МЕТОДИКА:
Родительская анкета для оценки травматических переживаний детей
(Малкина-Пых И.Г.).
Анкета для родителей была составлена на основе анкеты для изучения
стрессовых реакций у детей (Child Stress Reaction Checklist - National
CenterforPTSD, Boston VAMC; Boston University School of Medicine (Shriners
Burn Institute) Harvard Medical School; National Center for PTSD, White
River Junction, VM).
Под посттравматическими стрессовыми расстройствами (PTSD - Post trau-
matic stress disorder) в настоящее время понимаются психологические и ме-
дицинские последствия воздействий на человека психогенных факторов, свя-
занных с витальной угрозой, которые объединяют группу нервно-психических
расстройств, характеризуемых главным образом преобладанием проявлений нев-
ротического уровня нарушений и поведенческих реакций.
Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР), как отсроченные
реакции, развиваются, как правило, у людей, перенесших реальную витальную
угрозу (угрозу жизни и здоровью), как-то: участвовавших в локальных войнах
и вооруженных конфликтах, находившихся в очагах экологических и техноген-
ных катастроф, перенесших сексуальные насилия и бандитские нападения и др.
С определенными оговорками ПТСР можно также считать проявлениями рас-
стройств адаптации у лиц, пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
Критерии посттравматического стрессового расстройства по DSM-IV:
А. Индивид находился под воздействием травмирующего события, причем
должны выполняться оба приведенных ниже пункта:
1. Индивид был участником, свидетелем либо столкнулся с событием (со-
бытиями), которые включают смерть, или угрозу смерти, или угрозу серьезных
повреждений, или угрозу физической целостности других людей (либо соб-
ственной).
2. Реакция индивида включает интенсивный страх, беспомощность или
ужас.
Примечание: у детей реакция может замещаться ажитирующим или дезорга-
низованным поведением.
B. Травматическое событие настойчиво повторяется в переживании одним
(или более) из следующих способов.
1. Повторяющееся и навязчивое воспроизведение события, соответствую-
щих образов, мыслей и восприятий, вызывающее тяжелые эмоциональные пережи-
вания.
Примечание: у маленьких детей может появиться постоянно повторяющаяся
игра, в которой проявляются темы или аспекты травмы.
2. Повторяющиеся тяжелые сны о событии.
Примечание: у детей могут возникать ночные кошмары, содержание кото-
рых недоступно.
3. Такие действия или ощущения, как если бы травматическое событие
происходило вновь (включает ощущения "оживания" опыта, иллюзии, галлюцина-
ции и диссоциативные эпизоды - флэшбэк-эффекты, в том числе те, которые
появляются в состоянии интоксикации или в просоночном состоянии).
Примечание: у детей может появляться специфичное для травмы повторяю-
щееся поведение.
4. Интенсивные тяжелые переживания, которые были вызваны внешней или
внутренней ситуацией, напоминающей о травматических событиях или символи-
зирующей их.
5. Физиологическая реактивность в ситуациях, которые внешне или внут-
ренне символизируют аспекты травматического события.
C. Постоянное избегание стимулов, связанных с травмой, и "оцепенение"
(numbing) - блокировка эмоциональных реакций, (не наблюдалось до травмы).
Определяется по наличию трех (или более) из перечисленных ниже особеннос-
тей.
1. Усилия по избеганию мыслей, чувств или разговоров, связанных с
травмой.
2. Усилия по избеганию действий, мест или людей, которые пробуждают
воспоминания о травме.
3. Неспособность вспомнить о важных аспектах травмы (психогенная ам-
незия).
4. Заметно сниженный интерес или участие в ранее значимых видах дея-
тельности.
5. Чувство отстраненности или отделейности от остальных людей.
6. Сниженная выраженность аффекта (неспособность, например, к чувству
любви).
7. Чувство отсутствия перспективы в будущем (например, отсутствие
ожиданий по поводу карьеры, женитьбы, рождения детей, жизни на долгие го-
ды).
D. Постоянные симптомы возрастающего возбуждения (которые не наблюда-
лись до травмы). Определяются по наличию по крайней мере двух из нижепере-
численных симптомов.
1. Трудности с засыпанием или плохой сон (ранние пробуждения).
2. Раздражительность или вспышки гнева.
3. Затруднения с сосредоточением внимания.
4. Повышенный уровень настороженности, сверхбдительность, состояние
постоянного ожидания угрозы.
5. Гипертрофированная реакция испуга.
E. Длительность протекания расстройства (симптомы в критериях В, С и
D) более чем 1 месяц.
F. Расстройство вызывает клинически значимое тяжелое эмоциональное
состояние или нарушения в социальной, профессиональной или других важных
сферах жизнедеятельности.
Анкета предлагается родителям для самостоятельного заполнения и поэ-
тому содержит необходимые инструкции.
Порядок проведения.
Перед началом исследования с родителями проводится беседа, основная
цель которой - мотивировать родителей на ответственное и точное заполнение
анкеты.
Далее каждому родителю выдается пакет, в котором содержится подробная
инструкция о порядке заполнения анкеты, собственно анкета и карточка с те-
лефонами, по которым они могут задать необходимые вопросы. На другой сто-
роне этой карточки - напоминание о том, что вся полученная от родителей
информация конфиденциальна и не будет разглашаться.
Анкета состоит из трех частей:
1. Биографические данные.
Эта часть содержит необходимый минимум данных о ребенке: Ф.И.О., воз-
раст, пол. Здесь же отмечается, кто именно из родителей или опекунов за-
полнял анкету.
2. Скрининг.
Эта часть направлена на определение типа травмы и возраста травмати-
зации ребенка. Родителям предлагается отметить в списке возможных травма-
тические ситуации, пережитые ребенком, и его возраст во время травмы.
Дается следующая инструкция:
"Возможно, ваш ребенок пережил какое-либо событие, которое могло тра-
вмировать его психику. Пожалуйста, отметьте галочкой каждое из событий (и
напишите возраст вашего ребенка во время каждого из случаев) в списке,
приведенном ниже".
Затем приводится список возможных травматических ситуаций.
3. Утверждения. Эта часть состоит из двух таблиц, перед заполнением
которых дается инструкция:
"Пожалуйста, отметьте в следующем списке (поставьте крестики в соот-
ветствующие столбцы), насколько характерны данные чувства или подобное по-
ведение для вашего ребенка. Если ребенок пережил несколько травмирующих
случаев, то отвечайте о наиболее тяжелом из них".
Первая таблица содержит 5 вопросов, касающихся непосредственной ре-
акции на травматическую ситуацию - критерий А. Перед таблицей уточняется,
что речь идет о поведении ребенка непосредственно после травмы.
Затем следует вторая таблица из 30 вопросов, относящихся к четырем
шкалам (навязчивое воспроизведение, избегание действий, мыслей, мест и лю-
дей, напоминающих о травматическом событии, возросшая возбудимость и нару-
шения функционирования), которые соответствуют критериям В, С, D и F шкалы
для клинической диагностики ПТСР DSM-IV, соответственно. Эти вопросы опи-
сывают поведение ребенка в течение последнего месяца. Вопросы, относящиеся
к одному и тому же критерию, были разнесены для большей достоверности ре-
зультатов.
Обе таблицы содержат по три варианта ответов:
"да",
"нет",
"скорее да".
Такое смешение вариантов ответов было использовано для того, чтобы
уравновесить стремление родителей предоставить социальное желаемое описа-
ние ребенка, отвечая отрицательно на большинство вопросов. Ответ же "ско-
рее да" не является слишком категоричным и более охотно используется роди-
телями.
Опросник состоит из 5 + 30 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
Примечание к компьютерной версии.
Автоматическая интерпретация результатов тестирования основана
на следующих условных критериях выраженных в процентах:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Родительская анкета для оценки травматических
переживаний детей.
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Структура тестовых показателей:
A ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████────────────────╢>
B ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████████────────╢>
C ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓──────────────────────────────╢>
D ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████──────────────────╢>
F ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████████───────╢>
<──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>
Диагностическая шкала:
ПC ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███───────────────────╢>
<──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>
Tестовые показатели:
1. Критерий А (немедленное реагирование) - A = 7 70%
2. Критерий В (навязчивое воспроизведение) - B = 12 86%
3. Критерий С (избегание) - C = 11 42%
4. Критерий D (возросшая возбудимость) - D = 8 67%
5. Критерий F (нарушения функционирования) - F = 7 88%
-----------------------------------------------------------
Общий уровень посттравматических симптомов - ПС = 38 63%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Критерии посттравматического стрессового расстройства:
А. Ребенок находился под воздействием травмирующего события.
Тестовый показатель: повышенный.
B. Травматическое событие настойчиво повторяется в пережива-
нии.
Тестовый показатель: высокий.
C. Постоянное избегание стимулов, связанных с травмой, и
"оцепенение" - блокировка эмоциональных реакций, (не наблюдалось
до травмы).
Тестовый показатель: средний.
D. Постоянные симптомы возрастающего возбуждения (которые не
наблюдались до травмы).
Тестовый показатель: повышенный.
F. Расстройство вызывает клинически значимое тяжелое эмоцио-
нальное состояние или нарушения в социальной, профессиональной или
других важных сферах жизнедеятельности.
Тестовый показатель: высокий.
Общий уровень посттравматических симптомов: пониженный.
|