МЕТОДИКА:
Трансактный анализ общения
(Эрик Берн).
Методика предназначена для диагностики трех составляющих личности че-
ловека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское,
взрослое, детское.
Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В осно-
ве трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый
человек будет "в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в
собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция -
это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица обще-
ния. Концепция Э. Берна была создана в ответ на необходимость оказания
психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.
Родительское (Родитель - Р) состояние "Я", которое подразделяется на
заботливое родительское состояние "Я", критическое родительское состояние
"Я". Родительское "Я", состоящее из правил поведения, норм, позволяет ин-
дивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полез-
ные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженнос-
ти простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское "Я" обеспечива-
ет с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на
размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
Взрослое (Взрослый - В) состояние "Я" воспринимает и перерабатывает
логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно об-
думанно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое "Я", в отличии от
Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуа-
циях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вмес-
те с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия
решений.
Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние "Я" следует жизненному
принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Дет-
ское "Я" также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим
составляющими личности. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность, раз-
рядку напряжения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в оп-
ределенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме то-
го, Детское "Я" выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно
сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности
или/и противостоять давлению другого человека. Это "Я" подразделяется на:
естественное детское "Я" (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.),
приспосабливающееся детское "Я" (приспосабливающийся, прислуживающийся,
боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.), возражающее детское "Я".
С позиции родителя "играются" роли отца, старшей сестры, педагога,
начальника; с позиции взрослого - роли соседа, случайного попутчика, под-
чиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка - роли молодого
специалиста, артиста - любимца публики, зятя.
В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, од-
нако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так,
что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает наруше-
ние общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.
Инстанции "Я" и типичные способы поведения и высказывания.
Инстанция "Я" - Родитель.
1. Заботливый родитель.
Типичные способы поведения, высказывания:
Утешает, исправляет, помогает. "Это мы сделаем", "Не бойся", "Мы все
тебе поможем".
2. Критический родитель.
Типичные способы поведения, высказывания:
Грозит, критикует, приказывает. "Опять ты опаздал на работу?", "У
каждого на столе должен быть график!"
Инстанция "Я" - Взрослый.
Типичные способы поведения, высказывания:
Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения.
"Который час?", "У кого же может быть это письмо?", "Эту проблему мы решим
в группе".
Инстанция "Я" - Ребенок.
1. Спонтанный ребенок.
Типичные способы поведения, высказывания:
Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение. "Это ду-
рацкое письмо у меня уже третий раз на столе", "Вы это сделали просто за-
мечательно!"
2. Приспосабливающийся ребенок.
Типичные способы поведения, высказывания:
Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое по-
ведение. "Я бы с радостью, но у нас будут неприятности".
3. Бунтующий ребенок.
Типичные способы поведения, высказывания:
Протестующее, бросающее вызов поведение. "Я это делать не буду!", "Вы
этого сделать не сможете".
Каждое из состояний "Я" выполняет определенные функции и вследствие
этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связа-
ны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях,
которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э. Берну, должна
осуществляться именно в этом направлении: "оживлять" подавленное "Я"-сос-
тояние или обучать актуализации определенного "Я"-состояния в тех случаях,
когда это необходимо для гармоничного общения.
Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансакт-
ного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены
все три состояния "Я".
Для того, чтобы оценить, как сочетаются эти три "Я" в поведении, мож-
но воспользоваться данным тестом (оценивая приведенные высказывания в бал-
лах от 0 до 10).
Обработка результатов.
Шкала "Д" - "Дитя": 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.
Шкала "В" - "Взрослый": 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.
Шкала "Р" - "Родитель": 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.
Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса, получаем
формулу ВРД.
Примечание к компьютерной версии.
Автоматическая интерпретация результатов тестирования построена на
следующих условных критериях:
0 - 20 низкий показатель;
21 - 30 пониженный показатель;
31 - 40 средний показатель;
41 - 50 повышенный показатель;
51 - 70 высокий показатель;
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
----
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Трансактный анализ общения.
Ф.И.О: __________________
Доп. данные: ____________
Диаграмма.
Р ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓─────────────────╢>
В ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓██████████──────╢>
Д ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓──────────────────╢>
<──[--]──><[-]><[=]><[+]><──[++]──>
Тестовые показатели:
1. Родительское состояние - Р = 37
2. Взрослое состояние - В = 60
3. Детское состояние - Д = 35
------------------------------------
Формула РВД = 37-60-35
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Средний уровень представленности Родительского состояния в
сознании личности. Родительское "Я", состоящее из правил поведе-
ния, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандарт-
ных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы пове-
дения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными
задачами. Кроме того, Родительское "Я" обеспечивает с большой ве-
роятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на раз-
мышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
Это "Я" подразделяется на заботливое родительское состояние "Я" и
критическое родительское состояние "Я". С позиции Родителя "игра-
ются" роли отца, старшей сестры, педагога, начальника. Типичные
способы поведения: заботливый Родитель - утешает, исправляет, по-
могает; критический Родитель - грозит, критикует, приказывает.
Высокий уровень представленности Взрослого состояния в созна-
нии личности. Взрослое состояние "Я" воспринимает и перерабатывает
логическую составляющую информации, принимает решения преимущест-
венно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое "Я"
способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а
в уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и,
вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственно-
го принятия решений. C позиции Взрослого "играются" роли соседа,
случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д. Ти-
пичные способы поведения: собирает и дает информацию, оценивает
вероятность, принимает решения.
Средний уровень представленности Детского состояния в созна-
нии личности. Детское состояние "Я" следует жизненному принципу
чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Дет-
ское "Я" "отвечает" за творчество, оригинальность, разрядку напря-
жения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в опреде-
ленной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме
того, Детское "Я" выступает на сцену, когда человек не чувствует
достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен
преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого челове-
ка. Это "Я" подразделяется на: естественное детское "Я" (спонтан-
ные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся дет-
ское "Я" (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, вино-
ватый, колеблющийся и т.п.), возражающее детское "Я". С позиции
Ребенка "играются" роли молодого специалиста, артиста - любимца
публики, зятя. Типичные способы поведения: спонтанный ребенок -
естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение; при-
спосабливающийся ребенок - беспомощное, боязливое, приспосабливаю-
щееся к нормам, уступчивое поведение; бунтующий ребенок - протес-
тующее, бросающее вызов поведение.
|