МЕТОДИКА:
Тест жизнестойкости
(Hardiness Survey)
(С. Мадди)
(адаптация Д.А. Леонтьева).
Методика предназначена для диагностики особенностей жизнестойкости -
системы убеждений личности о себе, мире, отношениях с ним, которые позво-
ляют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации.
В одной и той же ситуации человек с высокой жизнестойкостью реже ис-
пытывает стресс и лучше справляется с ним.
Жизнестойкость включает в себя три сравнительно самостоятельных ком-
понента: вовлеченность, контроль, принятие риска.
Понятие жизнестойкости аналогично понятию "отвага быть", введенному
П. Тиллихом в рамках экзистенциализма - направления в психологии, которое
исходит из уникальности конкретной жизни человека, не сводимой к общим
схемам. Экзистенциальная отвага предполагает готовность "действовать во-
преки" - вопреки онтологической тревоге, тревоге потери смысла, вопреки
ощущению "заброшенности" (М. Хайдеггер). Именно жизнестойкость позволяет
человеку выносить неустранимую тревогу, сопровождающую выбор будущего (не-
известности), а не прошлого (неизменности) в ситуации экзистенциальной ди-
леммы.
Обработка результатов теста.
Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0
до 3 ("нет" - 0 баллов, "скорее нет, чем да" - 1 балл, "скорее да, чем
нет" - 2 балла, "да" - 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются
баллы от 3 до О ("нет" - 3 балла, "да" - 0 баллов). Затем суммируется об-
щий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченнос-
ти, контроля и принятия риска).
Интерпретация.
Выраженность жизнестойкости в целом и ее компонентов препятствует
возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стой-
кого совладания, копинг-стратегий (hardy coping) со стрессами и восприятия
их как менее значимых.
Вовлеченность (commitment) определяется как "убежденность в том, что
вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и
интересное для личности". Человек с развитым компонентом вовлеченности по-
лучает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность это-
му, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощу-
щение себя "вне" жизни.
Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба
позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не
абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому - ощущение соб-
ственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля
ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.
Принятие риска (challenge) - убежденность человека в том, что все то,
что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых
из опыта, - неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий
жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надеж-
ных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому
комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска
лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее
их использование.
Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подрост-
ковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим
образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для увели-
чения вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и
одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна
поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все
возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия
риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.
Мадди подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для
сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в
стрессогенных условиях. Можно говорить как об индивидуальных различиях
каждого из трех компонентов в составе жизнестойкости, так и о необходимос-
ти их согласованности между собой и с общей (суммарной) мерой жизнестой-
кости.
Средние и стандартные отклонения общего показателя.
Нормы: Среднее Стандартное отклонение
Жизнестойкость 80,72 18,53
Вовлеченность 37,64 8,08
Контроль 29,17 8,43
Принятие риска 13,91 4,39
Примечание к компьютерной версии.
Дмаграмма и интерпретация результатов тестирования основаны на пока-
зателях выраженных в стандартных оценках - стенах.
Критерии интерпретации:
1-3 балла - низкий уровень жизнестойкости;
4 балла - пониженный уровень жизнестойкости;
5-6 баллов - средний уровень жизнестойкости;
7 баллов - повышенный уровень жизнестойкости;
8-10 баллов - высокий уровень жизнестойкости.
Опросник состоит из 45 вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Тест жизнестойкости (Hardiness Survey).
Ф.И.О:____________________
Доп. данные:______________
Диаграмма:
В ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────────╢>
К ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────╢>
Р ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████───────────╢>
___
Жз ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────╢>
<──────[-]────><───<<──[==]──>>───><─────[+]─────>
Тестовые показатели:
балл St
1. Вовлеченность - Вв = 23 2
2. Контроль - Кн = 19 3
3. Принятие риска - Пр = 19 8
----------------------------------------------
Общий уровень жизнестойкости - Жз = 61 3
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Низкий показатель убежденности в том, что вовлеченность в
происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интерес-
ное для личности. Слабо развитый компонент вовлеченности порождает
чувство отвергнутости, ощущение себя "вне" жизни.
Пониженный показатель убежденности в том, что борьба позволя-
ет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не
абсолютно и успех не гарантирован. Человек с пониженным уровнем
развития компонента контроля часто ощущает, что он сам не всегда и
в неполной мере выбирает собственную деятельность, свой путь и мо-
жет испытывать чувство наличия затруднений при осуществлении тако-
го самостоятельного выбора.
Выраженная убежденность человека в том, что все то, что с ним
случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых
из опыта, - неважно, позитивного или негативного. Человек, рас-
сматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действо-
вать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск,
считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим
жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через
активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.
Пониженный уровень жизнестойкости в целом, который может при-
дить к возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуаци-
ях.
|