МЕТОДИКА:                                  
                       Типовое семейное состояние                           
                     (Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкий)                        
                              (версия 2002 г.).                             
 
      Методика представляет собой план интервью,  специально  направленного 
 на выяснение типового семейного состояния. Опросник включает 12  оценочных 
 шкал, по которым индивид характеризует свое самочувствие в семье. Эти шка- 
 лы отражают изучаемые состояния. Так, напряженность отражают  4  субшкалы: 
 перегруженности обязанностями, нервно-психической усталости, напряженности 
 и расслабленности. Такими же 4 субшкалами характеризуются и другие состоя- 
 ния. Для выявления семейно-обусловленных состояний используется то обстоя- 
 тельство, что, как показывает клинический опыт, оно чаще всего проявляется 
 одной своей стороной. Так, пациенты с семейно-обусловлен-ной  тревожностью 
 нередко вначале, когда собственно и проводится обследование,  не  осознают 
 своей тревожности, не признают факта ее наличия. Однако иа этом этапе  они 
 значительно чаще осознают и выражают вербально одно из проявлений  тревож- 
 ности - ощущение своей беспомощности. Может быть и иначе. В начале  обсле- 
 дования пациент уже в состоянии осознать свою тревожность, и лишь  позднее 
 полностью осознанными оказываются и другие стороны состояния, в том  числе 
 собственная беспомощность в семье. Этим и определяется  ход  обследования. 
 Психолог просит пациента охарактеризовать свое место в семье, свои  ощуще- 
 ния в ней по всем 12 субшкалам. Затем он обращает внимание на ту субшкалу, 
 показатель которой при ответе получил крайнюю оценку; интервью направляет- 
 ся на "разработку" этой шкалы. Обследуемому задаются  стандартные  вопросы 
 типа: "Вы сказали, что чувствуете себя в семье очень... (называется  полу- 
 чившее крайнюю оценку качество). Это приятное или неприятное чувство? Про- 
 шу Вас вспомнить несколько случаев или ситуаций из семейной  жизни,  когда 
 Вы чувствовали себя очень... (называется получившее крайнюю оценку качест- 
 во)". После того, как такие случаи указаны, и  пациент  рассказал  о  них, 
 психолог возвращается к шкалам и просит повторно оценить свое самочувствие 
 в семье. Опыт показывает, что чаще всего пациент теперь уже иначе оценива- 
 ет свое состояние, многие оценки изменяются, поскольку в результате беседы 
 в его памяти оживают другие обстоятельства, активизируются и  переживаемые 
 в связи с ними чувства. Нередко при второй оценке наиболее выраженным ока- 
 зывается уже какое-то другое чувство. Врач аналогичным образом "разрабаты- 
 вает" и оценку этого чувства, просит вспомнить  соответствующие  ситуации, 
 случаи.                                                                    
      Методика обеспечивает последовательное углубление исследования,  дви- 
 жение от хорошо осознаваемых к не до конца  осознаваемым  состояниям.  Она 
 позволяет также получить данные об обстоятельствах, определяющих изучаемые 
 состояния.                                                                 
 
      Обработка: баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индексом,  сумми- 
 руются. Состояние констатируется, если сумма оценок по 4 субшкалам  превы- 
 шает или равна                                                             
      версия                                   2002 г.  1990 г.             
      по "У" (общая неудовлетворенность)     -  24       26                 
      по "Н" (нервно-психическое напряжение) -  25       27                 
      по "Т" (семейная тревожность)          -  24       26                 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                     ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                          
 
 Методика: Типовое семейное состояние.                                      
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
                У ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓────────╢>                         
 
                Н ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓───────────╢>                         
 
                Т ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███───╢>                         
 
                    <─────────[-]─────────><[+]>                            
 
 
                       Тестовые показатели:                                 
 
              Общая неудовлетворенность:      У = 21                        
              Нервно-психическое напряжение:  Н = 18                        
              Семейная тревожность:           Т = 26                        
 
 ^^^                                                                        
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Показатель общей удовлетворенности ситуацией в семье не  пре-         
 вышает критического значения.                                              
 
      Показатель семейно-обусловленной нервно-психической напряжен-         
 ности не превышает критического значения.                                  
 
      Повышенный уровень семейной тревоги. Склонность к  преоблада-         
 нию нередко плохо осознаваемой и плохо локализуемой тревоги, кото-         
 рая  проявляется  сомнениями,  страхами,  опасениями,  касающимися         
 прежде всего семьи. Может отмечаться чувство беспомощности, ощуще-         
 ние неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в         
 нужном направлении. Эмоциональная неустойчивость, отрицательно ок-         
 рашенное переживание внутреннего беспокойства и озабоченности, не-         
 удовлетворенность, напряженность, чувство  необходимости  каких-то         
 поисков. Высокая чувствительность в отношении тех негативных собы-         
 тий или неудач, которые только  предположительно  могут  случиться         
 или произойти. Выраженная предрасположенность к восприятию широко-         
 го круга ситуаций как угрожающих своей самооценке, престижу, само-         
 уважению или жизнедеятельности.