МЕТОДИКА:
Склонность к виктимному поведению
(О.О. Андронникова).
Методика является стандартизированным тестом-опросником, предназна-
ченным для измерения предрасположенности личности к виктимному поведению.
Виктимное поведение - это такое поведение, в результате особенностей кото-
рого повышается вероятность превращения лица в жертву преступления, обсто-
ятельств или несчастного случая.
Объектом приложения методики являются социальные и личностные уста-
новки.
Тест-опросник представляет набор специализированных психодиагности-
ческих шкал, направленных на измерение предрасположенности к реализации
отдельных форм виктимного поведения.
Предназначен для обследования лиц старшего подросткового и юношеского
возраста.
Опросник может быть использован как самостоятельная психодиагности-
ческая методика, так и в комплексе с другими методиками, направленными на
изучение личности подростка.
Центральное, стержневое понятие виктимологии - жертва (лат. - victi-
ma, англ. - viktim, франц. - viktime, откуда и название самой науки). Од-
нако, несмотря на то что виктимология естественно представляет из себя
учение о жертве преступления, основным элементом ее предмета является вик-
тимность.
Виктимность или виктимогенность - приобретенные человеком физические,
психические и социальные черты и признаки, которые повышают вероятность
его превращения в жертву (преступления, несчастного случая, деструктивного
культа и т. д.).
Виктимизация - процесс приобретения виктимности, или другими слова-
ми - это процесс и результат превращения человека в жертву.
В литературе часто используется термин "виктимное поведение", что,
строго говоря, означает "поведение жертвы". Однако это понятие обычно ис-
пользуется для обозначения неправильного, неосторожного, аморального, про-
воцирующего и т. д. поведения.
Виктимной нередко именуют и саму личность, имея в виду, что в силу
своих психологических и социальных характеристик она может стать жертвой
преступления.
В настоящее время существует несколько разработанных отечественными
исследователями классификаций жертв преступлений. Однако до сих пор не
разработано единой классификации.
Так, например, B.C. Минская, классифицируя формы поведения жертвы,
отмечает, что в большинстве случаев насильственных преступлений поведение
потерпевшего по существу провоцировало совершение этих преступлений. В
проведенных автором исследованиях убийств и причинения телесных поврежде-
ний вследствие отрицательного поведения потерпевших установлено, что непо-
средственно перед совершением преступления между потерпевшим и преступни-
ком в подавляющем большинстве случаев (95 %) происходила ссора. B.C. Мин-
ская приводит классификацию поведения жертв преступлений в зависимости от
степени общественной опасности. Она выделяет следующие виды поведения по-
терпевших:
1. Преступные действия потерпевшего - общественно опасное посягатель-
ство на интересы общества или отдельной личности, поставившие ее в состоя-
ние необходимой обороны или вызвавшее состояние сильного душевного волне-
ния.
2. Менее общественно опасные, а значит, способные оказать меньшее
влияние на опасность ответного преступного деяния действия потерпевшего,
нарушившие нормы административного или гражданского права или дисциплинар-
ного устава.
3. Еще менее опасные для общества (при прочих равных условиях) как
причиняющие обществу меньший вред нарушения норм нравственности.
B.C. Минская приводит также классификацию, основанную на поведении
потерпевших непосредственно перед преступлением или в момент его соверше-
ния: физическое насилие; оскорбление; попытка применения физического наси-
лия; психическое насилие - угроза физическим насилием, уничтожением или
повреждением имущества виновному; необоснованный отказ оплатить бытовые
услуги, освободить жилище; насильственное изгнание субъекта из его жилища;
необоснованные имущественные притязания потерпевшего; кража.
Д.В. Ривман считает необходимым проводить классификацию жертв также
по возрасту, половой принадлежности; ролевому статусу; нравственно-психо-
логическим признакам; тяжести преступления, от которого пострадала жертва;
степени вины жертвы; характеру поведения потерпевшего. Лица, рискующие
оказаться жертвами преступления, ведут себя по-разному: агрессивно или
иным провоцирующим образом; пассивно уступают насилию; проявляют полное
непонимание уловок преступников или элементарную неосмотрительность. Их
поведение может быть правомерным или, наоборот, правонарушающим и даже
преступным, а вклад в механизм преступления как минимальным, так, при оп-
ределенных обстоятельствах, и решающим. Исходя из их ситуативно ориентиро-
ванных ролей, в данной классификации выделяются агрессивные, активные,
инициативные, пассивные, некритичные и нейтральные жертвы.
1. Агрессивные жертвы.
Эту группу составляют жертвы, поведение которых заключается в нападе-
нии на причинителя вреда или других лиц (агрессивные насильники) или аг-
рессии в иных формах - оскорблении, клевете, издевательстве и т. д. (аг-
рессивные провокаторы).
2. Агрессивные насильники общего плана.
Их агрессивность выражается в нападении, но не имеет жестко ограни-
ченной адресности. По ведущей мотивации это - корыстные, сексуальные, ху-
лиганы, негативные мстители, психически больные лица, страдающие расстрой-
ствами нервной системы.
3. Избирательно агрессивные насильники.
Их агрессия реализуется в нападении на лицо, как правило, стабильно
связанное с нападавшим. По ведущей мотивации это - корыстные, сексуальные,
семейные деспоты, скандалисты, негативные мстители, психически больные,
страдающие расстройствами нервной системы.
4. Агрессивные провокаторы общего плана.
Их агрессивное поведение не связано с физическим насилием и не имеет
жесткой адресности. По ведущей мотивации это - хулиганы, негативные мсти-
тели, лица, психически больные, страдающие расстройствами нервной системы.
5. Избирательно агрессивные провокаторы.
Их агрессивность реализуется без применения физического насилия и,
как правило, направлена на стабильно связанное с потерпевшим лицо. По ве-
дущей мотивации это - семейные деспоты, скандалисты, корыстные, сексуаль-
ные, негативные мстители, психически больные, страдающие расстройствами
нервной системы.
6. Активные жертвы.
В эту группу входят жертвы, поведение которых не связано с нападением
или толчком в форме конфликтного контакта, но причинение им вреда происхо-
дит при их активном содействии: сознательные подстрекатели, неосторожные
подстрекатели, сознательные самопричинители, неосторожные самопричинители.
7. Инициативные жертвы.
В эту группу входят жертвы, поведение которых приводит к причинению
им вреда: инициативные по должности, инициативные по общественному положе-
нию, инициативные в силу личностных качеств.
8. Пассивные жертвы.
В эту группу входят лица, не оказывающие сопротивления, противодей-
ствия преступнику по различным причинам: объективно не способные к сопро-
тивлению (стабильно или временно), объективно способные к сопротивлению.
9. Некритичные жертвы.
В эту группу входят лица, демонстрирующие неосмотрительность, неуме-
ние правильно оценить жизненные ситуации: с низким образовательным уров-
нем, низким интеллектом, несовершеннолетние, преклонного возраста, боль-
ные, в том числе психически больные, некритичные без очевидных "формализо-
ванных" качеств.
Дальнейшие исследования, проводимые Д.В. Ривманом, дали ему возмож-
ность несколько изменить классификацию. Следующая классификация основана
на характере и степени выраженности личностных качеств человека, определя-
ющих его индивидуальную виктимную предрасположенность:
1. Универсальный (универсально-виктимный) тип характеризуется явно
выраженными личностными чертами, определяющими высокую потенциальную уяз-
вимость в отношении различных преступлений.
2. Избирательный (избирательно-виктимный) тип - сюда относятся люди,
обладающие высокой уязвимостью в отношении определенных видов преступле-
ний.
3. Ситуативный (ситуативно-виктимный) тип - люди этого типа обладают
средней виктимностью, и они становятся жертвами в результате стечения си-
туативных факторов.
4. Случайный (случайно-виктимный) тип - сюда относятся люди, которые
стали жертвами в результате случайного стечения обстоятельств.
5. Профессиональный (профессионально-виктимный) тип включает людей,
виктимность которых определяется их профессиональной занятостью.
В.А. Туляков предлагает классификацию жертв преступлений, основанную
на характеристике мотивации ведущей виктимной активности личности (потен-
циальной жертвы):
1. Импульсивная жертва, характеризующаяся преобладающим бессознатель-
ным чувством страха, подавленностью реакций и рационального мышления на
нападения правонарушителя (феномен Авеля).
2. Жертва с утилитарно-ситуативной активностью. Добровольные жертвы.
Рецидивные, "застревающие" жертвы, в силу своей деятельности, статуса, не-
осмотрительности в ситуациях, требующих благоразумия, попадающие в крими-
нальные ситуации.
3. Установочная жертва. Агрессивная жертва, "ходячая бомба", истеро-
ид, вызывающим поведением провоцирующий преступника на ответные действия.
4. Рациональная жертва. Жертва-провокатор, сама создающая ситуацию
совершения преступления и сама попадающая в эту ловушку.
5. Жертва с ретретистской активностью. Пассивный провокатор, который
своим внешним видом, образом жизни, повышенной тревожностью и доступностью
подталкивает преступников к совершению правонарушений.
Следует также различать потенциальных (в отношении которых реального
причинения вреда еще не произошло), реальных (уже понесших ущерб), а также
латентных (реальных, но по тем или иным причинам оставшихся вне официаль-
ного учета) жертв. Для виктимологии латентные жертвы, жертвы, намеренно
избегающие огласки факта причинения им вреда, представляют особый интерес.
Гораздо меньше исследований типов жертв существует собственно в не-
криминальной виктимологии. В процессе консультационной работы на телефоне
доверия были выявлены следующие типы жертв (Плотникова, 2003):
1. Виноватые.
Люди данного типа занимаются самоуничижением, с готовностью берут на
себя ответственность за независящие от них события, за все беды и напасти.
Они рьяно доказывают свою вину, приводя убедительные - с их точки зрения -
доводы, и продолжают использовать вину в своих целях, часто по-детски на-
слаждаясь ею. Большинство из них редко совершает что-то противозаконное.
Они могут использовать вину как орудие воспитания детей, передавая ее как
эстафетную палочку своему ребенку.
2. Обвинители.
Обвинители искренне верят, что желают изменить конкретного человека
или возникшую ситуацию, на самом деле их цель - повесить вину на другого,
снять с себя ответственность за свои чувства и поведение. "Обвинители" бы-
вают злые, изобретающие удовлетворительные оправдания для своего праведно-
го гнева; или печальные, обосновывающие свою грусть объективными с их точ-
ки зрения причинами.
3. Самозапугиватели.
Страх и беспокойство - излюбленные эмоциональные реакции таких людей
на воображаемую опасность в настоящем или в будущем. Человек с фобией зна-
ет, что его страхи воображаемые, но боится так же, как если бы они были
настоящими. Жертва запугивает себя разными страшными случаями и историями
на тему: "Я мог бы погибнуть", "Мне страшно остаться одной", "Я беспокоюсь
о будущем своих детей". Многие фобии существуют за счет того, что человек
заглядывает в будущее, а не живет в настоящем, в котором нет страшных для
него событий. Надо помнить, что некоторые страхи могут быть и обоснованны-
ми. Например, страх перед реально опасным супругом, избивающим жену.
4. Супермены.
Эти люди боятся проявления своих эмоций. Они недооценивают как себя,
так и других, им не легко найти контакт со своими и чужими чувствами. "Я
не знаю, что я чувствую. А что я должен чувствовать в этой ситуации?" -
закономерное для них высказывание. Люди, подавляющие страх, рискующие сво-
ей жизнью, неосознанно стремятся к саморазрушению. Они развлекают публику
леденящими душу подвигами и будут спорить и доказывать другим, что умеют
заботиться о себе, а жизнь без риска была бы слишком скучной. Люди, подав-
ляющие печаль, живущие с установкой - "никто не заставит меня плакать",
играют роль "сильного" мужчины или "сильной" женщины. Те, кто подавляют
свой гнев, кто боится стать "разгневанными", чтобы не сделать в этот мо-
мент что-нибудь дурное, рискуют стать жертвой.
Порядок работы с методикой.
Исследование может проводиться индивидуально либо с группой испытуе-
мых. В последнем случае необходимо, чтобы каждый из них имел не только
персональный бланк ответного листа, но и отдельный опросник с инструкцией.
Размещаться испытуемые должны так, чтобы не создавать помех друг другу в
процессе работы. Психолог кратко излагает цель исследования и правила ра-
боты с опросником. Важно при этом достичь положительного, заинтересованно-
го отношения исследуемых к выполнению задания. Их внимание обращается на
недопустимость взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-
либо обсуждений между собой. После этих разъяснений психолог предлагает
внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли
после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опрос-
ником.
Обработка результатов.
Первая процедура касается получения первичных, или "сырых", оценок.
Для ее осуществления подсчитывается количество ответов, совпавших с "клю-
чом".
Вторая процедура связана с переводом первичных оценок в стандартные
оценки (для исследуемых 15 - 16 лет) с помощью таблицы.
Следует обратить особое внимание на оценку по шкале 1, имеющую значе-
ние для общей характеристики достоверности ответов. Столь же важен резуль-
тат по шкале 7, отражающей реализованность виктимного поведения. От ре-
зультатов по этой шкале будет зависеть уровень присутствия данного вида
поведенческих реакций.
Интерпретация полученных результатов, психологическое заключение и
рекомендации должны быть даны на основе понимания сути вопросов в каждой
шкале, глубинных связей исследуемых факторов между собой и с другими пси-
хологическими и психофизиологическими характеристиками и их роли в поведе-
нии и деятельности человека.
Интерпретация результатов.
Шкала реализованной виктимности (седьмая шкала).
Если показатели по данной шкале ниже нормы (1-3 стен), очевидно, что
испытуемый нечасто попадает в критические ситуации либо у него уже успел
выработаться защитный способ поведения, позволяющий избегать опасных ситу-
аций. Однако внутренняя готовность к виктимному способу поведения присут-
ствует. Скорее всего, ощущая внутренний уровень напряжения, испытуемый
стремится вообще избегать ситуации конфликта.
Выше нормы (8-9 стен) - это означает, что испытуемый достаточно часто
попадает в неприятные или даже опасные для его здоровья и жизни ситуации.
Причиной этого является внутренняя предрасположенность и готовность лич-
ности действовать определенными, ведущими в индивидуальном профиле спосо-
бами. Чаще всего это - стремление к агрессивному, необдуманному действию
спонтанного характера.
Шкала склонности к агрессивному виктимному поведению. Модель агрес-
сивного виктимного поведения.
Выше нормы (8-10 стен). К данной группе относятся испытуемые, склон-
ные попадать в неприятные и опасные для жизни и здоровья ситуации в ре-
зультате проявленной ими агрессии в форме нападения или иного провоцирую-
щего поведения (оскорбление, клевета, издевательство и т. д.). Для них ха-
рактерно намеренное создание или провоцирование конфликтной ситуации. Их
поведение может являться реализацией типичной для них антиобщественной на-
правленности личности, в рамках которой агрессивность проявляется по отно-
шению к определенным лицам и в определенных ситуациях (избирательно), но
может быть и "размытой", неперсонифицированной по объекту. Наблюдается
склонность к антиобщественному поведению, нарушению социальных норм, пра-
вил и этических ценностей, которыми зачастую субъект пренебрегает. Такие
люди легко поддаются эмоциям, особенно негативного характера, ярко их вы-
ражают, доминантны, нетерпеливы, вспыльчивы. При всех различиях в мотива-
ции поведения характерно наличие насильственной антиобщественной установки
личности.
С учетом мотивационной и поведенческой характеристик могут быть пред-
ставлены такие типы (или подтипы), как корыстный, сексуальный (половая
распущенность), связанный с бытовыми конфликтами (скандалист, семейный
деспот), алкоголик, негативный мститель, лицо психически больное и т. д.
Ниже нормы (1-3 стен). Для лиц данного типа характерно снижение моти-
вации достижения, спонтанности. Возможна высокая обидчивость. Хороший са-
моконтроль, стремление придерживаться принятых норм и правил. Стабильность
в сохранении установок, интересов и целей.
Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
Модель активного виктимного поведения.
Выше нормы (8-10 стен). Жертвенность, связанная с активным поведением
человека, провоцирующим ситуацию виктимности своей просьбой или обращени-
ем. По существу, для активных потерпевших характерно поведение двух видов:
провоцирующее, если для причинения вреда привлекается другое лицо, и само-
причиняющее, которые характеризуется склонностью к риску, необдуманному
поведению, зачастую опасному для себя и окружающих. Последствий своих дей-
ствий могут не осознавать или не придавать им значения, надеясь, что все
обойдется. С учетом специфики поведения и отношения к виктимным послед-
ствиям в рамках этого типа представлены: сознательный подстрекатель (обра-
щающийся с просьбой о причинении ему вреда), неосторожный подстрекатель
(поведение объективно в форме какой-либо просьбы или иным способом прово-
цирует преступника на причинение вреда, но сам потерпевший этого в должной
мере не сознает), сознательный самопричинитель (лицо, умышленно причиняю-
щее себе физический или имущественный вред), неосторожный самопричинитель
(вред причинен собственными неосторожными действиями в процессе совершения
иного умышленного или неосторожного преступления).
Ниже нормы (1-3 стен). Повышенная забота о собственной безопасности,
стремление оградить себя от ошибок, неприятностей. Может приводить к пас-
сивности личности по принципу "лучше ничего не делать, чем ошибаться". Ха-
рактеризуется повышенной тревожностью, мнительностью, подвержен страхам.
Шкала склонности к гиперсоциальному виктимному поведению. Модель ини-
циативного виктимного поведения.
Выше нормы (8-10 стен). Жертвенное поведение, социально одобряемое и
зачастую ожидаемое. Сюда относятся лица, положительное поведение которых
обращает на них преступные действия агрессора. Человек, который демонстри-
рует положительное поведение в ситуациях конфликта либо постоянно, либо в
результате должностного положения, ожидания окружающих. Люди данного типа
считают недопустимым уклонение от вмешательства в конфликт, даже если это
может стоить им здоровья или жизни. Последствия таких поступков осознаются
не всегда. Смел, решителен, отзывчив, принципиален, искренен, добр, требо-
вателен, готов рисковать, может быть излишне самонадеян. Нетерпим к пове-
дению, нарушающему общественный порядок. Самооценка чаще всего завышенная.
Поведение имеет положительные мотивы.
Ниже нормы (1-3 стен) - характеризуется пассивностью, равнодушием к
тем явлениям, которые происходят вокруг него. Действует по принципу "моя
хата с краю", что может быть последствием как обиды на внешний мир, так и
формирования в результате ощущения непонимания, изолированности от мира,
отсутствия чувства социальной поддержки и включенности в социум.
Шкала склонности к зависимому и беспомощному поведению. Модель пас-
сивного виктимного поведения.
Выше нормы (8-10 стен) - лица, не оказывающие сопротивления, проти-
водействия преступнику по различным причинам: в силу возраста, физической
слабости, беспомощного состояния (стабильного или временно), трусости, из
опасения ответственности за собственные противоправные или аморальные дей-
ствия и т. д. Могут иметь установку на беспомощность. Нежелание делать
что-то самому, без помощи других. Могут иметь низкую самооценку. Постоянно
вовлекаются в кризисные ситуации с целью получения сочувствия и поддержки
окружающих. Имеет ролевую позицию жертвы. Робок, скромен, сильно внушаем,
конформен. Возможен также вариант усвоенной беспомощности в результате не-
однократного попадания в ситуации насилия. Склонен к зависимому поведению,
уступчив, оправдывает чужую агрессию, склонен всех прощать.
Ниже нормы (1-3 стен) - склонность к независимости, обособленности.
Всегда стремится выделиться из группы сверстников, имеет на все свою точку
зрения, может быть непримирим к мнению других, авторитарен, конфликтен.
Повышенный скептицизм. Возможна внутренняя ранимость, приводящая к повы-
шенному желанию обособиться от окружающих.
Шкала склонности к некритичному поведению. Модель некритичного вик-
тимного поведения.
Выше нормы (8-10 стен). К данной группе относятся лица, демонстрирую-
щие неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации.
Некритичность может проявиться как на базе личностных негативных черт
(алчность, корыстолюбие и др.), так и положительных (щедрость, доброта,
отзывчивость, смелость и др.), а кроме того, в силу невысокого интеллекту-
ального уровня. Эти лица демонстрируют неосторожность, неосмотрительность,
неумение правильно оценивать жизненные ситуации в результате каких-либо
личностных или ситуативных факторов: эмоциональное состояние, возраст,
уровень интеллекта, заболевание. Личность некритичного типа обнаруживает
склонность к спиртному, неразборчивость в знакомствах, доверчивость, лег-
комысленность. Имеет непрочные нравственные устои, что усиливается отсут-
ствием личного опыта или не учетом его. Склонны к идеализации людей, оп-
равданию негативного поведения других, не замечают опасности.
Ниже нормы (1-3 стен) - вдумчивость, осторожность, стремление преду-
гадывать возможные последствия своих поступков, которые иногда приводят к
пассивности подростка, страхам. Самореализация в этом случае значительно
затруднена, может появляться социальная пассивность, приводящая к неудов-
летворенности своими достижениями, чувству досады, зависти.
Опросник состоит из 86 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Склонность к виктимному поведению.
Ф.И.О:____________________
Доп. данные:______________
Диаграмма:
*
10 ┼
9 ┼ ▄▄ ▄▄
8 ┼────██──────────██─▄▄─
7 ┼ ██ ██ ██
6 ┼ ██ ██ ██
5 ┼ ██ ▄▄ ██ ██
4 ┼────██─▄▄─██─▄▄─██─██─
3 ┼ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──*
СЖ АП СС ГП ЗП НП РВ
Тестовые показатели:
1. Социальная желательность ответов - СЖ = 2 3
2. Агрессивное поведение - АП = 18 9
3. Склонность к самоповреждающему
и саморазрушающему поведению - СС = 8 4
4. Склонность к гиперсоциальному поведению - ГП = 6 5
5. Склонность к зависимому и беспомощному поведению - ЗП = 7 4
6. Склонность к некритичному поведению - НП = 14 9
7. Реализованная виктимность - РВ = 13 8
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Шкала социальной желательности ответов.
Тестовый показатель: низкий.
Повышенная открытость и откровенность в раскрытии своих проб-
лем, отсутствие сознательного намерения приукрасить свой характер.
Шкала склонности к агрессивному виктимному поведению.
Модель агрессивного виктимного поведения.
Тестовый показатель: высокий.
Испытуемый склонен попадать в неприятные и опасные для жизни
и здоровья ситуации в результате проявленной им агрессии в форме
нападения или иного провоцирующего поведения (оскорбление, клеве-
та, издевательство и т. д.). Для него характерно намеренное созда-
ние или провоцирование конфликтной ситуации. Его поведение может
являться реализацией типичной для него антиобщественной направлен-
ности личности, в рамках которой агрессивность проявляется по от-
ношению к определенным лицам и в определенных ситуациях (избира-
тельно), но может быть и "размытой", неперсонифицированной по объ-
екту. Наблюдается склонность к антиобщественному поведению, нару-
шению социальных норм, правил и этических ценностей, которыми за-
частую субъект пренебрегает. Такие люди легко поддаются эмоциям,
особенно негативного характера, ярко их выражают, доминантны, не-
терпеливы, вспыльчивы. При всех различиях в мотивации поведения
характерно наличие насильственной антиобщественной установки лич-
ности.
С учетом мотивационной и поведенческой характеристик могут
быть представлены такие типы (или подтипы), как корыстный, сексу-
альный (половая распущенность), связанный с бытовыми конфликтами
(скандалист, семейный деспот), алкоголик, негативный мститель, ли-
цо психически больное и т. д.
Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему по-
ведению.
Модель активного виктимного поведения.
Тестовый показатель: средний.
Шкала склонности к гиперсоциальному виктимному поведению.
Модель инициативного виктимного поведения.
Тестовый показатель: средний.
Модель пассивного виктимного поведения.
Тестовый показатель: средний.
Шкала склонности к некритичному поведению.
Модель некритичного виктимного поведения.
Тестовый показатель: высокий.
Неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные
ситуации. Некритичность может проявиться как на базе личностных
негативных черт (алчность, корыстолюбие и др.), так и положитель-
ных (щедрость, доброта, отзывчивость, смелость и др.), а кроме то-
го, в силу невысокого интеллектуального уровня. Эти лица демон-
стрируют неосторожность, неосмотрительность, неумение правильно
оценивать жизненные ситуации в результате каких-либо личностных
или ситуативных факторов: эмоциональное состояние, возраст, уро-
вень интеллекта, заболевание. Личность некритичного типа обнаружи-
вает склонность к спиртному, неразборчивость в знакомствах, довер-
чивость, легкомысленность. Имеет непрочные нравственные устои, что
усиливается отсутствием личного опыта или не учетом его. Склонен к
идеализации людей, оправданию негативного поведения других, не за-
мечает опасности.
Шкала реализованной виктимности.
Тестовый показатель: высокий.
Испытуемый достаточно часто попадает в неприятные или даже
опасные для его здоровья и жизни ситуации. Причиной этого является
внутренняя предрасположенность и готовность личности действовать
определенными, ведущими в индивидуальном профиле способами. Чаще
всего это - стремление к агрессивному, необдуманному действию
спонтанного характера.
|