МЕТОДИКА:
Шкала сексуальной удовлетворенности.
(Yaffe M., Fenwick E.).
Методика предназначена для диагностики сексуальной удовлетворенности
супружеской пары.
Тестирование по данной методике предполагает как общую оценку удов-
летворенности отношениями, так и анализ ответов на конкретные вопросы.
Анализ ответов на вопросы.
Вопрос l - o частоте половых сношений. Для большинства пар хороший
секс - это частый секс. Пары, которые имеют секс редко, получают меньше
общего удовлетворения, чем те, которые занимаются сексом часто. Половая
жизнь легко может стать урезанно-сокращенной, но ни один из партнеров пол-
ностью этого не осознает. Например, партнеры могут постепенно отвыкнуть от
секса, если один из них часто устает или бывает занят, и потом будет труд-
но восстановить прежний ритм сексуальных отношений. Если кому-нибудь из
партнеров не удастся набрать достаточное число баллов по этим вопросам, то
у пары, возможно, несходство уровней полового влечения. Но это может быть
и просто из-за того, что партнеры перестали уделять сексу то внимание, ко-
торого он заслуживает.
Вопрос 2 - о половой привлекательности. Для привлекательности нет ни-
какого реального объяснения, и, конечно, заменить ее ничем нельзя. Нахо-
дить партнера привлекательным - один из важнейших факторов, определяющих
удовлетворенность половой жизнью. Невозможно создать сексуальный образ,
если его нет, но если он есть, необходимо поддерживать его, не принимая
друг друга как что-то данное раз и навсегда и стараясь сохранять привлека-
тельность для партнера.
Вопросы 3-6 - о согласовании половой отзывчивости. По традиции секс
предлагает мужчина, а женщина либо принимает, либо отвергает его, так что
обычно мужчина определяет частоту секса пары. Пары, вероятно, наиболее
счастливы и чаще занимаются любовью, если оба партнера чувствуют себя рав-
но свободными предложить секс или отказать в нем. Если партнеры равноправ-
ны в этих отношениях, то вряд ли они будут чувствовать себя огорченным и
отвергнутым, если один хочет секса, а другой нет, или чувствовать себя ви-
новным, если один хочет этого, а другой нет. Не принуждение, а взаимное
желание определит частоту секса.
Вопросы 7-10, 14 и 16 - о половой совместимости. Как и в большинстве
других областей совместной жизни, чем больше схожи половые симпатии и ан-
типатии партнеров, тем меньше между ними будет разногласий.
Вопросы 11-13 - об особых половых проблемах. Такие проблемы обяза-
тельно скажутся на качестве половых отношений.
Вопрос 15 касается неверности. Измена чаще является следствием не-
удовлетворенности отношениями, чем их причиной. Необходимо свести к мини-
муму ущерб, который подобная ситуация почти всегда может причинить отноше-
ниям партнеров.
Вопросы 17-20 - о половом "саботаже". Если в ответах тестируемый наб-
рал малое число баллов, это свидетельствует о том, что секс стал орудием в
борьбе друг против друга вместо того, чтобы быть источником взаимного удо-
вольствия. Один из партнеров может использовать отказ в сексе в качестве
наказания, чтобы продлить ссору или свести былые счеты. Также он может от-
казать, чтобы заставить своего партнера почувствовать себя виноватым, по-
тому что он постоянно предлагает заняться любовью, когда нет для этого
возможности или когда это неудобно. Если партнеры сократили свою половую
жизнь до минимума подобным саботажем, то наверняка в их отношениях есть
значительно большая трещина, чем секс.
Литературные источники:
1. Морис Яффе, Элизабет Фенвик. Секс в жизни мужчины. М.: Медицина,
1991 г.
2. Морис Яффе, Элизабет Фенвик. Секс в жизни женщины. М.: Медицина,
1991 г.
Критерии тестовых оценок по шкале:
0-15 - низкие оценки;
16-25 - средние оценки;
26-40 - высокие оценки.
Критерии тестовых оценок по отдельным группам вопросов в авторском
варианте методики отсутстуют, поэтому для целей автоматической интепрета-
ции в данной компьютерной версии были приняты условные величины в зависи-
мости от количества утверждений в группе вопросов.
Опросник состоит из 20 утверждений.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала сексуальной удовлетворенности.
Ф.И.О: __________________
Доп. данные: ____________
Диагностическая шкала:
0 ╟─░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓─────────────────────────╢> 40
<──────[-]─────><───[=]──><─────[+]─────>
Тестовый показатель - CУ = 16
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Содержательный анализ:
Оценка частоты сексуальных контактов: частота интимных отно-
шений с партнером меньше частоты возникновения собственных сексу-
альных желаний.
Оценка сексуальной привлекательности партнера: повышенная.
Высокая оценка привлекательности для партнера - один из наиболее
существенных факторов определяющих сексуальную удовлетворенность.
Сексуальная инициатива: партнеры в неравной степени свободны
предложить или отказаться от секса и неравным образом могут регу-
лировать частоту сексуальных отношений. В случае отказа одного из
партнеров у другого могут возникать выраженные негативные эмоции и
переживания по этому поводу.
Сексуальная совместимость: средний уровень. Некоторое несход-
ство сексуальных пристрастий и предубеждений партнеров может иног-
да приводить к разногласиям между ними.
Специфические сексуальные проблемы: либо отсутствуют, либо
практически не влияют на сексуальную уловлетворенность партнеров.
Неверность: в течении последнего года. Стремление к сексуаль-
ным контактам с другими лицами наиболее вероятно является следс-
твием неудовлетворенности отношениями с партнером.
Сексуальный "саботаж": повышенное стремление использовать яв-
ный или завуалированный отказ от интимных отношений как средство
психологического давления в межличностном конфликте между партне-
рами.
Интегральный тестовый показатель:
Недостаточная удовлетворенность сексуальными отношениями с
партнером. Существование определенных различий в половых запросах
и устремлениях. Умеренная сексуальная отзывчивость и интерес к
совместной интимной жизни.
|