МЕТОДИКА:                                  
                         Трансактный анализ общения                         
                                (Эрик Берн).                                
 
      Методика предназначена для диагностики трех составляющих личности че- 
 ловека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, 
 взрослое, детское.                                                         
      Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В осно- 
 ве трансактного анализа лежит философское предположение о том, что  каждый 
 человек будет "в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою  жизнь  в 
 собственных руках и сам будет за нее нести  ответственность.  Трансакция - 
 это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица  обще- 
 ния. Концепция Э. Берна была создана в  ответ  на  необходимость  оказания 
 психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.                  
      Родительское (Родитель - Р) состояние "Я", которое подразделяется  на 
 заботливое родительское состояние "Я", критическое родительское  состояние 
 "Я". Родительское "Я", состоящее из правил поведения, норм, позволяет  ин- 
 дивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полез- 
 ные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженнос- 
 ти простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское "Я" обеспечива- 
 ет с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на 
 размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.      
      Взрослое (Взрослый - В) состояние "Я" воспринимает  и  перерабатывает 
 логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно  об- 
 думанно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое "Я", в  отличии  от 
 Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуа- 
 циях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу  выбора и, вмес- 
 те с этим, необходимость осознания последствий и  ответственного  принятия 
 решений.                                                                   
      Детское (Дитя - Д, или  Ребенок)  состояние  "Я"  следует  жизненному 
 принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства.  Дет- 
 ское "Я" также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим 
 составляющими личности. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность, раз- 
 рядку напряжения, получение приятных, иногда "острых", необходимых  в  оп- 
 ределенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме то- 
 го, Детское "Я" выступает на сцену, когда человек не чувствует  достаточно 
 сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности 
 или/и противостоять давлению другого человека. Это "Я" подразделяется  на: 
 естественное детское "Я" (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), 
 приспосабливающееся детское  "Я"  (приспосабливающийся,  прислуживающийся, 
 боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.), возражающее детское "Я".       
      С позиции родителя "играются" роли отца,  старшей  сестры,  педагога, 
 начальника; с позиции взрослого - роли соседа, случайного попутчика,  под- 
 чиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка -  роли  молодого 
 специалиста, артиста - любимца публики, зятя.                              
      В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие,  од- 
 нако при условии плохого воспитания личность  может  деформироваться  так, 
 что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает наруше- 
 ние общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.           
 
          Инстанции "Я" и типичные способы поведения и высказывания.        
 
                         Инстанция "Я" - Родитель.                          
      1. Заботливый родитель.                                               
      Типичные способы поведения, высказывания:                             
      Утешает, исправляет, помогает. "Это мы сделаем", "Не бойся", "Мы  все 
 тебе поможем".                                                             
      2. Критический родитель.                                              
      Типичные способы поведения, высказывания:                             
      Грозит, критикует, приказывает. "Опять ты  опаздал  на  работу?",  "У 
 каждого на столе должен быть график!"                                      
 
                         Инстанция "Я" - Взрослый.                          
      Типичные способы поведения, высказывания:                             
      Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает  решения. 
 "Который час?", "У кого же может быть это письмо?", "Эту проблему мы решим 
 в группе".                                                                 
 
                         Инстанция "Я" - Ребенок.                           
      1. Спонтанный ребенок.                                                
      Типичные способы поведения, высказывания:                             
      Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение. "Это  ду- 
 рацкое письмо у меня уже третий раз на столе", "Вы это сделали просто  за- 
 мечательно!"                                                               
      2. Приспосабливающийся ребенок.                                       
      Типичные способы поведения, высказывания:                             
      Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое  по- 
 ведение. "Я бы с радостью, но у нас будут неприятности".                   
      3. Бунтующий ребенок.                                                 
      Типичные способы поведения, высказывания:                             
      Протестующее, бросающее вызов поведение. "Я это делать не буду!", "Вы 
 этого сделать не сможете".                                                 
 
      Каждое из состояний "Я" выполняет определенные функции  и  вследствие 
 этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связа- 
 ны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в  тех  ситуациях, 
 которые оно не должно  контролировать.  Психотерапия, по Э. Берну,  должна 
 осуществляться именно в этом направлении: "оживлять" подавленное  "Я"-сос- 
 тояние или обучать актуализации определенного "Я"-состояния в тех случаях, 
 когда это необходимо для гармоничного общения.                             
 
      Для оптимального функционирования личности, с точки зрения  трансакт- 
 ного анализа, необходимо, чтобы в личности  были  гармонично  представлены 
 все три состояния "Я".                                                     
 
      Для того, чтобы оценить, как сочетаются эти три "Я" в поведении, мож- 
 но воспользоваться данным тестом (оценивая приведенные высказывания в бал- 
 лах от 0 до 10).                                                           
 
      Обработка результатов.                                                
      Шкала "Д" - "Дитя":     1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.                      
      Шкала "В" - "Взрослый": 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.                      
      Шкала "Р" - "Родитель": 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.                      
      Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса,  получаем 
 формулу ВРД.                                                               
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Автоматическая интерпретация результатов  тестирования  построена  на 
 следующих условных критериях:                                              
       0 - 20  низкий показатель;                                           
      21 - 30  пониженный показатель;                                       
      31 - 40  средний показатель;                                          
      41 - 50  повышенный показатель;                                       
      51 - 70  высокий показатель;                                          
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ----                                     
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Трансактный анализ общения.                                      
 Ф.И.О: __________________                                                  
 Доп. данные: ____________                                                  
 
 
                             Диаграмма.                                     
 
             Р  ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓─────────────────╢>                    
 
             В  ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓██████████──────╢>                    
 
             Д  ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓──────────────────╢>                    
 
                  <──[--]──><[-]><[=]><[+]><──[++]──>                       
 
 
                         Тестовые показатели:                               
 
                 1. Родительское состояние  -  Р = 37                       
                 2. Взрослое состояние      -  В = 60                       
                 3. Детское состояние       -  Д = 35                       
                 ------------------------------------                       
                        Формула РВД   = 37-60-35                            
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Средний уровень представленности  Родительского  состояния  в         
 сознании личности. Родительское "Я", состоящее из  правил  поведе-         
 ния, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в  стандарт-         
 ных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы  пове-         
 дения, освобождая сознание от загруженности  простыми,  обыденными         
 задачами. Кроме того, Родительское "Я" обеспечивает с большой  ве-         
 роятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени  на  раз-         
 мышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.         
 Это "Я" подразделяется на заботливое родительское состояние "Я"  и         
 критическое родительское состояние "Я". С позиции Родителя  "игра-         
 ются" роли отца, старшей сестры,  педагога,  начальника.  Типичные         
 способы поведения: заботливый Родитель - утешает, исправляет,  по-         
 могает; критический Родитель - грозит, критикует, приказывает.             
 
      Высокий уровень представленности Взрослого состояния в созна-         
 нии личности. Взрослое состояние "Я" воспринимает и перерабатывает         
 логическую составляющую информации, принимает решения  преимущест-         
 венно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое "Я"         
 способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях,  а         
 в уникальных, требующих  размышлений,  дающих  свободу  выбора  и,         
 вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственно-         
 го принятия решений. C позиции Взрослого "играются"  роли  соседа,         
 случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д. Ти-         
 пичные способы поведения: собирает и  дает  информацию,  оценивает         
 вероятность, принимает решения.                                            
 
      Средний уровень представленности Детского состояния в  созна-         
 нии личности.  Детское состояние "Я" следует  жизненному  принципу         
 чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из  детства.  Дет-         
 ское "Я" "отвечает" за творчество, оригинальность, разрядку напря-         
 жения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в  опреде-         
 ленной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме         
 того, Детское "Я" выступает на сцену, когда человек  не  чувствует         
 достаточно сил для самостоятельного решения проблем:  не  способен         
 преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого  челове-         
 ка. Это "Я" подразделяется на: естественное детское "Я"  (спонтан-         
 ные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся дет-         
 ское "Я" (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый,  вино-         
 ватый, колеблющийся и т.п.), возражающее детское  "Я".  С  позиции         
 Ребенка "играются" роли  молодого  специалиста,  артиста - любимца         
 публики, зятя. Типичные способы  поведения:  спонтанный  ребенок -         
 естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное  поведение;  при-         
 спосабливающийся ребенок - беспомощное, боязливое, приспосабливаю-         
 щееся к нормам, уступчивое поведение; бунтующий ребенок -  протес-         
 тующее, бросающее вызов поведение.