МЕТОДИКА:
Шкала эмоционального отклика
(А. Меграбян, Н. Эпштейн)
(Balanced Emotional Empathy Scale - BEES)
(A. Mehrabian).
Методика предназначена для диагностики эмпатии.
Эмпатия (от греч. empatheia - "сопереживание") - постижение эмоцио-
нальных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия. Эм-
патия предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение
в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей, чувств.
Различают три вида эмпатии:
эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания
моторным и аффективным реакциям другого человека;
когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах
(сравнение, аналогия и т.д.);
предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека пред-
сказывать аффективные реакции другого в конкретных ситауциях
В качестве особых форм эмпатии выделяют:
сопереживание - переживание субъектом тех же самых чувств, которые
испытывает другой человек, через отождествление с ним;
сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по пово-
ду чувств другого.
Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающей ее от других ви-
дов понимания (идентификации, принятия ролей, децентрации и др.), является
слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредствен-
ного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность инди-
видов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; эмпатия легче
реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъ-
ектов.
Шкала эмоционального отклика была разработана Альбертом Меграбяном и
модифицирована Н. Эпштейном. С точки зрения А. Меграбяна, эмоциональная
эмпатия - это способность сопереживать другому человеку, чувствовать то,
что чувствует другой, переживать те же эмоциональные состояния, идентифи-
цировать себя с ним. Как показали исследования, эмоциональная эмпатия свя-
зана с общим состоянием здоровья человека, его социальной адаптированнос-
тью и отражает уровень развития навыков взаимодействия с людьми.
Методика позволяет проанализировать общие эмпатические тенденции ис-
пытуемого, такие ее параметры, как уровень выраженности способности к эмо-
циональному отклику на переживания другого и степень соответствия/несоот-
ветствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии.
Объектами эмпатии выступают социальные ситуации и люди, которым испы-
туемый мог сопереживать в повседневной жизни.
Степень выраженности эмпатии по данной методике определяется путем
персчета "сырых" баллов в стандартные оценки шкалы стенов.
Стандартизация проводилась на выборках студентов вузов, в возрасте от
16 до 25 лет (средний возраст 19 лет), 399 девушек и 209 юношей.
Опросник состоит из 25 утверждений.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала эмпатии.
Ф.И.О: ______________
Доп. данные: ________
Диаграмма:
╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████───────────╢>
<────[--]─────><[-]><───[=]──><[+]><─────[++]────>
Тестовый показатель - Е = 8
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий уровень способности личности к эмпатии - постижению
эмоциональных состояний другого человека, проникновению в его
внутренний мир, пониманию его переживаний, мыслей, чувств. Эмпатия
проявлятся в форме сопереживания тех же самых чувств, которые ис-
пытывает другой, а также в форме сочувствия - склонности эмоцио-
нально отзываться на чувства другого.
|