МЕТОДИКА:
Тест-опросник степени увлеченности младших подростков
компьютерными играми
(Гришина А.В.).
Методика разработана на базе методики К. Янг и позволяеи оценить ко-
личественную выраженность степени увлеченности младших подростков компью-
терными играми - КИ).
Опросник содержит 22 вопроса, определяющих пять 5 основных шкал:
эмоциональное отношение к КИ;
самоконтроль в КИ;
целевая направленность на КИ;
родительское отношение к КИ;
предпочтение виртуального общения реальному.
Исследование, проведенное на выборке из 304 школьников г. Нижнего
Новгорода в возрасте 11-12 лет, показало, что разработанный тест-опросник
дает возможность количественно оценить степень компьютерной зависимости
младшего подростка; предоставляет возможность математической обработки;
является относительно оперативным способом оценки большого количества рес-
пондентов; способствует объективности оценок, не зависящих от субъективных
установок лица, проводящего исследование; обеспечивает сопоставимость ин-
формации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.
В ходе составления опросника методом беседы с младшими подростками и
с помощью наблюдения за их реальным поведением был выявлен репрезентатив-
ный перечень вопросов, отражающих содержание компонентов игрового поведе-
ния. В результате было составлено 32 утверждения, которые были предъявле-
ны экспертам для определения содержательной валидности.
Экспертная оценка включала в себя два этапа:
1) проведение очного семинара со специалистами-психологами высокой
квалификации (докторами и кандидатами наук), а также с практикующими пси-
хологами и социальными педагогами из 12 общеобразовательных и высших учеб-
ных заведений г. Нижнего Новгорода, г. Санкт-Петербурга и г. Москвы по об-
суждению опросника;
2) получение заключений на опросник от специалистов в области психо-
логии и социологии из 25 общеобразовательных и высших учебных заведений
тех же городов. По результатам данной процедуры в первоначальный вариант
опросника были внесены изменения.
Итоговый опросник состоит из 5 шкал, каждая из которых содержит воп-
росы, предполагающие 6 градаций ответов: никогда, редко, иногда, часто,
очень часто, постоянно.
При обработке результатов каждому ответу испытуемого присваивается
балл от 1 до 6.
По каждой шкале опросника набранные баллы суммируются.
Полученные результаты определяют количественные показатели, значения
которых подставляются в формулу для подсчета степени увлеченности КИ. Ис-
следование может проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной
форме.
Показатели опросника организованы в соответствии с принципами системы
регуляции деятельности (Чумаков, 2007).
1. Шкала эмоционального отношения к КИ.
Высокий показатель свидетельствует о высоком уровне эмоциональной
привлекательности КИ для ребенка. Игра выступает средством разрядки психо-
эмоционального напряжения, средством компенсации неудовлетворенных потреб-
ностей личности (в общении, родительской заботе и т.д.). В ходе КИ подрос-
ток испытывает ощущение эмоционального подъема.
Низкий показатель указывает на незначительный уровень эмоциональной
привлекательности КИ для ребенка. Игра является одним из досуговых заня-
тий.
2. Шкала самоконтроля в КИ.
Высокий показатель свидетельствует о низком уровне самоконтроля под-
ростка в КИ. Как правило, ребенок не хочет прерывать КИ, раздражается при
вынужденном отвлечении от игры и не способен спланировать окончание игры.
Низкий показатель свидетельствует о наличии самоконтроля над процес-
сом КИ, ребенок может отвлечься от игры, если это необходимо; способен
спланировать окончание игры.
3. Шкала целевой направленности на КИ.
Высокий показатель - свидетельство азартной вовлеченности в КИ, пос-
тоянного стремления к достижению все более высоких результатов.
Низкий показатель говорит об умеренном стремлении к достижению все
более высоких результатов в компьютерной игре; КИ выступает как средство
досуга и не является самоцелью.
4. Шкала родительского отношения к КИ.
Высокий показатель указывает на негативное отношение родителей к КИ.
Родители запрещают КИ или серьезно лимитируют время игры.
Низкий показатель свидетельствует о положительном отношении родите-
лей к КИ. Родители сами инициируют активность детей, связанную с КИ: поку-
пают новинки, удовлетворены занятостью ребенка дома за КИ.
5. Шкала предпочтения виртуального общения в КИ реальному общению.
Высокий показатель по шкале указывает на то, что КИ выступает сред-
ством общения и самоутверждения ребенка, подменяя собой процесс реального
взаимодействия.
Низкий показатель - на то, что КИ не заменяет реального общения ре-
бенка и является дополнительным средством коммуникации.
Обработка результатов.
При обработке результатов исследования необходимо использовать ключ,
который сравнивается с ответами испытуемого. Каждому ответу испытуемого
присваивается балл от 1 до 6 в соответствии с предложенными градациями от-
ветов:
"никогда" - 1 балл;
"редко" - 2;
"иногда" - 3;
"часто" - 4;
"очень часто" - 5;
"постоянно" - 6 баллов.
Для получения количественного показателя уровня увлеченности младших
подростков КИ в соответствии с ключом подсчитывается количество баллов по
каждой шкале опросника. Затем полученные показатели подставляются в урав-
нение множественной регрессии.
Анализ результатов.
На основании разработанного теста по индексам степени интереса к КИ
выделяются следующие 3 уровня вовлеченности в КИ:
1 - естественный уровень (от 6 до 11 баллов): КИ носит характер раз-
влечения, не имеющего негативных последствий. Дети контролируют свою игро-
вую активность, редко играют и думают об игре;
2 - средний (от 12 до 21 баллов): КИ является важной частью жизни
подростка; его внимание сфокусировано на определенных видах КИ, но при
этом он не теряет контроля над частотой игровых сеансов и временными за-
тратами на игру; КИ выполняет компенсаторные функции.
3 - зависимость (от 22 до 37 баллов): КИ занимает все свободное вре-
мя; подросток думает о КИ, о достигнутых результатах, стремится повысить
уровень этих результатов.
Стандартная психометрическая проверка показала, что все шкалы опрос-
ника имеют распределения, близкие к нормальному.
Опросник состоит из 22 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
Примечание к компьютерной версии.
По данным автора методики все шкалы опросника имеют распределения,
близкие к нормальному. В данной программе полученная сумма "сырых" баллов
по 5 субшкалам теста переводится в 10-балльную шкалу нормального распре-
деления (стэновую шкалу).
Интерпретация субшкал проводится по стэновой шкале.
Интерпретация интегрального тестового показателя проводится по урав-
нению множественной регрессии.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Тест-опросник степени увлеченности младших подростков
компьютерными играми.
Ф.И.О:________________
Доп. данные:__________
Диаграмма:
*
10 ┼────────────────
9 ┼ ▄▄
8 ┼─▄▄─██──────────
7 ┼ ██ ██ ▄▄ ▄▄
6 ┼─██─██─██────██─
5 ┼ ██ ██ ██ ██
4 ┼─██─██─██─▄▄─██─
3 ┼ ██ ██ ██ ██ ██
2 ┼─██─██─██─██─██─
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──*
Иэ Ис Иц Ир Ио
Интегральный тестовый показатель:
Икз ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████──────────────────────╢>
<─[1]──><─────[2]──────><──────────[3]───────────>
Тестовые показатели:
1. Эмоциональное отношение к КИ - Иэ = 20 8
2. Самоконтроль в КИ - Ис = 35 9
3. Целевая направленность на КИ - Иц = 14 7
4. Родительское отношение к КИ - Ир = 3 4
5. Предпочтение виртуального общения реальному - Ио = 11 7
-------------------------------------------------------------
Индекс степени интереса к КИ - Икз = 83 23.53
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий уровень эмоциональной привлекательности компьютерных
игр для ребенка. Игра выступает средством разрядки психоэмоцио-
нального напряжения, средством компенсации неудовлетворенных пот-
ребностей личности (в общении, родительской заботе и т.д.). В ходе
компьютерной игры подросток испытывает ощущение эмоционального
подъема.
Низкий уровень самоконтроля подростка в компьютерных играх.
Как правило, подросток не хочет прерывать компьютерную игру, раз-
дражается при вынужденном отвлечении от игры и не способен сплани-
ровать окончание игры.
Средний показатель азартной вовлеченности в компьютерные иг-
ры, стремления к достижению все более высоких результатов.
Средний показатель положительного отношения родителей к ком-
пьютерным играм.
Средний показатель предпочтения виртуального общения в ком-
пьютерных играх реальному общению.
Индекс степени интереса к компьютерным играм - зависимость:
компьютерные игры занимают все свободное время; подросток думает о
компьютерных играх, о достигнутых результатах, стремится повысить
уровень этих результатов.
|