МЕТОДИКА:
Определение типов мышления и уровня креативности
(Дж. Брунер).
Методика предназначена для диагностики типов мышления и уровня креа-
тивности (творческих способностей), позволяет определить базовый тип мыш-
ления и измерить уровень креативности у взрослых.
Мышление - это индивидуальный способ переработки поступающей информа-
ции, форма психического отражения человеком действительности.
Выделяют 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфи-
ческими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое
мышление.
Джером Брунер рассматривал мышление как перевод с одного языка на
другой.
Таким образом, при четырех базовых языках возникает шесть вариантов
перевода:
предметно-образный (практический),
предметно-знаковый (гуманитарный),
предметно-символический (операторный),
образно-знаковый (художественный),
образно-символический (технический),
знаково-символический (теоретический).
Выделяются следующие факторы мышления:
практичность - теоретичность;
гуманитарность - техничность;
художественность - операторность;
конкретность - абстрактность.
Интерпретация результатов.
Уровень креативности и базового типа мышления разбивается на три ин-
тервала:
низкий уровень (от 0 до 5 баллов);
средний уровень (от 6 до 9 баллов);
высокий уровень (от 10 до 15 баллов).
Предметное мышление.
Люди с практическим складом ума предпочитают предметное мышление, для
которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и време-
ни, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий,
последовательное выполнение операций. Существуют физические ограничения на
преобразование. Результатом такого типа мышления становится мысль, вопло-
щенная в новой конструкции.
Символическое мышление.
Люди с математическим складом ума отдают предпочтение символическому
мышлению, когда происходит преобразование информации с помощью правил вы-
вода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и опе-
раций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул,
фиксирующих существенные отношения между символами.
Знаковое мышление.
Личности с гуманитарным складом ума предпочитают знаковое мышление.
Оно характеризуется преобразованием информации с помощью умозаключений.
Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики.
Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего
существенные отношения между обозначаемыми предметами.
Образное мышление.
Люди с художественным складом ума предпочитают образный тип мышления.
Это отделение от предмета в пространстве и времени, осуществление преобра-
зования информации с помощью действий с образами. Нет физических ограниче-
ний на преобразование. Операции могут осуществляться как последовательно,
так и одновременно. Результатом служит мысль, воплощенная в новом образе.
Креативность - творческие способности человека, характеризующиеся го-
товностью к созданию принципиально новых идей. По мнению П. Торренса, кре-
ативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефи-
циту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем,
по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению
гипотез, по формулированию результата решения. Для развития творческого
мышления используются обучающие ситуации, которые характеризуются незавер-
шенностью или открытостью для включения новых элементов, поощряется к фор-
мулировка множества вопросов.
Опросник состоит из 75 вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Определение типов мышления и уровня креативности.
Ф.И.О:_________________________
Доп. данные:___________________
Диаграмма.
Пр ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────────╢>
См ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────╢>
Зн ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒──────────────────────────────────────╢>
Об ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███──────────────────╢>
Кр ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████───────────╢>
<──────[-]─────><────[=]─────><────────[+]───────>
Tестовые показатели:
1. Предметное мышление - Пр = 3 20%
2. Символическое мышление - См = 9 60%
3. Знаковое мышление - Зн = 4 27%
4. Образное мышление - Об = 10 67%
5. Креативность - Кр = 12 80%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Предметное мышление.
Низкий уровень практического склада ума, для которого харак-
терны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, осу-
ществление преобразования информации с помощью предметных дейст-
вий, последовательное выполнение операций в результате чего форми-
руется мысль, воплощенная в новой конструкции.
Символическое мышление.
Средний уровень математического склада, когда происходит пре-
образование информации с помощью правил вывода (в частности, алге-
браических правил или арифметических знаков и операций) результа-
там которого является мысль, выраженная в виде структур и формул,
фиксирующих существенные отношения между символами.
Знаковое мышление.
Низкий уровень гуманитарного склада ума, которое характери-
зуется преобразованием информации с помощью умозаключений, объе-
динением знаков в более крупные единицы по правилам единой грам-
матики в результате чего формируется мысль в форме понятия или
высказывания, фиксирующего существенные отношения между обознача-
емыми предметами.
Образное мышление: высокий уровень развития.
Люди с художественным складом ума предпочитают образный тип
мышления. Это отделение от предмета в пространстве и времени, осу-
ществление преобразования информации с помощью действий с образа-
ми. Нет физических ограничений на преобразование. Операции могут
осуществляться как последовательно, так и одновременно. Результа-
том служит мысль, воплощенная в новом образе.
Креативность: высокий уровень развития.
Выраженные творческие способности человека, характеризующие-
ся готовностью к созданию принципиально новых идей. Повышенная
чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости зна-
ний, стремление к действиям по определению этих проблем, по поиску
их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению
гипотез, по формулированию результата решения. Для развития твор-
ческого мышления используются обучающие ситуации, которые характе-
ризуются незавершенностью или открытостью для включения новых эле-
ментов, поощряется к формулировка множества вопросов.
|