МЕТОДИКА:
Уровень субъективного контроля
(Internal-External Control Scale)
(Дж. Роттер)
(Адаптация Е.Ф.Важина, С.А.Голынкиной, А.М.Эткинда
Психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева).
Методика предназначена для диагностики преобладающего типа субъектив-
ного контроля над значимыми для личности событиями: экстернального или ин-
тернального локуса контроля.
В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события яв-
ляются результатом действия внешних сил - случая, других людей и т. д. Во
втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей
собственной деятельности.
Впервые подобные методы были апробированы в 60-х годах в США. Наибо-
лее известным из них является шкала локуса контроля Дж. Роттера.
Экспериментальные работы установили связь разнообразных форм поведе-
ния и параметров личности с экстернальностью-интернальностью. Конформное и
уступчивое поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локу-
сом. Интерналы в отличие от экстерналов менее склонны подчиняться давлению
других, сопротивляться, когда чувствуют, что ими манипулируют, они реаги-
руют сильнее, чем экстерналы, на утрату личной свободы. Люди с интерналь-
ным локусом контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением или
при видеозаписи. Для экстерналов характерно обратное.
Интерналы и экстерналы различаются по способам интерпретации разных
социальных ситуаций, в частности по способам получения информации и обычно
более осведомлены о ситуации, чем экстерналы. В одной и той же ситуации
интерналы атрибутируют большую ответственность индивидам, участвующим в
этой ситуации. Интерналы в большей степени избегают ситуационных объясне-
ний поведения, чем экстерналы.
Исследования, связывающие интернальность-экстренальность с межличнос-
тными отношениями, показали, что интерналы более популярны, более благоже-
лательны, более уверены в себе, проявляют большую терпимость. Существует
связь высокой интернальности с положительной самооценкой, с большей согла-
сованностью образов реального и идеального "Я". У интерналов обнаружена
более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью:
они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здо-
ровье и чаще обращаются за профилактической помощью.
Интерналы предпочитают недирективные методы психокоррекции; экстерна-
лы субъективно более удовлетворены поведенческими методами.
В отличие от школы Дж. Роттера в методику УСК включены пункты, изме-
ряющие экстернальность-интернальность в межличностных и семейных отношени-
ях, а также в отношении болезни и здоровья.
Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструиро-
ван в двух вариантах различающихся формами ответов испытуемых. Вариант
"А", предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по
6-балльной шкале. Вариант "Б", предназначенный для психодиагностики, тре-
бует ответа по бинарной шкале.
Результаты тестирования преобразуются в стандартную систему единиц -
стенов. Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принципом
иерархической структуры системы регуляции деятельности - таким образом,
что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариатив-
ный к частным ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня об-
щности и ряд ситуационных показателей.
Валидность шкал УСК демонстрируется их связями с другими характерис-
тиками личности, измеренными, в частности, при помощи личностного опросни-
ка Кеттела (16-PF).
Человек с низким субъективным контролем (считающий, что он мало влия-
ет на то, что с ним происходит, и склонный считать свои успехи и неудачи
следствием внешних обстоятельств эмоционально неустойчив (фактор -C),
склонен к неформальному поведению (фактор -G), малообщителен (фактор +Q2),
у него плохой самоконтроль (фактор -Q3) и высокая напряженность (фактор
+Q4). Человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоци-
ональной стабильностью (фактор +C), упорством, решительностью (фактор +G),
общительностью (фактор -Q2), хорошим самоконтролем (фактор +Q3) и сдержан-
ностью (фактор -Q4). Существенно, что интеллект (фактор B) и многие факто-
ры, связанные с экстраверсией-интроверсией, не коррелируют ни с общей ин-
тернальностью, ни с ситуативными характеристиками субъективного контроля.
Субъективный контроль над позитивными событиями (достижения, успехи)
в большей степени коррелирует с силой Эго (фактор С+), самоконтроля (фак-
тор +Q3), социальной экстраверсией (фактор +A; -Q2), чем субъективный
контроль над негативными событиями (неприятности, неудачи). С другой сто-
роны, люди, не ощущающие ответственности за неудачи, чаще оказываются бо-
лее практичными, деловыми (фактор -M), чем люди с сильным контролем в этой
области, что нехарактерно для субъективного контроля над позитивными собы-
тиями.
Исследования самооценок людей с разными типами субъективного контроля
показали, что люди с низким показателем Ио (общая интернальность) характе-
ризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, су-
етливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных, раздра-
жительных. Люди с высоким УСК считают себя добрыми, независимыми, реши-
тельными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятель-
ными, невозмутимыми. Таким образом, УСК связан с ощущением человеком своей
силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, соци-
альной зрелостью и самостоятельностью личности.
Понятие локуса контроля оказалось очень мощным инструментом для тео-
ретической психологии, однако концепция внутреннего и внешнего контроля не
всегда понимается правильно. Хотя Роттер (1975) уже указывал на несколько
распространенных ошибок, касающихся интерпретации локуса контроля, многие
продолжают неправильно понимать эту концепцию и применять данные, получен-
ные при использовании шкалы. Самыми распространенными на сегодняшний день
являются следующие четыре заблуждения:
1. Уровень контроля якобы определяет поведение. На самом деле уровень
контроля над окружающей средой, который дает шкала, следует рассматривать
не как причину действий человека, а как индикаторы его обобщенных ожида-
ний.Таким образом, для определения поведенческого потенциала показания
шкалы должны использоваться совместно с ценностью подкреплений.
2. С помощью локуса контроля будто бы можно предсказать поведение в
конкретных ситуациях. Здесь снова надо подчеркнуть, что концепция внутрен-
него и внешнего контроля относится только к обобщенным ожиданиям и показы-
вает, в какой степени человек обычно считает себя способным управлять сво-
ей жизнью.
3. Результаты измерений по Шкале внутреннего и внешнего контроля яко-
бы разделяют людей на два четко различных типа - внутренне и внешне управ-
ляемых. Роттер (1975, 1990) всегда настаивал, что обобщенные ожидания ука-
зывают направление обобщения и что в некоторой конкретной ситуации человек
с обычно высоким ощущением внутреннего контроля также может считать случай
или поведение власть имущих ответственными за результаты своих действий.
4. Высокий уровень внутреннего контроля указывает на социально жела-
тельные черты, а высокий уровень внешнего контроля - на социально нежела-
тельные характеристики. В действительности крайние значения с любой сторо-
ны нежелательны. Слишком высокий уровень внешнего контроля может быть свя-
зан с апатией и отчаянием, когда человек считает, что не имеет никакой
власти над своей жизнью, в то время как чересчур высокий уровень внутрен-
него контроля может означать, что человек принимае т на себя ответствен-
ность за все, что с ним происходит, - несчастные случаи, неудачи в бизне-
се, шалости своих детей и так далее. Возможно, наиболее здоровым и жела-
тельным является уровень, приблизительно средний между этими крайними зна-
чениями с некоторым уклоном в сторону внутреннего контроля.
Применение вопросника УСК возможно при решении широкого круга соци-
ально-психологических и медико-психологических проблем. Уровень субъектив-
ного контроля повышается в процессе психокоррекционного воздействия на
личность. Поэтому возможно применение УСК для оценки эффективности методов
психологической коррекции.
Опросник состоит из 44 утверждений.
Примерное время тестирования - 30 мин.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Уровень субъективного контроля.
Ф.И.О: ____________________
Доп. данные: ______________
Диаграмма:
*
10 ┼
9 ┼
8 ┼──────────────────────
7 ┼ ▄▄ ▄▄
6 ┼─▄▄─██─▄▄────▄▄─██────
5 ┼─██─██─██────██─██────
4 ┼ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ▄▄
3 ┼─██─██─██─██─██─██─██─
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──*
ОИ ИД ИН ИС ИП ИМ ИЗ
Диагностические шкалы:
1. Общая интернальность - ОИ = 6
2. Интернальность в области достижений - ИД = 7
3. Интернальность в области неудач - ИН = 6
4. Интернальность в семейных отношениях - ИС = 4
5. Интернальность в области производственных отношений - ИП = 6
6. Интернальность в области межличностных отношений - ИМ = 7
7. Интернальность в отношении здоровья и болезни - ИЗ = 4
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Средний уровень субъективного контроля над любыми значимыми
ситуациями. Считает, что большинство важных событий в его жизни
являются как результатом его собственных действий, так результатом
случая или действий других людей.
Повышенный уровень субъективного контроля над эмоционально
положительными событиями и ситуациями. Считает, что он сам добился
всего того хорошего, что было и есть в его жизни и, что он спосо-
бен с успехом преследовать свои цели в будущем.
Средний уровень субъективного контроля по отношению к отрица-
тельным событиям и ситуациям. Склонность обвинять не только самого
себя в разнообразных неприятностях и страданиях, но и приписывать
ответственность за подобные события другим людям или считать эти
события результатом невезения.
Пониженный уровень субъективного контроля в семейных отноше-
ниях, склонность считать не себя, а своих партнеров причиной зна-
чимых ситуаций, возникающих в его семье.
Средний уровень субъективного контроля в области производст-
венных отношений: в организации собственной производственной де-
ятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем
продвижении по службе. Склонность приписывать в этой области оди-
наково важное значение как собственным действиям, так и внешним
обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению - не-
везению.
Повышенный уровень субъективного контроля в области межлич-
ных отношений. Считает себя в силах контролировать свои формальные
и не формальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уваже-
ние и симпатию.
Пониженный уровень субъективного контроля в отношении здо-
ровья и болезни. Считает здоровье и болезнь результатом случая и
надеется на то, что выздоровление придет в результате действий
других людей, прежде всего врачей.
|