МЕТОДИКА:                                  
           Методика экспертной оценки невербальной коммуникации             
                             (Кузнецова А.М.).                              
 
      Психологи традиционно выделяют в структуре процесса общения 2  уровня 
 коммуникации - вербальный и невербальный.  Последний  рассматривается  как 
 важнейшая составляющая данного процесса. К сфере невербального общения от- 
 носятся жесты, мимика и другие двигательные проявления людей, их простран- 
 ственное расположение относительно друг друга, использование голоса и  ин- 
 тонации, общее время взаимодействия и оформление своей внешности.          
      Важное значение имеют ольфакторные и тактильные проявления участников 
 коммуникации. Ю. Н. Емельянов отмечает, что эти коды выступают  средствами 
 общения и межличностных отношений.                                         
      Основными характеристиками невербальных средств общения являются дви- 
 жение, пространство и время. Физическая организация, строение  и  динамика 
 тела образуют так называемый язык тела. Подструктурами последнего являются 
 кинесика, такесика, просодика и экстралингвистика.  К  кинесике  относится 
 весь диапазон зрительно воспринимаемых и коммуникативно значимых  движений 
 человеческого тела. Важным компонентом  языка  тела  является  статическая 
 экспрессия, основанная на физических характеристиках внешнего облика чело- 
 века и особенностях оформления внешности.                                  
      Характеристики голоса являются важными средствами общения. К ним  от- 
 носятся просодические и экстралингвистические явления. Просодика  включает 
 ритмико-интонационные стороны речи: темп, тембр, высоту, громкость голоса, 
 фазовое и лексическое ударение, акцент. Экстралингвистика - это  включение 
 в речь пауз, покашливаний, плача, смеха, вздохов и т. п. Совокупность так- 
 тильных проявлений человека в процессе коммуникации (прикосновения,  руко- 
 пожатия, похлопывания, объятия, поцелуи и др.) образует еще одну подструк- 
 туру невербальных средств общения - такесику.                              
      Предлагаемая методика  экспертной  оценки  невербальной  коммуникации 
 разработана А. М. Кузнецовой. Несколько экспертов (предполагается в их ка- 
 честве привлекать одного из родителей, друга и самого оцениваемого) с  по- 
 мощью приведенного опросника оценивают невербальные  проявления  человека. 
 Каждый вопрос имеет 4 варианта ответа, и  каждому  варианту  приписывается 
 определенный балл (от 1 до 4). Методика дает возможность диагностировать 3 
 параметра невербального общения.                                           
 
      Подсчет результатов                                                   
      1. Общая оценка невербального репертуара человека с точки зрения  его 
 разнообразия, гармоничности, дифференцированности -  вопросы  1, 5, 8, 12, 
 15, 17.                                                                    
      2. Чувствительность, сензитивность человека к невербальному поведению 
 другого (эксперта-наблюдателя), способность к  адекватной  идентификации - 
 вопросы 2, 4, 7, 11, 14, 18, 20.                                           
      3. Способность к управлению своим невербальным репертуаром  адекватно 
 цели и ситуации общения - вопросы 3, 6, 9, 10, 13, 16, 19.                 
      Уровень развития каждой из  описанных  способностей  вычисляется  как 
 сумма баллов за ответы на соответствующие вопросы (за ответы на вопросы 5, 
 8, 12, 19 полученные баллы вычитаются из общей суммы по каждому из 3 пара- 
 метров).                                                                   
      Количественные оценки каждого из трех параметров могут варьировать:   
      1 шкала - от -9 до +9 баллов;                                         
      2 шкала - от 7 до 28 баллов;                                          
      3 шкала - 2 до 23 баллов;                                             
      Суммарная оценка - 0 до 60 баллов.                                    
      Различная размерность шкал в авторском варианте затрудняет  графичес- 
 кую и количественную оценки 3 параметров методики, особенно их сравнитель- 
 ную характеристику. Поэтому в данной компьютерной версии за ответы на воп- 
 росы 5, 8, 12, 19 начисляется  балл  имеющий  обратную  последовательность 
 оценок, т.е. не от 1 до 4, а от 4 до 1. Таким  образом,  "сырые"  значения 
 шкал могут могут варьировать в диапазоне:                                  
      1 шкала - от 6 до 24 баллов;                                          
      2 шкала - от 7 до 28 баллов;                                          
      3 шкала - от 7 до 28 баллов;                                          
      Суммарная оценка - 20 до 80 баллов.                                   
      Далее "сырые" оценки переводятся в процентные оценки  таким  образом, 
 чтобы минимальному значению по шкалам и общей оценке  соответствал  0%,  а 
 максимальному 100%. Например, оценка "6" по 1 шкале будет  соответствовать 
 0%.                                                                        
 
      Для каждого испытуемого получают оценки трех экспертов,  включая  его 
 самого. По каждому оцениваемому параметру находится среднее арифметическое 
 значение 3 экспертных оценок. Эти оценки  рассматриваются  как  показатели 
 уровня развития каждой из 3 выше описанных способностей субъекта к  невер- 
 бальной коммуникации. На основе суммарных оценок по 3 анализируемым  пара- 
 метрам определяется общий показатель уровня развития  перцептивно-коммуни- 
 кативных возможностей человека.                                            
 
      Количественные градации оценок результатов тестирования в данной ком- 
 пьютерной версии соответствуют следующим условным критериям  выраженным  в 
 процентах:                                                                 
      крайне низкие      0                                                  
      низкие            1-20                                                
      пониженные       21-40                                                
      средние          41-60                                                
      повышенные       61-80                                                
      высокие          81-99                                                
      крайне высокие    100                                                 
 
      Далее проводится качественный анализ структуры невербальной  коммуни- 
 кации тестируемого.                                                        
 
      Примечание к компьютерной версии: после окончания тестирования каждо- 
 го из 3 экспертов (включая самого тестируемого) в  Windows-оболочке  прог- 
 раммы нажмите клавишу "Последний отчет - статистика" и запишите результаты 
 в новый файл статистики, который  необходимо  создать  после  тестирования 
 первого эксперта. После окончания тестирования всех экспертов нажмите кла- 
 вишу "Статистика", откройте данный файл и проведите необходимый  статисти- 
 ческий анализ.                                                             
 
      Опросник состоит из 20 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ----                                     
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Экспертная оценка невербальной коммуникации.                     
 Ф.И.О: __________________                                                  
 Доп. данные: ____________                                                  
 
 
             Диаграмма структуры невербального поведения:                   
 
     ОНР ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████─────────────────╢>            
 
     СНП ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓─────────────────────────╢>            
 
     УНР ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓─────────────────────────────╢>            
 
           <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>               
 
 
                 Шкала интегральной экспертной оценки:                      
 
     ОНК ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓────────────────────────╢>            
 
           <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>               
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
  Общая оценка невербального репертуара            - ОНР = 18  67%          
  Сензитивность к невербальному поведению другого  - СНП = 18  52%          
  Способность к адекватному управлению                                      
                    своим невербальным репертуаром - УНР = 16  43%          
  ----------------------------------------------------------------          
  Интегральная оценка невербальной коммуникации    - ОНК = 52  53%          
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Повышенная общая оценка невербального репертуара  человека         
 с точки зрения его разнообразия,  гармоничности,  дифференцирован-         
 ности.                                                                     
 
      2. Средняя чувствительность, сензитивность человека к  невер-         
 бальному поведению другого (эксперта-наблюдателя); средне выражен-         
 ная способность к адекватной идентификации.                                
 
      3. Средне выраженная способность к  управлению  своим  невер-         
 бальным репертуаром адекватно цели и ситуации общения.                     
 
                          Общий показатель                                  
 уровня развития перцептивно-коммуникативных возможностей человека:         
                               средний.