МЕТОДИКА:                                  
                        Уровень притязаний личности                         
                            (В.К. Гербачевский).                            
 
      Методика предназначена для исследования уровня  притязаний  личности. 
 Под уровнем притязаний человека понимают его потребности, мотивы или  тен- 
 денции, проявляющиеся в степени трудности целей, которые он  ставит  перед 
 собой. Уровень притязаний обычно оценивается  с  помощью  эксперимента  по 
 следующей схемее: совокупность однотипных заданий ранжируется  по  степени 
 трудности, и испытуемым предлагается последовательно выбирать для выполне- 
 ния определенное (часто фиксированное) количество этих заданий любых  сте- 
 пеней трудности.                                                           
      При этом эксперимент обычно представляется как испытание  интеллекта. 
 Об уровне притязаний человека судят по средней степени трудности выбранных 
 им заданий.                                                                
      Возможность применения экспериментальной схемы основывается на  пред- 
 положении об обобщенности уровня притязаний: в любой деятельности, незави- 
 симо от ее специфики, у каждого человека будет  формироваться  характерный 
 для него уровень притязаний.                                               
      Однако, наряду с данными о действительной обобщенности уровня  притя- 
 заний, имеются факты и противоположного рода, например свидетельствующие о 
 том, что уровень притязаний, формирующийся у человека в  экспериментальном 
 задании, отличается от уровня притязаний, сложившегося у него в  его  при- 
 вычной профессиональной деятельности. Эта характеристика несет на себе от- 
 печаток конкретной истории ее формирования и развития и зависит не  только 
 от внутренних, но и от внешних условий.                                    
      Порядок работы.                                                       
      Опросник заполняется во время выполнения, например, учебного задания. 
 Экспериментатор фиксирует какой-либо этап в  его  выполнении,  единый  для 
 всех обучающихся, и предлагает им по завершении этого  этапа  ответить  на 
 вопросы опросника. До начала выполнения учебного  задания  экспериментатор 
 раздает бланки с текстом и разъясняет порядок работы с интструцией.        
      Инструкция:                                                           
      "Когда вы завершите фиксированный  этап  предложенного  вам  задания, 
 возьмите бланк с текстом опросника, внимательно  прочитайте  инструкцию  и 
 приступайте к ответам.                                                     
      Помните, что вопросы относятся к тому моменту,  когда  часть  задания 
 уже выполнена, но предстоит еще работа над оставшейся частью.  В  процессе 
 работы с опросником вы читаете по порядку каждое из приведенных  в  бланке 
 высказываний и решаете, в какой степени вы согласны с ним или не согласны. 
 В зависимости от этого вы обводите кружком на правой стороне  бланка  одну 
 из следующих цифр:                                                         
      если полностью согласны - +3;                                         
      если согланы - +2;                                                    
      если скорее согласны, чем не согласны - +1;                           
      если вы совершенно не согласны - -3;                                  
      если не согласны - -2;                                                
      если скорее не согласны, чем согласны - -1;                           
      наконец, если вы не можете ни согласиться с высказыванием, ни отверг- 
 уть его - 0.                                                               
      Все высказывания относятся к том чем вы думаете, что  чувствуете  или 
 хотите в момент, когда работа над 2 заданием прерывается".                 
 
      Обработка данных предполагает преобразование ответов в баллы по  пра- 
 вилу либо прямого перевода, либо обратного. Баллы считываются  по  каждому 
 из 15 компонентов мотивацией структуры с помощью специального ключа. Номе- 
 ра тех высказываний, ответы на которые преобразуются в  баллы  по  правилу 
 прямого перевода даны без индексов, а высказывания, преобразуемые по  пра- 
 вилу обратного перевода, снабжены индексом "о".                            
 
      При анализе результатов следует учитывать, что ситуация,  возникающая 
 при предъявлении задания субъекту, является сложнопроблемной. Среда порож- 
 дает в субъекте многокомпонентный мотивационный отклик, на основе которого 
 строится сложнофункциональная система постановки и решения  задачи.  Проб- 
 лемная ситуация приводит к актуализации целого  ряда  потребностей,  среди 
 которых находятся познавательные, социальные, а  также  потребности  более 
 высокого уровня индивидуальности, уровня самосознания, в частности потреб- 
 ность сохранения и повышения самоуважения  или  ценности  своего  "Я".  На 
 основе этих потребностей субъект оценивает значимость и трудность задания, 
 затраты времени и сил, прогнозирует возможные последствия.                 
      Первоначальные оценки могут меняться, корректироваться по ходу работы 
 над заданием. Поэтому мотивация, соответствующая напряженной деятельности, 
 связанной с достижением цели определенного уровня трудности, включает  це- 
 лый ряд элементов, характеризующих особенности взаимодействия субъекта  со 
 средой. Прежде всего потенциальную структуру мотивации образуют  элементы, 
 соответствующие актуализированным в ситуации выполнения задания потребнос- 
 тям. В связи с особенностями учебной деятельности, а также в целях необхо- 
 димой обобщенности описания, исследовались только следующие  мотивационные 
 элементы, или мотивы.                                                      
      Внутренний мотив (компонент 1), связанный непосредственно  с  процес- 
 сом деятельности, является обобщенным и выражает увлеченность заданием са- 
 мим по себе, те аспекты, которые придают выполнению задания  привлекатель- 
 ность.                                                                     
      Познавательный мотив (компонент 2), характеризующий интерес  субъекта 
 к результатам своей деятельности, также является обобщенным,  так  как  за 
 ним может стоять достаточно широкий круг более частных мотивов, удовлетво- 
 рение которых опосредовано результатом.                                    
      Мотиву избегания (компонент 3) свойственна отрицательная  побуждающая 
 ценность результата, а именно боязнь показать низкий результат и  вытекаю- 
 щих из этого последствий, в отличие от  предыдущего,  содержание  которого 
 составляет положительное стремление к результату.                          
      Состязательный мотив (компонент 4) выделяется из  совокупности  моти- 
 вов, связанных с результатом, как более специальный. Содержание этого  мо- 
 тива определяется тем, насколько субъект придает значение  такой  характе- 
 ристике результата, как превышение уровня  результатов  других  субъектов. 
 За этим мотивом также может стоять группа более частных мотивов, таких как 
 мотив престижа, власти и др.                                               
      Мотив к смене текущей деятельности (компонент 5) раскрывает пережива- 
 емую субъектом тенденцию к прекращению работы, которой он занят  в  данный 
 момент, и переключению на другую.                                          
      Мотив самоуважения (компонент 6)  выражается  в  стремлении  субъекта 
 ставить перед собой все более и более трудные цели в  однотипной  деятель- 
 ности.                                                                     
      Рассмотренная группа элементов представляет собой отражение  тех  ха- 
 рактеристик ситуации, которые выступают в роли  факторов,  непосредственно 
 побуждающих субъекта к тому или иному образу действия и являются движущими 
 силами развития деятельности.                                              
 
      Другую группу образуют элементы, которые находятся с мотивационными в 
 причинно-следственных отношениях и выступают в качестве необходимых  усло- 
 вий деятельности, связанной с достижением достаточно трудных целей.  Часть 
 этих элементов относится к текущему положению дел и представляет собой ре- 
 зультаты таких процессов, как придание личностной  значимости  результатам 
 деятельности (компонент 7), оценка сложности выполняемого задания  (компо- 
 нент 8), оценка степени выраженности волевого усилия в ходе работы над за- 
 данием (компонент 9), оценка уровня уже достигнутых  результатов,  соотне- 
 сенных со своими возможностями в этом  виде  деятельности  (компонент 10), 
 оценка своего потенциала (компонент 11).                                   
      Другие элементы отражают предвидимый или  планируемый  субъектом  ход 
 последующих событий: намеченный уровень  мобилизации  усилий,  необходимый 
 для достижения результатов (компонент 12), и ожидаемый уровень результатов 
 деятельности (компонент 13).                                               
      Важное значение для развертывания целостной  мотивационной  структуры 
 имеет понимание субъектом причинных факторов, являющихся инструментальными 
 в ходе развития взаимодействия. К ним относятся понимание  субъектом  того 
 соотношения, в котором находится зависимость результата от случая и от его 
 собственных возможностей (компонент 14), а также понимание того, насколько 
 постановка задач является инициативной и насколько директивной  (компонент 
 15). Таким образом, первая часть элементов связана с оценочными  процесса- 
 ми, вторая часть - с процессами прогнозирования  и  третья - с  процессами 
 интерпретации.                                                             
 
      Перечисленные элементы представляют  собой  потенциальные  компоненты 
 реальных индивидуальных мотивационных структур, возникающих в ходе  выпол- 
 нения заданий. В этих структурах центральное место занимают  мотивационные 
 компоненты, а среди них - компонент самоуважения. Однако актуализация ком- 
 понента самоуважения происходит на основе других  "опорных"  мотивационных 
 компонентов. Предполагается, что выраженность компонента самоуважения  со- 
 ответствует экспериментальной оценке уровня  притязаний.  Однако  опросник 
 позволяет выявить некоторые особенности внутреннего мира субъекта, которые 
 обычно остаются неизвестными при использовании экспериментальных показате- 
 лей. К ним относятся "опорные" мотивы, на основе которых происходит вовле- 
 чение "Я" субъекта в деятельность и формирование  его  уровня  притязаний, 
 эффекты разнообразных когнитивных и регулятивных  процессов,  составляющих 
 вместе с мотивами внутренний механизм уровня притязаний.                   
 
      Так как нормативных данных для опросника нет, то каждый  индивидуаль- 
 ный результат может быть оценен в сравнении с данными группы. Кроме  того, 
 оценки каждого компонента мотивационнои структуры позволяют построить  ин- 
 дивидуальный профиль, в котором  представлены  количественные  соотношения 
 между всеми рассмотренными компонентами.                                   
 
       Компонент мотивационной структуры:                                   
       1. Внутренний мотив                                                  
       2. Познавательный мотив.                                             
       3. Мотив избегания.                                                  
       4. Состязательный мотив.                                             
       5. Мотив смены деятельности.                                         
       6. Мотив самоуважения.                                               
       7. Значимость результатов.                                           
       8. Сложность задания.                                                
       9. Волевое усилие.                                                   
      10. Оценка уровня достигнутых результатов.                            
      11. Оценка своего потенциала.                                         
      12. Намеченный уровень мобилизации усилий.                            
      13. Ожидаемый уровень результатов.                                    
      14. Закономерность результатов.                                       
      15. Инициативность.                                                   
 
      Примечания к компьютерной версии:                                     
      В авторском варианте методики значения  результатов  тестирования  по 
 сумме баллов 8, 10 и 13 шкал - от -6 до 6, а по остальным - от  -9  до  9, 
 что затрудняет графическое и численное сравнение шкал. В данной компьютер- 
 ной версии результаты тестирования представлены в виде средних значений по 
 каждой шкале - от -3 до 3.                                                 
      Автоматическая интерпретация данных тестирования основана на  следую- 
 щих условных критериях оценки:                                             
         балл      оценка;                                                  
          3     очень высокая;                                              
          2        высокая;                                                 
          1      повышенная;                                                
          0        средняя;                                                 
         -1      пониженная;                                                
         -2        низкая;                                                  
         -3     очень низкая.                                               
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Уровень притязаний личности.                                     
 Ф.И.О: _______________________________                                     
 Доп. данные: _________________________                                     
 
 
                              Диаграмма:                                    
 
           *                                                                
         3 ┼                                                                
           ┼                                  ██       ██                   
         2 ┼    ▄▄    ██             ▄▄ ▄▄    ██ ▄▄ ██ ██                   
           ┼    ██    ██    ██       ██ ██    ██ ██ ██ ██                   
         1 ┼    ██    ██    ██       ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                   
           ┼    ██    ██    ██       ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                   
         0 ┼─██─██─██─██────██────▄▄─██─██─██─██─██─██─██─                  
           ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██    ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                   
        -1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██    ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                   
           ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██    ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                   
        -2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                   
           ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                   
        -3 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                 
             A  B  C  D  E  F  G  H  I  J  K  L  M  N  O                    
 
                         Тестовые показатели:                               
 
                                                   сумма  среднее           
     1. Внутренний мотив                       A =   1     0.33             
     2. Познавательный мотив                   B =   6     2.00             
     3. Мотив избегания                        C =   1     0.33             
     4. Состязательный мотив                   D =   7     2.33             
     5. Мотив смены деятельности               E =  -1    -0.33             
     6. Мотив самоуважения                     F =   5     1.67             
     7. Значимость результатов                 G =  -6    -2.00             
     8. Сложность задания                      H =   0     0.00             
     9. Волевое усилие                         I =   6     2.00             
    10. Оценка уровня достигнутых результатов  J =   4     2.00             
    11. Оценка своего потенциала               K =   4     1.33             
    12. Намеченный уровень мобилизации усилий  L =   8     2.67             
    13. Ожидаемый уровень результатов          M =   4     2.00             
    14. Закономерность результатов             N =   7     2.33             
    15. Инициативность                         O =   8     2.67             
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
       1. Внутренний мотив, связанный непосредственно  с  процессом         
 деятельности: увлеченность заданием самим по себе, теми его аспек-         
 тами которые придают выполнению задания привлекательность.                 
      Тестовый показатель: средний.                                         
 
      2. Познавательный мотив: интерес личности к результатам своей         
 деятельности.                                                              
      Тестовый показатель: высокий.                                         
 
      3. Мотив избегания: отрицательная  побуждающая  ценность  ре-         
 зультата, боязнь показать низкий результат и вытекающих  из  этого         
 последствий.                                                               
      Тестовый показатель: средний.                                         
 
      4. Состязательный мотив: субъективная  значимость  превышения         
 уровня результатов других людей.                                           
      Тестовый показатель: высокий.                                         
 
      5. Мотив смены деятельности: тенденция к прекращению  работы,         
 которой человек занят в данный момент, и переключению на другую.           
      Тестовый показатель: средний.                                         
 
      6. Мотив самоуважения: стремление личности ставить перед  со-         
 бой все более и более трудные цели в однотипной деятельности.              
      Тестовый показатель: высокий.                                         
 
      7. Значимость результатов: придание личностной значимости ре-         
 зультатам текущей деятельности.                                            
      Тестовый показатель: низкий.                                          
 
      8. Сложность задания: оценка сложности выполняемого  задания.         
      Тестовый показатель: средний.                                         
 
      9. Волевое усилие: оценка степени выраженности волевого  уси-         
 лия в ходе работы над заданием.                                            
      Тестовый показатель: высокий.                                         
 
      10. Оценка уровня достигнутых результатов: оценка уровня  уже         
 достигнутых результатов, соотнесенных со  своими  возможностями  в         
 этом виде деятельности.                                                    
      Тестовый показатель: высокий.                                         
 
      11. Оценка своего потенциала.                                         
      Тестовый показатель: повышенный.                                      
 
      12. Намеченный уровень мобилизации  усилий,  необходимый  для         
 достижения результатов.                                                    
      Тестовый показатель: очень высокий.                                   
 
      13. Ожидаемый уровень результатов деятельности.                       
      Тестовый показатель: высокий.                                         
 
      14. Закономерность результатов: понимание человеком того  со-         
 отношения, в котором  находится зависимость результата от случая и         
 от его собственных возможностей.                                           
      Тестовый показатель: высокий.                                         
 
      15. Инициативность: понимание человеком того, насколько  пос-         
 тановка задач является инициативной и насколько директивной.               
      Тестовый показатель: очень высокий.