МЕТОДИКА:                                  
              Определение типов мышления и уровня креативности              
                               (Дж. Брунер).                                
 
      Методика предназначена для диагностики типов мышления и уровня  креа- 
 тивности (творческих способностей), позволяет определить базовый тип  мыш- 
 ления и измерить уровень креативности у взрослых.                          
      Мышление - это индивидуальный способ переработки поступающей информа- 
 ции, форма психического отражения человеком действительности.              
      Выделяют 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфи- 
 ческими характеристиками: предметное, образное, знаковое  и  символическое  
 мышление.                                                                  
      Джером Брунер рассматривал мышление как перевод  с  одного  языка  на 
 другой.                                                                    
      Таким образом, при четырех базовых языках возникает  шесть  вариантов 
 перевода:                                                                  
      предметно-образный (практический),                                    
      предметно-знаковый (гуманитарный),                                    
      предметно-символический (операторный),                                
      образно-знаковый (художественный),                                    
      образно-символический (технический),                                  
      знаково-символический (теоретический).                                
 
      Выделяются следующие факторы мышления:                                
      практичность - теоретичность;                                         
      гуманитарность - техничность;                                         
      художественность - операторность;                                     
      конкретность - абстрактность.                                         
 
      Интерпретация результатов.                                            
      Уровень креативности и базового типа мышления разбивается на три  ин- 
 тервала:                                                                   
      низкий уровень (от 0 до 5 баллов);                                    
      средний уровень (от 6 до 9 баллов);                                   
      высокий уровень (от 10 до 15 баллов).                                 
 
      Предметное мышление.                                                  
      Люди с практическим складом ума предпочитают предметное мышление, для 
 которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и  време- 
 ни, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, 
 последовательное выполнение операций. Существуют физические ограничения на 
 преобразование. Результатом такого типа мышления становится мысль,  вопло- 
 щенная в новой конструкции.                                                
 
      Символическое мышление.                                               
      Люди с математическим складом ума отдают предпочтение  символическому 
 мышлению, когда происходит преобразование информации с помощью правил  вы- 
 вода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и  опе- 
 раций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур  и  формул, 
 фиксирующих существенные отношения между символами.                        
 
      Знаковое мышление.                                                    
      Личности с гуманитарным складом ума предпочитают  знаковое  мышление. 
 Оно характеризуется преобразованием информации  с  помощью  умозаключений. 
 Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой  грамматики. 
 Результатом является мысль в форме понятия или высказывания,  фиксирующего  
 существенные отношения между обозначаемыми предметами.                     
 
      Образное мышление.                                                    
      Люди с художественным складом ума предпочитают образный тип мышления. 
 Это отделение от предмета в пространстве и времени, осуществление преобра- 
 зования информации с помощью действий с образами. Нет физических ограниче- 
 ний на преобразование. Операции могут осуществляться как  последовательно, 
 так и одновременно. Результатом служит мысль, воплощенная в новом образе.  
 
      Креативность - творческие способности человека, характеризующиеся го- 
 товностью к созданию принципиально новых идей. По мнению П. Торренса, кре- 
 ативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефи- 
 циту или противоречивости знаний, действия по  определению  этих  проблем,  
 по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению  
 гипотез, по формулированию результата решения.  Для  развития  творческого  
 мышления используются обучающие ситуации, которые характеризуются незавер- 
 шенностью или открытостью для включения новых элементов, поощряется к фор- 
 мулировка множества вопросов.                                              
 
      Опросник состоит из 75 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Определение типов мышления и уровня креативности.                
 Ф.И.О:_________________________                                            
 Доп. данные:___________________                                            
 
 
                             Диаграмма.                                     
 
    Пр ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────────╢>              
 
    См ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────╢>              
 
    Зн ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒──────────────────────────────────────╢>              
 
    Об ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███──────────────────╢>              
 
    Кр ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████───────────╢>              
 
         <──────[-]─────><────[=]─────><────────[+]───────>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
             1. Предметное мышление    -  Пр =  3  20%                      
             2. Символическое мышление -  См =  9  60%                      
             3. Знаковое мышление      -  Зн =  4  27%                      
             4. Образное мышление      -  Об = 10  67%                      
             5. Креативность           -  Кр = 12  80%                      
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Предметное мышление.                                                  
      Низкий уровень практического склада ума, для которого  харак-         
 терны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, осу-         
 ществление преобразования информации с помощью  предметных  дейст-         
 вий, последовательное выполнение операций в результате чего форми-         
 руется мысль, воплощенная в новой конструкции.                             
 
      Символическое мышление.                                               
      Средний уровень математического склада, когда происходит пре-         
 образование информации с помощью правил вывода (в частности, алге-         
 браических правил или арифметических знаков и операций)  результа-         
 там которого является мысль, выраженная в виде структур и  формул,         
 фиксирующих существенные отношения между символами.                        
 
      Знаковое мышление.                                                    
      Низкий уровень гуманитарного склада ума, которое  характери-          
 зуется преобразованием информации с помощью умозаключений,  объе-          
 динением знаков в более крупные единицы по правилам единой  грам-          
 матики в результате чего формируется мысль в  форме  понятия  или          
 высказывания, фиксирующего существенные отношения между обознача-          
 емыми предметами.                                                          
 
      Образное мышление: высокий уровень развития.                          
      Люди с художественным складом ума предпочитают  образный  тип         
 мышления. Это отделение от предмета в пространстве и времени, осу-         
 ществление преобразования информации с помощью действий с  образа-         
 ми. Нет физических ограничений на преобразование.  Операции  могут         
 осуществляться как последовательно, так и одновременно.  Результа-         
 том служит мысль, воплощенная в новом образе.                              
 
      Креативность: высокий уровень развития.                               
      Выраженные творческие способности человека,  характеризующие-         
 ся готовностью к созданию  принципиально  новых  идей.  Повышенная         
 чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости зна-         
 ний, стремление к действиям по определению этих проблем, по поиску         
 их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке  и  изменению         
 гипотез, по формулированию результата решения. Для развития  твор-         
 ческого мышления используются обучающие ситуации, которые характе-         
 ризуются незавершенностью или открытостью для включения новых эле-         
 ментов, поощряется к формулировка множества вопросов.