МЕТОДИКА:
Диагностика уровня социальной фрустрированности
(Л.И. Вассерманн)
(Модификация В.В. Бойко).
Методика предназначена для диагностики уровня социальной фрустриро-
ванности по 20 социальным параметрам оценки.
Фрустрация (от лат. "frustratio" - обман, расстройство, разрушение
планов) - психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невоз-
можностью удовлетворения некоих потребностей, возникающее при наличии ре-
альных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может
рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется в
переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии.
Эффективность деятельности при этом существенно снижается.
Социальная фрустрированность - вид (форма) психического напряжения,
обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в
социально заданных иерархиях.
Социальная фрустрированность передает в себе эмоциональное отношение
человека к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент
своей жизни.
Интеллект при этом отражает, с одной стороны, то, что в принципе мо-
жет быть достигнуто в той или иной сфере и что человек конкретно сам смог
достичь - с другой стороны.
Оценивая свои достижения по разным социально заданным иерархиям, че-
ловек испытывает ту или иную степень удовлетворенности - неудовлетворен-
ности. При этом он переживает фрустрацию не столько от достигнутого, на-
пример от условий, в которых живет, или материального дохода, сколько от
мысли, что сегодня можно достичь большего. Нечто похожее происходит в сфе-
ре отношений: они нас устраивают или не устраивают не сами по себе, а в
зависимости от ожиданий и оценок.
Социальная фрустрированность в большей степени зависит от осознания
недостигнутого, чем от реального положения личности.
Неудовлетворенность по отдельным направлениям социально заданных
иерархий накапливается и образует постоянный фон эмоционального напряжения
личности. Когда эмоциональное напряжение достигает критического уровня,
личность прибегает к тем или иным мерам психологической защиты. Она либо
снижает уровень притязаний, либо игнорирует недоступные ей ступени иерар-
хии, либо дискредитирует тех, кто их занимает.
Обработка данных.
По каждому пункту определяется показатель уровня фрустрированности.
Он может варьироваться от 0 до 4 баллов. Каждому варианту ответа присваи-
ваются баллы:
полностью удовлетворен - 0,
скорее удовлетворен - 1,
затрудняюсь ответить - 2,
скорее не удовлетворен - 3,
не удовлетворен полностью - 4.
Если методика используется для выявления показателя у группы респон-
дентов, то надо:
1) получить раздельно произведения числа респондентов, выбравших тот
или иной ответ, на балл, присвоенный ответу,
2) подсчитать сумму этих произведений,
3) разделить ее на общее число ответивших на данный пункт.
Можно определить итоговый средний индекс уровня социальной фрустриро-
ванности. Для этого надо сложить показатели фрустрированности по всем пун-
ктам и разделить сумму на число пунктов (20).
В массовых обследованиях весьма показателен процент лиц, выбравших
тот или иной вариант ответа на конкретный пункт.
Интерпретация результатов.
Выводы об уровне социальной фрустрированности делаются с учетом ве-
личины балла (среднего балла) по каждому пункту. Чем больше балл, тем выше
уровень социальной фрустрированности:
3,5 - 4 балла - очень высокий уровень фрустрированности;
3,0 - 3,4 - повышенный уровень фрустрированности;
2,5 - 2,9 - умеренный уровень фрустрированности;
2,0 - 2,4 - неопределенный уровень фрустрированности;
1,5 - 1,9 - пониженный уровень фpycтpиpoвaннoqти;
0,5 - 1,4 - очень низкий уровень;
0 - 0,5 - отсутствие (почти отсутствие) фрустрированности.
Опросник состоит из 20 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Уровень социальной фрустрированности.
Ф.И.О: __________________
Доп. данные:_____________
Диагностическая шкала:
╟─░░░░░░░░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓────────────╢>
<0─><──[--]──><[-]><[?]><[=]><[+]><[++]>
Тестовый показатель - СФ = 2.90 (58)
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Полностью удовлетворен:
Своим образованием.
Скорее удовлетворен:
Отношениями с супругом(ой).
Отношениями с ребенком (детьми).
Отношениями с родителями.
Затрудняется ответить:
Взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности
(пациенты, клиенты, учащиеся и т.п.).
Скорее не удовлетворен:
Взаимоотношениями с коллегами по работе.
Взаимоотношениями с администрацией на работе.
Содержанием своей работы в целом.
Условиями профессиональной деятельности (учебы).
Жилищно-бытовыми условиями.
Отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми.
Своим образом жизни в целом.
Полностью не удовлетворен:
Своим положением в обществе.
Материальным положением.
Обстановкой в обществе (государстве).
Сферой услуг в бытового обслуживания.
Сферой медицинского обслуживания.
Проведением досуга.
Возможностью проводить отпуск.
Возможностью выбора места работы.
Итоговый средний индекс уровня социальной фрустрированности:
Умеренный уровень фрустрированности.
|