МЕТОДИКА:                                  
       Родительская анкета для оценки травматических переживаний детей      
                            (Малкина-Пых И.Г.).                             
 
      Анкета для родителей была составлена на основе  анкеты  для  изучения 
 стрессовых реакций у детей  (Child  Stress  Reaction  Checklist - National 
 CenterforPTSD, Boston VAMC; Boston University School of Medicine (Shriners 
 Burn Institute) Harvard Medical School; National Center  for  PTSD,  White 
 River Junction, VM).                                                       
 
      Под посттравматическими стрессовыми расстройствами (PTSD - Post trau- 
 matic stress disorder) в настоящее время понимаются психологические и  ме- 
 дицинские последствия воздействий на человека психогенных  факторов,  свя- 
 занных с витальной угрозой, которые объединяют  группу  нервно-психических 
 расстройств, характеризуемых главным образом преобладанием проявлений нев- 
 ротического уровня нарушений и поведенческих реакций.                      
      Посттравматические стрессовые расстройства  (ПТСР),  как  отсроченные 
 реакции, развиваются, как правило, у людей, перенесших реальную  витальную 
 угрозу (угрозу жизни и здоровью), как-то: участвовавших в локальных войнах 
 и вооруженных конфликтах, находившихся в очагах экологических и  техноген- 
 ных катастроф, перенесших сексуальные насилия и бандитские нападения и др. 
 С определенными оговорками ПТСР  можно  также  считать  проявлениями  рас- 
 стройств адаптации у лиц, пострадавших в чрезвычайных ситуациях.           
 
      Критерии посттравматического стрессового расстройства по DSM-IV:      
 
      А. Индивид находился под воздействием травмирующего  события,  причем 
 должны выполняться оба приведенных ниже пункта:                            
      1. Индивид был участником, свидетелем либо столкнулся с событием (со- 
 бытиями), которые включают смерть, или угрозу смерти, или угрозу серьезных 
 повреждений, или угрозу физической целостности  других  людей  (либо  соб- 
 ственной).                                                                 
      2. Реакция индивида включает  интенсивный  страх,  беспомощность  или 
 ужас.                                                                      
      Примечание: у детей реакция может замещаться ажитирующим или дезорга- 
 низованным поведением.                                                     
 
      B. Травматическое событие настойчиво повторяется в переживании  одним 
 (или более) из следующих способов.                                         
      1. Повторяющееся и навязчивое воспроизведение события,  соответствую- 
 щих образов, мыслей и восприятий, вызывающее тяжелые эмоциональные пережи- 
 вания.                                                                     
      Примечание: у маленьких детей может появиться постоянно повторяющаяся 
 игра, в которой проявляются темы или аспекты травмы.                       
      2. Повторяющиеся тяжелые сны о событии.                               
      Примечание: у детей могут возникать ночные кошмары, содержание  кото- 
 рых недоступно.                                                            
      3. Такие действия или ощущения, как если  бы  травматическое  событие 
 происходило вновь (включает ощущения "оживания" опыта, иллюзии, галлюцина- 
 ции и диссоциативные эпизоды - флэшбэк-эффекты, в том  числе  те,  которые 
 появляются в состоянии интоксикации или в просоночном состоянии).          
      Примечание: у детей может появляться специфичное для травмы повторяю- 
 щееся поведение.                                                           
      4. Интенсивные тяжелые переживания, которые были вызваны внешней  или 
 внутренней ситуацией, напоминающей о травматических событиях или  символи- 
 зирующей их.                                                               
      5. Физиологическая реактивность в ситуациях, которые внешне или внут- 
 ренне символизируют аспекты травматического события.                       
 
      C. Постоянное избегание стимулов, связанных с травмой, и "оцепенение" 
 (numbing) - блокировка эмоциональных реакций, (не наблюдалось до  травмы). 
 Определяется по наличию трех (или более) из перечисленных ниже  особеннос- 
 тей.                                                                       
      1. Усилия по избеганию мыслей, чувств  или  разговоров,  связанных  с 
 травмой.                                                                   
      2. Усилия по избеганию действий, мест или людей,  которые  пробуждают 
 воспоминания о травме.                                                     
      3. Неспособность вспомнить о важных аспектах травмы (психогенная  ам- 
 незия).                                                                    
      4. Заметно сниженный интерес или участие в ранее значимых видах  дея- 
 тельности.                                                                 
      5. Чувство отстраненности или отделейности от остальных людей.        
      6. Сниженная выраженность аффекта (неспособность, например, к чувству 
 любви).                                                                    
      7. Чувство отсутствия перспективы  в  будущем  (например,  отсутствие 
 ожиданий по поводу карьеры, женитьбы, рождения детей, жизни на долгие  го- 
 ды).                                                                       
 
      D. Постоянные симптомы возрастающего возбуждения (которые не наблюда- 
 лись до травмы). Определяются по наличию по крайней мере двух из нижепере- 
 численных симптомов.                                                       
      1. Трудности с засыпанием или плохой сон (ранние пробуждения).        
      2. Раздражительность или вспышки гнева.                               
      3. Затруднения с сосредоточением внимания.                            
      4. Повышенный уровень настороженности,  сверхбдительность,  состояние 
 постоянного ожидания угрозы.                                               
      5. Гипертрофированная реакция испуга.                                 
 
      E. Длительность протекания расстройства (симптомы в критериях В, С  и 
 D) более чем 1 месяц.                                                      
 
      F. Расстройство вызывает клинически  значимое  тяжелое  эмоциональное 
 состояние или нарушения в социальной, профессиональной или  других  важных 
 сферах жизнедеятельности.                                                  
 
      Анкета предлагается родителям для самостоятельного заполнения и  поэ- 
 тому содержит необходимые инструкции.                                      
 
      Порядок проведения.                                                   
      Перед началом исследования с родителями проводится  беседа,  основная 
 цель которой - мотивировать родителей на ответственное и точное заполнение 
 анкеты.                                                                    
      Далее каждому родителю выдается пакет, в котором содержится подробная 
 инструкция о порядке заполнения анкеты, собственно анкета и карточка с те- 
 лефонами, по которым они могут задать необходимые вопросы. На другой  сто- 
 роне этой карточки - напоминание о том, что вся полученная  от  родителей  
 информация конфиденциальна и не будет разглашаться.                        
 
      Анкета состоит из трех частей:                                        
 
      1. Биографические данные.                                             
      Эта часть содержит необходимый минимум данных о ребенке: Ф.И.О., воз- 
 раст, пол. Здесь же отмечается, кто именно из родителей или  опекунов  за- 
 полнял анкету.                                                             
 
      2. Скрининг.                                                          
      Эта часть направлена на определение типа травмы и возраста  травмати- 
 зации ребенка. Родителям предлагается отметить в списке возможных  травма- 
 тические ситуации, пережитые ребенком, и его возраст во время травмы.      
      Дается следующая инструкция:                                          
      "Возможно, ваш ребенок пережил какое-либо событие, которое могло тра- 
 вмировать его психику. Пожалуйста, отметьте галочкой каждое из событий  (и 
 напишите возраст вашего ребенка во время каждого из случаев) в списке,     
 приведенном ниже".                                                         
      Затем приводится список возможных травматических ситуаций.            
 
      3. Утверждения. Эта часть состоит из двух таблиц,  перед  заполнением 
 которых дается инструкция:                                                 
      "Пожалуйста, отметьте в следующем списке (поставьте крестики в  соот- 
 ветствующие столбцы), насколько характерны данные чувства или подобное по- 
 ведение для вашего ребенка. Если ребенок  пережил  несколько  травмирующих 
 случаев, то отвечайте о наиболее тяжелом из них".                          
       Первая таблица содержит 5 вопросов, касающихся непосредственной  ре- 
 акции на травматическую ситуацию - критерий А. Перед таблицей уточняется,  
 что речь идет о поведении ребенка непосредственно после травмы.            
       Затем следует вторая таблица из 30 вопросов, относящихся  к  четырем 
 шкалам (навязчивое воспроизведение, избегание действий, мыслей, мест и лю- 
 дей, напоминающих о травматическом событии, возросшая возбудимость и нару- 
 шения функционирования), которые соответствуют критериям В, С, D и F шкалы 
 для клинической диагностики ПТСР DSM-IV, соответственно. Эти вопросы  опи- 
 сывают поведение ребенка в течение последнего месяца. Вопросы, относящиеся 
 к одному и тому же критерию, были разнесены для большей достоверности  ре- 
 зультатов.                                                                 
      Обе таблицы содержат по три варианта ответов:                         
      "да",                                                                 
      "нет",                                                                
      "скорее да".                                                          
      Такое смешение вариантов ответов было использовано  для  того,  чтобы 
 уравновесить стремление родителей предоставить социальное желаемое  описа- 
 ние ребенка, отвечая отрицательно на большинство вопросов. Ответ же  "ско- 
 рее да" не является слишком категоричным и более охотно используется роди- 
 телями.                                                                    
 
      Опросник состоит из 5 + 30 вопросов.                                  
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Автоматическая интерпретация результатов  тестирования  основана      
 на следующих условных критериях выраженных в процентах:                    
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Родительская анкета для оценки травматических                    
           переживаний детей.                                               
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                   Структура тестовых показателей:                          
 
     A ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████────────────────╢>              
 
     B ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████████────────╢>              
 
     C ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓──────────────────────────────╢>              
 
     D ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████──────────────────╢>              
 
     F ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████████───────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>                 
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
    ПC ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███───────────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
    1. Критерий А (немедленное реагирование)    - A  =   7  70%             
    2. Критерий В (навязчивое воспроизведение)  - B  =  12  86%             
    3. Критерий С (избегание)                   - C  =  11  42%             
    4. Критерий D (возросшая возбудимость)      - D  =   8  67%             
    5. Критерий F (нарушения функционирования)  - F  =   7  88%             
    -----------------------------------------------------------             
     Общий уровень посттравматических симптомов - ПС =  38  63%             
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Критерии посттравматического стрессового расстройства:                
 
      А. Ребенок находился под воздействием травмирующего события.          
      Тестовый показатель: повышенный.                                      
 
      B. Травматическое событие настойчиво повторяется в  пережива-         
 нии.                                                                       
      Тестовый показатель: высокий.                                         
 
      C. Постоянное избегание  стимулов,  связанных  с  травмой,  и         
 "оцепенение" - блокировка эмоциональных реакций,  (не  наблюдалось         
 до травмы).                                                                
      Тестовый показатель: средний.                                         
 
      D. Постоянные симптомы возрастающего возбуждения (которые не          
 наблюдались до травмы).                                                    
      Тестовый показатель: повышенный.                                      
 
      F. Расстройство вызывает клинически значимое тяжелое эмоцио-          
 нальное состояние или нарушения в социальной, профессиональной или         
 других важных сферах жизнедеятельности.                                    
      Тестовый показатель: высокий.                                         
 
      Общий уровень посттравматических симптомов: пониженный.