МЕТОДИКА:                                  
                          Тест личностных акцентуаций                       
                  (Модифицированный вариант методики ПДО)                   
                             (Дворщенко В.П.)                               
 
      Методика предназначена для диагностики  типов  акцентуации  характера 
 (типология П.Б. Ганнушкина, О.В. Кербикова, Е.Е. Сухаревой и А.Е. Личко) и 
 сопряженных с ними личностных особенностей подростков и юношей в  возрасте 
 14-20 лет, имеющих образование не ниже 8 классов средней  школы,  без  ум- 
 ственной отсталости (IQ>70) и грубой психопатологии, с положительной моти- 
 вацией на обследование. При обследовании лиц нерусской национальности име- 
 ет значение как степень владения русским языком, так и  осведомленность  в 
 плане культурно-этнической специфики русскоязычной популяции в России.     
      В качестве психодиагностического  этот  тест  может  применяться  при 
 профориентации, профконсультации и профотборе, при диагностике  личностных 
 расстройств и изменений личности в воспитательных, учебных, профилактичес- 
 ких, спортивных, военных, лечебных и пенитенциарных учреждениях.           
      Тест может быть использован медицинскими (клиническими), юридическими 
 и педагогическими психологами, психиатрами, а также врачами других  специ- 
 альностей, педагогами, психологами и социальными работниками,  получившими 
 специальную подготовку по медицинской психологии.                          
 
      Тест личностных акцентуаций (ЛА) является модифицированным  вариантом 
 патохарактерологического диагностического опросника (ПДО) для  подростков, 
 разработанного А.Е. Личко.                                                 
      Модифицированный вариант отличается от оригинальной версии следующими 
 особенностями:                                                             
      1. Для упрощения процедуры выполнения теста без изменения  его  сути, 
 вместо ранжирования утверждений в пределах  темы,  подростку  предлагается 
 оценить, в какой степени ему подходит или, наоборот,  не  подходит  каждое 
 утверждение, пользуясь следующей шкалой:                                   
     -3 - полностью не подходит;                                            
     -2 - преимущественно не подходит;                                      
     -1 - скорее (чаще) не подходит, чем подходит;                          
      0 - трудно отдать предпочтение: примерно одинаково подходит и не под- 
          ходит;                                                            
      1 - скорее (чаще) подходит, чем не подходит;                          
      2 - преимущественно подходит;                                         
      3 - полностью подходит.                                               
      При обработке учитываются только ответы с цифрой "3", что  фактически 
 соответствует прежнему, но уже  более  определенному  значению  "наиболее" 
 подходит (не подходит).                                                    
      Процедура обработки  ответов  и  интерпретация  результатов  остались 
 прежними.                                                                  
      2. Модификация сделала очевидной ненужность ряда утверждений, которые 
 в ПДО считались необходимыми.  Поэтому  из  опросника  изъяты  утверждения 
 "пустые", служившие "наполнителем", содержание и  выбор  которых  индиффе- 
 рентны к диагностируемым параметрам личности. Утверждения под номерами "О" 
 в каждой теме позволяли подростку не делать фактически никакого выбора,  а 
 экспериментатору - интерпретировать это как проявление негативного отноше- 
 ния к обследованию, и это не всегда так. В последнем случае требуется пов- 
 торный инструктаж и работа с опросником, что обычно  делается  весьма  не- 
 охотно.                                                                    
      3. Утверждения, которые несут смысловую нагрузку, в  модифицированном 
 варианте хаотически  перемешаны.  В  новом  варианте  опросника  применена 
 сплошная нумерация без деления на темы. В результате опросник стал почти в 
 два раза меньше по объему - 52% от исходного (195 утверждений против 352), 
 что существенно облегчает процедуру проведения.                            
 
      Тест позволяет определить  характеристики  обследуемых  по  следующим 
 шкалам:                                                                    
      1. Отношение к обследованию:                                          
      - склонность к диссимуляции (Д), то есть стремление показаться лучше, 
 противоположность симуляции;                                               
      - степень откровенности (О);                                          
      2. Специфические типы акцентуаций характера:                          
      - гипертимный (Г);                                                    
      - циклоидный (Ц);                                                     
      - лабильный (Л);                                                      
      - астено-невротический (А);                                           
      - сензитивный (С);                                                    
      - психастенический (П);                                               
      - шизоидный (Ш);                                                      
      - эпилептоидный (Э);                                                  
      - истероидный (И);                                                    
      - неустойчивый (Н);                                                   
      и их сочетания.                                                       
      3. Другие личностные особенности:                                     
      - дискордантность характера (Дх), то есть одновременное  сочетание  в 
 личности определенного типа акцентуации и признаков несовместимого  с  ним 
 типа;                                                                      
      - возможность органического генеза акцентуации (В);                   
      - степень конформности (К);                                           
      - реакцию эмансипации (Е);                                            
      - соотношение черт мужественности (М) и женственности (Ф)  в  системе 
 отношений;                                                                 
      - склонность к делинквентности (d)                                    
      - склонность к депрессии (D);                                         
      - степень риска наркотизации (Nc) (начала злоупотребления психоактив- 
 ными и дурманящими веществами);                                            
      - риск социальной дезадаптации (Сд);                                  
      - возможность формирования расстройства личности* (Врл);              
      - истинность (SH) или демонстративность (Sa) суицидных попыток.       
      Шкалы Дх, D, Nc, Сд, Врл и S являются вторичными. Их значения опреде- 
 ляются на основании значений остальных (первичных по отношению к ним)      
 шкал.                                                                      
      Примечание.                                                           
      * Личностное расстройство является лишь крайним, патологическим  про- 
 явлением личностной акцентуации; оно формируется  обычно  не  ранее  16-17 
 летнего возраста и представляет собой комплекс глубоко укоренившихся,  ри- 
 гидных и дезадаптивных личностных черт,  обуславливающих  специфическое  и 
 восприятие и отношение к себе и окружающим, снижение  социального  приспо- 
 собления и, как правило, субъективный дистресс.                            
 
      Данные о валидности и надежности.                                     
      Тест апробирован в 11 отделениях психиатрической клиники на 110 испы- 
 туемых (90 юношей и 20 девушек) в возрасте 14-23 лет. Среди них были паци- 
 енты, находившиеся на обследовании в связи с непсихотическими  нарушениями 
 поведения и образа жизни, призывники, суициданты и т. п. Каждый из  обсле- 
 дуемых подвергался клинической оценке на основании субъективного и  объек- 
 тивного анамнеза, данных наблюдений за поведением и состоянием со  стороны 
 медицинского персонала в процессе их обследования и в  ходе  пребывания  в 
 клинике. Кроме этого, психологом  проводилось  экспериментально-психологи- 
 ческое обследование с последовательным использованием  исходного  (ПДО)  и 
 модифицированного (ЛА) вариантов теста.                                    
      Валидность модифицированного варианта теста (ЛА) и теста ПДО  опреде- 
 лялась путем сопоставления результатов диагностики и клинического  метода, 
 полученных на одних и тех же лицах обследуемой выборки. Главным для  диаг- 
 ностики личностных акцентуаций признается клинический метод, который осно- 
 ван на анамнезе и непосредственном наблюдении за поведением  и с остоянием 
 обследуемых. Этот метод является прерогативой психиатров, и  их  мнение  в 
 данном эксперименте принималось за эталон в диагнозе.                      
      В качестве меры сходства-различия результатов диагностики по всей вы- 
 борке использован коэффициент согласия (S) Суходольского Г.В., принимающий 
 значения от -1,0 до +1,0. В качестве оценки локального сходства по каждому 
 обследуемому выбраны натуральные числа-ранги  различий  в  диагнозах:  0 - 
 различий нет, 1 - диагнозы (смешанных типов) частично совпадают, 2 - диаг- 
 нозы не совпадают. Полученные коэффициенты согласия диагнозов при попарном 
 сопоставлении клинического метода (К) с существующим (С) и  модифицирован- 
 ным (М) вариантом теста ПДО, а также последних между собой следующие: SCK= 
 0,07; SMK=0,83; SCM=0,06.                                                  
      Значения коэффициентов SCK и SCM  попадают  в  зону  неопределенности 
 (-0,20 < SCK ~ SCM < 0,20), что свидетельствует о  примерно  50-процентном 
 сходстве. Значение же SMK попадает в зону явного сходства диагнозов, близ- 
 кого к их тождеству (SMK > 0,60).                                          
      Таким образом, валидность (Р) теста  ЛА,  определяемая  по  формуле   
 р=0,5(1+S) и на обследуемой выборке подростков и  юношей  равна  0,93,  то 
 есть выше таковой теста ПДО (0,85 - по данным авторов теста и  0,54 -  по  
 данным обследуемой выборки).                                               
 
      Примечания к компьютерной версии:                                     
      1. Некоторый правила определения типов  акцентации  и  дополнительных 
 показателей в Тесте личностных  акцентуаций  отличаются  от  тех,  которые 
 предложены в м. ПДО. В данной программе реализованы правила модифицирован- 
 ного варианта теста (м. ЛА).                                               
      2. При определенных значениях тестовых  показателей  (например,  если 
 большинство шкал превышают диагностический порог, но,  либо  незначительно 
 отличатся между собой, либо равны между собой) количество  выраженных  ак- 
 центуаций может превышать 2. В этом случае с помощью программной обработки 
 результатов тестирования невозможно установить чистый или  смешанный  (со- 
 стоящий из 2 акцентуаций) тип. Подобные варианты программа определяет  как 
 "Мозаичный тип акцентуации". В данной ситуации  психолог  должен  уточнить 
 результаты тестирования с помощью привлечения дополнительной информации об 
 испытуемом или повторного тестирования. Для написания текстового  заключе- 
 ния по результатам тестирования можно  использовать  файл  альтернативного 
 варианта последнего отчета предназначенный для подобных случаев. Этот  ва- 
 риант отличается от основного последовательным описанием всех акцентуациий 
 личности которые были возможны при последнем  тестировании  даже  если  их 
 число превышает 2. После окончания тестирования выберите опцию  "Последний 
 отчет" Windows-оболочки программы. По умолчанию  откроется  основной  файл 
 последнего отчета. Далее выберите "Открыть" и в папке  "MPDO"  Вы  увидите 
 два текстовых файла - "tla.txt" и "tla_k.txt". Откройте последний и внеси- 
 те необходимые изменения.                                                  
 
      Опросник состоит из 195 утверждений.                                  
      Примерное время тестирования 40-50 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
   Методика: Тест личностных акцентуаций (Модифицированный вариант          
             Патохарактерологического диагностического опросника).          
   Ф.И.О: _____________________                                             
   Доп. данные:________________                                             
 
 
                                 Диаграмма.                                 
 
                       *                                                    
                    32 ┼                                                    
                    30 ┼                                                    
                    28 ┼                                                    
                    26 ┼                                                    
                    24 ┼                                                    
                    22 ┼                                                    
                    20 ┼                                                    
                    18 ┼                                                    
                    16 ┼                                                    
                    14 ┼                                                    
                    12 ┼             ██                                     
                    10 ┼             ██                                     
                     8 ┼       ██ ▄▄ ██                                     
                     6 ┼───────██─██─██─▄▄─▄▄──────────                     
                     4 ┼ ▄▄ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██                               
                     2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██                         
                     0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                    
                         Г  Ц  Л  А  С  П  Ш  Э  И  Н                       
 
                            Тестовые показатели:                            
 
                 Склонность к диссимуляции     -  "Д"  =  0                 
                 Откровенность                 -  "Т"  =  3                 
                 ------------------------------------------                 
                 1. Гипертимный тип            -  "Г"  =  4                 
                 2. Циклоидный тип             -  "Ц"  =  4                 
                 3. Лабильный тип              -  "Л"  =  9                 
                 4. Астено-невротический тип   -  "А"  =  8                 
                 5. Сенситивный тип            -  "С"  = 13                 
                 6. Психастенический тип       -  "П"  =  6                 
                 7. Шизоидный тип              -  "Ш"  =  6                 
                 8. Эпилептоидный тип          -  "Э"  =  2                 
                 9. Истероидный тип            -  "И"  =  3                 
                10. Неустойчивый тип           -  "Н"  =  0                 
            ---------------------------------------------------             
            Склонность к делинквентности         -  "d"   =   3             
            Brain minimal damage                 -  "В"   =   4             
            Конформность                         -  "K"   =   4             
            Самооценка реакции эмансипации       -  "Е"   =   2             
            Мужественность                       -  "М"   =   5             
            Женственность                        -  "Ф"   =   6             
            Склонность к алкоголизации           -  "V"   =   0             
            ---------------------------------------------------             
            Cклонность к депрессии               -  "D"   =   4             
            Дискордантность характера            -  "Дх"  =   0             
            Риск злоупотребления                                            
                      психоактивными веществами  -  "Nc"  =   2             
            Дифференциальная диагностика                                    
                              суицидных попыток  -  "S"   =   3             
            Риск социальной дезадаптации         -  "Сд"  =   2             
            Возможность формирования                                        
                          расстройства личности  -  "Врл" =   2             
 
 
                               ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                               
 
                              Сенситивный тип.                              
          Преобладание повышенной чувствительности,  впечатлительности,     
     совестливости, чрезмерной требовательности к себе, особенно в  об-     
     ласти морально-этических и волевых качеств. Развитое чувство долга     
     и ответственности, исполнительность. Стеснительность  и  застенчи-     
     вость среди посторонних и в необычной обстановке. Разборчивость  в     
     выборе приятелей, привязчивость в дружеских отношениях.                
          "Место наименьшего сопротивления":  недоброжелательное  отно-     
     ние, несправедливая критика или обвинения со стороны окружающих.       
 
          Отношение к тестированию: повышенная откровенность.  Открытое     
     признание неблагоприятных и нередко утаиваемых черт своего  харак-     
     тера и особенностей отношений.                                         
 
          Отсутствие психологической склонности к делинквентности ("De-     
     linquecy" - проступок, правонарушение).                                
 
          Показатель конформности: средняя степень ориентации на  обще-     
     принятые мнения, нормы и идеалы поведения.                             
 
          Умеренный показатель отражения реакции эмансипации. Некоторое     
     стремление высвободиться из-под контроля, опеки, присмотра старших     
     (родителей, воспитателей и т. п.), которое может проявляться как в     
     поведении, так и в высказываниях.                                      
 
          Доминирование черт женственности в общей  системе  личностных     
     отношений.                                                             
 
          Показатель психологической склонности к  алкоголизации:  нео-     
     пределенный результат.                                                 
 
          Повышенная склонность к депрессии.                                
 
          Дискордантность характера отсутствует.                            
 
          Умеренный риск начала употребления психоактивных и  одурмани-     
     вающих веществ.                                                        
 
          Дифференциальная диагностика истинных и демонстративных  суи-     
     цидных попыток: попытка истинная.                                      
 
          Повышенный риск социальной дезадаптации.                          
 
          Низкая возможность формирования расстройства личности.