МЕТОДИКА:
Тест на выявление детской компьютерной зависимости
(Дроздикова - Зарипова А.Р., Шакурова А.Р.).
Методика предназначена для диагностики детской компьютерной зависи-
мости.
Понятие "Интернет-аддикция " (IAD-Internet Addiction Disoder) было
введено американским врачом-психиатром И. Голдбергом в 1996 году.
Под этим термином понимается непреодолимое влечение к Интернету, ко-
торое характеризуется губительным воздействием на социальную, бытовую, ра-
бочую, образовательную и другие сферы деятельности.
Исходя из того, что характер Интернет - зависимости отличается от хи-
мических зависимостей тем, что физиологический компонент полностью отсут-
ствует, а вот психологический проявляется очень ярко, можно определить Ин-
тернет-зависимость как нехимическую зависимость - навязчивую потребность в
использовании Интернета, сопровождающуюся социальной дезадаптацией и выра-
женными психологическими симптомами.
В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как "нехимичес-
кая зависимость от пользования Интернетом" (М. Griffits, 1996). Ее харак-
теризует навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспо-
собность выйти из сети, будучи on-line.
Обработка результатов:
Баллы по всем вопросам подсчитываются из расчета:
никогда - 0;
редко - 1;
часто - 2;
очень часто - 3;
всегда - 4.
Максимально возможный балл - 192, минимальный балл - 0.
Исходя из количества полученных баллов, определяется уровень компью-
терной зависимости:
Низкий уровень (или отсутствие выраженных признаков зависимого пове-
дения): 0-63 баллов.
Средний уровень (или признаки зависимого поведения выражены слабо):
64-128 баллов.
Высокий уровень зависимости (или признаки зависимого поведения выра-
жены): 129 - 192 баллов.
Шкалы:
1. Компенсаторный компонент или компьютерная зависимость как атарак-
тическая зависимость (проблемы в построении отношений с реальностью; эмо-
циональный контакт с виртуальностью; поиск гармонии, эмоциональной ста-
бильности и удовольствия в виртуальности - т.е. все, что способствует ком-
пенсации неблагополучности).
2. Социальный компонент или помещение интересов, жизненных приорите-
тов в виртуальное пространство (раздражение при разрыве контакта; связыва-
ние своего будущего и планов с компьютером; отношения в виртуальности).
3. Сверхценностный компонент или степень поглощенности личного про-
странства компьютером (затраты времени, здоровья, денег на компьютер).
Опросник состоит из 48 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной компьютерной программе диаграммы результатов тестирования
основаны на показелях выраженных в процентах.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Тест на выявление детской компьютерной зависимости.
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Диаграмма:
Км ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────╢>
Сц ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████────────────╢>
Св ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██───────────────╢>
___
КЗ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████────────────╢>
<──────[-]─────><──────[=]───────><─────[+]──────>
Тестовые показатели:
1. Компенсаторный компонент - Пс = 54 84%
2. Социальный компонент - См = 50 78%
3. Сверхценностный компонент - Ск = 46 72%
-----------------------------------------------
Общий тестовый показатель - КЗ = 150 78%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Компенсаторный компонент или компьютерная зависимость как
атарактическая зависимость - проблемы в построении отношений с ре-
альностью; эмоциональный контакт с виртуальностью; поиск гармонии,
эмоциональной стабильности и удовольствия в виртуальности - т.е.
все, что способствует компенсации неблагополучности.
Тестовый показатель: высокий.
2. Социальный компонент или помещение интересов, жизненных
приоритетов в виртуальное пространство - раздражение при разрыве
контакта; связывание своего будущего и планов с компьютером; отно-
шения в виртуальности.
Тестовый показатель: высокий.
3. Сверхценностный компонент или степень поглощенности лично-
го пространства компьютером - затраты времени, здоровья, денег на
компьютер).
Тестовый показатель: высокий.
Интегральная оценка компьютерной зависимости.
Высокий уровень зависимости - признаки зависимого поведения
выражены.
|