МЕТОДИКА:                                  
                           Тест жизнестойкости                              
                            (Hardiness Survey)                              
                                (С. Мадди)                                  
                        (адаптация Д.А. Леонтьева).                                 
 
      Методика предназначена для диагностики особенностей жизнестойкости  - 
 системы убеждений личности о себе, мире, отношениях с ним, которые  позво- 
 ляют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации.   
      В одной и той же ситуации человек с высокой жизнестойкостью реже  ис- 
 пытывает стресс и лучше справляется с ним.                                 
      Жизнестойкость включает в себя три сравнительно самостоятельных  ком- 
 понента: вовлеченность, контроль, принятие риска.                          
      Понятие жизнестойкости аналогично понятию "отвага  быть",  введенному 
 П. Тиллихом в рамках экзистенциализма - направления в психологии,  которое  
 исходит из уникальности конкретной жизни человека,  не  сводимой  к  общим  
 схемам. Экзистенциальная отвага предполагает готовность  "действовать  во- 
 преки" - вопреки онтологической тревоге, тревоге  потери  смысла,  вопреки 
 ощущению "заброшенности" (М. Хайдеггер). Именно  жизнестойкость  позволяет 
 человеку выносить неустранимую тревогу, сопровождающую выбор будущего (не- 
 известности), а не прошлого (неизменности) в ситуации экзистенциальной ди- 
 леммы.                                                                     
 
      Обработка результатов теста.                                          
      Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 
 до 3 ("нет" - 0 баллов, "скорее нет, чем да" - 1  балл,  "скорее  да,  чем 
 нет" - 2 балла, "да" - 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются  
 баллы от 3 до О ("нет" - 3 балла, "да" - 0 баллов). Затем суммируется  об- 
 щий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченнос- 
 ти, контроля и принятия риска).                                            
 
      Интерпретация.                                                        
      Выраженность жизнестойкости в целом  и  ее  компонентов  препятствует  
 возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет  стой- 
 кого совладания, копинг-стратегий (hardy coping) со стрессами и восприятия 
 их как менее значимых.                                                     
      Вовлеченность (commitment) определяется как "убежденность в том,  что  
 вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее  и  
 интересное для личности". Человек с развитым компонентом вовлеченности по- 
 лучает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность  это- 
 му, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощу- 
 щение себя "вне" жизни.                                                    
      Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что  борьба 
 позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это  влияние  не 
 абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому - ощущение соб- 
 ственной беспомощности. Человек с  сильно  развитым  компонентом  контроля 
 ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.             
      Принятие риска (challenge) - убежденность человека в том, что все то, 
 что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых 
 из опыта, - неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий 
 жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надеж- 
 ных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая  стремление  к  простому 
 комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска 
 лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и  последующее 
 их использование.                                                          
 
      Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в  подрост- 
 ковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее.  Их  развитие  решающим 
 образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для увели- 
 чения вовлеченности принципиально важно принятие  и  поддержка,  любовь  и 
 одобрение со стороны родителей. Для  развития  компонента  контроля  важна 
 поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться  с  задачами  все 
 возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития  принятия 
 риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.    
 
      Мадди подчеркивает важность выраженности всех  трех  компонентов  для  
 сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в  
 стрессогенных условиях. Можно говорить  как  об  индивидуальных  различиях 
 каждого из трех компонентов в составе жизнестойкости, так и о необходимос- 
 ти их согласованности между собой и с общей (суммарной)  мерой  жизнестой- 
 кости.                                                                     
 
      Средние и стандартные отклонения общего показателя.                   
      Нормы:	         Среднее   Стандартное отклонение                      
      Жизнестойкость      80,72           18,53                             
      Вовлеченность       37,64            8,08                             
      Контроль            29,17            8,43                             
      Принятие риска      13,91            4,39                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Дмаграмма и интерпретация результатов тестирования основаны на  пока- 
 зателях выраженных в стандартных оценках - стенах.                         
      Критерии интерпретации:                                               
      1-3  балла  - низкий уровень жизнестойкости;                          
       4   балла  - пониженный уровень жизнестойкости;                      
      5-6  баллов - средний уровень жизнестойкости;                         
       7   баллов - повышенный уровень жизнестойкости;                      
      8-10 баллов - высокий уровень жизнестойкости.                         
 
      Опросник состоит из 45 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Тест жизнестойкости (Hardiness Survey).                          
 Ф.И.О:____________________                                                 
 Доп. данные:______________                                                 
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
    В  ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────────╢>              
 
    К  ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────╢>              
 
    Р  ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████───────────╢>              
                                ___                                         
 
    Жз ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────╢>              
 
         <──────[-]────><───<<──[==]──>>───><─────[+]─────>                 
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
                                                балл  St                    
          1. Вовлеченность              -  Вв =  23    2                    
          2. Контроль                   -  Кн =  19    3                    
          3. Принятие риска             -  Пр =  19    8                    
          ----------------------------------------------                    
          Общий уровень жизнестойкости  -  Жз =  61    3                    
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Низкий показатель убежденности в  том,  что  вовлеченность  в         
 происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интерес-         
 ное для личности. Слабо развитый компонент вовлеченности порождает         
 чувство отвергнутости, ощущение себя "вне" жизни.                          
 
      Пониженный показатель убежденности в том, что борьба позволя-         
 ет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние  не         
 абсолютно и успех не гарантирован. Человек  с  пониженным  уровнем         
 развития компонента контроля часто ощущает, что он сам не всегда и         
 в неполной мере выбирает собственную деятельность, свой путь и мо-         
 жет испытывать чувство наличия затруднений при осуществлении тако-         
 го самостоятельного выбора.                                                
 
      Выраженная убежденность человека в том, что все то, что с ним         
 случается, способствует его развитию за счет  знаний,  извлекаемых         
 из опыта, - неважно, позитивного или  негативного.  Человек,  рас-         
 сматривающий жизнь как способ приобретения опыта,  готов  действо-         
 вать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и  риск,         
 считая стремление к простому комфорту  и  безопасности  обедняющим         
 жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития  через         
 активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.          
 
      Пониженный уровень жизнестойкости в целом, который может при-         
 дить к возникновению внутреннего напряжения в стрессовых  ситуаци-         
 ях.