МЕТОДИКА:                                   
                   Диагностика профессиональных склонностей                 
                              (Е.А. Климов).                                
 
       Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в  со- 
 ответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова.                  
       Рекомендуется для диагностики лиц подросткового и юношесокго возрас- 
 та. Для взрослого контингента обследуемых следует применять другие методи- 
 ки.                                                                        
                        ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОФЕССИЙ.                            
 
                          "Человек - Природа".                              
       Предмет труда: земля, вода, атмосфера, полезные ископаемые,  различ- 
 ные живые организмы и биологические процессы.                              
       Общие требования к работникам: любовь к животным и растениям,  физи- 
 ческая выносливость;  высокая  работоспособность;  терпимость,  инициатив- 
 ность, способность предвидеть и оценивать  изменчивые  природные  факторы; 
 хорошее воображение; оперативное наглядно-образное мышление.               
       Цель труда: приобретать, придумывать, находить новые варианты и  об- 
 разцы, конструировать, распознавать,  различать,  оценивать,  разбираться, 
 проверять, преобразовывать, обрабатывать, оказывать  воздействие,  переме- 
 щать.                                                                      
       Орудия труда: ручные, механические и  автоматизированное  оборудова- 
 ние.                                                                       
       Условия труда: на открытом воздухе, в необычных условиях, в  помеще- 
 ниях с микроклиматом бытового типа, а также в условиях, требующих повышен- 
 ной моральной ответственности.                                             
              Примерный перечень рекомендуемых профессий:                   
       1. Преобразовывать, перерабатывать: оператор по приготовлению и раз- 
 даче кормов, мастер по переработке картофеля и овощей, техник  и  инженер- 
 технолог микробиологического производства, обработчик морепродуктов, рыбо- 
 обработчик, садовник.                                                      
       2. Обслуживать и охранять флору и фауну: рабочий зеленого хозяйства, 
 рабочий-лесовод, техник и инженер лесного  хозяйства,  цветовод-декоратор, 
 озеленитель, коневод, птицевод, пчеловод, скотовод, рыбовод, егерь, опера- 
 тор машинного доения.                                                      
       3. Заготовка продуктов, эксплуатация  природных  ресурсов:  охотник, 
 рыбак, лесоруб, овощевод, садовод, агроном, семеновод, зоотехник, техник и 
 инженер-технолог мясной и птицеперерабатывающей промышленности.            
       4. Восстановление, лечение: врач-ветеринар, лесовод, эколог.         
       5. Изучение,  описание, изыскание: генетик, техник и горный инженер- 
 геолог, техник и инженер-гидрогеолог, ботаник, зоолог, гидробиолог и ихти- 
 олог, биолог, биохимик, техник и инженер-метеоролог.                       
                                   ---                                      
 
                           "Человек - техника".                             
       Предмет труда: технические системы, машины, механизмы, агрегаты.     
       Общие требования к работникам: физическая и психологическая выносли- 
 вость; стойкая работоспособность; уравновешанность; физическая сила; хоро- 
 шее слуховое, зрительное и мышечное восприятие; способность к  распределе- 
 нию внимания; достаточно высокое интеллектуальное развитие.                
       Цель труда: распознавать, различать, оценивать, разбираться, органи- 
 зовывать, оказывать влияние, перемещать, придумывать, находить.            
       Орудия труда: ручные, машины, автоматы.                              
       Условия труда: в закрытом помещении с  нормальным  микроклиматом,  в 
 закрытом помещении с резким изменением микроклимата, на высоте, на  откры- 
 том воздухе.                                                               
               Примерный перечень рекомендуемых профессий:                  
       1. Преобразовывать:                                                  
       изготовление деталей на  станках:  токарь,  фрезеровщик,  шлифовщик, 
 прессовщик, оператор автоматических линий, оператор станков с ЧПУ;         
       слесарно-сборочные работы: слесарь-инструментальщик, слесарь механо- 
 сборочных работ, слесарь-сборщик, слесарь  по  сборке  металлоконструкций, 
 слесарь по сборке радиоаппаратуры;                                         
       монтажные работы: монтажник по  монтажу  стальных  и  железобетонных 
 конструкций, монтажник связи, слесарь-монтажник по оборудованию  котельных 
 установок, слесарь-вентиляционник, слесарь-сантехник, электрогазосварщик;  
       электромонтажные работы: электромонтажник по  пусконаладочным  рабо- 
 там, электромонтажник по силовым сетям, слесарь-электромонтажник, электро- 
 монтажник по освещению;                                                    
       строительно-отделочные работы:  арматурщик,  изолировщик,  каменщик, 
 кровельщик, маляр, облицовщик-плиточник, штукатур, плотник, столяр,  элек- 
 трогазосварщик, печник;                                                    
       добыча и переработка промышленного сырья: бурильщик, проходчик,  ма- 
 шинист горных машин, вальцовщик, подручный сталевара, термист;             
       радиотехника: монтажник радиоэлектронной аппаратуры, намотчик  кату- 
 шек, сборщик конденсаторов, сборщик полупроводниковых  приборов  и  микро- 
 схем, слесарь-механик по радиоаппаратуре;                                  
       изготовление пищевых продуктов: пекарь, кондитер, формовщик  колбас- 
 ных изделий, аппаратчик пастеризации и охладитель молока, тестовед,  изго- 
 товитель мясных полуфабрикатов.                                            
       2.Обслуживание:                                                      
       наладка оборудования: наладчик токарных автоматов  и  полуавтоматов, 
 наладчик технологического оборудования, наладчик  сварочного  и  газоплаз- 
 менного оборудования, наладчик станков с ЧПУ и манипуляторов;              
       обслуживание  электрооборудования:  электромонтер  по   обслуживанию 
 электрооборудования, электромонтер станционного оборудования, электромеха- 
 ник по ремонту счетно-вычислительных машин, электромонтер контактной сети, 
 электрослесарь строительный;                                               
       управление станками в легкой промышленности: аппертурщик,  вязальщи- 
 ца, прядильщица, ткачиха, швея-мотористка;                                 
       управление строительными машинами: машинист бульдозеров,  скреперов, 
 машинист автомобильных кранов, машинист подъемных машин, машинист экскава- 
 торов, машинист моторных катков, машинист асфальтобетоноукладчика;         
       управление транспортными средствами:  водитель  автомобиля, водитель 
 трамвая, водитель троллейбуса, водитель погрузчика, моторист-рулевой,  по- 
 мощник машиниста тепловоза, помощник машиниста электровоза, пилот.         
       3.Восстановление:                                                    
       ремонт технического оборудования: слесарь-ремонтник, слесарь по кон- 
 трольно-измерительным приборам и автоматике, слесарь по ремонту  автомоби- 
 лей, слесарь по ремонту подвижного состава, слесарь  по  ремонту  дорожно- 
 строительных машин и тракторов;                                            
       ремонт электрооборудования: электромонтер по ремонту аппаратуры  ре- 
 лейной защиты и автоматики, слесарь-ремонтник по ремонту электрооборудова- 
 ния.                                                                       
       4. Изучение:                                                         
       контроль качества изделий: контролер станочных и слесарных  изделий, 
 контролер материалов, металлов, полуфабрикатов и изделий, контролер  швей- 
 ного производства, контролер сварочных работ, осмотрщик вагонов;           
       испытание качества изделий: испытатель двигателей, испытатель элект- 
 рических машин и приборов.                                                 
                                   ---                                      
 
                           "Человек - человек".                             
       Предмет труда: человек, группы людей, коллективы.                    
       Общие требования к работникам: высокие моральные качества;  доброже- 
 лательность; вежливость; психологическая ...;                              
 воспитанность; выдержка.                                                   
       Цель труда: распознавать,  разбираться,  проверять,  организовывать, 
 оказывать влияние, изобретать, придумывать, находить новые  варианты.      
       Орудия труда: функциональные средства человека (голос, жесты, мимика 
 и др.), ручные орудия, машинное оборудование.                              
       Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бы- 
 тового типа.                                                               
              Примерный перечень рекомендуемых профессий:                   
       1. Воспитывать, обучать, тренировать: воспитатель дошкольного учреж- 
 дения, воспитатель детского дома, учитель начальных классов, учитель-пред- 
 метник, мастер производственного обучения, преподаватель техникума,  проф- 
 техучилища, преподаватель ВУЗа, тренер по спорту.                          
       2. Лечить людей, ухаживать за ними: врач, зубной техник, стоматолог, 
 медицинская сестра.                                                        
       3. Правовая помощь: прокурор, судья, адвокат, юрисконсульт, участко- 
 вый инспектор, инспектор уголовного розыска, инспектор по  делам  несовер- 
 шеннолетних.                                                               
       4. Организация людей, руководство: администратор,  организатор-мето- 
 дист.                                                                      
       5. Обслуживание в сфере культуры и быта: приемщик  ателье,  парикма- 
 хер, телефонистка, бортпроводник, проводник пассажирского  вагона,  прода- 
 вец, кассир, официант.                                                     
       6. Изучать, описывать людей, анализировать: социолог, психолог, жур- 
 налист, следователь, эксперт-криминалист.                                  
                                   ---                                      
 
                       "Человек - знаковая система".                        
       Предмет труда: условные обозначения,  шифры,  коды,  языки  формулы, 
 речь, письменность, символы, схемы, графики, ноты.                         
       Общие требования к работникам: дисциплинированность; пунктуальность; 
 стойкая работоспособность; аккуратность;  оперативная  память;  устойчивое 
 концентрированное внимание; способность оперировать представлениями.       
       Цель труда: разбираться, проверять, обрабатывать, оказывать воздейс- 
 твие, преобразовывать, изобретать, придумывать, находить  новые варианты и 
 образцы.                                                                   
       Орудия труда: ручные, автоматизированное и  механическое  оборудова- 
 ние; функциональные средства человека.                                     
       Условия труда: микроклимат бытового помещения, повышенная  моральная 
 ответственность.                                                           
               Примерный перечень рекомендуемых профессий:                  
       1. Преобразовывать рассчитывать, сортировать: бухгалтер,  экономист, 
 калькулятор на предприятии, сортировщик письменной  корреспонденции,  поч- 
 тальон;                                                                    
       шифровать, дешифровать: стенографистка, радист, топограф, картограф, 
 маркшейдер, техник-геодезист, телефонист междугородной  телефонной  связи, 
 инженер-конструктор, техник-конструктор, лингвист, ученый-теоретик,  исто- 
 рик, философ, математик, химик, библиограф.                                
       2. Обслуживание:                                                     
       управление движением: диспетчер управления воздушным движением, дис- 
 петчер службы движения;                                                    
       управление технологическим процессом: диспетчер БЩУ,  ЦЩУ,  оператор 
 пульта управления оборудования;                                            
       контроль качества изделий по приборам, составление и хранение  доку- 
 ментации: нотариус, архивариус,  статистик,  делопроизводитель,  подборщик 
 справочного и информационного материала.                                   
       3. Восстановление, устранение искажений: корректор, редактор.        
                                   ---                                      
 
                     "Человек - художественный образ".                      
       Предмет труда: художественные образы, закономерности создания и вос- 
 приятия художественных образов.                                            
       Общие требования к работе: впечатлительность; эмоциональность,  тру- 
 доспособность; оперирование средствами эстетического воздействия; художес- 
 твенные способности.                                                       
       Цель труда: преобразовывать, организовывать, оказывать влияние, воз- 
 действовать, находить новые способы и варианты.                            
       Орудия труда: ручные, функциональные средства человека,  механизиро- 
 ванное оборудование,                                                       
       Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бы- 
 тового типа, необычные условия, на открытом воздухе.                       
                Примерный перечень рекомендуемых профессий:                 
       1. Преобразовывать, создавать: архитектор, дизайнер, скульптор,  ху- 
 дожник, писатель, композитор, режиссер.                                    
       2. Исполнение: дирижер, музыкант-исполнитель, вокалист, актер, офор- 
 митель, декоратор, макетчик, обувщик по индивидуальному пошиву обуви, пор- 
 тной, резчик по дереву, кости.                                             
                               ---                                          
 
       Примечание к компьютерной версии.                                    
       Программа вычисляет шкалу имеющую максимальное значение по результа- 
 тами тестирования и использует ее содержение для автоматической  интерпре- 
 таци. В случае равенства максимальных значений по двум и более  шкалам  их 
 содержание также подключается к файлу последнего отчета. Более точная  ин- 
 терпретация требует коррекции со стороны психолога.                        
 
      Опросник состоит из 30 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 20-30 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Диагностика профессиональных склонностей.                        
 Ф.И.О: ___________________                                                 
 Доп. данные: _____________                                                 
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
                         *                                                  
                       8 ┼                                                  
                       7 ┼                                                  
                       6 ┼                                                  
                       5 ┼    ▄▄                                            
                       4 ┼────██──────────                                  
                       3 ┼    ██    ▄▄                                      
                       2 ┼ ▄▄ ██    ██                                      
                       1 ┼ ██ ██ ▄▄ ██                                      
                       0 ┼─+──+──+──+──+──*                                 
                           П  Т  Ч  З  Х                                    
 
                       Тестовые показатели:                                 
 
           1. "Человек - Природа"               П = 2                       
           2. "Человек - Техника"               Т = 5                       
           3. "Человек - Человек"               Ч = 1                       
           4. "Человек - Знаковая система"      З = 3                       
           5. "Человек - Художественный образ"  Х = 0                       
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
                        "Человек - техника".                                
       Предмет труда: технические системы, машины, механизмы, агре-         
 гаты.                                                                      
       Общие требования к работникам: физическая и  психологическая         
 выносливость; стойкая работоспособность;  уравновешанность;  физи-         
 ческая сила; хорошее слуховое, зрительное и  мышечное  восприятие;         
 способность к распределению внимания; достаточно высокое интеллек-         
 туальное развитие.                                                         
       Цель труда: распознавать, различать, оценивать, разбираться,         
 организовывать, оказывать влияние, перемещать, придумывать,  нахо-         
 дить.                                                                      
       Орудия труда: ручные, машины, автоматы.                              
       Условия труда: в закрытом помещении с нормальным микроклима-         
 том, в закрытом помещении с резким изменением микроклимата, на вы-         
 соте, на открытом воздухе.                                                 
           Примерный перечень рекомендуемых профессий:                      
       1. Преобразовывать:                                                  
       изготовление деталей на станках: токарь,  фрезеровщик,  шли-         
 фовщик, прессовщик, оператор автоматических линий, оператор  стан-         
 ков с ЧПУ;                                                                 
       слесарно-сборочные работы: слесарь-инструментальщик, слесарь         
 механосборочных работ, слесарь-сборщик, слесарь по сборке металло-         
 конструкций, слесарь по сборке радиоаппаратуры;                            
       монтажные работы: монтажник по монтажу стальных и  железобе-         
 тонных конструкций, монтажник связи, слесарь-монтажник по оборудо-         
 ванию котельных установок, слесарь-вентиляционник, слесарь-сантех-         
 ник, электрогазосварщик;                                                   
       электромонтажные работы: электромонтажник по пусконаладочным         
 работам, электромонтажник по силовым сетям, слесарь-электромонтаж-         
 ник, электромонтажник по освещению;                                        
       строительно-отделочные работы: арматурщик, изолировщик,  ка-         
 менщик, кровельщик, маляр, облицовщик-плиточник,  штукатур,  плот-         
 ник, столяр, электрогазосварщик, печник;                                   
       добыча и переработка промышленного сырья: бурильщик, проход-         
 чик, машинист горных машин, вальцовщик, подручный сталевара,  тер-         
 мист;                                                                      
       радиотехника: монтажник радиоэлектронной аппаратуры,  намот-         
 чик катушек, сборщик конденсаторов, сборщик полупроводниковых при-         
 боров и микросхем, слесарь-механик по радиоаппаратуре;                     
       изготовление пищевых продуктов: пекарь,  кондитер, формовщик         
 колбасных изделий, аппаратчик пастеризации  и  охладитель  молока,         
 тестовед, изготовитель мясных полуфабрикатов;                              
       2.Обслуживание:                                                      
       наладка оборудования: наладчик токарных  автоматов  и  полу-         
 автоматов, наладчик технологического оборудования,  наладчик  сва-         
 рочного и газоплазменного оборудования, наладчик станков с  ЧПУ  и         
 манипуляторов;                                                             
       обслуживание электрооборудования: электромонтер  по обслужи-         
 ванию электрооборудования, электромонтер  станционного  оборудова-         
 ния, электромеханик по ремонту счетно-вычислительных машин,  элек-         
 тромонтер контактной сети, электрослесарь строительный;                    
       управление станками в  легкой  промышленности:  аппертурщик,         
 вязальщица, прядильщица, ткачиха, швея-мотористка;                         
       управление  строительными  машинами:  машинист  бульдозеров,         
 скреперов, машинист автомобильных кранов, машинист  подъемных  ма-         
 шин, машинист экскаваторов, машинист моторных катков, машинист ас-         
 фальтобетоноукладчика;                                                     
       управление транспортными  средствами:  водитель  автомобиля,         
 водитель трамвая, водитель троллейбуса, водитель погрузчика, мото-         
 рист-рулевой, помощник  машиниста  тепловоза,  помощник  машиниста         
 электровоза, пилот.                                                        
       3.Восстановление:                                                    
       ремонт технического оборудования: слесарь-ремонтник, слесарь         
 по контрольно-измерительным приборам и автоматике,  слесарь по ре-         
 монту автомобилей,  слесарь по ремонту подвижного состава, слесарь         
 по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов;                         
       ремонт электрооборудования: электромонтер по ремонту аппара-         
 туры релейной защиты и автоматики,  слесарь-ремонтник  по  ремонту         
 электрооборудования.                                                       
       4. Изучение:                                                         
       контроль качества изделий: контролер станочных  и  слесарных         
 изделий, контролер материалов, металлов, полуфабрикатов и изделий,         
 контролер швейного производства, контролер  сварочных  работ,  ос-         
 мотрщик вагонов;                                                           
       испытание качества изделий: испытатель  двигателей,  испыта-         
 тель электрических машин и приборов.                                       
                               ---