МЕТОДИКА:
Толерантные установки в сфере межнациональных отношений
(Собкин В.С., Адамчук Д.В.).
Методика предназначена для диагностики толерантных установок в сфере
межнациональных отношений.
Человечество состоит из отдельных народов, которые различаются по
численности, степени консолидированности, определенности этнического само-
сознания, характеру расселения, культуре и т.д. Всего в мире насчитывается
3-4 тысячи народов (в зависимости от строгости условных границ их опреде-
ления).
По численности народы, этносы мира различны. Подавляющее большинство
народов малочисленно. Только 310 народов имеют численность более 1 млн.
чел., но на них приходится около 96% населения Земли. К крупнейшим по чис-
ленности народам мира относятся: китайцы (хань) (1120 млн. чел.); хиндус-
танцы (219 млн. чел.); бенгальцы (176 млн. чел.); русские (146 млн. чел.);
бразильцы (137 млн. чел.); японцы (123 млн. чел.).
По языку народы объединяют в языковые группы и языковые семьи. Всего
в мире выделяется 20 языковых семей. Языковая классификация народов су-
щественно отличается от национальной, поскольку распространение языков не
совпадает с этническими границами.
Особым субъектом межэтнических отношений в современном мире являются
этнические (национальные) меньшинства, которые представляют собой отдель-
ные этнические общности, проживающие на территории инонационального госу-
дарства и сохраняющие свою этническую самобытность и специфические тради-
ционные черты культуры, сознающие свои отличия и причисляющие себя к са-
мостоятельной этнической группе.
Все народы отличаются друг от друга широким специфическим набором
черт в зависимости от места обитания, размеров территории, величины при-
родных ресурсов, традиций, культуры, психологии и социально-исторического
опыта.
Толерантность/интолерантность включает в себя определенное знание-
представление об объекте отношения (когнитивный компонент). В случае меж-
личностных отношений это знание о другом человеке, особенности восприятия
и представления о нем.
Знание о другом человеке обусловливает эмоциональное отношение к нему
(аффективный компонент).
Знание и обусловленное им эмоциональное отношение, в свою очередь,
определяют поведение по отношению к этому человеку (конативный компонент),
характер "обращения" с ним.
Три аспекта толерантности: когнитивный, аффективный и конативный -
составляют триединую структуру.
Согласно определению, данному в Декларации ООН, толерантность означа-
ет "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия куль-
тур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человечес-
кой индивидуальности". Это определение подразумевает терпимое отношение к
иным национальностям, расам, языку, возрасту, политическим или иным мнени-
ям, религии.
Основой этнической нетерпимости является повышенная чувствительность
к лицам других национальностей. Она может выражаться в широком диапазоне -
от легкого дискомфорта и раздражения, никак не реализуемых в поведении, до
различных форм дисциплинирующего поведения и даже взрывов негодования и
ненависти.
Установки, влияющие на межнациональную толерантность, позитивно кор-
релируют со значимостью этнической идентичности, установками на поддержа-
ние традиций, позитивным отношением к инокультурным группам, индивидуализ-
мом.
Признаки толерантности:
1. Язык.
В разговоре друг с другом не употребляется оскорбительных выражений и
намеков.
Уважительное отношение к другим языкам и к тем, кто на них говорит.
Склонность помогать представителям других национальностей, которые
только начинают учить язык коренной национальности.
2. Устои взаимоотношений.
Отношение ко всем представителям других национальностей одинаковое.
Разрешается и поощряется участие всех национальностей во всех заняти-
ях и действиях.
Все настроены на создание хорошего психологического климата.
3. Социальные отношения.
Представители разных национальностей обращаются друг к другу и ведут
себя уважительно и доброжелательно, все относятся друг к другу с взаимным
уважением.
4. Принятие решений.
Со всеми советуются, каждый может выразить свое мнение по поводу сов-
местных действий и решений, которые принимаются. По мере взросления дети
получают возможность обсуждать и решать большее число касающихся их этни-
ческих проблем.
5. Отношения между большинством и меньшинством.
К представителям из всех групп, особенно к тем, которые принадлежат к
религиозным, культурным, этническим или лингвистическим меньшинствам, от-
носятся с деликатностью и уважением. У представителей большинства есть
возможность узнать об особенностях меньшинства от представителей меньшин-
ства, которые как бы становятся их учителями.
6. Особые события.
При проведении особых мероприятий во всех делах и представлениях при-
нимают равное участие представители обоих полов и всех культурных, религи-
озных, этнических и языковых групп.
Вопросы теста сориентированы относительно разных содержательных кон-
текстов:
фиксация особенностей эмоционального отношения к собственной этничес-
кой идентичности;
характеристика социальных дистанций (барьеров) к представителям дру-
гих национальностей;
проявление толерантных/интолерантных установок на идеологическом
уровне (армия, образование, культурные традиции);
отношение к межнациональным конфликтам;
эмоциональное приятие/неприятие представителей других национальнос-
тей.
Таким образом, результаты, полученные по данной методике, позволят не
только определить общий индекс толерантности каждого испытуемого, но и по-
лучить данные относительно различных аспектов, касающихся сферы межнацио-
нальных отношений, включая национальную самоидентификацию и эмоциональное
отношение к своей национальности.
Результаты теста для измерения межнациональной толерантности пред-
ставляют биполярный фактор толерантность/интолерантность, который фиксиру-
ет корреляции между вопросами, определяющими различные аспекты интолерант-
ных и толерантных проявлений к представителям других национальностей.
Интерпретация.
Отрицательный суммарный итоговый индекс означает приближение к полюсу
толерантности, положительный - к полюсу интолерантности.
Опросник состоит из 12 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной программе автоматическая интерпретация результатов тестиро-
вания интегрального показателя основана на числовых значениях выраженных в
процентах с нулевой точкой отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий индекс интолерантности;
21% - 40% пониженный индекс интолерантности;
41% - 60% средний индекс интолерантности;
61% - 80% повышенный индекс интолерантности;
81% - 100% высокий индекс интолерантности.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Толерантные установки в сфере межнациональных
отношений.
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диаграмма.
T <╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████───────────────────────────────╢> ИТ
<──────[-]─────><──────────────[+]───────────────>
Тестовый показатель - ИТ = 1.45 41%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Отношение к собственной национальности:
испытывает гордость от того, что принадлежит к этой нацио-
нальности.
2. Отношение к возможности вступление в брак с представителя-
ми другой национальности:
негативное, потому что это неизбежно вызовет конфликты в се-
мье.
3. Чувства, которые испытывает при знакомстве с человеком
другой национальности:
зависит от национальности.
4. Отношение к тому, что представители национальных мень-
шинств, проживающих в России, отмечают свои национальные праздни-
ки:
безразличное.
5. Склонность объяснять возникновение конфликтов при общении
национальностью собеседника:
да, но не станет использовать это как аргумент в споре.
6. Отношение к существованию национальных школ в России:
это не нужно, поскольку ведет к изоляции представителей раз-
ных национальностей и обострит межнациональные отношения.
7. Мнение о причинах негативного отношения к людям, приезжа-
ющим жить в Москву:
они принадлежат к другим национальностям.
8. Отношение к тому, что в российской армии служат представи-
тели разных национальностей:
отрицательное, так как это создает конфликты на национальной
почве среди военнослужащих.
9. Мнение о том, что в России необходимо ввести ограничения
по национальному признаку:
да, на занятие политической деятельностью.
10. Оценка вклада представителей национальных меньшинств в
развитие российской науки и культуры:
не имеет определенного мнения.
11. Личное участие в конфликтах на национальной почве в этом
учебном году:
нет, не участвовал(а).
12. Реакция на представление о том, что в его классе учится
человек другой национальности, который говорит по-русски с акцен-
том:
не будет обращать на это внимание.
Интегральный тестовый показатель.
Средний уровень интолерантного отношения к представителям
других этнических групп.
|