МЕТОДИКА:                                  
                  Опросник "Установки на военную службу"                    
                               Д. Г. Давыдов                                
                                 2004 г.                                    
                Кафедра психологии Военного университета                    
                  Министерства обороны России (Москва).                     
 
      Методика предназначена для диагностики социальных установок на воен-  
 ную службу и включает в себя две шкалы: отношение  к  военной  службе  по  
 призыву и отношение к военной службе по контракту.  Кроме  того,  имеется  
 суммарная шкала, предназначенная  для  определения  отношения  к  военной  
 службе в целом (по призыву и по контракту).                                
      Стимульный материал методики состоит из инструкции, 11 вопросов,  на  
 которые предусмотрены по пять вариантов ответа и одно задание, включающее  
 парные сравнения.                                                          
      Опросник может быть применен в отношении испытуемых  владеющих  рус-  
 ским языком на уровне разговорного и имеющих образование не менее 6 клас-  
 сов средней школы. Поскольку методика не имеет  шкал  защиты  (социальной  
 желательности) особое внимание следует обратить на создание доверительной  
 обстановки проведения опроса.                                              
      Время на выполнения заданий опросника составляет 7-10 минут.          
      Требования к профессиональной психодиагностической подготовке  лица,  
 проводящего опрос, не предъявляются. Достаточным уровнем квалификации яв-  
 ляется наличие высшего образования в области гуманитарных наук  (психоло-  
 гия, педагогика, социология) и диагностической опыт (работа с опросниками  
 установок).                                                                
      Методика применяется в целях:                                         
      - определения личного отношения к службе в Вооруженных силах при ин-  
 дивидуальном консультировании;                                             
      - профориентации, профессионального отбора (для обучения  в  военных  
 вузах, прохождения службы по контракту);                                   
      - массовых обследований учащихся старших классов и  приписного  кон-  
 тингента;                                                                  
      - оценки влияния СМИ, эффективности рекламы военной службы, информа-  
 ционной работы органов военного и государственного управления.             
 
      Область применения опросника - диагностика и коррекция учебно-воспи-  
 тательного процесса в средних учебных заведениях, оценка призывного  кон-  
 тингента в военкоматах (призывных пунктах) в период постановки на учет  и  
 призыве на военную службу, в воинских частях в период встречи и распреде-  
 ления военнослужащих, призванных на военную службу по призыву, оценка ка-  
 чества приписных и мобилизационных ресурсов в муниципальных  образованиях  
 и регионах России, оценка и коррекция информационной политики,  стратегии  
 и тактики рекламы военной службы, научные исследования.                    
 
      Выделяются следующие сферы, где могут использоваться методика: обра-  
 зование, политика, оборона и государственная безопасность, наука.          
      Опросник  конструировался  с целью выявления о тношения  молодежи  к  
 военной службе в Вооруженных Силах России. Многозначное понятие  "отноше-  
 ние" было конкретизировано как социальная установка. Социальная установка  
 (аттитюд) обычно определяется как благоприятная или неблагоприятная  оце-  
 ночная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в  мнени-  
 ях, чувствах и целенаправленном поведении. Оценка мнений, измерение атти-  
 тюдов и интересов получило широкое развитие в сфере  консультирования  по  
 вопросам выбора профессии, изучения потребителя и  общественного  мнения,  
 прогнозирования межгрупповых отношений. С точки зрения диагностики удобно  
 воспользоваться пониманием аттитюда как склонности одобрительно  или  не-  
 одобрительно реагировать на определенный класс социальных стимулов.        
     Структура опросника представляет собой 2 шкалы  аттитюдов  лайкертов-  
 ского типа: отношение к военной службе по призыву и отношение  к  военной  
 службе по контракту. Шкалы опросника дают суммарные показатели, указываю-  
 щие направление и силу аттитюда конкретного человека в одномерном  конти-  
 нууме  отношения к военной службе по призыву и по контракту. Каждая шкала  
 представляет собой пункты - серии из  вопроса  и  5  ответов-утверждений,  
 первое из которых является либо откровенно одобрительным, либо откровенно  
 неодобрительным. Каждое последующее утверждение менее одобрительное  (не-  
 одобрительное). Последнее утверждение относится к противоположному полюсу  
 относительно первого. В общем виде утверждения представлены в виде следу-  
 ющих категорий: крайне положительное отношение, положительное,  нейтраль-  
 ное (смешанное), отрицательное, крайне отрицательное отношение. Утвержде-  
 ния сформулированы как суждения о различных аспектах отношения молодежи к  
 военной службе. Часть утверждений связана с контрактной службой, часть со  
 службой по призыву, некоторые вопросы отражают отношение к службе вообще.  
 Отдельные вопросы сформулированы  наподобие  шкалы  социальной  дистанции  
 Е. Богардуса. С целью уменьшения влияния  мотивационной  желательности  и  
 других видов сознательных искажений, утверждения  не  соотносятся  с  не-  
 посредственным испытуемым, а требуют оценить  либо  отношение  окружающих  
 (друзей, родственников), либо молодежи "вообще". Это позволяет  проециро-  
 вать испытуемому свое истинное отношение к военной службе в  ответах  "за  
 других людей".                                                             
      Для подсчета показателей  шкалы,  вариантам  ответов  (утверждениям)  
 приписываются условные баллы 5, 4, 3, 2 или 1 - от благоприятного до  не-  
 благоприятного. Суммирование этих условных баллов по пунктам  шкалы  дает  
 показатель установки человека на военную службу по призыву или контракту,  
 который следует  интерпретировать  исходя  из  эмпирически  установленных  
 норм. Кроме того, имеется возможность подсчета суммы баллов по  всем  ут-  
 верждениям, составляющим опросник. Такая шкала получила наименование сум-  
 марной шкалы отношения к военной службе.                                   
      При конструировании пунктов опросника применялась технология,  сход-  
 ная с процедурой разработки шкалы Л. Терстоуна. Группе экспертов  индиви-  
 дуально предъявлялось по пять утверждений каждого пункта, расположенных в  
 случайном порядке. Задачей экспертов было  распределить  (проранжировать)  
 эти утверждения по порядку уменьшения  благосклонности.  Подсчет  медианы  
 каждого утверждения в каждом конкретном пункте позволил определить и  от-  
 сеять нестабильные утверждения, а для оставшихся  определить  порядок  их  
 следования в каждом пункте шкалы.                                          
      Отдельным заданием опросника является сравнение испытуемым ряда про-  
 фессий с профессией военнослужащего, по критерию наибольшего интереса для  
 молодых людей. Профессии представлены попарно: одна "гражданская"  и  од-  
 на - военнослужащий-контрактник. За  каждый  выбор  испытуемым  профессии  
 военнослужащего-контрактника начисляется 0,5 условных балла.               
 
      Пилотажное исследование на выборке  60  человек  позволило  уточнить  
 формулировки инструкции и заданий, исключить варианты ответов, обладающие  
 низкой дискриминативностю (способностью дифференцировать обследуемых  от-  
 носительно "максимального" и "минимального" результата). В  окончательный  
 вариант методики вошли 11 заданий на выбор наиболее подходящего  варианта  
 ответа и 1 задание на сравнение 10 пар профессий. Теоретический размах по  
 шкале установок к военной службе по призыву составляет  7-35  баллов,  по  
 шкале установок на военную службу по контракту - 6-35 баллов, по  суммар-  
 ной шкале отношения к военной службе составляет 11-60 баллов.              
      Обработка результатов конкретного испытуемого при использовании  ва-  
 рианта "тест-бумага" заключается в соотнесении его ответов  на  бланке  с  
 ключом. При этом, первый вариант ответа по прямому вопросу  имеет  оценку  
 в 5 баллов, второй - 4 балла, третий - 3 балла, четвертый - 2 балла,  пя-  
 тый - 1 балл. Оценки обратных вопросов  осуществляются  наоборот:  первый  
 вариант ответа имеет оценку в 1 балл, а последний, пятый в 5  баллов.  По  
 заданию №12 каждый выбор военнослужащего-контрактника оценивается  в  0,5  
 балла, полученная по заданию сумма  округляется до целого в большую  сто-  
 рону.                                                                      
      Показателем по каждой шкале является сумма баллов по прямым и обрат-  
 ным вопросам.                                                              
 
      С помощью данного опросника осуществлено обследование 410  испытуемых 
 обоего пола, в возрасте 16-25 лет. Исследование проводилось в семи  регио- 
 нах России (Москва, Московская область, Ленинградская  область,  Псковская 
 область, Пензенская область,  Новосибирская  область).  Значимых  различий 
 между регионами в уровне и дисперсии значений и по шкалам опросника не вы- 
 явлено. Это позволяет экстраполировать получаемые нормативные значения  на 
 все территорию России.                                                     
      Дальнейшие исследования подтвердили дискриминативность методики и  ее 
 конвергентную валидность.                                                  
      На основе полученных данных была проведена  стандартизация  методики. 
 Для удобства использования "сырые" баллы могут быть преобразованы в  стан- 
 дартные баллы десятибальной шкалы (стены). В соответствии с  этой  шкалой, 
 среднее квадратическое отклонение равняется 2 стандартным баллам, а  сред- 
 нему по выборке значению выраженности конкретной  установки  соответствует 
 показатель в 5 или 6 стандартных балла. Значение менее 4 стенов  считаются 
 низкими, а более 7 стенов - высокими. Нормы, выраженные в стенах,  рассчи- 
 танны для мужчин и женщин в возрасте 16-25 лет имеющих  неполное  среднее, 
 среднее или неоконченное высшее  образование.                              
 
                 Интерпретация результатов тестирования.                    
      Обследуемые, показавшие  высокие  значения  характеризуются  желанием 
 поступить на военную службу, доброжелательным отношением к военнослужащим. 
      Обследуемые, получившие низкие значения по диагностическим шкалам вы- 
 сказывают резкие суждения о нежелании и ненужности военной службы,  прояв- 
 ляют конкретные действия по уклонению от военной службы  или  поддерживают 
 тех, кто уклоняется от нее. В случае  призыва  таких  граждан  на  военную 
 службу следует прогнозировать их низкую  дисциплинированность,  стремление 
 найти поводы для досрочного увольнения или попытки самовольного оставления 
 части.                                                                     
 
      Более подробно результаты использования Опросника "Установок на  во-  
 енную службу" представлены в диссертации автора методики:                  
      Давыдов Д.Г. Социально-психологические особенности имиджа  Вооружен-  
 ных сил России в молодежной среде: Дис. канд. психол. наук. М., 2005.      
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ----                                     
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Установки на военную службу.                                     
 Ф.И.О: _________________                                                   
 Доп. данные: ___________                                                   
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
        УСП ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓─────────────────────╢> УСП               
 
        УСК ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────╢> УСК               
 
            ────────────────────────────────────────────                    
 
        УВС ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────╢> УВС               
 
             <─────[-]───><──><─[==]─><──><────[+]────>                     
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
         Отношение к военной службе по призыву   - УСП = 23  5              
         Отношение к военной службе по контракту - УСК = 18  2              
         -----------------------------------------------------              
         Интегральный показатель                 - УВС = 33  2              
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Отношение к службе по призыву: средний тестовый показатель.           
 
      Отношение к службе по контракту: низкий тестовый показатель.          
 
      Интегральная оценка: низкий тестовый показатель.                      
      Тенденция высказывать резкие суждения о нежелании и ненужнос-         
 ти военной службы, склонность проявлять конкретные действия по ук-         
 лонению от военной службы или поддерживать тех, кто уклоняется  от         
 нее. В случае призыва таких  граждан  на  военную  службу  следует         
 прогнозировать их низкую  дисциплинированность,  стремление  найти         
 поводы для досрочного увольнения или попытки самовольного оставле-         
 ния части.