МЕТОДИКА:                                  
                Диагностики мотивационной сферы личности                    
                        Тест Юмористических фраз                            
                                  (ТЮФ)                                     
                 (В.С. Бабина (Болдырева), А.Г. Шмелев).                    
 
      Методика предназначена для диагностики мотивационной сферы  личности. 
      В основу методики положен принцип тематической классификации  неодно- 
 значных стимулов (юмористических фраз или острот). Испытуемые  классифици- 
 руют многозначные стимулы в соответствии с собственной  апперцепцией  (ус- 
 мотрением), относя одинаковые фразы к  разным  темам - тематическим  конс- 
 труктам. Повышенная мотивационная значимость (доминантность) темы приводит 
 к тому, что субъект апперцептирует именно эту тему в  многозначных  стиму- 
 лах, игнорируя все остальные темы (признавая их второстепенность).  В  ре- 
 зультате количество стимулов, отнесенных субъектом  к  одной  теме,  резко 
 превышает количество стимулов, отнесенных им к другим темам.               
      Стимульный материал представляет собой набор  из  100  юмористических 
 фраз, напечатанных на карточках. 40 фраз однозначно относятся к  одной  из 
 10 тем (по 4 фразы на тему), а 60 фраз являются многозначными  (испытуемые 
 усматривают в них то одну, то другую тему из тех же 10-ти  основных).  Все 
 использованные фразы были опубликованы в отечественных современных сатири- 
 ко-юмористических изданиях (наибольший вклад - рубрика "Фразы" с 16-ой по- 
 лосы "Литературной газеты"). На основе  нормативных  экспериментов  много- 
 значные фразы подбирались таким  образом,  чтобы  средние  значения  10-ти 
 классов (по 10-ти заданным темам) были равны между собой. Стимульный мате- 
 риал легко размножается, дублируется и  при  необходимости  освежается  за 
 счет новых острот и новых тем (что не  изменяет  диагностический  принцип, 
 лежащий в основе методики). Процедура проведения теста проста и  оператив- 
 на. Экспериментатор-психодиагност предлагает испытуемому колоду карточек с 
 юмористическими фразами и в инструкции маскирует личностную направленность 
 теста, ориентируя испытуемого на изучение остроумия: "Это тест на  понима- 
 ние юмористических фраз. Каждая юмористическая фраза (или  острота)  имеет 
 определенное содержание. Вам нужно понять это содержание и отнести фразу к 
 соответствующей теме". Названия тем, напечатанные на отдельных  карточках, 
 раскладываются перед испытуемым.                                           
      В предлагаемой версии ТЮФ использовались темы (даются их бытовые наз- 
 вания):                                                                    
      1) садизм;                                                            
      2) секс;                                                              
      3) пагубные пристрастия (пьянство);                                   
      4) деньги;                                                            
      5) мода;                                                              
      6) карьера;                                                           
      7) семейные неурядицы;                                                
      8) социальные неурядицы;                                              
      9) бездарность в искусстве;                                           
     10) человеческая глупость.                                             
      Эти темы не явились результатом применения  какой-либо  теоретической 
 системы классификации мотивов, а были выделены эмпирически с помощью клас- 
 тер-анализа экспертных оценок нескольких сотен опубликованных шуток,  т.е. 
 отражают наиболее устойчивые и распространенные конструкты обыденного соз- 
 нания.                                                                     
 
                          Обработка результатов.                            
 
      При переходе к обработке и интерпретации результатов необходимо пере- 
 вести описание тематических конструктов на язык мотивационных тем: появле- 
 ние сильного тематического конструкта (многочисленного класса шуток) озна- 
 чает повышенную напряженность (значимость)  соответствующей  мотивационной 
 темы, появление слабого тематического  конструкта  (малочисленного  класса 
 шуток) означает второстепенность соответствующей мотивационной темы.       
      Подсчет тестового балла не требует применения ключей: диагносту  дос- 
 таточно подсчитать количество карточек  в  соответствующем  классе,  чтобы 
 приписать определенный балл мотивационной теме. Десять подсчитанных  таким 
 образом показателей могут быть визуализированы в виде профиля.  В  отличие 
 от количественных тестов (ММИЛ, 16 ЛФ), в  которых  показатели  по  шкалам 
 сравниваются с популяционными нормами, в данном случае показатели  сравни- 
 ваются внутри индивидуального профиля: выявляется порядковая структура мо- 
 тивационных тем, какие темы доминируют, какие - второстепенны, и т.д.  Ис- 
 пользование в ТЮФе норм с внутренним критерием не отменяет возможность по- 
 лучения популяционных норм (известно, что такие классы, как 1, 8, 9  и  10 
 являются более многочисленными у большинства людей). Простые  статистичес- 
 кие рассуждения (хи-квадрат для оценки отклонения от равномерного отклоне- 
 ния) позволяют считать статистически значимым  событием  появление  класса 
 численностью в 14 и более карточек.                                        
      При анализе мотивационных профилей ТЮФ следует учитывать,  что напря- 
 женность мотивационной темы может отражать не только силу актуально  удов- 
 летворяемого мотива, но и силу преграды, блокирующей его удовлетворение.   
      Авторы теста предлагают следующую теоретическую  психологическую  ин- 
 терпретацию использованных тем:                                            
 
 ╔═══════════════╦═════════════════╦══════════════════════════════════════╗ 
 ║       Тема    ║      Мотив      ║                Преграда              ║ 
 ╠═══════════════╬═════════════════╬══════════════════════════════════════╣ 
 ║               ║                 ║                                      ║ 
 ║ 1. Садизм     ║ самосохранение  ║ разнообразные "агрессивные" факторы, ║ 
 ║               ║                 ║ угрожающие  физической  целостности  ║ 
 ║               ║                 ║ индивида                             ║ 
 ╠═══════════════╬═════════════════╬══════════════════════════════════════╣ 
 ║ 2. Секс       ║ вступление в    ║ внутренние трудности  (недостаточная ║ 
 ║               ║ интимно-        ║ привлекательность, скромность) и ин- ║ 
 ║               ║ сексуальные     ║ териоризованные субъектом социальные ║ 
 ║               ║ отношения,      ║ запреты на проявление  сексуальности ║ 
 ║               ║ разрядка        ║ вне специальных ситуаций супружеской ║ 
 ║               ║ напряжения      ║ интимности                           ║ 
 ║               ║ от сексуальной  ║                                      ║ 
 ║               ║ недовлетворен-  ║                                      ║ 
 ║               ║ ности           ║                                      ║ 
 ╠═══════════════╬═════════════════╬══════════════════════════════════════╣ 
 ║ 3. Пагубные   ║ употребление    ║ интериоризованные субъектом социаль- ║ 
 ║    пристрастия║ алкогольных     ║ ные запреты, проявляющиеся в чувстве ║ 
 ║    (пьянство) ║ напитков,       ║ вины, стыда; внешние трудности  (ад- ║ 
 ║               ║ снятие          ║ министративные преследования,  доро- ║ 
 ║               ║ напряжения с    ║ говизна алкогольных напитков и т.п.) ║ 
 ║               ║ помощью психо-  ║                                      ║ 
 ║               ║ фармакологичес- ║                                      ║ 
 ║               ║ ких средств     ║                                      ║ 
 ╠═══════════════╬═════════════════╬══════════════════════════════════════╣ 
 ║ 4. Деньги     ║ личное          ║ недостаток  денег,  высокие  цены  и ║ 
 ║               ║ материальное    ║ т.п.                                 ║ 
 ║               ║ благосостояние  ║                                      ║ 
 ╠═══════════════╬═════════════════╬══════════════════════════════════════╣ 
 ║ 5. Мода       ║ самоподача,     ║ скачки моды, дефицит и высокая  цена ║ 
 ║               ║ престиж,        ║ престижных товаров                   ║ 
 ║               ║ самоутверждение ║                                      ║ 
 ║               ║ за счет         ║                                      ║ 
 ║               ║ обладания       ║                                      ║ 
 ║               ║ внешними        ║                                      ║ 
 ║               ║ атрибутами      ║                                      ║ 
 ║               ║ социального     ║                                      ║ 
 ║               ║ успеха          ║                                      ║ 
 ╠═══════════════╬═════════════════╬══════════════════════════════════════╣ 
 ║ 6.  Карьера   ║ достижение      ║ конкуренция,  необходимость  компро- ║ 
 ║               ║ высокого        ║ миссов, унижений, маскировки под ря- ║ 
 ║               ║ положения в     ║ дового труженика                     ║ 
 ║               ║ обществе,       ║                                      ║ 
 ║               ║ получение       ║                                      ║ 
 ║               ║ широкого        ║                                      ║ 
 ║               ║ признания за    ║                                      ║ 
 ║               ║ счет            ║                                      ║ 
 ║               ║ профессиональ-  ║                                      ║ 
 ║               ║ ного и          ║                                      ║ 
 ║               ║ социального     ║                                      ║ 
 ║               ║ продвижения по  ║                                      ║ 
 ║               ║ служебной       ║                                      ║ 
 ║               ║ лестнице        ║                                      ║ 
 ╠═══════════════╬═════════════════╬══════════════════════════════════════╣ 
 ║ 7. Семейные   ║ семейное        ║ несоответствующее ожиданиям субъекта ║ 
 ║    неурядицы  ║ благополучие    ║ поведение членов семьи (супруга, де- ║ 
 ║               ║                 ║ тей) или объективные трудности (низ- ║ 
 ║               ║                 ║ кий семейный доход, недостаток  жил- ║ 
 ║               ║                 ║ площади)                             ║ 
 ╠═══════════════╬═════════════════╬══════════════════════════════════════╣ 
 ║ 8. Социальные ║ социальное      ║ асоциальность,   "несознательность"  ║ 
 ║    неурядицы  ║ благополучие    ║ окружающих, нарушающих  нормы  соци- ║ 
 ║               ║                 ║ альной справедливости и  гражданской ║ 
 ║               ║                 ║ собственности                        ║ 
 ╠═══════════════╬═════════════════╬══════════════════════════════════════╣ 
 ║ 9. Бездарность║ поиск красоты,  ║ эстетическая беспринципность так на- ║ 
 ║    в искусстве║ гармонии,       ║ зываемых  "людей  искусства", обилие ║ 
 ║               ║ эстетическая    ║ бездарных произведений               ║ 
 ║               ║ сензитивность   ║                                      ║ 
 ╠═══════════════╬═════════════════╬══════════════════════════════════════╣ 
 ║ 10. Челове-   ║ познание,       ║ невежество, ограниченность  окружаю- ║ 
 ║     ческая    ║ стремление к    ║ щих                                  ║ 
 ║     глупость  ║ истине как к    ║                                      ║ 
 ║               ║ самостоятельной ║                                      ║ 
 ║               ║ ценности,       ║                                      ║ 
 ║               ║ самоутверждение ║                                      ║ 
 ║               ║ в обладании     ║                                      ║ 
 ║               ║ истинным        ║                                      ║ 
 ║               ║ знанием         ║                                      ║ 
 ╚═══════════════╩═════════════════╩══════════════════════════════════════╝ 
 
      Для различения предметного и преградного уровней содержания  актуаль- 
 ной мотивации в каждом конкретном случае необходимы  дополнительные  диаг- 
 ностические сведения. Поэтому ТЮФ рекомендуется применять в батарее с дру- 
 гими методиками (прежде всего, с ТАТом), а также в сочетании с  беседой  и 
 анализом биографических данных испытуемого.                                
 
      Дополнительные замечания                                              
      1. При интерпретации выраженного "пика"  на  диагностическом  профиле 
 психолог должен учитывать (в индивидуальном случав)  возможность  инверсии 
 функций мотива и преграды. Например, "пик" по 1-ой теме может  означать  и 
 чрезмерную агрессивность (активно-оборонительную реакцию на  страх - фрус- 
 трацию потребности в самосохранении), и чрезмерную "мозахистическую"  пас- 
 сивную незащищенность (депрессия, пассивно-оборонительная реакция). Как  и 
 в тесте конструктов, ТЮФ указывает на значимость тематического конструкта, 
 а не на положение индивида на континууме оси конструкта.                   
      2. Выраженный "провал" (низкий балл по теме) может  означать  "аппер- 
 цептивную слепоту" по отношению к сверхзначимой теме - репрессивный  меха- 
 низм психологической защиты (подавление под действием внутренней цензуры и 
 т.п.).                                                                     
      3. В интерпретации данных следует, как и в других многомерных тестах, 
 анализировать не только изолированные темы, но и учитывать их  комбинации, 
 выражающиеся в одновременном повышении или понижении напряженности опреде- 
 ленных пар или троек тем. Кроме того, анализ попаданий в класс пунктов  из 
 "чужой" темы позволяет выявить склейку тематических конструктов.           
      4. В отличие от - обыкновенных  тест-опросников,  где  профиль  может 
 быть одновременно "приподнят" или "опущен" по всем шкалам, в данном случае 
 используются ипсативные нормы - "площадь под кривой" профиля остается пос- 
 тоянной - равной 100 (количество фраз в тесте):  одни  темы  "притягивают" 
 (апперцепируют) к себе фразы из других тем.                                
      5. Различные темы имеют неодноплановый теоретико-психологический ста- 
 тус:                                                                       
      потребности организма - темы 1, 2, возможно, 3;                       
      потребности индивида  - темы 4, 5, 6, возможно, 3, 7, 8;              
      потребности личности  - темы 9, 10, возможно, 7, 8.                   
 
      Психометрические показатели теста.                                    
      Надежность - согласованность  (синхронная надежность)  достигалась  в 
 ходе построения теста отбором фраз по результатам кластер-анализа.         
      Проверка валидности производилась в ходе 3-х различных экспериментов. 
 В первой серии профиль ТЮФ сравнивался с профилем одноименных  мотивацион- 
 ных тем, реконструированных с помощью Групповой Оценки Личности (опрос то- 
 варищей по группе). Общая корреляция профилей по результатам 32-х испытуе- 
 мых-студентов дала значимое, но невысокое значение (0,34). Только по одной 
 теме - "деньги" - имеется достаточно высокое совпадение групповых оценок и 
 тестовых результатов (0,45). Это вполне естественно в применении к студен- 
 там, для которых напряженность этой темы указывает, скорее, не  на  особую 
 алчность (потребительство), а на повышенную силу преграды - дефицит  самих 
 денег. В результате на этой выборке данная тема оказалась "социально пози- 
 тивной" и доступной для внешнего наблюдателя. Чувствительность ТЮФ  к  ла- 
 тентным мотивам показал второй эксперимент,  в  котором  была  предпринята 
 конвергентная валидация ТЮФ и ТАТ. Протоколы ТАТ кодировали по трем  выбо- 
 рочным темам (1, 2, 6) три независимых эксперта. Корреляция профилей ТАТ и 
 ТЮФ (по 3-м темам) достигла высокого значения 0,85 (результаты 28 испытуе- 
 мых). Этот результат доказывает, что простой и экономичный ТЮФ для опреде- 
 ленных задач может быть близким по своей эффективности громоздкой методике 
 ТАТ. Третий экспериментальный критерий валидности был построен  по  логике 
 "известных групп". Авторы теста получили статистически  значимое  усиление 
 темы "садизм" (на уровне р <0,001) у 24 больных с  депрессивным  синдромом 
 по сравнению с нормой. Как уже упоминалось выше, ТЮФ рекомендуется  приме- 
 нять в таких диагностических ситуациях, когда данные теста могут быть  до- 
 полнены параллельными источниками биографической и клинической  информации 
 об испытуемом. Но в составе диагностических батарей ТЮФ приобретает особое 
 значение, которое связано с тем, что экспресс-диагностика напряженных  мо- 
 тивационных "очагов" позволяет психологу ориентировать  направление  даль- 
 нейшей диагностической работы с клиентом. Поэтому проведение ТЮФа в начале 
 психодиагностического обследования может сыграть определенную роль в  кор- 
 рекции или подборе состава методик.                                        
      Ниже приводится список юмористических фраз и ключ - номера тем, соот- 
 ветствующих однозначным и многозначным фразам.                             
 
                            Ключ к тесту                                    
 
 № юмор.     № темы      № юмор.      № темы                                
 фразы                   фразы                                              
 
 Однозначные фразы       Многозначные фразы                                 
 
  1           9           41           6,  9                                
  2           6           42           2,  5                                
  3           4           43           4,  5                                
  4           5           44           1,  2                                
  5           2           45           3, 10                                
  6           1           46           6,  7                                
  7          10           47           4,  9                                
  8           3           48           3,  6                                
  9           8           49           2, 10                                
 10           7           50           8, 10                                
 11           7           51           7,  1                                
 12           8           52           4,  6                                
 13           3           53           2,  4                                
 14           9           54           6, 10, 8                             
 15           1           55           1,  4, 8                             
 16           2           56           5, 10                                
 17           5           57           1,  2, 3                             
 18           4           58           9, 10                                
 19           6           59           4,  7                                
 20           9           60           3,  8                                
 21           6           61           1,  9                                
 22          10           62           5,  6,  8                            
 23           3           63           3,  5                                
 24           1           64           2,  6,  7                            
 25           5           65           2, 10                                
 26           4           66           2,  8                                
 27           2           67           5,  7                                
 28          10           68           3,  4                                
 29           8           69           2,  6                                
 30           7           70           7,  9                                
 31           3           71           4,  8                                
 32           1           72           2,  7                                
 33           7           73           3,  9                                
 34           8           74           1,  4,  6                            
 35          10           75           3,  7                                
 36           2           76           2,  3                                
 37           9           77           2,  3                                
 38           5           78           5,  8                                
 39           4           79           4, 10                                
 40           6           80           6,  8                                
                          81           1,  5,  4                            
                          82           8,  9                                
                          83           1, 10,  8                            
                          84           2,  9                                
                          85           5,  9, 10                            
                          86           1,  2,  5                            
                          87           1,  8, 10                            
                          88           4,  5, 10                            
                          89           1,  6,  9                            
                          90           3,  9                                
                          91           4,  7                                
                          92           2,  4,  5                            
                          93           3,  8                                
                          94           1,  2,  7,  9                        
                          95           2,  7                                
                          96           8, 10                                
                          97           5,  8                                
                          98           8,  9, 10                            
                          99           2,  9, 10                            
                         100           4,  9                                
 
 
                   ПРИМЕЧАНИЕ К КОМПЬЮТЕРНОЙ ВЕРСИИ.                        
 
      Автоматическая интерпретация результатов тестирования в  данной  ком- 
 пьютерной версии методики ТЮФ не предусмотрена. Это связано с  проективным 
 характером самого теста и, прежде всего, с отсутствием четких количествен- 
 ных критериев выраженности измеряемых тенденций и  необходимостью  качест- 
 венного анализа результатов тестирования. Краткое содержание шкал методики 
 автоматически подключается к текстовому отчету по  результатам  последнего 
 тестирования.                                                              
 
      Примерное время тестирования  20-30 минут.                            
 
 
                       ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                                 
 
                               ---                                          
 
                   ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                            
 
 Методика: Тест юмористических фраз.                                        
 Ф.И.О: __________________                                                  
 Доп. данные: ____________                                                  
 
 
                              Диаграмма:                                    
 
                    *                                                       
                 20 ┼                                                       
                 18 ┼                                                       
                 16 ┼          ██                                           
                 14 ┼    ▄▄    ██                                           
                 12 ┼    ██    ██                                           
                 10 ┼    ██ ▄▄ ██    ▄▄          ██                         
                  8 ┼ ▄▄ ██ ██ ██    ██    ▄▄ ██ ██                         
                  6 ┼ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██                         
                  4 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                         
                  2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                         
                  0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                       
                      A  B  C  D  E  F  G  H  I  J                          
 
                            Шкальные оценки:                                
 
              1. Садизм                   -  "A"  =   8                     
              2. Секс                     -  "B"  =  14                     
              3. Пагубные пристрастия     -  "C"  =  10                     
              4. Деньги                   -  "D"  =  17                     
              5. Мода                     -  "E"  =   6                     
              6. Карьера                  -  "F"  =  10                     
              7. Семейные неурядицы       -  "G"  =   7                     
              8. Социальные неурядицы     -  "H"  =   8                     
              9. Бездарность в искусстве  -  "I"  =   9                     
             10. Человеческая глупость    -  "J"  =  11                     
 
 
                  КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ШКАЛ:                         
 
     Tема: "Садизм".                                                        
     Мотив: самосохранение.                                                 
     Преграда: разнообразные "агрессивные" факторы, угрожающие  фи-         
 зической целостности индивида.                                             
 
      Tема: "Секс".                                                         
      Мотив: вступление в интимно-сексуальные  отношения,  разрядка         
  напряжения от сексуальной неудовлетворенности.                            
      Преграда: внутренние трудности  (недостаточная  привлекатель-         
 ность, скромность) и интериоризованные субъектом социальные запре-         
 ты на проявление сексуальности вне специальных ситуаций  супружес-         
 кой интимности.                                                            
 
      Tема: "Пагубные пристрастия".                                         
      Мотив: употребление алкогольных напитков, снятие напряжения с         
 помощью психо-фармакологических средств.                                   
      Преграда:  интериоризованные  субъектом  социальные  запреты,         
 проявляющиеся в чувстве вины, стыда;  внешние  трудности  (админи-         
 стративные  преследования,  дороговизна  алкогольных  напитков   и         
 т.п.).                                                                     
 
      Tема: "Деньги".                                                       
      Мотив: личное материальное благосостояние.                            
      Преграда: недостаток денег, высокие цены и т.п.                       
 
      Tема: "Мода".                                                         
      Мотив: самоподача, престиж, самоутверждение за счет обладания         
 внешними атрибутами социального успеха.                                    
      Преграда: скачки моды, дефицит и высокая цена престижных  то-         
 варов.                                                                     
 
      Tема: "Карьера".                                                      
      Мотив: достижение высокого положения  в  обществе,  получение         
 широкого признания за счет профессионального и социального продви-         
 жения по служебной лестнице.                                               
      Преграда: конкуренция, необходимость компромиссов,  унижений,         
 маскировки под рядового труженика.                                         
 
      Tема: "Семейные неурядицы".                                           
      Мотив: семейное благополучие.                                         
      Преграда: несоответствующее ожиданиям субъекта поведение чле-         
 нов семьи (супруга, детей) или объективные трудности  (низкий  се-         
 мейный доход, недостаток жилплощади).                                      
 
      Tема: "Социальные неурядицы".                                         
      Мотив: социальное благополучие.                                       
      Преграда: асоциальность, "несознательность" окружающих, нару-         
 шающих нормы социальной справедливости и гражданской  собственнос-         
 ти.                                                                        
 
      Tема: "Бездарность в искусстве".                                      
      Мотив: поиск красоты, гармонии, эстетическая сензитивность.           
      Преграда: эстетическая беспринципность так называемых  "людей         
 искусства", обилие бездарных произведений.                                 
 
      Tема: "Человеческая глупость".                                        
      Мотив: познание, стремление к истине  как  к  самостоятельной         
 ценности, самоутверждение в обладании истинным знанием.                    
      Преграда: невежество, ограниченность окружающих.