МЕТОДИКА:
Тест коммуникативных умений
(Л. Михельсон)
(Перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха).
Методика предназначена для диагностики уровня коммуникативной компе-
тентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.
Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, то
есть построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте
предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответству-
ет компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к
эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы
подразделяются на неправильные "снизу" (зависимые) и неправильные "сверху"
(агрессивные).
Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой си-
туации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один,
присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирать
два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике.
Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому
типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависи-
мому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и
неправильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных отве-
тов.
Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:
- ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания
партнера (вопросы 1, 2, 11, 12);
- ситуации, в которых подросток (старшеклассник) должен реагировать
на отрицательные высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24);
- ситуации, в которых к подростку (старшекласснику) обращаются с
просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25);
- ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27);
- ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств
и состояний другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).
Блоки умений:
1. Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от свер-
стника - вопросы 1, 2, 11, 12.
2. Реагирование на справедливую критику - вопросы 4, 13.
3. Реагирование на несправедливую критику - вопросы 3, 9.
4. Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны со-
беседника - вопросы 5, 14, 15, 23, 24.
5. Умение обратиться к сверстнику с просьбой - вопросы 6, 16.
6. Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать "нет" - вопросы
10, 17, 25.
7. Умение самому оказать сочувствие, поддержку - вопросы 7, 20.
8. Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверст-
ников - вопросы 8, 21.
9. Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность - воп-
росы 18, 26.
10. Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт - вопросы 19,
27.
КЛЮЧИ:
зависимые компетентные агрессивные
1 АГ БВ Д
2 АВ Д БГ
3 ВД Б АГ
4 БД Г АВ
5 Г АБ ВД
6 АГ ВД Б
7 БГ АВ Д
8 АГ В БД
9 Д БВ АГ
10 БД Г АВ
11 БД Г АВ
12 БГ А ВД
13 АГ В БД
14 АВ Д БГ
15 ВД Б АГ
16 БД Г АВ
17 Г АБ ДВ
18 АГ В БД
19 АВ Д БГ
20 ГД БВ А
21 Б ГД АВ
22 А ВГ БД
23 АВ Д БГ
24 Г АБ ВД
25 В АД БГ
26 ВД АБ Г
27 БД АГ В
Примечание к компьютерной версии.
Автоматическая интерпретация результатов тестирования построена на
следующих условных критериях:
0 - 6 низкий показатель;
7 - 11 пониженный показатель;
12 - 16 средний показатель;
17 - 22 повышенный показатель;
23 - 27 высокий показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
----
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Тест коммуникативных умений.
Ф.И.О: __________________
Доп. данные: ____________
Диаграмма:
Зв ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────╢>
Км ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓██───────────────────╢>
Аг ╟─▒▒▒▒───────────────────────────────────────────────╢>
<──[--]───><──[-]───><──[=]──><───[+]───><──[++]─>
Тестовые показатели:
1. Зависимость - Зв = 8
2. Компетентность - Км = 17
3. Агрессивность - Аг = 2
------------------------------------
Степень приближения к эталону - 63%
Типы коммуникативных ситуаций:
Зв Км Аг
1. Реагирование на положительные высказывания: 4 0 0
2. Реагирование на отрицательные высказывания: 1 3 2
3. Реагирование на обращение с просьбой: 2 4 0
4. Ситуации беседы: 1 4 0
5. Проявление эмпатии: 0 6 0
Блоки коммуникативных умений:
Зв Км Аг
1. Умение оказывать и принимать знаки внимания: 4 0 0
2. Реагирование на справедливую критику: 0 1 1
3. Реагирование на несправедливую критику: 0 1 1
4. Реагирование на провоцирующее поведение: 2 3 0
5. Умение обратиться к сверстнику с просьбой: 1 1 0
6. Умение ответить отказом на чужую просьбу: 0 3 0
7. Умение самому оказать сочувствие, поддержку: 0 2 0
8. Умение самому принимать сочувствие и поддержку: 0 2 0
9. Умение вступить в контакт с другим человеком: 0 2 0
10. Реагирование на попытку других вступить в контакт: 1 1 0
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Пониженный уровень зависимого стиля общения. Тенденция к не-
зависимости взглядов, оценок и поведения личности от влияния дру-
гих людей в ситуции общения.
Повышенный уровень компетентного, уверенного, партнерского
стиля общения. Тенденция к адекватному реагированию на поведение
окружающих в зависимости от ситуации. Умение в большинстве случаев
вступать в контакт с другими людьми, выражать положительные чувст-
ва и оценки по отношению к ним, обращаться за помощью и поддержкой
и самому ее оказывать, говорить "Нет!" в случае необходимости,
контролировать себя в конфликтных ситуациях.
Низкий уровень агрессивного стиля общения. Тенденция избегать
проявлений резкости, раздражения, гнева, категоричности суждений,
негативных оценок людей и событий, которые могут задевать других
людей.
|