МЕТОДИКА:
Исследование стадий психотерапевтических изменений
(The University of Rhode Island Change Assessment Scale)
(URICA, Long Form)
(McConnaughy, Prochaska, Veliser).
Опросник для исследования стадий психотерапии URICA, был создан груп-
пой авторов (McConnaughy, Prochaska, Veliser) в начале 80-х годов XX века
и предназначен для диагностики 4 терапевтических стадий изменения:
1. Предразмышление (Precontemplation items).
2. Размышление (Contemplation items).
3. Действие (Action items).
4. Сохранение (Maintenance items).
Существуют две версии методики состоящие из 24 и 32 пунктов утвержде-
ний.
С помощью методики можно проводить непрерывное исследование отношений
и установок пациентов в процессе психотерапии, характерных для каждой ста-
дии изменений. На основании результатов исследования определяется стадия
психотерапевтического процесса, на которой находится в данный период паци-
ент, или выделяются характерные признаки нескольких стадий.
Первоначально методика исследования стадии психотерапии предназнача-
лась для описания проблем пациентов с аддиктивным поведением, проходящих
психотерапию. Однако она является общей по своему содержанию, так как па-
циенты должны ответить на вопросы относительно имеющейся проблемы. Методи-
ка использовалась для измерения стадий терапии, связанных с большим кругом
поведенческих проблем.
Цель опросник URICA заключается в том, чтобы отнести пациента к той
или иной стадии терапии, выделяя шкалы, по которым он обнаруживает наи-
большие показатели. В исследованиях выяснилось, что пациент может нахо-
диться одновременно более чем на одной стадии.
Сопротивление, отрицание и различные уровни мотивации представляют
собой серьезные проблемы для процесса и результата психотерапии. Чаще все-
го готовность к изменениям рассматривается как наличие или отсутствие мо-
тивации. Была выдвинута концепция изменения как стадиального феномена.
Процесс изменения представляет собой движение от предразмышления (для ко-
торого характерно непонимание или нежелание работать с проблемами и недос-
таточная активность) до размышления над проблемой (которое связано с серь-
езными намерениями и принятием решений). Стадия действия сопряжена с уси-
лением активности, последняя стадия успешных изменений - стадия сохране-
ния - представляет собой непрерывную деятельность, направленную на закреп-
ление новых форм поведения и восприятия. Связь между четырьмя оценочными
шкалами методики предполагает простейшую модель поведения; смежные пункты
более связаны, чем не смежные. Поэтому переход от одного элемента к друго-
му можно охарактеризовать как возрастающую прогрессию, а не как случай-
ность или неожиданность.
Каждое высказывание опросника описывает, что человек может чувство-
вать, когда начинает лечение или подходит к решению своих жизненных проб-
лем. Клиенту предлагается оценить по 5-балльной системе насколько соот-
ветствует или, напротив, не соответствует ему каждое высказывание. При
этом, отвечать нужно так, как клиент чувствует именно сейчас, а не то,
что он чувствовал раньше или мог бы, или хотел бы чувствовать.
Количество баллов по каждой шкале переводится в стандартизированные
показатели (Т).
1. Стадия предразмышления.
Большинство больных, находящихся на данной стадии, не понимают или не
до конца понимают характер своих проблем или вовсе не признают у себя
проблем, которыми следовало бы заниматься. По словам Прохазка, "Дело не в
том, что они не видят решения. Они не видят проблемы". Больной не испыты-
вает желания что-либо менять в себе или в ближайшем будущем, не понимает,
каким образом сам способствовал возникновению своих трудностей, не видит
смысла в лечении. Члены семьи, друзья, коллеги, напротив, понимают, что
пациент имеет определенные проблемы. Часто только под влиянием окружения,
зачастую использующего уговоры или даже угрозы, пациент соглашается обра-
титься к психотерапевту и даже демонстрирует некоторые изменения в поведе-
нии - до тех пор, пока сохраняется давление на него со стороны значимых
людей. Пациенты, находящиеся на стадии предразмышления, могут заявлять о
своем желании измениться, что вовсе не означает серьезных намерений сде-
лать это. Сопротивление пониманию и разрешению проблемы - отличительная
черта данной стадии.
Примеры высказываний, характерных для стадии предразмышления:
"Пребывание здесь - для меня пустая трата времени, так как проблема
не имеет ко мне никакого отношения".
"Вся эта болтовня о психологии скучна. Люди должны просто забыть о
своих проблемах".
2. Стадия размышления.
Пациент признает наличие проблемы и всерьез интересуется, возможно ли
разрешить ее, поможет ли психотерапия, но готовность действовать выражена
недостаточно. Другой важный аспект стадии размышления - взвешивание "за" и
"против" между проблемой и ее решением. Пациенты, находящиеся на стадии
размышления, часто раздумывают, стоит ли избавление от проблемы усилий,
энергетических и временных затрат, необходимых для борьбы с ней. Тем не
менее, центральный аспект данной стадии - серьезное намерение разрешить
проблемы.
Примеры высказываний, характерных для стадии размышления:
"Над моими проблемами стоило бы поработать".
"Я уже думал о том, чтобы что-то в себе изменить".
3. Стадия действия.
Пациент активно изменяет свое поведение, поступки и окружение с целью
преодоления проблемы. Стадия действия предполагает наиболее явные, откры-
тые поведенческие изменения и требует значительных затрат времени и энер-
гии. Пациенты часто ошибочно приравнивают действия к изменениям и в ре-
зультате упускают из вида необходимость активной работы (которая является
своего рода подготовкой к конкретным действиям) и усилий, направленных на
сохранение результатов. Характерная черта стадии действия - модификация
привычного образа восприятия и поведения и применение значительных усилий
для изменения.
Примеры высказываний, характерных для стадии действия:
"Иногда моя проблема трудна, но я работаю над ней".
"Каждый может говорить о том, что он хочет измениться, я же действи-
тельно что-то делаю для этого".
4. Стадия сохранения.
Пациент достиг определенных результатов в решении своей проблемы и
его беспокоит и тревожит, что проблема, которую он считал решенной, может
вернуться. На данной стадии идет работа, направленная на предупреждение
возвращения проблемы и закрепление результатов, полученных в ходе лечения.
Традиционно стадия сохранения рассматривалась как статичная, однако стоит
помнить, что сохранение - это продолжение, а не отсутствие действия. Ос-
новное положение данной стадии - сохранение позитивных изменений и предот-
вращение возобновления проблем.
Примеры высказываний, характерных для стадии сохранения:
"Пожалуй, сейчас я нуждаюсь в содействии, чтобы помочь мне сохранить
то, чего я уже достиг".
"Меня беспокоит, что опять может вернуться проблема, с которой я уже
частично справился, поэтому я ищу здесь помощи".
Прохождение стадий представляет собой не линейный, как описано выше,
а циклический процесс. Пациенты могут начинать со стадии размышления,
прийти к решению ничего не менять и прекратить лечение. Действие и сохра-
нение нередко прерываются возвращением к привычному образу поведения. Па-
циенты подчас совершают несколько оборотов этого цикла, прежде чем дости-
гают успешных, позитивных изменений.
Обработка результатов:
1. Каждое высказывание оценивается по 5-балльной системе.
2. Подсчитывается общая сумма баллов по каждой шкале. При обработке
Long Form версии следует помнить, что 4 пункта опросника (по одному пункту
в каждой шкале) при обработке не учитываются (пропускаются). Таким обра-
зом, значения каждой шкалы в "сырых" баллах находятся в диапазоне от 7 до
35 баллов.
Групповые средние значение по шкалам в "сырых" баллах полученные в
западных исследоаниях:
Pre contemplation 8 или ниже;
Contemplation 8 - 11;
Preparation (Action) 11 - 14;
Maintenance 14 и выше.
3. Сумма "сырых" баллов по каждой шкале переводится в стандартизиро-
ванные показатели (Т).
4. Подсчитываются средние показатели ответов по каждой шкале (Avera-
ge).
5. На основании средних оценок (avg) подсчитывается общий интеграль-
ный индекс Readiness (готовность, подготовленность) по формуле:
mean (C + A + M - PC = Readiness).
Смысл данной формулы состоит в том, что увеличение тестовых показате-
лей по 2, 3 и 4 шкале отражают позитивную направленность изменений, а по 1
шкале наоборот. Данный показатель может изменяться от -2 баллов до +14.
Примечания к компьютерной версии.
Стандартные оценки (Т-баллы), которые приводятся в руссифицированных
вариантах методики были получены с использованием западными психологами
опросника на английском языке и на выборке испытуемых западной субкульту-
ры.
Диапазоны тестовых показателей, выраженные в Т-баллах значительно
сдвинуты относительно друг друга, что видно из следующей диаграммы:
1. ╟──────────────────────┼▒▒▒▒▓▓▓▓██████████████████┼╢> PC
2. ╟┼▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓██┼────────────────╢> C
3. ╟────────┼▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓██████┼────────────╢> A
4. ╟──────────┼▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓██████┼────────────╢> M
<──────[-15-29]────><────[30-70]───><─[71-100]─>
min max
1. Предразмышление PC 40 - 100
2. Размышление C -15 - 60
3. Действие A 0 - 70
4. Сохранение M 10 - 70
Указанные особенности методики затрудняют интерпретацию результатов
тестирования основанную на Т-баллах и определение стадии, на которой в
данный момент находится клиент. Фактически, общим диапазоном тестовых по-
казателей для всех 4 шкал являются значения от 40 до 60 Т-баллов. Ориента-
ция на сравнение абсолютных показателей каждой шкалы может не отражать ре-
альной картины процесса психотерапии. В то же время, сравнение динамики
изменений 2 и более результатов тестирования по каждой отдельно взятой
шкале может иметь диагностическое значение.
Учитывая выше сказанное, в данной компьютерной программе были приняты
следующие критерии автоматической интерпретации результатов тестирования:
ниже 45 Т - пониженные показатели;
45-55 Т - средние показатели;
выше 55 Т - повышенные показатели.
Окончательная интепретация может быть составлена только психотерапев-
том на основании личного опыта работы с методикой URICA и анализа всей
имеющейся дополнительной информации о клиенте.
Практическое применение данной методики в диагностических целях в РФ
может быть рекомендовано только после предварительной оценки ее валидности
и надежности на той русскоязычной выборке испытуемых, с которой работает
конкретный пользователь данной методики.
Опросник состоит из 32 утверждений (Long Form).
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Исследование стадий психотерапевтических изменений
(URICA, Long Form).
Ф.И.О:____________________
Доп. данные:______________
Диаграмма (Avg):
1. ╟─▒▒▒▒▒─────────────────────╢> PC
2. ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓███████────╢> C
3. ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓█████████──╢> A
4. ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓██████─────╢> M
<──[-]───><[=]><───[+]──>
Диагностическая шкала (Readiness):
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████──────╢> RI
<──────[-]─────><──────[=]─────><──────[+]─────>
Диаграмма (T):
1. ╟──────────────────────┼░░────────────────────────┼╢> PC
2. ╟┼▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓────┼────────────────╢> C
3. ╟────────┼▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓████──┼────────────╢> A
4. ╟──────────┼▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓──────┼────────────╢> M
<─────────[-]────────────>[==]<───────[+]──────>
Тестовые показатели:
S Avg T
1. Предразмышление (Pre contemplation) - PC = 7 1.00 40
2. Размышление (Contemplation) - C = 31 4.43 50
3. Действие (Preparation (Action)) - A = 33 4.71 65
4. Сохранение (Maintenance) - M = 30 4.29 55
-----------------------------------------------------------
Индекс психотерапевтических изменений (Readiness):
(Avg C + Avg A + Avg M) - Avg PC = 12.43
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Предразмышление.
Пониженный уровень сопротивления пониманию и разрешению проб-
лемы. Клиент понимает или в основном понимает характер своих проб-
лем и признает у себя наличие проблем, которыми следовало бы зани-
маться. Он испытывает желание что-либо изменить в себе или в бли-
жайшем будущем, понимает, каким образом сам способствовал возник-
новению своих трудностей и видит смысл в психотерапии.
2. Размышление:
Средне выраженное желание и намерение разрешить свою пробле-
му. Клиент в определенной степени признает наличие проблемы и ин-
тересуется, возможно ли разрешить ее, поможет ли психотерапия,
Другой важный аспект - взвешивание "за" и "против" между проблемой
и ее решением. Клиент, периодически раздумывает, стоит ли избавле-
ние от проблемы усилий, энергетических и временных затрат, необхо-
димых для борьбы с ней.
3. Действие:
Повышенное стремление к модификации привычного образа вос-
приятия и поведения и применение значительных усилий для измене-
ния. Клиент активно изменяет свое поведение, поступки и окружение
с целью преодоления проблемы. Стадия действия предполагает наибо-
лее явные, открытые поведенческие изменения и требует значительных
затрат времени и энергии. Клиенты часто ошибочно приравнивают дей-
ствия к изменениям и в результате упускают из вида необходимость
активной работы (которая является своего рода подготовкой к кон-
кретным действиям) и усилий, направленных на сохранение результа-
тов.
4. Сохранение:
Средне выраженный уровень деятельности направленной на сохра-
нение позитивных изменений достигнутых в результате психотерапии и
деятельности по предотвращению возобновления проблем. Клиента в
умеренной степени беспокоит и тревожит, что проблема, которую он,
возможно, считал решенной, может вернуться. Работа не в полной ме-
ре сосредоточена на предупреждении возвращения проблемы и закреп-
лении результатов, полученных в ходе психотерапии.
|