МЕТОДИКА:
Тест профиля отношений
(Р. Борнштейн)
(Relationship Profile Test)
(Bornstein, 2001, 2003)
(адаптация О.П. Макушиной, 2005 г.).
Методика предназначена для диагностики таких межличностных феноменов,
как чрезмерная межличностная зависимость, нормативная здоровая зависимость
и деструктивное отделение.
Явление межличностной зависимости является сложным и многоплановым, в
связи с чем исследователи разграничивают зависимость как нормативное явле-
ние и чрезмерную зависимость, вызывающую деструктивные личностные измене-
ния.
Чрезмерная зависимость представляет собой специфическое состояние, в
основе которого лежит сильная потребность в эмоциональной близости, любви
и принятии со стороны значимых других, ригидное стремление к получению по-
мощи и поддержки на фоне постоянного ощущения себя как беспомощного и сла-
бого независимо от конкретной ситуации. Неотъемлемыми чертами зависимой
личности выступают неуверенность в себе, несамодостаточность, чувство бес-
помощности, тревога по поводу возможного отвержения и одиночества.
В отличие от чрезмерно зависимых индивидов, люди с нормативной зави-
симостью демонстрируют значительную гибкость в общении, способность обра-
щаться за помощью по мере возникновения объективной необходимости, умение
устанавливать долговременные эмоциональные отношения. Здоровая зависимость
связана с широким спектром поведенческих реакций, отличается адаптивностью
и вариативностью. Корни здоровой зависимости - в авторитетном, последова-
тельном и надежном стиле родительского воспитания, который формирует у ре-
бенка чувство уверенности, безопасности, а также убеждение в том, что да-
леко не всегда обращение к другим за помощью является признаком слабости
или собственной неуспешности.
Современные исследователи деструктивного отделения в описании данного
феномена акцентируют внимание на неспособности человека развивать социаль-
ные связи, устанавливать тесные отношения привязанности. В основе деструк-
тивного отделения лежит бессознательный страх перед близкими отношениями,
которые ассоциируются с поглощением, потерей себя, растворением в другом
человеке, а также ранний детский опыт, сформировавший у ребенка убеждение
в преимуществе независимости и самодостаточности в сравнении с близостью и
привязанностью.
Тестовые шкалы:
1) Деструктивная сверхзависимость (destructive ovcrdependencc).
2) Дисфункциональное отделение (dysfunctional detachment).
3) Здоровая зависимость (healthy dependency).
Обработка и интерпретация результатов
Обработка результатов теста осуществляется путем суммирования баллов,
данных по пунктам, относящимся к определенной шкале.
Шкала деструктивной сверхзависимости: утверждения № 1-10; шкала дис-
функционального отделения: утверждения № 11-20; шкала здоровой зависимос-
ти: утверждения № 21-30.
Полученный суммарный балл представляет собой итоговый показатель по
шкале, который оценивается в соответствии с тестовыми нормами. При этом
тестовые нормы по шкале деструктивной сверхзависимости различаются для
мужчин и для женщин, а по шкалам дисфункционального отделения и здоровой
зависимости нормы единые.
Тестовые нормы:
Шкалы Уровни выраженности
Низкий Средний Высокий
Деструктивная сверхзависимость (мужчины) 10-17 18-30 31-50
Деструктивная сверхзависимость (женщины) 10-22 23-34 35-50
Дисфункциональное отделение 10-27 28-37 38-50
Здоровая зависимость 10-29 30-39 40-50
Опросник состоит из 30 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Тест профиля отношений (Relationship Profile Test).
Ф.И.О:
Доп. данные:
Диаграмма:
ДС ╟─▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████───────────────╢>
<─[-]─><────[==]───><───────[+]────────>
ДО ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓────────────────────╢>
<──────[-]──────><──[==]──><────[+]────>
ЗЗ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────╢>
<───────[-]───────><──[==]──><───[+]───>
Tестовые показатели:
1. Деструктивная сверхзависимость - ДС = 36
2. Дисфункциональное отделение - ДО = 31
3. Здоровая зависимость - ЗЗ = 28
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий уровень чрезмерной межличностной зависимости.
Сильная потребность в эмоциональной близости, любви и приня-
тии со стороны значимых других, ригидное стремление к получению
помощи и поддержки на фоне постоянного ощущения себя как беспомощ-
ного и слабого независимо от конкретной ситуации. Неуверенность в
себе, несамодостаточность, чувство беспомощности, тревога по пово-
ду возможного отвержения и одиночества.
Средний уровень дисфункционального отделения.
Умеренно выраженная способность развивать социальные связи,
устанавливать тесные отношения привязанности. Некоторая тенденция
к уклонению от близких отношений с другими людьми. Средняя степень
убежденности в преимуществе независимости и самодостаточности в
сравнении с близостью и привязанностью.
Низкий уровень нормативной зависимости.
Низкий уровень способности обращаться за помощью по мере воз-
никновения объективной необходимости. Слабо выраженное умение ус-
танавливать долговременные эмоциональные отношения. Чувство неко-
торой неуверенности и опасности в межличных отношениях.
|