МЕТОДИКА:
Уровень выраженности и направленности рефлексии
(М. Грант).
Методика предназначена для оценки уровня выраженности рефлексивности
субъекта разной направленности.
Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад) - это обращение
внимания субъекта на самого себя и на свое сознание, в частности, на про-
дукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В
частности, - в традиционном смысле, - cодержания и функции собственного
сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интере-
сы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоциональ-
ного реагирования, поведенческие шаблоны.
Рефлексия определяется в психологии и как особый психический процесс,
и как свойство личности, и как психическое состояние. Как специфическая
для человека способность, рефлексия - это принципиально присущая ему воз-
можность восприятия не только внешнего, но и внутреннего мира. Это - спо-
собность к самоотражению своей психики, что является основой свойства и
феномена сознания.
Одновременно рефлексию можно и нужно рассматривать в контексте обще-
ния, коммуникации, т.е. в ситуациях, где она обеспечивает понимание себя и
другого, формирование образов своего и чужого "Я". Процесс рефлексии
включает, таким образом, анализ собственного мышления, а также общения с
другими людьми, рассуждение за другое лицо и понимание другого. В связи с
этим выделяют две формы рефлексии: рефлексию собственной деятельности и
рефлексию внутреннего мира другого человека.
Опросник состоит из двух шкал - ауторефлексии (рефлексия собственных
переживаний, аналиэ своих внутренних желаний, мотивов, целей)) и социореф-
лексии (осознание переживаний других людей).
Каждая шкала включает в себя 10 прямых и обратных утверждений, каждое
из которых, в свою очередь, оценивается по 6 балльной шкале:
1 - абсолютно не согласен,
2 - не согласен,
3 - скорее не согласен,
4 - скорее согласен,
5 - согласен,
6 - абсолютно согласен.
Таким образом, в результате диагностики получаются два показателя -
саморефлексии и социорефлексии, варьирующиеся от 10 до 60 баллов.
Анализируется соотношение двух форм рефлексии. Наиболее "адаптирован-
ным" считается средний уровень саморефлекии и высокий или выше среднего
уровень социорефлексии.
Опросник состоит из 20 вопросов.
Примерное время тестирования 40-50 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной компьютерной программе диаграмма интегрального показателя, а
также автоматическая интерпретация результатов тестирования основана на
следующих условных критериях выраженных в процентах c нулевой точкой от-
счета:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Уровень выраженности и направленности рефлексии.
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Диаграмма:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████─────────────╢> АР
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓───────────────────────────╢> СР
<──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>
Tестовые показатели:
1. Ауторефлексия - АР = 48 76%
2. Социорефлексия - СР = 34 48%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Повышенный уровень склонности к самоанализу cодержания и
функций собственного сознания, в состав которых входят личностные
структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, память, механиз-
мы внутренних ощущений, восприятия, принятия решений, эмоциональ-
ного реагирования, поведенческие шаблоны.
Средний уровень склонности к анализу cодержания и функциий
сознания других людей - стремления к пониманию их чувств, пережи-
ваний, мыслей, мнений, убеждений, мотивов поведения, особенностей
характера, отношения к окружающим.
|