МЕТОДИКА:
Тест на стресс и депрессию
(8-факторный личностный опросник)
(Ч.Д. Спилбергер)
(адаптация О.М. Радюка).
Методика предназначена для первичного выявления стресса и депрессии,
а также для оценки ситуативной (в данный момент) и личностной (обычно)
тревожности.
Тест Спилбергера позволяет оценить уровень нервного напряжения и, в
частности, уровень эмоционального стресса. Оцениваются значения четырсх
основных эмоциональных состояний в данный момент и обычно (любознательнос-
ти, тревоги, агрессии и депрессии). В сумме получается 8 шкал.
Высокий уровень тревоги и агрессии говорит о наличии стресса, высокий
уровень любознательности - об отсутствии стресса и депрессии.
Методика Спилбергера многократно подтвердил свою достоверность и ши-
роко используется специалистами.
Интерпретация результатов теста:
Нормальные значения шкалы Спилбергера.
Интерес (интенсивность любознательности) 25,74 +- 6,02
Агрессия (интенсивность агрессии) 13,28 +- 4,89
Тревога (интенсивность тревоги) 18,46 +- 6,72
Депрессия (интенсивность депрессии) 15,09 +- 6,15
Любознательность (частота любознательности) 31,80 +- 4,99
Агрессивность (частота агрессии) 18,35 +- 4,68
Тревожность (частота тревоги) 18,11 +- 5,14
Депрессивность (частота депрессии) 17,63 +- 5,07
Примечание к компьютерной версии.
В данной программе построение диаграммы и автоматическая интерпрета-
ция результатов тестирования основана на показателях выраженных в стандар-
тных оценках - Т-баллах.
Если испытуемый набрал менее 30 Т-баллов, то выраженность признака
низкая, если 30-40 Т-баллов - наблюдается средняя выраженность признака с
тенденцией к низкой, 41-59 Т-баллов - средняя, 60-70 Т-баллов - средняя с
тенденцией к высокой выраженности, свыше 70 баллов - признак ярко выражен.
О наличии стресса можно судить по интенсивности тревоги плюс интен-
сивности агрессии, о наличии депрессии - по интенсивности депрессии, при
этом в расчет также берутся личностные показатели стресса и депрессии
(частота стресса и депрессии).
Окончательный диагноз по результатам теста может поставить только
специалист-психолог.
Опросник состоит из 80 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: 8-факторный личностный опросник.
Ф.И.О:____________________
Доп. данные:______________
Диаграмма:
* *
100 ┼ ┼ 100
│ │
90 ┼ ┼ 90
│ │
80 ┼ ██ ┼ 80
│ ██ │
70 ┼──────────────────────────────██─┼ 70
│ ██ ██ │
60 ┼ ██ ▄▄ ██ ┼ 60
│ ██ ██ ██ │
50 ┼──────────██──██──────────██──██─┼ 50
│ ██ ██ ██ ██ │
40 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ┼ 40
│ ██ ██ ██ ██ ██ ██ │
30 ┼──────██──██──██──────██──██──██─┼ 30
│ ██ ██ ██ ██ ██ ██ │
20 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ┼ 20
│ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ │
10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ┼ 10
│ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ │
0 ┼──+───+───+───+───+───+───+───+──┼ 0
ИЛ ИА ИТ ИД ЧЛ ЧА ЧТ ЧД
Тестовые показатели:
S T
1. Интерес (интенсивность любознательности) - ИЛ = 10 24
2. Агрессия (интенсивность агрессии) - ИА = 10 43
3. Тревога (интенсивность тревоги) - ИТ = 20 52
4. Депрессия (интенсивность депрессии) - ИД = 26 68
5. Любознательность (частота любознательности) - ЧЛ = 19 24
6. Агрессивность (частота агрессии) - ЧА = 13 39
7. Тревожность (частота тревоги) - ЧТ = 23 60
8. Депрессивность (частота депрессии) - ЧД = 31 82
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Низкий уровень интенсивности состояния любознательности. Сла-
бо выраженный интерес к происходящим вокруг событиям, снижение
темпов и подвижности мышления, отсутствие увлеченности и направ-
ленности на познание окружающего мира.
Средняя интенсивность состояния агрессии. Умеренно выраженные
переживания негативных чувств по отношению к другим людям.
Средняя интенсивность ситуативной тревоги. Возможно, некото-
рая эмоциональная неуравновешенность, напряженность, внутреннее
беспокойство, озабоченность.
Средняя с тенденцией к высокому интенсивность депрессивного
состояния. Снижение преобладающего фона настроения, которое может
проявляться в чувстве безразличия, равнодушия, уныния, грусти, пе-
чали, пессимистичности, пониженном уровне активности.
Низкий уровень любознательности как черты характера. Слабо
выраженная склонность проявлять интерес к окружающему миру, полу-
чать новые знания, стремиться к умственной деятельности.
Средний с тенденцией к низкому уровень склонности к агрес-
сивности, направленной на других людей. Пониженная тенденция испы-
тывать негативные чувства при неудачах и конфликтах с другими
людьми, обвинять окружающих в чем-либо, испытывать чувство обиды,
гнева, раздражения, внутренней напряженности, разочарования, не-
удовлетворенности и т.д.
Средний с тенденцией к высокому уровень личностной тревожнос-
ти. Предрасположенность к восприятию широкого круга ситуаций как
угрожающих своей самооценке, престижу, самоуважению или жизнедея-
тельности. Склонность реагировать на такие ситуации состоянием
тревоги. Чувствительность в отношении тех негативных событий или
неудач которые предположительно могут случиться или произойти.
Высокий уровень депрессивности. Выраженное и устойчивое сни-
жение преобладающего фона настроения. Общая безрадостность. Высо-
кий порог восприятия приятных событий в сочетании с низким порогом
восприятия неприятных, отрицательных событий. Дальнейшее углубле-
ние этого состояния может приводить к снижению резонанса и на от-
рицательные события. Указанные особенности проявляются в склоннос-
ти все видеть сквозь "темные очки", все воспринимать болезненно и
обостренно.
|