МЕТОДИКА:
Диагностика профессиональных склонностей
(Е.А. Климов).
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в со-
ответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова.
Рекомендуется для диагностики лиц подросткового и юношесокго возрас-
та. Для взрослого контингента обследуемых следует применять другие методи-
ки.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОФЕССИЙ.
"Человек - Природа".
Предмет труда: земля, вода, атмосфера, полезные ископаемые, различ-
ные живые организмы и биологические процессы.
Общие требования к работникам: любовь к животным и растениям, физи-
ческая выносливость; высокая работоспособность; терпимость, инициатив-
ность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
хорошее воображение; оперативное наглядно-образное мышление.
Цель труда: приобретать, придумывать, находить новые варианты и об-
разцы, конструировать, распознавать, различать, оценивать, разбираться,
проверять, преобразовывать, обрабатывать, оказывать воздействие, переме-
щать.
Орудия труда: ручные, механические и автоматизированное оборудова-
ние.
Условия труда: на открытом воздухе, в необычных условиях, в помеще-
ниях с микроклиматом бытового типа, а также в условиях, требующих повышен-
ной моральной ответственности.
Примерный перечень рекомендуемых профессий:
1. Преобразовывать, перерабатывать: оператор по приготовлению и раз-
даче кормов, мастер по переработке картофеля и овощей, техник и инженер-
технолог микробиологического производства, обработчик морепродуктов, рыбо-
обработчик, садовник.
2. Обслуживать и охранять флору и фауну: рабочий зеленого хозяйства,
рабочий-лесовод, техник и инженер лесного хозяйства, цветовод-декоратор,
озеленитель, коневод, птицевод, пчеловод, скотовод, рыбовод, егерь, опера-
тор машинного доения.
3. Заготовка продуктов, эксплуатация природных ресурсов: охотник,
рыбак, лесоруб, овощевод, садовод, агроном, семеновод, зоотехник, техник и
инженер-технолог мясной и птицеперерабатывающей промышленности.
4. Восстановление, лечение: врач-ветеринар, лесовод, эколог.
5. Изучение, описание, изыскание: генетик, техник и горный инженер-
геолог, техник и инженер-гидрогеолог, ботаник, зоолог, гидробиолог и ихти-
олог, биолог, биохимик, техник и инженер-метеоролог.
---
"Человек - техника".
Предмет труда: технические системы, машины, механизмы, агрегаты.
Общие требования к работникам: физическая и психологическая выносли-
вость; стойкая работоспособность; уравновешанность; физическая сила; хоро-
шее слуховое, зрительное и мышечное восприятие; способность к распределе-
нию внимания; достаточно высокое интеллектуальное развитие.
Цель труда: распознавать, различать, оценивать, разбираться, органи-
зовывать, оказывать влияние, перемещать, придумывать, находить.
Орудия труда: ручные, машины, автоматы.
Условия труда: в закрытом помещении с нормальным микроклиматом, в
закрытом помещении с резким изменением микроклимата, на высоте, на откры-
том воздухе.
Примерный перечень рекомендуемых профессий:
1. Преобразовывать:
изготовление деталей на станках: токарь, фрезеровщик, шлифовщик,
прессовщик, оператор автоматических линий, оператор станков с ЧПУ;
слесарно-сборочные работы: слесарь-инструментальщик, слесарь механо-
сборочных работ, слесарь-сборщик, слесарь по сборке металлоконструкций,
слесарь по сборке радиоаппаратуры;
монтажные работы: монтажник по монтажу стальных и железобетонных
конструкций, монтажник связи, слесарь-монтажник по оборудованию котельных
установок, слесарь-вентиляционник, слесарь-сантехник, электрогазосварщик;
электромонтажные работы: электромонтажник по пусконаладочным рабо-
там, электромонтажник по силовым сетям, слесарь-электромонтажник, электро-
монтажник по освещению;
строительно-отделочные работы: арматурщик, изолировщик, каменщик,
кровельщик, маляр, облицовщик-плиточник, штукатур, плотник, столяр, элек-
трогазосварщик, печник;
добыча и переработка промышленного сырья: бурильщик, проходчик, ма-
шинист горных машин, вальцовщик, подручный сталевара, термист;
радиотехника: монтажник радиоэлектронной аппаратуры, намотчик кату-
шек, сборщик конденсаторов, сборщик полупроводниковых приборов и микро-
схем, слесарь-механик по радиоаппаратуре;
изготовление пищевых продуктов: пекарь, кондитер, формовщик колбас-
ных изделий, аппаратчик пастеризации и охладитель молока, тестовед, изго-
товитель мясных полуфабрикатов.
2.Обслуживание:
наладка оборудования: наладчик токарных автоматов и полуавтоматов,
наладчик технологического оборудования, наладчик сварочного и газоплаз-
менного оборудования, наладчик станков с ЧПУ и манипуляторов;
обслуживание электрооборудования: электромонтер по обслуживанию
электрооборудования, электромонтер станционного оборудования, электромеха-
ник по ремонту счетно-вычислительных машин, электромонтер контактной сети,
электрослесарь строительный;
управление станками в легкой промышленности: аппертурщик, вязальщи-
ца, прядильщица, ткачиха, швея-мотористка;
управление строительными машинами: машинист бульдозеров, скреперов,
машинист автомобильных кранов, машинист подъемных машин, машинист экскава-
торов, машинист моторных катков, машинист асфальтобетоноукладчика;
управление транспортными средствами: водитель автомобиля, водитель
трамвая, водитель троллейбуса, водитель погрузчика, моторист-рулевой, по-
мощник машиниста тепловоза, помощник машиниста электровоза, пилот.
3.Восстановление:
ремонт технического оборудования: слесарь-ремонтник, слесарь по кон-
трольно-измерительным приборам и автоматике, слесарь по ремонту автомоби-
лей, слесарь по ремонту подвижного состава, слесарь по ремонту дорожно-
строительных машин и тракторов;
ремонт электрооборудования: электромонтер по ремонту аппаратуры ре-
лейной защиты и автоматики, слесарь-ремонтник по ремонту электрооборудова-
ния.
4. Изучение:
контроль качества изделий: контролер станочных и слесарных изделий,
контролер материалов, металлов, полуфабрикатов и изделий, контролер швей-
ного производства, контролер сварочных работ, осмотрщик вагонов;
испытание качества изделий: испытатель двигателей, испытатель элект-
рических машин и приборов.
---
"Человек - человек".
Предмет труда: человек, группы людей, коллективы.
Общие требования к работникам: высокие моральные качества; доброже-
лательность; вежливость; психологическая ...;
воспитанность; выдержка.
Цель труда: распознавать, разбираться, проверять, организовывать,
оказывать влияние, изобретать, придумывать, находить новые варианты.
Орудия труда: функциональные средства человека (голос, жесты, мимика
и др.), ручные орудия, машинное оборудование.
Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бы-
тового типа.
Примерный перечень рекомендуемых профессий:
1. Воспитывать, обучать, тренировать: воспитатель дошкольного учреж-
дения, воспитатель детского дома, учитель начальных классов, учитель-пред-
метник, мастер производственного обучения, преподаватель техникума, проф-
техучилища, преподаватель ВУЗа, тренер по спорту.
2. Лечить людей, ухаживать за ними: врач, зубной техник, стоматолог,
медицинская сестра.
3. Правовая помощь: прокурор, судья, адвокат, юрисконсульт, участко-
вый инспектор, инспектор уголовного розыска, инспектор по делам несовер-
шеннолетних.
4. Организация людей, руководство: администратор, организатор-мето-
дист.
5. Обслуживание в сфере культуры и быта: приемщик ателье, парикма-
хер, телефонистка, бортпроводник, проводник пассажирского вагона, прода-
вец, кассир, официант.
6. Изучать, описывать людей, анализировать: социолог, психолог, жур-
налист, следователь, эксперт-криминалист.
---
"Человек - знаковая система".
Предмет труда: условные обозначения, шифры, коды, языки формулы,
речь, письменность, символы, схемы, графики, ноты.
Общие требования к работникам: дисциплинированность; пунктуальность;
стойкая работоспособность; аккуратность; оперативная память; устойчивое
концентрированное внимание; способность оперировать представлениями.
Цель труда: разбираться, проверять, обрабатывать, оказывать воздейс-
твие, преобразовывать, изобретать, придумывать, находить новые варианты и
образцы.
Орудия труда: ручные, автоматизированное и механическое оборудова-
ние; функциональные средства человека.
Условия труда: микроклимат бытового помещения, повышенная моральная
ответственность.
Примерный перечень рекомендуемых профессий:
1. Преобразовывать рассчитывать, сортировать: бухгалтер, экономист,
калькулятор на предприятии, сортировщик письменной корреспонденции, поч-
тальон;
шифровать, дешифровать: стенографистка, радист, топограф, картограф,
маркшейдер, техник-геодезист, телефонист междугородной телефонной связи,
инженер-конструктор, техник-конструктор, лингвист, ученый-теоретик, исто-
рик, философ, математик, химик, библиограф.
2. Обслуживание:
управление движением: диспетчер управления воздушным движением, дис-
петчер службы движения;
управление технологическим процессом: диспетчер БЩУ, ЦЩУ, оператор
пульта управления оборудования;
контроль качества изделий по приборам, составление и хранение доку-
ментации: нотариус, архивариус, статистик, делопроизводитель, подборщик
справочного и информационного материала.
3. Восстановление, устранение искажений: корректор, редактор.
---
"Человек - художественный образ".
Предмет труда: художественные образы, закономерности создания и вос-
приятия художественных образов.
Общие требования к работе: впечатлительность; эмоциональность, тру-
доспособность; оперирование средствами эстетического воздействия; художес-
твенные способности.
Цель труда: преобразовывать, организовывать, оказывать влияние, воз-
действовать, находить новые способы и варианты.
Орудия труда: ручные, функциональные средства человека, механизиро-
ванное оборудование,
Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бы-
тового типа, необычные условия, на открытом воздухе.
Примерный перечень рекомендуемых профессий:
1. Преобразовывать, создавать: архитектор, дизайнер, скульптор, ху-
дожник, писатель, композитор, режиссер.
2. Исполнение: дирижер, музыкант-исполнитель, вокалист, актер, офор-
митель, декоратор, макетчик, обувщик по индивидуальному пошиву обуви, пор-
тной, резчик по дереву, кости.
---
Примечание к компьютерной версии.
Программа вычисляет шкалу имеющую максимальное значение по результа-
тами тестирования и использует ее содержение для автоматической интерпре-
таци. В случае равенства максимальных значений по двум и более шкалам их
содержание также подключается к файлу последнего отчета. Более точная ин-
терпретация требует коррекции со стороны психолога.
Опросник состоит из 30 утверждений.
Примерное время тестирования 20-30 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Диагностика профессиональных склонностей.
Ф.И.О: ___________________
Доп. данные: _____________
Диаграмма:
*
8 ┼
7 ┼
6 ┼
5 ┼ ▄▄
4 ┼────██──────────
3 ┼ ██ ▄▄
2 ┼ ▄▄ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ▄▄ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──*
П Т Ч З Х
Тестовые показатели:
1. "Человек - Природа" П = 2
2. "Человек - Техника" Т = 5
3. "Человек - Человек" Ч = 1
4. "Человек - Знаковая система" З = 3
5. "Человек - Художественный образ" Х = 0
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
"Человек - техника".
Предмет труда: технические системы, машины, механизмы, агре-
гаты.
Общие требования к работникам: физическая и психологическая
выносливость; стойкая работоспособность; уравновешанность; физи-
ческая сила; хорошее слуховое, зрительное и мышечное восприятие;
способность к распределению внимания; достаточно высокое интеллек-
туальное развитие.
Цель труда: распознавать, различать, оценивать, разбираться,
организовывать, оказывать влияние, перемещать, придумывать, нахо-
дить.
Орудия труда: ручные, машины, автоматы.
Условия труда: в закрытом помещении с нормальным микроклима-
том, в закрытом помещении с резким изменением микроклимата, на вы-
соте, на открытом воздухе.
Примерный перечень рекомендуемых профессий:
1. Преобразовывать:
изготовление деталей на станках: токарь, фрезеровщик, шли-
фовщик, прессовщик, оператор автоматических линий, оператор стан-
ков с ЧПУ;
слесарно-сборочные работы: слесарь-инструментальщик, слесарь
механосборочных работ, слесарь-сборщик, слесарь по сборке металло-
конструкций, слесарь по сборке радиоаппаратуры;
монтажные работы: монтажник по монтажу стальных и железобе-
тонных конструкций, монтажник связи, слесарь-монтажник по оборудо-
ванию котельных установок, слесарь-вентиляционник, слесарь-сантех-
ник, электрогазосварщик;
электромонтажные работы: электромонтажник по пусконаладочным
работам, электромонтажник по силовым сетям, слесарь-электромонтаж-
ник, электромонтажник по освещению;
строительно-отделочные работы: арматурщик, изолировщик, ка-
менщик, кровельщик, маляр, облицовщик-плиточник, штукатур, плот-
ник, столяр, электрогазосварщик, печник;
добыча и переработка промышленного сырья: бурильщик, проход-
чик, машинист горных машин, вальцовщик, подручный сталевара, тер-
мист;
радиотехника: монтажник радиоэлектронной аппаратуры, намот-
чик катушек, сборщик конденсаторов, сборщик полупроводниковых при-
боров и микросхем, слесарь-механик по радиоаппаратуре;
изготовление пищевых продуктов: пекарь, кондитер, формовщик
колбасных изделий, аппаратчик пастеризации и охладитель молока,
тестовед, изготовитель мясных полуфабрикатов;
2.Обслуживание:
наладка оборудования: наладчик токарных автоматов и полу-
автоматов, наладчик технологического оборудования, наладчик сва-
рочного и газоплазменного оборудования, наладчик станков с ЧПУ и
манипуляторов;
обслуживание электрооборудования: электромонтер по обслужи-
ванию электрооборудования, электромонтер станционного оборудова-
ния, электромеханик по ремонту счетно-вычислительных машин, элек-
тромонтер контактной сети, электрослесарь строительный;
управление станками в легкой промышленности: аппертурщик,
вязальщица, прядильщица, ткачиха, швея-мотористка;
управление строительными машинами: машинист бульдозеров,
скреперов, машинист автомобильных кранов, машинист подъемных ма-
шин, машинист экскаваторов, машинист моторных катков, машинист ас-
фальтобетоноукладчика;
управление транспортными средствами: водитель автомобиля,
водитель трамвая, водитель троллейбуса, водитель погрузчика, мото-
рист-рулевой, помощник машиниста тепловоза, помощник машиниста
электровоза, пилот.
3.Восстановление:
ремонт технического оборудования: слесарь-ремонтник, слесарь
по контрольно-измерительным приборам и автоматике, слесарь по ре-
монту автомобилей, слесарь по ремонту подвижного состава, слесарь
по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов;
ремонт электрооборудования: электромонтер по ремонту аппара-
туры релейной защиты и автоматики, слесарь-ремонтник по ремонту
электрооборудования.
4. Изучение:
контроль качества изделий: контролер станочных и слесарных
изделий, контролер материалов, металлов, полуфабрикатов и изделий,
контролер швейного производства, контролер сварочных работ, ос-
мотрщик вагонов;
испытание качества изделий: испытатель двигателей, испыта-
тель электрических машин и приборов.
---
|