МЕТОДИКА:                                  
                    Личностная и социальная идентичность                    
                            (А.А. Урбанович).                               
 
      Методика предназначена для определения уровня личностной и социальной 
 идентичности, распознавания первых признаков разлада человека с собой и со 
 своим социальным окружением.                                               
      При этом под личностной идентичностью  понимается  самоопределение  в 
 терминах физических, интеллектуальных и нравственных  черт  индивида;  под 
 социальной идентичностью - самоопределение в терминах отнесения себя к оп- 
 ределенной социальной группе.                                              
      Личностная идентичность (иногда ее  называют  личной  или  персональ- 
 ной) - набор черт или иных индивидуальных характеристик, отличающийся  оп- 
 ределенным постоянством или, по крайней мере, преемственностью во  времени 
 и пространстве, позволяющий дифференцировать данного  индивида  от  других 
 людей. Иными словами, под личностной идентичностью понимают набор характе- 
 ристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других. 
      Cоциальная идентичность трактуется в  терминах  группового  членства,  
 принадлежности к большей или меньшей группе, включенности в какую-либо со- 
 циальную категорию. В социальной идентичности выделяются как бы два разных 
 аспекта рассмотрения: с точки зрения ингруппового подобия (если  мы  члены 
 одной общности, у нас одна и та же социальная идентификация и мы похожи) и 
 с точки зрения аутгрупповой или межкатегориальной  дифференциации  (будучи 
 похожи между собой, мы существенно отличаемся от "них " - тех, кто принад- 
 лежит не к нашей, а к "чужой " группе). Эти два аспекта взаимосвязаны: чем 
 сильнее идентификация со своей группой, а значит, и  ингрупповое  подобие,  
 тем значимее дифференциация этой группы от других.                         
      Общим моментом для большинства современных исследований является про- 
 тивопоставление личностной и социальной идентичности. Действительно,  если 
 исходить из приведенных, наиболее распространенных представлений  о  соци- 
 альной и личностной идентичности и попытаться соотнести их между собой, то 
 становится очевидным, что социальная идентичность теснейшим образом  взаи- 
 мосвязана с ингрупповым подобием и межгрупповой дифференциацией,  личност- 
 ная идентичность - с отличием от всех других людей и, что в данном контек- 
 сте наиболее важно, в том числе - от членов  своей  группы.  Поскольку  же 
 очень трудно представить, как можно в каждый данный  момент,  одновременно 
 чувствовать себя и подобным членам ингруппы (проявляя социальную идентифи- 
 кацию), и отличным от них (в рамках личностной идентичности), то это  про- 
 тиворечие породило идею о неизбежности определенного конфликта между двумя 
 видами идентичности, об их несовместимости и, соответственно, о том, что в 
 каждый данный момент времени только одна из них может быть  актуализирова- 
 на.                                                                        
      На основе различных психологических исследований можно сделать вывод: 
 человек стремится к сохранению позитивной идентичности. Ее наличие способ- 
 ствует восприятию окружающего мира как более стабильного, надежного, спра- 
 ведливого, сбалансированного.  Напротив,  утрата  позитивной  идентичности 
 дезорганизует внутренний мир человека. Возникает дисгармония образа своего 
 "Я" и образа окружающего мира, что препятствует  адекватному  поведению  в 
 этом мире. Особенно массовый характер данные процессы приобретают в  усло- 
 виях радикальной социальной трансформации. Ответом человеческой психики на 
 резкие изменения в социальном мире является кризис идентичности.           
      Важно вовремя определить как приближение человека к данному  кризису, 
 так и сам факт его переживания.                                            
      Этой цели и служит приводимая методика, позволяющая выявить, насколь- 
 ко и в каких сферах у человека наступает разлад с собой и с социальным ок- 
 ружением. Для психолога важен не только подсчет баллов, но и  качественный 
 анализ ответов опрашиваемых.                                               
      Опросник позволяет осуществить анализ личностной и  социальной  иден- 
 тичности по следующим восьми позициям:                                     
      1) служба;                                                            
      2) материальное положение;                                            
      3) внутренний мир;                                                    
      4) здоровье;                                                          
      5) семья;                                                             
      6) окружающие;                                                        
      7) будущее;                                                           
      8) общество.                                                          
      Каждой позиции соответствуют 12 утверждений опросника. Утвердительный 
 ответ на каждое утверждение оценивается в один балл и в целом повышает по- 
 казатель личностной и социальной идентичности, чувство  самотождественнос- 
 ти.                                                                        
 
      Опросник состоит из 96 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Личностная и социальная идентичность.                            
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
                     *                                                      
                  12 ┼─────────────────────────                             
                  11 ┼                                                      
                  10 ┼─────────────────────────                             
                   9 ┼                ▄▄                                    
                   8 ┼────────────────██───────                             
                   7 ┼                ██ ▄▄                                 
                   6 ┼─────────────▄▄─██─██────                             
                   5 ┼             ██ ██ ██ ▄▄                              
                   4 ┼───────▄▄────██─██─██─██─                             
                   3 ┼    ▄▄ ██    ██ ██ ██ ██                              
                   2 ┼─▄▄─██─██────██─██─██─██─                             
                   1 ┼ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██                              
                   0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──*                            
                       Сл МП ВМ Зд См ОО Бд Об                              
 
 
                       Тестовые показатели:                                 
 
               1. Служба (работа)         - Сл =  2                         
               2. Материальное положение  - МП =  3                         
               3. Внутренний мир          - ВМ =  4                         
               4. Здоровье                - Зд =  1                         
               5. Семья                   - См =  6                         
               6. Отношения с окружающими - ОО =  9                         
               7. Будущее                 - Бд =  7                         
               8. Общество                - Об =  5                         
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Cлужба (работа).                                                   
      Основновные характеристики идентификации:                             
      ясное представление о сути своей работы и ее целях;                   
      служба (работа) может помочь в достижении своих жизненных це-         
 лей.                                                                       
      четкое представление о своих перспективах по работе (службе);         
      желание работать (служить) в этой  сфере  деятельности  через         
 5-10 лет.                                                                  
      достаточная воодушевленность и мотивированность для этой  ра-         
 боты (службы);                                                             
      в будущем есть возмоность найти в себе достаточно воодушевле-         
 ния и мотивации, опираясь главным образом на свой личный  потенци-         
 ал;                                                                        
      возможность получать внутреннее удовлетворение от  своей  ны-         
 нешней работы (службы);                                                    
      знание, что необходимо сделать, чтобы эта работа  (служба)  в         
 ближайшие годы отвечала собственным личным  потребностям  и  своей         
 жизненной философии.                                                       
      положительные и отрицательные стороны нынешней работы  (служ-         
 бы) вполне уравновешены и компенсированы:                                  
      работа (служба) вполне удовлетворяет,  соответствует  матери-         
 альным запросам и духовным интересам личности;                             
      социальная значимость и необходимость своей работы (службы).          
      Тестовый показатель самооценки идентичности: пониженный.              
 
      2. Материальное положение.                                            
      Основновные характеристики идентификации:                             
      четкое представление о своем нынешнем материальном положении;         
      способность придерживаться рамок своего бюджета;                      
      знание, какие меры необходимо предпринять для улучшения свое-         
 го материального положения.                                                
      для того чтобы поддержать свое материальное положение,  часто         
 возникает брать в долг;                                                    
      меры, которые предпринимаются личностью для улучшения  своего         
 материального положения, вполне реальны;                                   
      удовлетворенность собственным материальное положением;                
      уверенность в своем знании, как сделать свое материальное по-         
 ложение лучше;                                                             
      потребности и возможности личности оптимизированы и уравнове-         
 шены;                                                                      
      способнность на радикальные шаги по улучшению своего  матери-         
 ального положения;                                                         
      способнность полагаться на помощь окружающих в улучшения сво-         
 его материального положения;                                               
      четкое представление о том  уровне  материального  положения,         
 который необходимы лмчности и его семье;                                   
      способнность быть максимально  целеустремленным,  активным  и         
 настойчивым в улучшении своего материального положения.                    
      Тестовый показатель самооценки идентичности: пониженный.              
 
      3. Внутренний мир.                                                    
      Основновные характеристики идентификации:                             
      постоянное развивитие себя различными способами;                      
      регулярное чтение прессы и интерес к новостями;                       
      регулярное чтение литературных произведений;                          
      посещение учебных мероприятий и специальных курсов;                   
      участие в разнообразной совместной деятельности, способствую-         
 щей своему личностному развитию;                                           
      наличие плана личностного развития:                                   
      настойчивость в реализации плана своего личностного развития;         
      склонность время от времени совершенствовать план своего лич-         
 ностного развития.                                                         
      знание, как реализовать свои потребности в личностном  разви-         
 тии;                                                                       
      знание, как управлять своим душевным состоянием;                      
      знание своих внутренних возможностей;                                 
      сконность достаточно времени  пребывать  одному,  наедине  со         
 своими мыслями.                                                            
      Тестовый показатель самооценки идентичности: пониженный.              
 
      4. Здоровье.                                                          
      Основновные характеристики идентификации:                             
      удовлетворенность состоянием своего здоровья;                         
      регулярное посешение осмотров у врача  и  проверка  состояния         
 своего здоровья;                                                           
      регулярные занятия физкультурой;                                      
      достаточное время сна ежедневно;                                      
      достаточное питание, регулярное и сбалансированное;                   
      умеренное употребление алкоголя;                                      
      отказ от курения;                                                     
      в соственном ежедневном рационе вполне достаточно свежих ово-         
 щей и фруктов;                                                             
      достаточнный уровень двигательной активности в течение дня;           
      здоровый образ жизни;                                                 
      нвличие личного плана своего физического совершенствования;           
      настойчивость в реализации личного плана  своего  физического         
 совершенствования.                                                         
      Тестовый показатель самооценки идентичности: низкий.                  
 
      5. Семья.                                                             
      Основновные характеристики идентификации:                             
      удовлетворенность на сегодняшний день своей семейной ситуаци-         
 ей;                                                                        
      понимание значение семьи для себя;                                    
      склонность уделять достаточно времени своей семье;                    
      наличие у членов его семьи общих увлечений;                           
      хорошее знание членов своей семьи - их потребностей,  мнений,         
 желаний, позиций;                                                          
      способность создавать в своей семье открытую и  душевную  ат-         
 мосферу;                                                                   
      уверенность в надежности своих семейных условий;                      
      способность не только "брать" от семьи, но и "давать" ей;             
      способность создавать надежные и  благоприятные  условия  для         
 своей семьи;                                                               
      знание, как развивать свою семейную жизнь;                            
      стремление к установлению хороших взаимоотношений со своими и         
 родителями и родственниками;                                               
      стремление к установлению хороших взаимоотношений с родителя-         
 ми и родственниками супруга (супруги).                                     
      Тестовый показатель самооценки идентичности: средний.                 
 
      6. Отношения с окружающими.                                           
      Основновные характеристики идентификации:                             
      искренний интерес к мнениям и точкам зрения других людей;             
      интерес к чужим заботам и проблемам;                                  
      уверенность в значимости своего мнения для других людей;              
      умение слушать других;                                                
      умение ценить тех людей, с кем общается;                              
      стремление развивать людей, с которыми общается;                      
      стремление понимать людей, с которыми общается;                       
      забота о поддержании дружеских отношений;                             
      уверенность в наличии достаточности круга друзей и приятелей;         
      склонность учитывать мнение и точку зрения других людей;              
      необходимость в своей жизнедеятельности в окружающих;                 
      убежденность, что окружающие нуждаются в нем.                         
      Тестовый показатель самооценки идентичности: повышенный.              
 
      7. Будущее.                                                           
      Основновные характеристики идентификации:                             
      знание своих главныж целей в жизни;                                   
      последовательное, настойчивое и энергичное стремление к  дос-         
 тижению своих главных целей в жизни;                                       
      знание, когда примерно осуществятся личные жизненные цели  (в         
  соответствии с его жизненным планом);                                     
      есть анализ факторов  и  условий,  способствующих  достижению         
 своих жизненных целей;                                                     
      есть анализ факторов  и  условий,  препятствующих  достижению         
 своих жизненных целей;                                                     
      знание критических пунктов ("узких мест") на пути к  достиже-         
 нию своих жизненных целей;                                                 
      сегодня ему живется лучше, чем пять лет назад;                        
      склонность при движении к своим главным жизненным целям пола-         
 гается главным образом на себя;                                            
      готовность в полной мере использовать имеющиеся  возможности,         
 позволяющие достичь своих жизненных целей;                                 
      готовность нейтрализовать действие  факторов и  условий, пре-         
 пятствующие достижению своих жизненных целей;                              
      готовность к возможному и необходимому пересмотру своих  жиз-         
 ненных целей (особенно в условиях их нереальности);                        
      стремление к достижению своих жизненных целей является важной         
 составляющей жизнедеятельности.                                            
      Тестовый показатель самооценки идентичности: средний.                 
 
      8. Общество.                                                          
      Основновные характеристики идентификации:                             
      удовлетворенность своим социальным статусом в обществе;               
      убежденность в значимости своей профессии в современном обще-         
 стве;                                                                      
      удовлетворенность окружающей социальной действительностью;            
      эмоциональная вовлеченность во все, что происходит  в  совре-         
 менном обществе;                                                           
      эмоциональная вовлеченность в то, в каком направлении  разви-         
 вается современное общество;                                               
      убежденность в том, что сегодня ему живется лучше, чем 10 лет         
 назад;                                                                     
      знание, что необходимо и в какой степени для достижения своих         
 жизненных целей;                                                           
      уверенность в достаточности собственных возможностей,  позво-         
 ляющих влиять на развитие процессов в современном обществе;                
      склонность уделять достаточно времени и внимания размышлениям         
 над проблемами современного общества;                                      
      знание, в каком направлении развивается общество,  в  котором         
 живет;                                                                     
      склонность разделять ценности, на которых  базируется  совре-         
 менное общество;                                                           
      убежденность в том, что нашел свое место  в  современном  об-         
 ществе.                                                                    
      Тестовый показатель самооценки идентичности: средний.