МЕТОДИКА:
Диагностика уровня общей коммуникативной толерантности
(В.В. Бойко).
Методика предназначена для диагностики структуры поведенческих реак-
ций, стратегий и установок в межличностном общении.
Коммуникативная толерантность - характеристика отношений личности к
людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых,
по ее мнению, психических состояний и поступков партнеров по взаимодейст-
вию.
Подструктуры личности, обусловливающие коммуникативную толерантность:
Интеллектуальная передает парадигму (образец, тип, стиль) мыслитель-
ной деятельности конкретного человека, т.е. принципы его понимания дейст-
вительности, привычные для него стереотипы осмысления проблем, идей, при-
нятия решений.
Ценностно-ориентационная вбирает в себя основные мировоззренческие
идеалы конкретного человека, его жизненные ближайшие и отдаленные цели,
интересы, оценки происходящего.
Этическая выражает нравственные нормы, которых придерживается чело-
век.
Эстетическая охватывает область предпочтений, вкусов и чувств, осо-
бенности восприятия человеком красивого и безобразного, возвышенного и
низменного, комического и трагического.
Эмоциональная передает преобладающий эмоциональный спектр, в котором
чаще всего находится данный человек.
Сенсорная (чувственная) вбирает особенности чувственного восприятия
мира на уровне зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, кожного и
двигательного ощущений.
Энергодинамическая отражает энергетические особенности человека.
Алгоритмическая - однообразие воспроизводимости.
Характерологическая.
Функциональная.
Опросник состоит из 54 утверждений.
Примерное время тестирования 20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Диагностика уровня общей коммуникативной толерантности.
Ф.И.О: _____________________
Доп. данные: ______________
Шкала неискренности:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────╢> L
<──[-]──><─[?]─><───[+]───>
Диаграмма:
*
15 ┼
14 ┼
13 ┼
12 ┼
11 ┼ ▄▄
10 ┼──────────────────────██─────
9 ┼ ▄▄ ██
8 ┼ ██ ██
7 ┼ ▄▄ ▄▄ ██ ██
6 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ██
5 ┼─██─▄▄─██────██─▄▄─██─██─────
4 ┼ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██
3 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
А B C D E F G H I
Тестовые показатели:
Неискренность в ситуации тестирования - L = 3
Неприятие или непонимание индивидуальности человека - A = 7
Использование себя в качестве эталона при оценках других - B = 5
Категоричность или консерватизм в оценках людей - C = 6
Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства - D = 4
Стремление переделать, перевоспитать партнера - E = 7
Стремление подогнать партнера под себя - F = 5
Неумение прощать другому ошибки - G = 9
Нетерпимость к дискомфортным состояниям партнера - H = 11
Неумение приспосабливаться к партнеру - I = 3
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Отношение к тестированию: искренность и откровенность в рас-
крытии своих проблем и конфликтов, отсутствие сознательного наме-
рения приукрасить свой характер.
Иногда Вы не полностью понимаете или принимаете индивидуаль-
ность других людей.
Индивидуальность другого это прежде всего то, что составляет
особенное в нем: данное от природы, воспитанное, усвоенное в среде
обитания. Мера несовпадения данных особенностей партнеров и сос-
тавляет различия их индивидуальностей.
-----
Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики
людей, Вы склонны в некоторой степени рассматривать в качестве
эталона самого себя.
В этом случае Вы ограничиваете партнера в праве на индивиду-
альность, предпочитаете судить о других, руководствуясь своими
привычками, установками и настроениями.
-----
Вы можете проявлять некоторую категоричность или консерватизм
в оценках людей.
Таким способом Вы регламентируете проявление индивидуальности
партнеров и стремитесь к предпочтительному для себя однообразию,
которое соответствует Вашему внутреннему миру - сложившимся цен-
ностям и вкусам.
-----
Вы умеете скрывать или сглаживать неприятные чувства, возни-
кающие при столкновении с некоммуникабельными качествами партне-
ров.
Качества личности партнера, которые определяют положительный
эмоциональный фон общения с ним, называются коммуникабельными, а
качества партнера, вызывающие негативное отношение к нему - неком-
муникабельными.
-----
Вы стремитесь несколько переделать, перевоспитать своего
партнера.
Попытки изменить личность партнера проявляются в жесткой или
мягкой форме, но в любом случае они вызывают его сопротивление.
Жесткая форма отмечается, например, в привычке читать мораль, по-
учать, укорять в нарушении правил этики. Мягкая сводится к требо-
ваниям соблюдать правила поведения и сотрудничества, к замечаниям
по разным поводам.
-----
Вам хочется несколько подстроить партнера под себя, сделать
его более удобным.
В данном случае Вы как бы "обтесываете" те или иные качества
личности партнера, стремясь регламентировать его поступки или до-
биться сходства с собой, настаиваете на принятии Вашей точки зре-
ния, оценивая партнера, исходите из своих обстоятельств и т.д.
-----
Вы не полностью прощаете другому его ошибки, неловкость, не-
преднамеренно причиненные Вам неприятности.
Это означает, что Ваше сознание иногда "застревает" на раз-
личиях между личностными особенностями - Ваших и партнеров. Таков
источник взаимных обид, тенденции усложнить взаимоотношения с
партнером, придавать особый неприятный смысл его поступкам и сло-
вам.
-----
Вы нетерпимы к физическому или психическому дискомфорту, в
котором оказался партнер.
Такое наблюдается в тех случаях, когда партнер недомогает,
жалуется, капризничает, нервничает или ищет соучастия и сопережи-
вания. Вы либо не замечаете подобных состояний, либо они Вас раз-
дражают, по крайней мере, вызывают осуждение. При этом Вы игнори-
руете то, что сами тоже бываете в дискомфортных состояниях и
обычно рассчитываете на понимание и поддержку окружающих.
|