МЕТОДИКА:                                  
                  Тест чувства собственного достоинства                     
                            (Muriel B. Ryden).                              
 
      Тест доктора Райдена является модифицированным вариантом шкалы, кото- 
 рую разработал доктор Стэнли Куперсмит (Stanley Coopersmith) для измерения 
 чувства собственного достоинства детей.                                    
      C. Куперсмит установил, что низкая самооценка связана  с  применением 
 физического наказания или отказом в любви и  привязанности  к  ребенку.  В 
 противоположность этому высокая самооценка  была  отнесена  к  результатам  
 применения методов управления поведением, которые придают особое  значение 
 четкой и последовательной дисциплине в сочетании  с  большой  родительской 
 заботой и вниманием по отношению к ребенку.                                
 
      Для формирования положительной самооценки у ребенка необходимо соблю- 
 дение трех условий:                                                        
      полное внутреннее принятие родителями своего ребснка;                 
      ясные и последовательные требования;                                  
      уважение индивидуальности в рамках установленных ограничений.         
 
      Условия, способствующие воспитанию в детях высокой самооценки (C. Ку- 
 персмит):                                                                  
     ъДети с высокой самооценкой были окружены в семье безоговорочной любо- 
 вью, лаской и заботой, и были полностью принимаемыми родителями, т.е. та-  
 кими, как они были.                                                        
      Уверенные дети были воспитаны в справедливой строгости, разумном  по- 
 рядке и ясных требованиях. Они знали, чего ждут и хотят от  них  родители, 
 и учились отвечать за свои поступки. Напротив, дети с заниженной самооцен- 
 кой, росли во вседозволенности, которая не давала им чувство  защищенности 
 и уверенности.                                                             
      Дети, обладающие чувством собственного достоинства, вышли из демокра- 
 тичных доброжелательных понимающих семей. Дети могли  открыто  делиться  с 
 родителями своими чувствами и желаниями, что давало им уверенность в том,  
 что их мнение уважают и к нему прислушиваются.                             
 
      В дальнейшем значение родителей как главной референтной группы снижа- 
 ется, и на первый план выступают группы товарищей по учебе, службе  в  ар- 
 мии, работе и т.д. Насколько человек  будет  успешно  адаптирован  в  этих 
 группах и сможет максимально реализовать свой потенциал зависит дальнейшее 
 формирование адекватной самооценки.                                        
      В прошлом чувство собственной ценности и достоинства  часто  связыва- 
 лось с социальным положением. В эпоху Просвещения это представление о цен- 
 ности личности было трансформировано и индивидуализировано.  Тогда  пришло 
 современное понимание самооценки как ощущения собственной ценности,  само- 
 уважения, то есть осознания того, за что мы ответственны,  что  мы  должны 
 делать, а что нет, если не хотим уронить или лишиться своего человеческого 
 достоинства.                                                               
      Личное достоинство складывается не только из самоценности,  но  и  из 
 ощущения ценности всего, что к нам относится: партнеров по  браку,  семьи, 
 клана, возможно даже религии или национальности. Поддержание этого  досто- 
 инства есть функция, которая с архетипической точки зрения усиливает цент- 
 ральную позицию в жизни психики. Однако, определение  того,  что  является 
 достойным, сильно различается от одного человека к другому,  также  как  и 
 отмечаемые стыдом границы недостойного. Эти различия зависят  от  иерархии 
 ценностей, созданных обществом, семьей и индивидуумами.                    
 
      Чувство собственного достоинства связано с общей  приспособляемостью: 
 те люди, у кого это чувство развито хорошо, имеют лучшую общую  приспособ- 
 ляемость. По сравнению с теми, кто себя оценивает низко, люди  с  высокими 
 баллами по этому тесту меньше тревожатся в разнообразных ситуациях  и  го- 
 раздо реже бывают в угнетенном состоянии духа, раздражительными или агрес- 
 сивными. И напротив, люди с низким чувством самоуважения более склонны ис- 
 пытывать чувства обиды, отчужденности и горя. У них также больше  "шансов" 
 страдать от бессонницы и иных психосоматических отклонений.                
      ЧСД весьма отчетливо проявляется и в  отношениях  с  другими  людьми. 
 Тот, кто хорошо относится к самому себе, имеет  тенденцию  симпатизировать 
 другим и быть благосклонным к их слабостям. Из-за своих  искренне  положи- 
 тельных чувств и открытости к окружающим такой человек  как  бы  стремится 
 обнаружить лучшие качества в людях, с которыми контактирует.               
 
      Психолог Дон Хамачек (Don Hamachek) выделил семь признаков  комплекса 
 неполноценности:                                                           
      1. Чувствительность к критике.                                        
      2. Неадекватная реакция на лесть.                                     
      3. Гиперкритическая позиция.                                          
      4. Склонность к обвинениям.                                           
      5. Мания преследования.                                               
      6. Отрицательное отношение к соперничеству.                           
      7. Склонность к уединению и робости.                                  
 
 
      Интерпретация.                                                        
 
      Сумма баллов      Процентиль                                          
    Мужчины   Женщины                                                       
       33        32         15                                              
       36        35         30                                              
       40        39         50                                              
       44        43         70                                              
       47        46         85                                              
 
 
      Опросник состоит из 58 вопросов.                                      
      Примерное время оценки 10-15 минут.                                   
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Тест чувства собственного достоинства.                           
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                        Шкала неискренности:                                
 
                  0 ╟─▓▓▓▓▓▓───────────────────╢> L                         
 
                      <─[-]─><──────[+]──────>                              
 
                               L =  2                                       
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
    0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓██─────╢> ЧСД           
 
        <───────────────[-]────────────────><─[==]─><─[+]─>                 
 
                   Тестовый показатель - ЧСД = 46                           
 
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Искренность в  ситуации тестирования.  Откровенность  в  рас-         
 крытии особенностей своего характера. Возможно,  повышенная  само-         
 критичность или склонность к подчеркиванию существующих проблем  и         
 затруднений.                                                               
 
      Повышенное чувство собственного достоинства.                          
      Повышенный уровень самооценки,  самоуважения,  уверенности  в         
 значимости собственной личности, гордости за свои достижения, осо-         
 знания человеком того, за что он ответственен и что он должен  де-         
 лать, чтобы не уронить или лишиться своего человеческого  достоин-         
 ства.                                                                      
      Тенденция не испытывать особой тревожности, угнетенного  сос-         
 тоянии духа, раздражительности или агрессивности  в  разнообразных         
 ситуациях.                                                                 
      Склонность симпатизировать другим и быть благосклонным  к  их         
 слабостям. Из-за своих искренне положительных чувств и  открытости         
 к окружающим такой человек стремится обнаружить лучшие качества  в         
 людях, с которыми контактирует.