МЕТОДИКА:
Творческая активность личности
(Ракитская О.Н., Кашапов М.М.).
Методика предназначена для определения творческой активности учителя.
Методика разработана на основе концепции интеллектуальной активности
Д.Б. Богоявленской, которая определяет творчество как специфическое прояв-
ление интеллектуальной активности человека. В свою очередь, интеллектуаль-
ная активность определяется как интегральное свойство некоторой гипотети-
ческой системы, основными подсистемами которой являются интеллектуальные
(общие умственные способности) и неинтеллектуальные (мотивационные) спо-
собности.
Мерой интеллектуальной активности Д.Б. Богоявленская предлагает счи-
тать интеллектуальную инициативу как стимул к продолжению интеллектуальной
деятельности за пределами ситуации заданности, т.е. мотивом подобной дея-
тельности выступают исключительно внутренние познавательные потребности
субъекта. Таким образом, хотя интеллектуальная активность и проявляется в
любой деятельности, но в не стимулированной извне деятельности она обнару-
живается однозначно. Творческая деятельность по созданию нового представ-
ляет собой уровень активности человека, на котором возможен выход за пре-
делы требований заданной ситуации. Большинство исследователей определят
креативность как способность к созданию нового, оригинального, однако в
высшей форме своего проявления это еще и способность к самостоятельному
целеполаганию в результате неугасимого познавательного интереса, движущего
мысль человека. Итак, креативность или способность к творчеству - это про-
изводная от интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, кото-
рая либо тормозит, либо стимулирует умственные способности. Стимулятором
умственных способностей является познавательный интерес, который является
если не основным, то одним из ключевых моментов креативности.
Опросник основывается на 2-х предположениях: во-первых, что творчес-
кий потенциал, как совокупность возможностей, способностей к творчеству,
присущ каждому человеку, а во-вторых, скрытые (потенциальные) возможности
проявляются в творческой активности, мерой которой является познавательный
интерес.
Опросник состоит из 44 утверждений.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Творческая активность личности.
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диагностическая шкала:
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████─────────╢>
<────[+]───><─────[==]─────><───[-]────>
Тестовый показатель - ТА = 34 8
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий показатель творческой активности.
Креативная, творчески активная личность. Отличается стремле-
нием к преодолению привычных норм и способов действий. В ходе ре-
шения творческих задач, проявляет инициативу, стремится к самосо-
вершенствованию и самостоятельности.
|