МЕТОДИКА:                                  
                        Тест коммуникативных умений                         
                              (Л. Михельсон)                                
                     (Перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха).                   
 
      Методика предназначена для диагностики уровня коммуникативной  компе- 
 тентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.     
      Данный тест представляет собой  разновидность  теста  достижений,  то 
 есть построен по типу задачи, у которой есть  правильный  ответ.  В  тесте 
 предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответству- 
 ет компетентному, уверенному, партнерскому стилю.  Степень  приближения  к 
 эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные  ответы 
 подразделяются на неправильные "снизу" (зависимые) и неправильные "сверху" 
 (агрессивные).                                                             
      Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой  си- 
 туации предлагается 5 возможных вариантов поведения.  Надо  выбрать  один, 
 присущий именно ему способ поведения в данной  ситуации.  Нельзя  выбирать 
 два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике. 
 Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к  какому 
 типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному,  зависи- 
 мому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных  и 
 неправильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных отве- 
 тов.                                                                       
 
      Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:   
      - ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания 
 партнера (вопросы 1, 2, 11, 12);                                           
      - ситуации, в которых подросток (старшеклассник)  должен  реагировать 
 на отрицательные высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24);               
      - ситуации, в которых  к  подростку  (старшекласснику)  обращаются  с 
 просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25);                                  
      - ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27);                               
      - ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание  чувств 
 и состояний другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).                
 
      Блоки умений:                                                         
      1. Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от свер- 
 стника - вопросы 1, 2, 11, 12.                                             
      2. Реагирование на справедливую критику - вопросы 4, 13.              
      3. Реагирование на несправедливую критику - вопросы 3, 9.             
      4. Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны со- 
 беседника - вопросы 5, 14, 15, 23, 24.                                     
      5. Умение обратиться к сверстнику с просьбой - вопросы 6, 16.         
      6. Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать "нет" -  вопросы 
 10, 17, 25.                                                                
      7. Умение самому оказать сочувствие, поддержку - вопросы 7, 20.       
      8. Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны  сверст- 
 ников - вопросы 8, 21.                                                     
      9. Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность -  воп- 
 росы 18, 26.                                                               
     10. Реагирование на попытку вступить с тобой в  контакт - вопросы  19, 
 27.                                                                        
 
                       КЛЮЧИ:                                               
        зависимые  компетентные    агрессивные                              
      1    АГ		БВ		Д                                                        
      2	   АВ		Д		БГ                                                        
      3	   ВД		Б		АГ                                                        
      4	   БД		Г		АВ                                                        
      5	   Г		АБ		ВД                                                        
      6	   АГ		ВД		Б                                                        
      7	   БГ		АВ		Д                                                        
      8	   АГ		В		БД                                                        
      9	   Д		БВ		АГ                                                        
     10	   БД		Г		АВ                                                        
     11	   БД		Г		АВ                                                        
     12	   БГ		А		ВД                                                        
     13	   АГ		В		БД                                                        
     14	   АВ		Д		БГ                                                        
     15	   ВД		Б		АГ                                                        
     16	   БД		Г		АВ                                                        
     17	   Г		АБ		ДВ                                                        
     18	   АГ		В		БД                                                        
     19	   АВ		Д		БГ                                                        
     20	   ГД		БВ		А                                                        
     21	   Б		ГД		АВ                                                        
     22	   А		ВГ		БД                                                        
     23	   АВ		Д		БГ                                                        
     24	   Г		АБ		ВД                                                        
     25	   В		АД		БГ                                                        
     26	   ВД		АБ		Г                                                        
     27	   БД		АГ		В                                                        
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Автоматическая интерпретация результатов  тестирования  построена  на 
 следующих условных критериях:                                              
       0 -  6  низкий показатель;                                           
       7 - 11  пониженный показатель;                                       
      12 - 16  средний показатель;                                          
      17 - 22  повышенный показатель;                                       
      23 - 27  высокий показатель.                                          
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ----                                     
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Тест коммуникативных умений.                                     
 Ф.И.О: __________________                                                  
 Доп. данные: ____________                                                  
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
     Зв ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────╢>             
 
     Км ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓██───────────────────╢>             
 
     Аг ╟─▒▒▒▒───────────────────────────────────────────────╢>             
 
          <──[--]───><──[-]───><──[=]──><───[+]───><──[++]─>                
 
 
                         Тестовые показатели:                               
 
                     1. Зависимость     - Зв =  8                           
                     2. Компетентность  - Км = 17                           
                     3. Агрессивность   - Аг =  2                           
                 ------------------------------------                       
                 Степень приближения к эталону -  63%                       
 
 
                    Типы коммуникативных ситуаций:                          
                                                      Зв Км Аг              
       1. Реагирование на положительные высказывания:  4  0  0              
       2. Реагирование на отрицательные высказывания:  1  3  2              
       3. Реагирование на обращение с просьбой:        2  4  0              
       4. Ситуации беседы:                             1  4  0              
       5. Проявление эмпатии:                          0  6  0              
 
 
                    Блоки коммуникативных умений:                           
                                                         Зв Км Аг           
   1. Умение оказывать и принимать знаки внимания:        4  0  0           
   2. Реагирование на справедливую критику:               0  1  1           
   3. Реагирование на несправедливую критику:             0  1  1           
   4. Реагирование на провоцирующее поведение:            2  3  0           
   5. Умение обратиться к сверстнику с просьбой:          1  1  0           
   6. Умение ответить отказом на чужую просьбу:           0  3  0           
   7. Умение самому оказать сочувствие, поддержку:        0  2  0           
   8. Умение самому принимать сочувствие и поддержку:     0  2  0           
   9. Умение вступить в контакт с другим человеком:       0  2  0           
  10. Реагирование на попытку других вступить в контакт:  1  1  0           
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Пониженный уровень зависимого стиля общения. Тенденция к  не-         
 зависимости взглядов, оценок и поведения личности от влияния  дру-         
 гих людей в ситуции общения.                                               
 
      Повышенный уровень  компетентного,  уверенного,  партнерского         
 стиля общения. Тенденция к адекватному реагированию  на  поведение         
 окружающих в зависимости от ситуации. Умение в большинстве случаев         
 вступать в контакт с другими людьми, выражать положительные чувст-         
 ва и оценки по отношению к ним, обращаться за помощью и поддержкой         
 и самому ее оказывать, говорить  "Нет!"  в  случае  необходимости,         
 контролировать себя в конфликтных ситуациях.                               
 
      Низкий уровень агрессивного стиля общения. Тенденция избегать         
 проявлений резкости, раздражения, гнева, категоричности  суждений,         
 негативных оценок людей и событий, которые могут  задевать  других         
 людей.