МЕТОДИКА:
Типы этнической идентичности
(Солдатова Г.У., Рыжова С.В.).
Данная методическая разработка позволяет диагностировать этническое
самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности.
Один из показателей трансформации этнической идентичности - это рост этни-
ческой нетерпимости (интолерантности). Толерантность / интолерантность -
главная проблема межэтнических отношений в условиях роста напряженности
между народами - явилась ключевой психологической переменной при конструи-
ровании данного опросника. Степень этнической толерантности респондента
оценивается на основе следующих критериев: уровня "негативизма" в отноше-
нии собственной и других этнических групп, порога эмоционального реагиро-
вания на иноэтническое окружение, выраженности агрессивных и враждебных
реакций в отношении к других групп.
Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этни-
ческой толерантности выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцен-
тризма, начиная от "отрицания" идентичности, когда фиксируется негативизм
и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая
национальным фанатизмом - апофеозом нетерпимости и высшей степенью негати-
визма по отношению к другим этническим группам.
Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам
этнической идентичности.
1. Этнонигилизм - одна из форм гипоидентичности, представляющая собой
отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-пси-
хологических ниш не по этническому критерию.
2. Этническая индифферентность - размывание этнической идентичности,
выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности
этничности.
3. Норма (позитивная этническая идентичность) - сочетание позитивного
отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам.
В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет харак-
тер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой опти-
мальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этничес-
ким группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как ус-
ловие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с
другой - как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтничес-
ком мире.
Усиление деструктивности в межэтнических отношениях обусловлено
трансформациями этнического самосознания по типу гиперидентичности, кото-
рая соответствует в опроснике трем шкалам:
4. Этноэгоизм - данный тип идентичностиможет выражаться в безобидной
форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструк-
та "мой народ", но может предполагать, например, напряженность и раздраже-
ние в общении с представителями других этнических групп или признание за
своим народом права решать проблемы за "чужой" счет.
5. Этноизоляционизм - убежденность в превосходстве своего народа,
признание необходимости "очищения" национальной культуры, негативное отно-
шение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.
6. Этнофанатизм - готовность идти на любые действия во имя так или
иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических "чисток", отказа
другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями,
признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправда-
ние любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.
Этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм представляют собой ступе-
ни гиперболизации этнической идентичности, означающей появление дискрими-
национных форм межэтнических отношений. В межэтническом взаимодействии
гиперидентичность проявляется в различных формах этнической нетерпимости:
от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других
групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей, агрес-
сивных и насильственных действий против другой группы и даже геноцида
(Солдатова, 1998).
В результате серии экспертных оценок и пилотажных исследований были
отобраны 30 суждений - индикаторов, интерпретирующих конец фразы: "Я - че-
ловек, который..." Индикаторы отражают отношение к собственной и другим
этническим группам в различных ситуациях межэтнического взаимодействия.
Обработка результатов.
Ответы испытуемых переводятся в баллы в соответствии со шкалой:
"согласен" - 4 балла;
"скорее согласен" - 3 балла;
"в чем-то согласен, в чем-то нет" - 2 балла;
"скорее не согласен" - 1 балл;
"не согласен" - 0 баллов.
Затем подсчитывается количество баллов по каждому из типов этнической
идентичности (в скобках указаны пункты, работающие на данный тип.
В зависимости от суммы баллов, набранных испытуемым по той или иной
шкале (возможный диапазон - от 0 до 20 баллов), можно судить о выраженнос-
ти соответствующего типа этнической идентичности, а сравнение результатов
по всем шкалам между собой позволяет выделить один или несколько доминиру-
ющих типов.
Примечания к компьютерной версии.
1. Критерии оценки степени выраженности этнической идентичности в за-
висимости от тестовых показателей в авторском варианте методики не приво-
дятся. Поэтому для целей автоматической интепретации в данной компьютерной
версии были приняты условные величины диапазонов интерпретации:
0 - тенденция отсутствует;
1 - 4 низкий показатель;
5 - 8 пониженный показатель;
9 - 12 средний показатель;
13 - 16 повышенный показатель;
17 - 20 высокий показатель.
2. При анализе графического отображения тестовых показателей необхо-
димо помнить, что только по шкале "позитивной этнической идентичности"
более высокий количественный показатель соответстсует более высокой пози-
тивной направленности личности, а по остальным шкалам наблюдается обратная
тенденция.
Опросник состоит из 30 утверждений.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Типы этнической идентичности.
Ф.И.О: ____________________
Доп. данные: ______________
Диаграмма:
*
20 ┼ ▄▄
18 ┼ ██
16 ┼ ██
14 ┼ ██ ██ ██
12 ┼ ██ ██ ██
10 ┼──────────██─██─██─
8 ┼ ██ ██ ██
6 ┼ ▄▄ ██ ██ ██
4 ┼ ██ ██ ██ ██
2 ┼ __ ▄▄ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──*
Нг Ин Ид Эг Из Фн
Тестовые показатели:
1. Этнонигилизм - Нг = 1
2. Этническая индифферентность - Ин = 2
3. Позитивная этническая идентичность - Ид = 6
4. Этноэгоизм - Эг = 20
5. Этноизоляционизм - Из = 15
6. Этнофанатизм - Фн = 15
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Низкий уровень направленности на отход от собственной этни-
ческой группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не
по этническому критерию.
Низкий уровень этнической индифферентности, преобладание эт-
нической идентичности, определенности этнической принадлежности,
актуальность этничности.
Пониженный уровень баланса позитивного отношения к собствен-
ному народу в сочетании с позитивным отношением к другим народам.
Слабо выраженная толерантность по отношению к другим этническим
группам.
Выраженный этноэгоизм, который может принимать безобидную
форму на вербальном уровне как результат восприятия через призму
конструкта "мой народ", но может предполагать, например, напряжен-
ность и раздражение в общении с представителями других этнических
групп или признание за своим народом права решать проблемы за "чу-
жой" счет.
Повышенная убежденность в превосходстве своего народа, при-
знание необходимости "очищения" национальной культуры, негативное
отношение к межэтническим брачным союзам.
Повышенная готовность идти на любые действия во имя так или
иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических "чисток",
отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными
привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над пра-
вами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие
своего народа.
|