильности.
3. Решительность.
Высокий балл по шкале характерен для лиц, быстро и уверенно принимаю-
щих решения. Они не склонны к длительным сомнениям, колебаниям при осу-
ществлении задуманного. Иногда быстрота принятия решения может быть вызва-
на импульсивностью.
Низкий балл получают нерешительные, неуверенные, склонные к постоян-
ным сомнениям лица. Решение принимается после длительных колебаний и не
обладает достаточной устойчивостью.
4. Самостоятельность.
Высокий балл демонстрируют люди, не нуждающиеся в постоянной психоло-
гической поддержке, стремящиеся самостоятельно принимать решения, обладаю-
щие способностью противостоять мнению группы, если оно отличается от их
собственного.
Низкий балл свидетельствует о низкой самостоятельности, внушаемости,
зависимости от мнения группы.
5. Выдержка.
Высокий балл характерен для людей, умеющих контролировать свои эмо-
ции, терпеливо переносить нагрузки, справляться с монотонной деятельнос-
тью. Эти люди хорошо управляют собой, своими состояниями. В некоторых слу-
чаях выраженность этого качества может приводить к тому, что человек
справляется с обстоятельствами, которые, возможно, целесообразнее было бы
изменить.
Низкий балл характерен для людей, свободных в проявлении эмоций, ис-
пытывающих трудности при необходимости переносить нагрузки или выполнять
неинтересную работу. Им не хватает самообладания и трудно быть сдержанны-
ми.
6. Настойчивость.
Высокий балл получают стойкие испытуемые, способные к преодолению
препятствий на пути достижения цели. Неудачи не выбивают таких людей "из
колеи". Они способны повторять снова и снова попытки для достижения заду-
манного. В определенных случаях эта черта может делать поведение недоста-
точно гибким.
Низкий балл характерен для мягких людей. Неудачи деморализуют их, а
препятствия часто заставляют отказаться от намеченного.
7. Энергичность.
Высокий балл говорит об активности, энергичности. Такие люди деятель-
ны, работоспособны, с оптимизмом смотрят на жизнь.
Низкий балл получают испытуемые с невысокой активностью. Они быстро
устают. Их можно назвать скорее пессимистами, чем оптимистами.
8. Внимательность.
Высокий балл получают лица, способные к произвольной концентрации
внимания. Они стабильно его удерживают в случае надобности, даже если дея-
тельность не очень интересует их. Для них характерна собранность, глубокое
погружение в работу.
Низкий балл характерен для лиц, испытывающих трудности с произвольной
концентрацией внимания. Они легко отвлекаются, с трудом сосредотачиваются,
если деятельность не очень их интересует.
9. Целеустремленность.
Высокий балл свидетельствует о наличии у испытуемого хорошо осознан-
ных целей в жизни. Как правило, они стремятся планировать свое время и по-
рядок выполнения дел. Таким людям бывает сложно в ситуациях, когда нет
объективной возможности реализации целей.
Низкий балл говорит о недостаточной четкости целей и упорстве в их
достижении. Такие люди не всегда хорошо понимают, чего хотят. Им бывает
сложно в ситуациях, где необходимо самим планировать свои дела.
Опросник состоит из 78 вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Волевые качества личности.
Ф.И.О:_______________
Доп. данные:_________
Диаграмма:
*
10 ┼──────────▄▄────────────────
9 ┼ ██
8 ┼──────────██────────────────
7 ┼ ██
6 ┼──────────██──────────▄▄────
5 ┼ ▄▄ ██ ▄▄ ▄▄ ██
4 ┼─██────▄▄─██─██─██────██─▄▄─
3 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
2 ┼─██─▄▄─██─██─██─██────██─██─
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
О И Р С Вк Н Э Вн Ц
Интегральный тестовый показатель:
ВКЛ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓───────────────────────────────╢>
<──────[-]────><───────[=]────────><─────[+]─────>
Тестовые показатели:
1. Ответственность - О = 15 5
2. Инициативность - И = 7 2
3. Решительность - Р = 8 4
4. Самостоятельность - С = 22 10
5. Выдержка - Вк = 16 5
6. Настойчивость - Н = 11 5
7. Энергичность - Э = 8 1
8. Внимательность - Вн = 15 6
9. Целеустремленность - Ц = 14 4
--------------------------------------
Интегральный показатель - ВКЛ = 116 4
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Ответственность.
Средний уровень ответственности, обязательности, дисциплини-
рованности, стремления старательно выполнять свои обязанности.
2. Инициативность.
Пониженный уровень инициативности, деятельности, лидерских
тенденциий, склонности выступать "зачинщиком" новых начинаний,
стремления что-то изменить. Эффективен в ситуациях, требующих не
столько изменений, сколько сохранения стабильности.
Средний уровень решительности и уверенности при принятии ре-
шений. Возможны некоторые сомнения, колебания при осуществлении
задуманного.
4. Самостоятельность.
Не нуждается в постоянной психологической поддержке, стремит-
ся самостоятельно принимать решения, обладает способностью проти-
востоять мнению группы, если оно отличается от его собственного.
5. Выдержка.
Средний уровень способности контролировать свои эмоции, тер-
пеливо переносить нагрузки, справляться с монотонной деятельнос-
тью.
6. Настойчивость.
Средний уровень стойкости, способности к преодолению препят-
ствий на пути достижения цели, склонности повторять снова и снова
попытки для достижения задуманного.
7. Энергичность.
Пониженная активность, утомляемость, пессимистичность.
8. Внимательность.
Средняя способность к произвольной концентрации внимания.
Умеренно выраженная стабильность при необходимости его удерживать
в случае надобности, даже если деятельность не очень интересует
его.
9. Целеустремленность.
Средний уровень осознанности целей в жизни. Умеренно выражен-
ное стремление планировать свое время и порядок выполнения дел.
|