МЕТОДИКА:                                  
           Толерантные установки в сфере межнациональных отношений          
                        (Собкин В.С., Адамчук Д.В.).                        
 
      Методика предназначена для диагностики толерантных установок в  сфере 
 межнациональных отношений.                                                 
 
      Человечество состоит из отдельных  народов,  которые  различаются  по 
 численности, степени консолидированности, определенности этнического само- 
 сознания, характеру расселения, культуре и т.д. Всего в мире насчитывается 
 3-4 тысячи народов (в зависимости от строгости условных границ их  опреде- 
 ления).                                                                    
      По численности народы, этносы мира различны. Подавляющее  большинство 
 народов малочисленно. Только 310 народов имеют численность  более  1  млн. 
 чел., но на них приходится около 96% населения Земли. К крупнейшим по чис- 
 ленности народам мира относятся: китайцы (хань) (1120 млн. чел.);  хиндус- 
 танцы (219 млн. чел.); бенгальцы (176 млн. чел.); русские (146 млн. чел.); 
 бразильцы (137 млн. чел.); японцы (123 млн. чел.).                         
      По языку народы объединяют в языковые группы и языковые семьи.  Всего 
 в мире выделяется 20 языковых семей. Языковая  классификация  народов  су- 
 щественно отличается от национальной, поскольку распространение языков  не 
 совпадает с этническими границами.                                         
      Особым субъектом межэтнических отношений в современном мире  являются 
 этнические (национальные) меньшинства, которые представляют собой  отдель- 
 ные этнические общности, проживающие на территории инонационального  госу- 
 дарства и сохраняющие свою этническую самобытность и специфические  тради- 
 ционные черты культуры, сознающие свои отличия и причисляющие себя  к  са- 
 мостоятельной этнической группе.                                           
      Все народы отличаются друг от  друга  широким  специфическим  набором 
 черт в зависимости от места обитания, размеров территории,  величины  при- 
 родных ресурсов, традиций, культуры, психологии и  социально-исторического 
 опыта.                                                                     
 
      Толерантность/интолерантность включает в  себя  определенное  знание- 
 представление об объекте отношения (когнитивный компонент). В случае  меж- 
 личностных отношений это знание о другом человеке, особенности  восприятия 
 и представления о нем.                                                     
      Знание о другом человеке обусловливает эмоциональное отношение к нему 
 (аффективный компонент).                                                   
      Знание и обусловленное им эмоциональное отношение,  в  свою  очередь, 
 определяют поведение по отношению к этому человеку (конативный компонент), 
 характер "обращения" с ним.                                                
      Три аспекта толерантности: когнитивный,  аффективный  и  конативный - 
 составляют триединую структуру.                                            
 
      Согласно определению, данному в Декларации ООН, толерантность означа- 
 ет "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия  куль- 
 тур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человечес- 
 кой индивидуальности". Это определение подразумевает терпимое отношение  к 
 иным национальностям, расам, языку, возрасту, политическим или иным мнени- 
 ям, религии.                                                               
      Основой этнической нетерпимости является повышенная  чувствительность 
 к лицам других национальностей. Она может выражаться в широком диапазоне - 
 от легкого дискомфорта и раздражения, никак не реализуемых в поведении, до 
 различных форм дисциплинирующего поведения и даже  взрывов  негодования  и 
 ненависти.                                                                 
      Установки, влияющие на межнациональную толерантность, позитивно  кор- 
 релируют со значимостью этнической идентичности, установками на  поддержа- 
 ние традиций, позитивным отношением к инокультурным группам, индивидуализ- 
 мом.                                                                       
 
      Признаки толерантности:                                               
 
      1. Язык.                                                              
      В разговоре друг с другом не употребляется оскорбительных выражений и 
 намеков.                                                                   
      Уважительное отношение к другим языкам и к тем, кто на них говорит.   
      Склонность помогать представителям  других  национальностей,  которые 
 только начинают учить язык коренной национальности.                        
 
      2. Устои взаимоотношений.                                             
      Отношение ко всем представителям других национальностей одинаковое.   
      Разрешается и поощряется участие всех национальностей во всех заняти- 
 ях и действиях.                                                            
      Все настроены на создание хорошего психологического климата.          
 
      3. Социальные отношения.                                              
      Представители разных национальностей обращаются друг к другу и ведут  
 себя уважительно и доброжелательно, все относятся друг к другу с взаимным  
 уважением.                                                                 
 
      4. Принятие решений.                                                  
      Со всеми советуются, каждый может выразить свое мнение по поводу сов- 
 местных действий и решений, которые принимаются. По мере  взросления  дети 
 получают возможность обсуждать и решать большее число касающихся их  этни- 
 ческих проблем.                                                            
 
      5. Отношения между большинством и меньшинством.                       
      К представителям из всех групп, особенно к тем, которые принадлежат к 
 религиозным, культурным, этническим или лингвистическим меньшинствам,  от- 
 носятся с деликатностью и уважением.  У  представителей  большинства  есть 
 возможность узнать об особенностях меньшинства от представителей  меньшин- 
 ства, которые как бы становятся их учителями.                              
 
      6. Особые события.                                                    
      При проведении особых мероприятий во всех делах и представлениях при- 
 нимают равное участие представители обоих полов и всех культурных, религи- 
 озных, этнических и языковых групп.                                        
 
      Вопросы теста сориентированы относительно разных содержательных  кон- 
 текстов:                                                                   
      фиксация особенностей эмоционального отношения к собственной этничес- 
 кой идентичности;                                                          
      характеристика социальных дистанций (барьеров) к представителям  дру- 
 гих национальностей;                                                       
      проявление  толерантных/интолерантных  установок  на   идеологическом 
 уровне (армия, образование, культурные традиции);                          
      отношение к межнациональным конфликтам;                               
      эмоциональное приятие/неприятие представителей  других  национальнос- 
 тей.                                                                       
      Таким образом, результаты, полученные по данной методике, позволят не 
 только определить общий индекс толерантности каждого испытуемого, но и по- 
 лучить данные относительно различных аспектов, касающихся сферы  межнацио- 
 нальных отношений, включая национальную самоидентификацию и  эмоциональное 
 отношение к своей национальности.                                          
      Результаты теста для измерения  межнациональной  толерантности  пред- 
 ставляют биполярный фактор толерантность/интолерантность, который фиксиру- 
 ет корреляции между вопросами, определяющими различные аспекты интолерант- 
 ных и толерантных проявлений к представителям других национальностей.      
 
      Интерпретация.                                                        
      Отрицательный суммарный итоговый индекс означает приближение к полюсу  
 толерантности, положительный - к полюсу интолерантности.                   
 
      Опросник состоит из 12 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе автоматическая интерпретация результатов  тестиро- 
 вания интегрального показателя основана на числовых значениях выраженных в 
 процентах с нулевой точкой отсчета.                                        
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий индекс интолерантности;                            
      21% -  40%  пониженный индекс интолерантности;                        
      41% -  60%  средний индекс интолерантности;                           
      61% -  80%  повышенный индекс интолерантности;                        
      81% - 100%  высокий индекс интолерантности.                           
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Толерантные установки в сфере межнациональных                    
           отношений.                                                       
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                            Диаграмма.                                      
 
   T <╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████───────────────────────────────╢> ИТ            
 
        <──────[-]─────><──────────────[+]───────────────>                  
 
 
              Тестовый показатель  - ИТ =  1.45  41%                        
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Отношение к собственной национальности:                            
      испытывает гордость от того, что принадлежит  к  этой  нацио-         
 нальности.                                                                 
 
      2. Отношение к возможности вступление в брак с представителя-         
 ми другой национальности:                                                  
      негативное, потому что это неизбежно вызовет конфликты в  се-         
 мье.                                                                       
 
      3. Чувства, которые испытывает  при  знакомстве  с  человеком         
 другой национальности:                                                     
      зависит от национальности.                                            
 
      4. Отношение к тому,  что  представители  национальных  мень-         
 шинств, проживающих в России, отмечают свои национальные  праздни-         
 ки:                                                                        
      безразличное.                                                         
 
      5. Склонность объяснять возникновение конфликтов при  общении         
 национальностью собеседника:                                               
      да, но не станет использовать это как аргумент в споре.               
 
      6. Отношение к существованию национальных школ в России:              
      это не нужно, поскольку ведет к изоляции представителей  раз-         
 ных национальностей и обострит межнациональные отношения.                  
 
      7. Мнение о причинах негативного отношения к людям,  приезжа-         
 ющим жить в Москву:                                                        
      они принадлежат к другим национальностям.                             
 
      8. Отношение к тому, что в российской армии служат представи-         
 тели разных национальностей:                                               
      отрицательное, так как это создает конфликты на  национальной         
 почве среди военнослужащих.                                                
 
      9. Мнение о том, что в России необходимо  ввести  ограничения         
 по национальному признаку:                                                 
      да, на занятие политической деятельностью.                            
 
      10. Оценка вклада представителей  национальных  меньшинств  в         
 развитие российской науки и культуры:                                      
      не имеет определенного мнения.                                        
 
      11. Личное участие в конфликтах на национальной почве в  этом         
 учебном году:                                                              
      нет, не участвовал(а).                                                
 
      12. Реакция на представление о том, что в его  классе  учится         
 человек другой национальности, который говорит по-русски с  акцен-         
 том:                                                                       
      не будет обращать на это внимание.                                    
 
                  Интегральный тестовый показатель.                         
      Средний уровень  интолерантного  отношения  к  представителям         
 других этнических групп.