МЕТОДИКА:
Личностная и социальная идентичность
(А.А. Урбанович).
Методика предназначена для определения уровня личностной и социальной
идентичности, распознавания первых признаков разлада человека с собой и со
своим социальным окружением.
При этом под личностной идентичностью понимается самоопределение в
терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт индивида; под
социальной идентичностью - самоопределение в терминах отнесения себя к оп-
ределенной социальной группе.
Личностная идентичность (иногда ее называют личной или персональ-
ной) - набор черт или иных индивидуальных характеристик, отличающийся оп-
ределенным постоянством или, по крайней мере, преемственностью во времени
и пространстве, позволяющий дифференцировать данного индивида от других
людей. Иными словами, под личностной идентичностью понимают набор характе-
ристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других.
Cоциальная идентичность трактуется в терминах группового членства,
принадлежности к большей или меньшей группе, включенности в какую-либо со-
циальную категорию. В социальной идентичности выделяются как бы два разных
аспекта рассмотрения: с точки зрения ингруппового подобия (если мы члены
одной общности, у нас одна и та же социальная идентификация и мы похожи) и
с точки зрения аутгрупповой или межкатегориальной дифференциации (будучи
похожи между собой, мы существенно отличаемся от "них " - тех, кто принад-
лежит не к нашей, а к "чужой " группе). Эти два аспекта взаимосвязаны: чем
сильнее идентификация со своей группой, а значит, и ингрупповое подобие,
тем значимее дифференциация этой группы от других.
Общим моментом для большинства современных исследований является про-
тивопоставление личностной и социальной идентичности. Действительно, если
исходить из приведенных, наиболее распространенных представлений о соци-
альной и личностной идентичности и попытаться соотнести их между собой, то
становится очевидным, что социальная идентичность теснейшим образом взаи-
мосвязана с ингрупповым подобием и межгрупповой дифференциацией, личност-
ная идентичность - с отличием от всех других людей и, что в данном контек-
сте наиболее важно, в том числе - от членов своей группы. Поскольку же
очень трудно представить, как можно в каждый данный момент, одновременно
чувствовать себя и подобным членам ингруппы (проявляя социальную идентифи-
кацию), и отличным от них (в рамках личностной идентичности), то это про-
тиворечие породило идею о неизбежности определенного конфликта между двумя
видами идентичности, об их несовместимости и, соответственно, о том, что в
каждый данный момент времени только одна из них может быть актуализирова-
на.
На основе различных психологических исследований можно сделать вывод:
человек стремится к сохранению позитивной идентичности. Ее наличие способ-
ствует восприятию окружающего мира как более стабильного, надежного, спра-
ведливого, сбалансированного. Напротив, утрата позитивной идентичности
дезорганизует внутренний мир человека. Возникает дисгармония образа своего
"Я" и образа окружающего мира, что препятствует адекватному поведению в
этом мире. Особенно массовый характер данные процессы приобретают в усло-
виях радикальной социальной трансформации. Ответом человеческой психики на
резкие изменения в социальном мире является кризис идентичности.
Важно вовремя определить как приближение человека к данному кризису,
так и сам факт его переживания.
Этой цели и служит приводимая методика, позволяющая выявить, насколь-
ко и в каких сферах у человека наступает разлад с собой и с социальным ок-
ружением. Для психолога важен не только подсчет баллов, но и качественный
анализ ответов опрашиваемых.
Опросник позволяет осуществить анализ личностной и социальной иден-
тичности по следующим восьми позициям:
1) служба;
2) материальное положение;
3) внутренний мир;
4) здоровье;
5) семья;
6) окружающие;
7) будущее;
8) общество.
Каждой позиции соответствуют 12 утверждений опросника. Утвердительный
ответ на каждое утверждение оценивается в один балл и в целом повышает по-
казатель личностной и социальной идентичности, чувство самотождественнос-
ти.
Опросник состоит из 96 вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Личностная и социальная идентичность.
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Диаграмма:
*
12 ┼─────────────────────────
11 ┼
10 ┼─────────────────────────
9 ┼ ▄▄
8 ┼────────────────██───────
7 ┼ ██ ▄▄
6 ┼─────────────▄▄─██─██────
5 ┼ ██ ██ ██ ▄▄
4 ┼───────▄▄────██─██─██─██─
3 ┼ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██
2 ┼─▄▄─██─██────██─██─██─██─
1 ┼ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──*
Сл МП ВМ Зд См ОО Бд Об
Тестовые показатели:
1. Служба (работа) - Сл = 2
2. Материальное положение - МП = 3
3. Внутренний мир - ВМ = 4
4. Здоровье - Зд = 1
5. Семья - См = 6
6. Отношения с окружающими - ОО = 9
7. Будущее - Бд = 7
8. Общество - Об = 5
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Cлужба (работа).
Основновные характеристики идентификации:
ясное представление о сути своей работы и ее целях;
служба (работа) может помочь в достижении своих жизненных це-
лей.
четкое представление о своих перспективах по работе (службе);
желание работать (служить) в этой сфере деятельности через
5-10 лет.
достаточная воодушевленность и мотивированность для этой ра-
боты (службы);
в будущем есть возмоность найти в себе достаточно воодушевле-
ния и мотивации, опираясь главным образом на свой личный потенци-
ал;
возможность получать внутреннее удовлетворение от своей ны-
нешней работы (службы);
знание, что необходимо сделать, чтобы эта работа (служба) в
ближайшие годы отвечала собственным личным потребностям и своей
жизненной философии.
положительные и отрицательные стороны нынешней работы (служ-
бы) вполне уравновешены и компенсированы:
работа (служба) вполне удовлетворяет, соответствует матери-
альным запросам и духовным интересам личности;
социальная значимость и необходимость своей работы (службы).
Тестовый показатель самооценки идентичности: пониженный.
2. Материальное положение.
Основновные характеристики идентификации:
четкое представление о своем нынешнем материальном положении;
способность придерживаться рамок своего бюджета;
знание, какие меры необходимо предпринять для улучшения свое-
го материального положения.
для того чтобы поддержать свое материальное положение, часто
возникает брать в долг;
меры, которые предпринимаются личностью для улучшения своего
материального положения, вполне реальны;
удовлетворенность собственным материальное положением;
уверенность в своем знании, как сделать свое материальное по-
ложение лучше;
потребности и возможности личности оптимизированы и уравнове-
шены;
способнность на радикальные шаги по улучшению своего матери-
ального положения;
способнность полагаться на помощь окружающих в улучшения сво-
его материального положения;
четкое представление о том уровне материального положения,
который необходимы лмчности и его семье;
способнность быть максимально целеустремленным, активным и
настойчивым в улучшении своего материального положения.
Тестовый показатель самооценки идентичности: пониженный.
3. Внутренний мир.
Основновные характеристики идентификации:
постоянное развивитие себя различными способами;
регулярное чтение прессы и интерес к новостями;
регулярное чтение литературных произведений;
посещение учебных мероприятий и специальных курсов;
участие в разнообразной совместной деятельности, способствую-
щей своему личностному развитию;
наличие плана личностного развития:
настойчивость в реализации плана своего личностного развития;
склонность время от времени совершенствовать план своего лич-
ностного развития.
знание, как реализовать свои потребности в личностном разви-
тии;
знание, как управлять своим душевным состоянием;
знание своих внутренних возможностей;
сконность достаточно времени пребывать одному, наедине со
своими мыслями.
Тестовый показатель самооценки идентичности: пониженный.
4. Здоровье.
Основновные характеристики идентификации:
удовлетворенность состоянием своего здоровья;
регулярное посешение осмотров у врача и проверка состояния
своего здоровья;
регулярные занятия физкультурой;
достаточное время сна ежедневно;
достаточное питание, регулярное и сбалансированное;
умеренное употребление алкоголя;
отказ от курения;
в соственном ежедневном рационе вполне достаточно свежих ово-
щей и фруктов;
достаточнный уровень двигательной активности в течение дня;
здоровый образ жизни;
нвличие личного плана своего физического совершенствования;
настойчивость в реализации личного плана своего физического
совершенствования.
Тестовый показатель самооценки идентичности: низкий.
5. Семья.
Основновные характеристики идентификации:
удовлетворенность на сегодняшний день своей семейной ситуаци-
ей;
понимание значение семьи для себя;
склонность уделять достаточно времени своей семье;
наличие у членов его семьи общих увлечений;
хорошее знание членов своей семьи - их потребностей, мнений,
желаний, позиций;
способность создавать в своей семье открытую и душевную ат-
мосферу;
уверенность в надежности своих семейных условий;
способность не только "брать" от семьи, но и "давать" ей;
способность создавать надежные и благоприятные условия для
своей семьи;
знание, как развивать свою семейную жизнь;
стремление к установлению хороших взаимоотношений со своими и
родителями и родственниками;
стремление к установлению хороших взаимоотношений с родителя-
ми и родственниками супруга (супруги).
Тестовый показатель самооценки идентичности: средний.
6. Отношения с окружающими.
Основновные характеристики идентификации:
искренний интерес к мнениям и точкам зрения других людей;
интерес к чужим заботам и проблемам;
уверенность в значимости своего мнения для других людей;
умение слушать других;
умение ценить тех людей, с кем общается;
стремление развивать людей, с которыми общается;
стремление понимать людей, с которыми общается;
забота о поддержании дружеских отношений;
уверенность в наличии достаточности круга друзей и приятелей;
склонность учитывать мнение и точку зрения других людей;
необходимость в своей жизнедеятельности в окружающих;
убежденность, что окружающие нуждаются в нем.
Тестовый показатель самооценки идентичности: повышенный.
7. Будущее.
Основновные характеристики идентификации:
знание своих главныж целей в жизни;
последовательное, настойчивое и энергичное стремление к дос-
тижению своих главных целей в жизни;
знание, когда примерно осуществятся личные жизненные цели (в
соответствии с его жизненным планом);
есть анализ факторов и условий, способствующих достижению
своих жизненных целей;
есть анализ факторов и условий, препятствующих достижению
своих жизненных целей;
знание критических пунктов ("узких мест") на пути к достиже-
нию своих жизненных целей;
сегодня ему живется лучше, чем пять лет назад;
склонность при движении к своим главным жизненным целям пола-
гается главным образом на себя;
готовность в полной мере использовать имеющиеся возможности,
позволяющие достичь своих жизненных целей;
готовность нейтрализовать действие факторов и условий, пре-
пятствующие достижению своих жизненных целей;
готовность к возможному и необходимому пересмотру своих жиз-
ненных целей (особенно в условиях их нереальности);
стремление к достижению своих жизненных целей является важной
составляющей жизнедеятельности.
Тестовый показатель самооценки идентичности: средний.
8. Общество.
Основновные характеристики идентификации:
удовлетворенность своим социальным статусом в обществе;
убежденность в значимости своей профессии в современном обще-
стве;
удовлетворенность окружающей социальной действительностью;
эмоциональная вовлеченность во все, что происходит в совре-
менном обществе;
эмоциональная вовлеченность в то, в каком направлении разви-
вается современное общество;
убежденность в том, что сегодня ему живется лучше, чем 10 лет
назад;
знание, что необходимо и в какой степени для достижения своих
жизненных целей;
уверенность в достаточности собственных возможностей, позво-
ляющих влиять на развитие процессов в современном обществе;
склонность уделять достаточно времени и внимания размышлениям
над проблемами современного общества;
знание, в каком направлении развивается общество, в котором
живет;
склонность разделять ценности, на которых базируется совре-
менное общество;
убежденность в том, что нашел свое место в современном об-
ществе.
Тестовый показатель самооценки идентичности: средний.
|