МЕТОДИКА:                                  
                              Корректурная проба                            
              (Durchstreih-Test, Test de barrage, Bourdon-Test).            
 
      Корректурная проба - бланковый тест скорости для исследования  степе- 
 ни концентрации и устойчивости внимания. Методика предназначена для  оцен- 
 ки темпа психомоторной деятельности, работоспособности  и  устойчивости  к 
 монотонной деятельности, требующей  постоянного  сосредоточения  внимания. 
 Предложена Бурдоном (Bourdon) в 1895 г.                                    
 
      Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельнос- 
 ти человека. При этом под направленностью понимается избирательный  харак- 
 тер активности, а под сосредоточенностью - углубление  в  данную  деятель- 
 ность.                                                                     
      Классификация внимания в зависимости от уровней  психической  регуля- 
 ции: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.                      
 
      Основные характеристики внимания.                                     
      Объем внимания - количество объектов, которые  могут  быть  отчетливо 
 восприняты в относительно короткий период времени.                         
      Избирательность внимания - выбор из множества сигналов только некото- 
 рых из них. Количественным параметром избирательности внимания  считается, 
 например, скорость осуществления испытуемым выбора  стимула  из  множества 
 других, а качественным - точность, т.е. степень  соответствия  результатов 
 выбора исходному стимульному материалу.                                    
      Устойчивость внимания - способность субъекта не  отклоняться  от  на- 
 правленности  психической  активности  и  сохранять  сосредоточенность  на 
 объекте внимания. Характеристиками устойчивости внимания являются  времен- 
 ные параметры длительности сохранения направленности  и  сосредоточенности 
 психической активности без отклонения от исходного качественного уровня.   
      Концентрация внимания - способность субъекта сохранять  сосредоточен- 
 ность на объекте внимания при наличие помех. Оценку концентрации  внимания 
 производят по интенсивности помех.                                         
      Распределение внимания - способность субъекта направлять и сосредота- 
 чивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно.  Харак- 
 теристиками распределения внимания в эксперименте являются временные пока- 
 затели, полученные в результате сопоставления длительности правильного вы- 
 полнения одной задачи и выполнения этой  же  задачи  совместно  с  другими 
 (двумя или более) задачами.                                                
      Переключаемость внимания  - способность к перемещению  направленности 
 и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида  деятель- 
 ности на другой. Характеристикой переключаемости внимания является степень 
 трудности его осуществления, измеряемая скоростью перехода субъекта от од- 
 ного вида деятельности к другому.                                          
 
 
            Проведение тестирования по методу корректурной пробы.           
      Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами распо- 
 ложенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован га- 
 зетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает  текст  или  бланк 
 ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции  буквы  или 
 знаки.                                                                     
      Наиболее известными модификациями этого теста  являются  кольца  Лан- 
 дольта (корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, на- 
 правленными в разные стороны. Такой вариант теста более удобен для  обсле- 
 дования детей младшего возраста); проба Иванова-Смоленского (набор различ- 
 ных сочетаний букв).                                                       
      Инструкция:                                                           
      "На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы 
 Е. Через каждые 30 (или 60) секунд по моей команде  отметьте  вертикальной 
 чертой то место, до которого вы успели просмотреть текст".                 
      Возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать  буквосоче- 
 тания (например, "НО") или вычеркивать одну букву, а другую  подчеркивать. 
 Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых  зна- 
 ков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важными 
 показателями являются характеристики качества и темпа выполнения  (выража- 
 ется числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за  каждый 
 30 или 60-секундный интервал работы).                                      
 
 
        Количественные показатели характеристик произвольного внимания.     
 
      Концентрация внимания может оцениваться по индексу точности по форму- 
 ле:                                                                        
                                    S х S                                   
                                 К=-------                                  
                                      n                                     
 где S - число строк таблицы, просмотренных испытуемым;                     
     n - количество ошибок (пропусков  или  ошибочных  зачеркиваний  лишних 
         знаков). Ошибкой считается пропуск тех букв, которые  должны  быть 
         зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.                     
 
      Показателем точности избирательности внимания в известной мере  может 
 служить коэффициент точности выполнения задания, который  рассчитывают  по 
 формуле Уиппла:                                                            
                                   N-r                                      
                                A=-----                                     
                                   N+p                                      
 где                                                                        
      N - общее количество обнаруженных стимулов;                           
      r - количество неправильно обнаруженных стимулов;                     
      p - количество пропущенных стимулов.                                  
 
      Другим  показателем  избирательности  внимания  может  служить  время 
 (Т,с), затраченное испытуемым на поиски отдельного стимула (m).  Его  рас- 
 считывают как условный показатель скорости выбора, т.е. время, затраченное 
 на один стимул (S); скорость выбора определяют по формуле                  
                                   m                                        
                                S=----                                      
                                   T                                        
      При исследовании  концентрации  внимания  часть  задания  выполняется 
 обычным способом, а часть на фоне помех. Экспериментатор, не  предупреждая 
 обследуемых, вводит помехи, называя вслух какие-либо буквы алфавита.       
      Условным показателем концентрации внимания является отношение коэффи- 
 циента точности выполнения задания на фоне помех (Ап) к точности  выполне- 
 ния задания без помех (Абп):                                               
                                    Ап                                      
                                 K=----                                     
                                    Абп                                     
 
 
      Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра  на 
 протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждых 30  или  60 
 секунд по формуле:                                                         
                                     S                                      
                                  A=---                                     
                                     t                                      
 где  А - темп выполнения;                                                  
      S - количество знаков в просмотренной части корректурной таблицы;     
      t - время выполнения.                                                 
 
      По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть пос- 
 троена "кривая истощаемости", отражающая устойчивость внимания  и  работо- 
 способности в динамике.                                                    
 
      Показатель переключаемости вычисляется по формуле:                    
                                   So                                       
                                c=----100                                   
                                   S                                        
 где  So - количество ошибочно обработанных строк,                          
      S  - общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы. 
      При оценке переключаемоемости внимания испытуемый получает инструкцию 
 зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы. 
 
 
      Примечания к компьютерной версии:                                     
 
      1. Варианты тестирования:                                             
         Стимульный материал: буквы  (1).  Переключение строк: нет.         
         Стимульный материал: буквы  (2).  Переключение строк: нет.         
         Стимульный материал: числа  (1).  Переключение строк: нет.         
         Стимульный материал: числа  (2).  Переключение строк: нет.         
 
         Стимульный материал: буквы (1+1). Переключение строк: да.          
         Стимульный материал: буквы (2+2). Переключение строк: да.          
         Стимульный материал: числа (1+1). Переключение строк: да.          
         Стимульный материал: числа (2+2). Переключение строк: да.          
 
         При переключении строк символы для вычеркивания меняются в         
         четных и нечетных строках.                                         
 
      2. Стимульный материал к методике.                                    
         Длина каждой строки - 50 символов.                                 
         Количество строк в каждой странице - 20.                           
         Всего символов в каждой странице - 1000.                           
         Количество правильных символов в каждой строке - 5 (1 символ) или  
                                                         10 (2 символа).    
         Всего правильных символов в каждой странице -  100 (1 символ) или  
                                                        200 (2 символа).    
 
      3. Время тестирования на одной странице ограничено 5 минутами. Интер- 
 валы обработки результатов тестирования фиксируются через каждые  30  сек. 
 Количество страниц может изменяться психологом от 1 до 5. В норме испытуе- 
 мые обрабатывают одну страницу в варианте поиска 1 символа без  переключе- 
 ния за 4-5 мин. В вариантах поиска двух символов и тем более с  переключе- 
 нием строк время увеличивается и обследуемые за 5 минут не успевают  прос- 
 мотреть всю таблицу до конца.                                              
 
      4. При стандартном варианте тестирования в формулах показателей  кон- 
 центрации и переключаемости внимания используется количество  обработанных 
 строк. Однако, 30 сек. интервал может начинаться и/или  закончиться  не  в 
 конце строки, а, к примеру, в середине строки. В  этом  случае  становится 
 непонятным как учитывать количество обработанных строк. Поэтому, в  данной 
 компьютерной версии методики количество строк в 30 секундном интервале оп- 
 ределяется делением количества обработанных символов на длину строки  сти- 
 мульного материала (50 символов) и является дробным числом, например 2,87. 
 Такой показатель может применяться для определения концентрации  внимания, 
 но не для вычисления переключаемости внимания по каждому 30 секундному ин- 
 тервалу, так как за это время испытуемые успевают обработать не более  2-3 
 строк. Показатель переключаемости внимания в  данной  компьютерной  версии 
 вычисляется только для всей страницы в целом (если последняя строка непол- 
 ная, то она не учитывается).                                               
 
      5. Условные обозначения результатов тестирования:                     
 
                       Первичные показатели:                                
 m(+) -  количество правильно обнаруженых стимулов (букв или цифр);         
 r(-) -  количество неправильно обнаруженых стимулов;                       
 p(-) -  количество пропущенных стимулов;                                   
 r+p  -  количество всех ошибок (пропущенных и неправильно обнаруженных);   
 Sim  -  количество всех знаков в проработанной части таблицы;              
 Str  -  количество строк в проработанной части таблицы (Sim/50);           
 
                      Интегральные показатели:                              
 
 К    -  уровень концентрации внимания (индекс точности) по формуле         
                                    Str х Str                               
                                 К=----------                               
                                       r+p                                  
 где Str  - число строк таблицы, просмотренных испытуемым;                  
     r+p  - количество всех ошибок (пропущенных  и  неправильно  обнаружен- 
           ных).                                                            
 
 
 А    -  показатель темпа выполнения по формуле                             
                                    Sim                                     
                                  A=---                                     
                                     t                                      
 
 где  А   - темп выполнения;                                                
      Sim - количество знаков в просмотренной части корректурной таблицы;   
      t   - время выполнения.                                               
 
  Au -  коэффициент точности выполнения задания  по формуле Уиппла          
                                   N-r                                      
                                Au=-----                                    
                                   m+p                                      
  где                                                                       
      N - общее количество обнаруженных (подчеркнутых) стимулов;            
      r - количество неправильно обнаруженных стимулов;                     
      p - количество пропущенных стимулов.                                  
 
 
 
 S    -  показатель избирательности внимания (время  затраченное  на  выбор 
         отдельного стимула из множества других)                            
                                     m                                      
                                  S=---                                     
                                     t                                      
  где                                                                       
  S  -  показатель скорости выбора;                                         
  m  -  количество правильно обнаруженых стимулов (букв или цифр);          
  t  -  время затраченное на поиски отдельного стимула.                     
 
 
 с    -  показатель переключаемости внимания по формуле                     
                                   So                                       
                                c=----100                                   
                                   S                                        
 где  So - количество ошибочно обработанных строк,                          
      S  - общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы. 
 
      6. Следует иметь в виду, что размеры страниц на экране монитора отли- 
 чаются от стандартных страниц и зависят от физического размера экрана  мо- 
 нитора (от 14" до 22" и больше), а также соотношения сторон монитора  (4:3 
 16:9 и т.д).                                                               
      При тестировании в операционной системе Windows XP можно переходить в 
 полноэкранный режим (сочетание клавиш "Alt"+"Enter"),  а  после  окончания 
 тестирования в оконный режим (сочетание тех  же  клавиш).  В  операционной 
 системе Windows Vista полноэкранный режим больше не поддерживается.        
      На результаты тестирования также влияет цвет символов и фона (изменя- 
 ется в DOS-програме опцией "Цвет").                                        
      Таким образом, данный вариант является модифицированной тестовой  ме- 
 тодикой и требует предварительного исследования статистических показателей 
 результатов тестирования группы нормы, полученных  на  конкретной  выборке 
 пользователя программы и конкретном мониторе.                              
 
 
      Автоматическая интерпретация данных  тестирования  не  предусмотрена. 
 Анализ результатов производится психологом. При этом следует обратить вни- 
 мание на следующее:                                                        
      1. Количество всех знаков в проработанной части таблицы (Sim) являет- 
 ся показателем производительности. Следует сравнить эти показатели в нача- 
 ле, середине и конце страницы.                                             
      2. Сопоставление производительности с  количеством  ошибок  позволяет 
 сделать заключение о преобладании у исследуемого установки на скорость или 
 же на точность.                                                            
      3. По количеству ошибок можно судить о степени концентрации  внимания 
 исследуемого.                                                              
      4. Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости  просмотра 
 на протяжении всего задания для каждых 30 сек.                             
      5. При исследовании переключаемости внимания следует провести  тести- 
 рование в двух вариантах - без переключения и с переключением  и  сравнить 
 оба полученных результата между собой.                                     
      6. При исследовании концентрации внимания  более  точным  показателем 
 будет также сравнение двух результатов тестирования - без помех и с введе- 
 нием помех самим психологом, например, как это было описано выше.          
      7. При анализе точности избирательности внимания следует помнить, что 
 если данный коэффициент ниже 1, то это указывает на преобладание пропущен- 
 ных стимулов, а если он выше 1 - преобладание неправильно обнаруженых.     
      8. Диаграмма результатов тестирования отражает  количество  правильно 
 распознанных стимулов, которые в предлагаемом варианте стимульного матери- 
 ала распределены более или менее равномерно. Динамика изменения этого  по- 
 казателя на протяжении всей страницы может показывать как колебание  коли- 
 чества ошибок, так и замедление темпа работы испытуемого. Поэтому  следует 
 сравнивать все эти показатели.                                             
      9. Протокол обследования сохраняется только после последнего тестиро- 
 вания, а в архиве сохряняются только результаты тестирования.              
     10. Режим ввода результатов тестирования полученных при "ручном" вари- 
 анте, т.е. с бланков, в данной программе не предусмотрен, так как он пред- 
 полагает ввод слишком большого количества различных показателей  и  только 
 затрудняет работу психологу.                                               
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Корректурная проба (тест Бурдона).                               
 Ф.И.О: ______________________                                              
 Доп. данные: ________________                                              
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
                   *                                                        
                20 ┼───────────────────────────────                         
                18 ┼                                                        
                16 ┼                                                        
                14 ┼                                                        
                12 ┼          ▄▄       ▄▄ ██                                
                10 ┼─██─▄▄─██─██─██─▄▄─██─██─▄▄────                         
                 8 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                             
                 6 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                             
                 4 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                             
                 2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                             
                 0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                        
                     T1 T2 T3 T4 T5 T6 T7 T8 T9 T10                         
 
                         Тестовые показатели:                               
      m(+)  r(-)  p(-)   r+p  Sim   Str     К      А      Au     S          
  T1=  11     0     0     0   110   2.20   4.84   3.67   1.00   0.37        
  T2=  10     0     0     0    93   1.86   3.46   3.10   1.00   0.33        
  T3=  11     0     0     0   109   2.18   4.75   3.63   1.00   0.37        
  T4=  12     0     0     0   124   2.48   6.15   4.13   1.00   0.40        
  T5=  11     0     0     0   114   2.28   5.20   3.80   1.00   0.37        
  T6=  10     0     0     0   100   2.00   4.00   3.33   1.00   0.33        
  T7=  12     0     0     0   119   2.38   5.66   3.97   1.00   0.40        
  T8=  13     0     0     0   124   2.48   6.15   4.13   1.00   0.43        
  T9=  10     0     0     0   107   2.14   4.58   3.82   1.00   0.36        
 T10=   -     -     -     -     -    -      -      -      -      -          
 -------------------------------------------------------------------        
 Общ= 100     0     0     0  1000  20.00 400.00   3.73   1.00   0.37        
 
                      Общее время: 4 мин. 28 сек.                           
              Показатель переключаемости внимания с = 0.00                  
 
 Условные обозначения результатов тестирования:                             
 m(+) -  количество правильно обнаруженых стимулов;                         
 r(-) -  количество неправильно обнаруженых стимулов;                       
 p(-) -  количество пропущенных стимулов;                                   
 r+p  -  количество всех ошибок;                                            
 Sim  -  количество всех знаков в проработанной части таблицы;              
 Str  -  количество строк в проработанной части таблицы;                    
 К    -  уровень концентрации внимания (индекс точности);                   
 А    -  показатель темпа выполнения;                                       
 Au   -  коэффициент точности выполнения задания;                           
 S    -  показатель избирательности внимания;                               
 с    -  показатель переключаемости внимания.                               
                                 ---                                        
 
                         Протокол тестирования:                             
 
                                  N1                                        
           И ОЯМКСЯКЦ ОЮГИФЬОМНКФИМНКЦ ЙЩВМОЖЯИ ОЗЦМЩЧЦЩУКН Н               
           СЭЙПОЯЕФК ИКЛВ ОЕАТОДЮБЕКЩЗТ ЪЗКДЭ НОЗЕЖОИК ЭЖЕЯЭШ               
           П ЮВОДХИМСКБМГРК ОЦЫ ОХМКЬШЭЙЭБХВМТКСОБЫЦ ОЖМКФЖ Ъ               
           УОЭЕЮВКЧЗЪЫ ЮИКЖ ШОЕРПОЕКБНД ЙК ГОЕЗГЫОГБЫВЕЯК ЛТЮ               
           ЖИ ОХРМКХМИК ОРВДОФЛЧГМЛЯКЦБТЩНЪМК ОСХЦП ОЯБМНК ЪХ               
           ЛОШЕЖЭК ТЫНК ОЗЕБЛТОЛЕК ЧКЭ ЮАОЭБСОЩГЕПЯТАШКЖЕВУ Л               
           Р ОБМФКЫМКА ЦЪЗТОЫЛГТ ЛЧОНХБМЗЧКЪМЫК ИЛПТОЭЖ ОМКУЖ               
           АПОЕЮК ЯЩБЪДК ЖОЩЕНЛОЕКЧЫ ЗХК НОЕЯШОЧНЫЪУ ФКТЭУЙЕХ               
           ЯЪЩНЩ ЛОНМКРЖМГКЦ ЗОКАЧП ОМКУМЛЙБКЗ ОПЩМОЦНБГЖ ЮЗТ               
           ЖАЗОФЧЕК ЭБЫГЗУКЖРЯ ОЧЕЬОЕРСК ХКТПХУ НОЕДВОД НЖЕКШ               
           З ЗЩОБМКЗМДЬКЯ ОШВ ГОХЗМКЪЛСМЩЪДКЫ ОЦШФЭЖДЪВОМКИ Т               
           БЩРОЕК БК ОЕСВИЮОПК ЛСПШК ЮОЕЭЮЩШДОЕКЦПЯ НДЦЛДЕЪЭН               
           ЧЪЙУ ЦТОМКЯЧШЪШХФМЙК ОЬ ОАМЭКБЛОПСАУМК ОЗБЯРГСМК Й               
           ЭОЕК ПЭК ОИЫГТДХЕФЦЫОЕКФ ЪК ОГФЕРЧЛСПЯУЮЗУОЦЛЕК ЙШ               
           В ЩНЗОИМКБФАМТЫК ГУРОЗЧ ИАОМКЮИЬИМК ЬРОАШРЖЧОМК ДА               
           ЦЖИУОЕК ЩКЦ ОЕСЦПЖОЕЛУЖКЧНЛЫР ФУКЯ ОЕАЫО КАФХЕПЧЦЯ               
           ЙЭ ЖОМКЗЪМКШ ОИХТДГЧЫ ОМКЭМКСШЖЛТНЛ ЩЛОВРИР ОЙМКСЗ               
           ИПВОГЕЗК ДК ОЬЕФЩОЕК ИЯЛКЦВ ГОСЕРШИЯРПОПНК ФЬАЮЕЪЮ               
           ПКД ГЮФОМЗУЮПНКУЬМКЗЧ ПСЙЯОЫТ ОМКСЫМФК ЩОНЩШ ОМБЯЦ               
           НОЕК ЧТЩК ОЭЕЧГОНЕЧФГК ИЙВКЧЗПГ ЙОЕЧАОЮРЧЛЦТГКВ ЕГ