МЕТОДИКА:
Исследование распределения внимания
(тест отыскания чисел).
Методика предназначена для исследования распределения внимания.
Используется бланк с 25 клетками, на котором в случайном порядке на-
несены числа от 1 до 40 (15 чисел пропущено). Могут использоваться инди-
видуальные бланки размером 7х7 см. Применяются также бланки с числами от 1
до 70 и др.
Перед обследуемым ставится задача - записывать на контрольном листе в
порядке очередности числа, которых нет на бланке (пропуск отсутствующего
числа считается ошибкой). Время для работы с бланком "1-40" - 1,5 мин (с
бланками "1-70" - 4 мин).
Инструкция (для бланка "1-40"):
"Перед вами бланк, на котором числа от 1 до 40. Всего на таблице 25
чисел, значит, 15 (от 40) пропущено. Вам надо отыскивать по порядку числа
на таблице в течение 1,5 мин. На контрольном листке перед вами ряд чисел
от 1 до 40. Если вы не найдете какое-либо число на таблице - вычеркните
его в контрольном листке. Исправления не допускаются".
Инструкция перед выполнением второго задания:
"Будете выполнять точно такое же задание, только по другой таблице, и
вам ставится задача непременно улучшить результат. Если у вас недостаточ-
ная эмоциональная устойчивость, чем больше будете стараться, тем хуже по-
лучится. Постарайтесь взять себя в руки! Приготовиться! Начали! (Включить
секундомер.) Через 1,5 мин - команда "Стоп!".
Примечания к компьютерной версии:
1. В качестве стимульного материала предлагаются таблицы на экране
монитора.
Стимульный материал встроенных таблиц составлен из т.н. "псевдографи-
ческих" символов кодовой таблицы компьютера, что позволяет создавать опре-
деленный уровень "зашумления" стимульного материала. Таким образом, труд-
ность распознавания чисел в данном варианте является несколько более высо-
кой, чем в классическом варианте.
Размеры встроенных таблиц зависят от физического размера экрана мони-
тора (от 14" до 22" и больше), а также соотношения сторон монитора (4:3
или 16:9).
При тестировании в операционной системе Windows XP рекомендуется пе-
реходить в полноэкранный режим (сочетание клавиш "Alt"+"Enter"), а после
окончания тестирования в оконный режим (сочетание тех же клавиш). В опера-
ционной системе Windows Vista полноэкранный режим больше не поддерживает-
ся.
На результаты тестирования также влияет цвет символов и фона (изменя-
ется в DOS-програме опцией "Цвет").
Таким образом, данный вариант является модифицированной тестовой ме-
тодикой и требует предварительного исследования статистических показателей
результатов тестирования группы нормы, полученных на конкретной выборке
пользователя программы и конкретном мониторе.
2. Фиксация результатов тестирования.
А. Использование MS-Mouse для фиксации ответов испытуемого.
Испытуемый находит очередное отсутствующее число, передвигает курсор
MS-Mouse на это число в правой стороне таблицы и нажимает левую клавишу
"мышки".
Б. Использование клавиш курсора для фиксации ответов испытуемого.
С помощью клавиш направления курсора испытуемый устанавливает мигаю-
щий на число в правой стороне таблицы и нажимает клавишу "Enter".
3. В связи с тем, что результаты тестирования в данном варианте в оп-
ределенной степени зависят от индивидуальных навыков испытуемого в работе
с компьютером, рекомендуется следующая форма тестирования. Испытумый толь-
ко называет отсутствующее число, а психолог отмечает его на мониторе в по-
мощью MS-Mouse.
4. Время предъявления стимульного материала в данном варианте может
изменяться от 1,5 мин. до 5,5 мин. в зависимости от размера таблицы на эк-
ране монитора и целей исследования. Количество последовательно предъявляе-
мых таблиц также может быть различным - от 1 до 5.
Автоматическая интерпретация данных тестирования не предусмотрена.
Анализ результатов производится психологом.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Исследование распределения внимания
(тест отыскания чисел).
Ф.И.О: ______________________
Доп. данные: ________________
Диаграмма.
T1 ╟─██████████████████████████████─╢>
T2 ╟─██████████████████████████─────╢>
T3 ╟─████████████████████████████───╢>
T4 ╟─████████████████████████████───╢>
T5 ╟─██████████████████████████████─╢>
Тестовые показатели:
+ -
T1 = 15 1
T2 = 13 0
T3 = 14 0
T4 = 14 0
T5 = 15 0
|