МЕТОДИКА:
Экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации
(В.В. Бойко).
Фрустрация (от лат. "frustratio" - обман, расстройство, разрушение
планов) - психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невоз-
можностью удовлетворения каких-то потребностей, возникающее при наличии
реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может
рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется в
переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии.
Эффективность деятельности при этом существенно снижается.
В связи с фрустрацией различаются:
1) фрустратор - причина, вызывающую фрустрация;
2) ситуация фрустрационная;
3) реакция фрустрационная.
Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций:
гневом, раздражением, чувством вины и пр.
Уровень фрустрации зависит:
1) от силы, интенсивности фрустратора;
2) от состояния функционального человека, попавшего в ситуацию фруст-
рационную;
3) от сложившихся при становлении личности устойчивых форм эмоцио-
нального реагирования на жизненные трудности.
Важное понятие при изучении фрустрация - толерантность фрустрацион-
ная - устойчивость к фрустраторам, в основе которой лежит способность к
адекватной оценке ситуации фрустрационной и предвидение выхода из нее.
Дезорганизующие эмоциональные состояния в режиме угнетения психики.
Здесь следует назвать дистимию, депрессию, апатию, гипотимию, расте-
рянность, тревогу, страх, бредовое настроение. Эти весьма разные по со-
держанию эмоциональные состояния имеют ряд общих признаков:
- личность практически не реагирует на внешние воздействия иначе, как
при помощи дезорганизующего эмоционального состояния. Оно может еще более
усугубляться под влиянием очень разных стимулов - положительных или отри-
цательных;
- чем усерднее внушать смелость тому, кто испытывает устойчивый
страх, тем страшнее ему становится;
- в возникшем энергетическом режиме не справляется со своей задачей
интеллект. Его роль в оценке внешних воздействий и переживаний и личности
практически не заметна. Во всяком случае разум и воля не помогают человеку
быстро и успешно преодолеть неадекватность эмоциональных состояний, при-
дать им коммуникабельную форму;
- для восстановления эмоциональной нормы требуется время, покой, по-
мощь окружающих, в том числе лечебная.
Любое из дезорганизующих эмоциональных состояний может проявляться в
пределах нормы или приобретать размеры психического расстройства, то есть
психопатологическую форму. Последняя возникает при наличии сопутствующих
факторов.
Психопатологические расстройства состояний характеризуются общим из-
мененным нервно-психическим тонусом.
В свою очередь устойчивые изменения нервно-психического тонуса вызы-
ваются:
- органическими поражениями мозга. В этом случае расстройства наибо-
лее обширные и глубокие;
- дефектами нервной системы. Обычно она ослаблена болезнями, психи-
ческими травмами;
- внешними причинами. Среди них такие, которые вызвали психический
стресс, интоксикацию, травмы;
- соматическими заболеваниями. Болезнь того или иного органа вызывает
нарушения сопряженных участков мозга, нервной системы, обмена веществ, что
приводит к изменениям эмоционального и, нередко, интеллектуального отраже-
ния действительности.
Очень разные по своему проявлению расстройства состояний имеют, похо-
же, одну и ту же механику: отсутствует нормальная связь между интеллектом
и эмоциями. Интеллект почему-либо (поражение мозга в результате стресса,
интоксикации, травмы и т. п.) не оценивает должным образом внешние и внут-
ренние воздействия, не выявляет их значимость для личности. Его управляю-
щие команды не включают адекватные эмоциональные программы и наработанные
при жизни стереотипы эмоционального поведения. Вместо адекватных эмоцио-
нальных программ и стереотипов автоматически все время вступает в действие
один и тот же стереотип, свойственный личности. Ее поведение становится
неадекватным, оно не обусловлено видимыми причинами.
Обработка данных.
Каждый положительный ответ оцениватся в 1 балл, а отрицательный -
баллов. Подсчитывается общая сумма баллов.
Интерпретация результатов.
10 - 12 баллов - очень высокий уровень фрустрации;
5 - 9 - устойчивая тенденция к фрустрации;
0 - 4 - низкий уровень;
Опросник состоит из 12 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации.
Ф.И.О: ______________________________
Доп. данные:_________________________
Диагностическая шкала:
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓───────╢>
<──[-]──><───[=]──><[+]>
Тестовый показатель:
Уровень личностной фрустрации - ЛФ = 9
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Устойчивая тенденция к фрустрации.
Умеренно выраженный психологический стресс обусловленный не-
возможностью удовлетворения своих потребностей при наличии реаль-
ных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к достижению по-
ставленных целей.
Может проявляться в негативно окрашенных переживаниях неудов-
летворенности, разочарования, неудачи, тревоги, раздражительности,
гнева, отчаяния, чувства вины. Эффективность деятельности при этом
снижается.
|