МЕТОДИКА:
Тест чувства собственного достоинства
(Muriel B. Ryden).
Тест доктора Райдена является модифицированным вариантом шкалы, кото-
рую разработал доктор Стэнли Куперсмит (Stanley Coopersmith) для измерения
чувства собственного достоинства детей.
C. Куперсмит установил, что низкая самооценка связана с применением
физического наказания или отказом в любви и привязанности к ребенку. В
противоположность этому высокая самооценка была отнесена к результатам
применения методов управления поведением, которые придают особое значение
четкой и последовательной дисциплине в сочетании с большой родительской
заботой и вниманием по отношению к ребенку.
Для формирования положительной самооценки у ребенка необходимо соблю-
дение трех условий:
полное внутреннее принятие родителями своего ребснка;
ясные и последовательные требования;
уважение индивидуальности в рамках установленных ограничений.
Условия, способствующие воспитанию в детях высокой самооценки (C. Ку-
персмит):
ъДети с высокой самооценкой были окружены в семье безоговорочной любо-
вью, лаской и заботой, и были полностью принимаемыми родителями, т.е. та-
кими, как они были.
Уверенные дети были воспитаны в справедливой строгости, разумном по-
рядке и ясных требованиях. Они знали, чего ждут и хотят от них родители,
и учились отвечать за свои поступки. Напротив, дети с заниженной самооцен-
кой, росли во вседозволенности, которая не давала им чувство защищенности
и уверенности.
Дети, обладающие чувством собственного достоинства, вышли из демокра-
тичных доброжелательных понимающих семей. Дети могли открыто делиться с
родителями своими чувствами и желаниями, что давало им уверенность в том,
что их мнение уважают и к нему прислушиваются.
В дальнейшем значение родителей как главной референтной группы снижа-
ется, и на первый план выступают группы товарищей по учебе, службе в ар-
мии, работе и т.д. Насколько человек будет успешно адаптирован в этих
группах и сможет максимально реализовать свой потенциал зависит дальнейшее
формирование адекватной самооценки.
В прошлом чувство собственной ценности и достоинства часто связыва-
лось с социальным положением. В эпоху Просвещения это представление о цен-
ности личности было трансформировано и индивидуализировано. Тогда пришло
современное понимание самооценки как ощущения собственной ценности, само-
уважения, то есть осознания того, за что мы ответственны, что мы должны
делать, а что нет, если не хотим уронить или лишиться своего человеческого
достоинства.
Личное достоинство складывается не только из самоценности, но и из
ощущения ценности всего, что к нам относится: партнеров по браку, семьи,
клана, возможно даже религии или национальности. Поддержание этого досто-
инства есть функция, которая с архетипической точки зрения усиливает цент-
ральную позицию в жизни психики. Однако, определение того, что является
достойным, сильно различается от одного человека к другому, также как и
отмечаемые стыдом границы недостойного. Эти различия зависят от иерархии
ценностей, созданных обществом, семьей и индивидуумами.
Чувство собственного достоинства связано с общей приспособляемостью:
те люди, у кого это чувство развито хорошо, имеют лучшую общую приспособ-
ляемость. По сравнению с теми, кто себя оценивает низко, люди с высокими
баллами по этому тесту меньше тревожатся в разнообразных ситуациях и го-
раздо реже бывают в угнетенном состоянии духа, раздражительными или агрес-
сивными. И напротив, люди с низким чувством самоуважения более склонны ис-
пытывать чувства обиды, отчужденности и горя. У них также больше "шансов"
страдать от бессонницы и иных психосоматических отклонений.
ЧСД весьма отчетливо проявляется и в отношениях с другими людьми.
Тот, кто хорошо относится к самому себе, имеет тенденцию симпатизировать
другим и быть благосклонным к их слабостям. Из-за своих искренне положи-
тельных чувств и открытости к окружающим такой человек как бы стремится
обнаружить лучшие качества в людях, с которыми контактирует.
Психолог Дон Хамачек (Don Hamachek) выделил семь признаков комплекса
неполноценности:
1. Чувствительность к критике.
2. Неадекватная реакция на лесть.
3. Гиперкритическая позиция.
4. Склонность к обвинениям.
5. Мания преследования.
6. Отрицательное отношение к соперничеству.
7. Склонность к уединению и робости.
Интерпретация.
Сумма баллов Процентиль
Мужчины Женщины
33 32 15
36 35 30
40 39 50
44 43 70
47 46 85
Опросник состоит из 58 вопросов.
Примерное время оценки 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Тест чувства собственного достоинства.
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Шкала неискренности:
0 ╟─▓▓▓▓▓▓───────────────────╢> L
<─[-]─><──────[+]──────>
L = 2
Диагностическая шкала:
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓██─────╢> ЧСД
<───────────────[-]────────────────><─[==]─><─[+]─>
Тестовый показатель - ЧСД = 46
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Искренность в ситуации тестирования. Откровенность в рас-
крытии особенностей своего характера. Возможно, повышенная само-
критичность или склонность к подчеркиванию существующих проблем и
затруднений.
Повышенное чувство собственного достоинства.
Повышенный уровень самооценки, самоуважения, уверенности в
значимости собственной личности, гордости за свои достижения, осо-
знания человеком того, за что он ответственен и что он должен де-
лать, чтобы не уронить или лишиться своего человеческого достоин-
ства.
Тенденция не испытывать особой тревожности, угнетенного сос-
тоянии духа, раздражительности или агрессивности в разнообразных
ситуациях.
Склонность симпатизировать другим и быть благосклонным к их
слабостям. Из-за своих искренне положительных чувств и открытости
к окружающим такой человек стремится обнаружить лучшие качества в
людях, с которыми контактирует.
|