МЕТОДИКА:                                  
              Уровень выраженности и направленности рефлексии               
                                (М. Грант).                                 
 
      Методика предназначена для оценки уровня выраженности  рефлексивности 
 субъекта разной направленности.                                            
      Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад) - это  обращение 
 внимания субъекта на самого себя и на свое сознание, в частности, на  про- 
 дукты собственной активности, а  также  какое-либо  их  переосмысление.  В 
 частности, - в традиционном смысле, - cодержания  и  функции  собственного 
 сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности,  интере- 
 сы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоциональ- 
 ного реагирования, поведенческие шаблоны.                                  
      Рефлексия определяется в психологии и как особый психический процесс, 
 и как свойство личности, и как психическое  состояние.  Как  специфическая 
 для человека способность, рефлексия - это принципиально присущая ему  воз- 
 можность восприятия не только внешнего, но и внутреннего мира. Это -  спо- 
 собность к самоотражению своей психики, что является  основой  свойства  и 
 феномена сознания.                                                         
      Одновременно рефлексию можно и нужно рассматривать в контексте  обще- 
 ния, коммуникации, т.е. в ситуациях, где она обеспечивает понимание себя и 
 другого, формирование образов  своего  и  чужого  "Я".  Процесс  рефлексии 
 включает, таким образом, анализ собственного мышления, а также  общения  с 
 другими людьми, рассуждение за другое лицо и понимание другого. В связи  с 
 этим выделяют две формы рефлексии: рефлексию  собственной  деятельности  и 
 рефлексию внутреннего мира другого человека.                               
 
      Опросник состоит из двух шкал - ауторефлексии (рефлексия  собственных 
 переживаний, аналиэ своих внутренних желаний, мотивов, целей)) и социореф- 
 лексии (осознание переживаний других людей).                               
      Каждая шкала включает в себя 10 прямых и обратных утверждений, каждое 
 из которых, в свою очередь, оценивается по 6 балльной шкале:               
      1 - абсолютно не согласен,                                            
      2 - не согласен,                                                      
      3 - скорее не согласен,                                               
      4 - скорее согласен,                                                  
      5 - согласен,                                                         
      6 - абсолютно согласен.                                               
      Таким образом, в результате диагностики получаются  два  показателя - 
 саморефлексии и социорефлексии, варьирующиеся от 10 до 60 баллов.          
      Анализируется соотношение двух форм рефлексии. Наиболее "адаптирован- 
 ным" считается средний уровень саморефлекии и высокий  или  выше  среднего 
 уровень социорефлексии.                                                    
 
      Опросник состоит из 20 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования  40-50 минут.                            
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной компьютерной программе диаграмма интегрального показателя, а 
 также автоматическая интерпретация результатов  тестирования  основана  на 
 следующих условных критериях выраженных в процентах c нулевой  точкой  от- 
 счета:                                                                     
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Уровень выраженности и направленности рефлексии.                 
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
     0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████─────────────╢> АР           
 
     0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓───────────────────────────╢> СР           
 
         <──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>                 
 
 
                       Tестовые показатели:                                 
 
                 1. Ауторефлексия  - АР = 48  76%                           
                 2. Социорефлексия - СР = 34  48%                           
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Повышенный уровень  склонности  к  самоанализу  cодержания  и         
 функций собственного сознания, в состав которых входят  личностные         
 структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, память, механиз-         
 мы внутренних ощущений, восприятия, принятия решений,  эмоциональ-         
 ного реагирования, поведенческие шаблоны.                                  
 
      Средний уровень склонности к анализу  cодержания  и  функциий         
 сознания других людей - стремления к пониманию их чувств,  пережи-         
 ваний, мыслей, мнений, убеждений, мотивов поведения,  особенностей         
 характера, отношения к окружающим.