МЕТОДИКА:
Тест акцентуации характера
(Ред. Реана А.А.).
Методика предназначена для диагностики акцентуаций характера. Тест не
имеет цели поставить диагноз какой-либо психической болезни. В тесте рас-
сматриваются черты характера в рамках обычного рисунка личности и выделя-
ются 13 типов акцентуации, т. е. ярко выраженных характеров - психотипов.
Проведение тестирования.
Можно предложить ребятам перед началом тестирования начертить бланки
для ответов по предлагаемому образцу. Тестирование можно проводить как ин-
дивидуально, так и с целой группой ребят (или со всем классом) одновремен-
но. При проведении индивидуального тестирования ребенку выдастся текст
теста, содержащий 104 утверждения, которые он должен внимательно прочи-
тать, оценить, исходя из своего согласия или несогласия, и затем записать
соответствующий балл в бланке для ответов.
При групповом тестировании также можно раздать тексты теста (если они
есть в достаточном количестве). При этом ребят нужно попросить в тексте
теста не делать никаких пометок.
Допускается и устное тестирование: зачитываются все 104 утверждения
вслух (обязательно дважды каждое из них), а ребята сразу оценивают свое
отношение соответствующим баллом в бланке для ответов. Ответы и оценки в
баллах целесообразно написать на доске.
Если у тестируемых возникают вопросы по содержанию утверждений теста,
психолог должен разъяснить непонятные слова или смысл всего утверждения.
Время для проведения теста вместе с объяснением инструкции примерно
35-40 мин.
Обработка результатов.
1. Подсчитывается сумма баллов в каждой акцентуации. При определении
суммы учитывается знак балла "+" или "-". Cумма баллов любой акцентуации
находится в диапазоне от +16 (если все восемь утверждений оценены тестиру-
емым +2, т. е. совершенно верно) до -16 (если все утверждения оценены -2,
т.е. совершенно неверно).
2. Раскодируется наименование типов акцентуации характера:
I ( 1, 14, 27, 40, 53, 66, 79, 92) - параноик,
II ( 2, 15, 28, 41, 54, 67, 80, 93) - эпилептоид,
III ( 3, 16, 29, 42, 55, 68, 81, 94) - гипертим,
IV ( 4, 17, 30, 43, 56, 69, 82, 95) - истероид,
V ( 5, 18, 31, 44, 57, 70, 83, 96) - шизоид,
VI ( 6, 19, 32, 45, 58, 71, 84, 97) - психастеноид,
VII ( 7, 20, 33, 46, 59, 72, 85, 98) - сензитив,
VIII ( 8, 21, 34, 47, 60, 73, 86, 99) - гипотим,
IX ( 9, 22, 35, 48, 61, 74, 87, 100) - конформный тип,
X (10, 23, 36, 49, 62, 75, 88, 101) - неустойчивый тип,
XI (11, 24, 37, 50, 63, 76, 89, 102) - астеник,
XII (12, 25, 38, 51, 64, 77, 90, 103) - лабильный тип,
XIII (13, 26, 39, 52, 65, 78, 91, 104) - циклоид.
3. Определяется степень выраженности каждого из психотипов путем пос-
троения графика "Рисунок личности".
Если кривая не выходит за пределы, ограниченные пунктирными линиями,
которые проведены из точек +10 и -10, это значит, что психотип находится в
рамках обычного рисунка личности (эти точки приняты специалистами как нор-
мативы).
Если кривая выходит за пределы, ограниченные пунктирной линией, про-
веденной из точки +10, это означает, что какой-то психотип у тестируемого
проявляется наиболее ярко.
Если же одна или несколько точек находятся за пределами пунктирной
линии, проведенной из точки -10, это означает, что у тестируемого проявля-
ется антитип, т. е. черты, свойственные человеку с противоположным харак-
тером.
Не стоит забывать и о том, что многие люди - неакцентированные лич-
ности, т. е. у них в рисунке личности нет заметных "выступов".
Обычно у детей проявляются черты двух-трех психотипов.
Примечание к компьютерной версии.
Полная автоматическая интерпретация результатов тестирования осущест-
вляется только для шкал суммарный показатель которых превышает +10 баллов.
Интепретация шкал, значение которых ниже -10 баллов осуществляется
психологом на основании анализа всего профиля акцентуаций и привлечения
дополнительной информации о тестируемом. Это объясняется тем, что отрица-
ние черт какой-нибудь акцентуации не всегда означает наличие противополож-
ной. Например, низкие показатели по большинству шкал могут отражать стрем-
ление испытуемого скрыть отрицательные черты своего характера в ситуации
экспертизы. К тому же, не ко всем акцентуциям данной методики можно подо-
брать противоположный психотип из предложенного списка. Противоложным к
гипертимному типу естественно будет гипотимный, а к эпилептоидному, шизо-
идному или паранояльному?. НЕ-эпилептоидный, НЕ-шизодный, НЕ-паранояльный?
С точки зрения разработчика данной программы показатели ниже -10 следует
рассматривать как дополнительную информацию, котороая только уточняет ин-
дивидуальные особенности данного обследуемого и его отличия от "чистого"
типа какой-либо акцентуации.
Опросник состоит из 104 утверждений.
Примерное время тестирования 35-40 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Тест акцентуации характера.
Ф.И.О: _____________________
Доп. данные: _______________
*
16 ┼
14 ┼
12 ┼
10 ┼─────────────██─────────────────────────
8 ┼ ▄▄ ██
6 ┼ ██ ██
4 ┼ ██ ██ ▄▄
2 ┼ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ▄▄ ▄▄
0 ┼─██──────────██─██─██─██─▄▄───────██─██─
-2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██
-4 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
-6 ┼ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
-8 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
-10 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─
-12 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
-14 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
-16 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
Па Эп Гт Ис Шз Пс Сн Гп Кн Нс Ас Лб Цк
Тестовые показатели:
1. Параноик - Па = 8
2. Эпилептоид - Эп = -3
3. Гипертим - Гт = -4
4. Истероид - Ис = -6
5. Шизоид - Шз = 11
6. Психастеноид - Пс = 4
7. Сензитив - Сн = 2
8. Гипотим - Гп = 3
9. Конформный тип - Кн = 0
10. Неустойчивый тип - Нс = -2
11. Астеник - Ас = -3
12. Лабильный тип - Лб = 2
13. Циклоид - Цк = 2
------------------------------------
Средний показатель акцентуации = 1
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
ШИЗОИДНЫЙ ТИП.
ВЫРАЖЕHHЫЕ ОСОБЕHHОСТИ ПОВЕДЕHИЯ:
Индивидуалистичность, замкнутость и отгороженность внутреннего ми-
ра, склонность к одиночеству, направленность в мир внутренних пе-
реживаний и собственных представлений об окружающей действитель-
ности; тенденция к размышлениям и анализу может преобладать над
чувствами и действенной активностью. Сдержанность в проявлении
чувств. Затруднения в установлении эмоциональных отношений с дру-
гими людьми, категоричность суждений, независимость взглядов. При
хорошем интеллекте - способность к творческому, абстрактно-теоре-
тическому мышлению.
СТИЛЬ МЕЖЛИЧHОСТHОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
Избирательность в контактах, ограниченный круг общения, ориентация
на свой субъективизм и интуицию в оценке людей.
ПРИВЛЕКАТЕЛЬHЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА:
Выраженная индивидуальность, творческая ориентированность, ориги-
нальность высказываний и суждений, а также интересов и увлечений.
ЧЕРТЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К СЛОЖHОСТЯМ В ОБЩЕHИИ:
Некоторая холодность и замкнутость в общении. Обособленно-созерца-
тельная личностная позиция. Склонность к противопоставлению своих
субъективных установок, взглядов и суждений окружению, жесткость и
эгоцентризм установок.
HЕБЛАГОПРИЯТHЫЕ СИТУАЦИИ:
Ситуации, требующие быстроты и легкости установления неформальных
контактов с окружающими; грубое, насильственное вторжение во внут-
ренний мир личности.
ПРЕОБЛАДАЮЩАЯ ФОРМА "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ":
Склонность к интеллектуальной переработке возникающих затруднений.
Уход в себя, в мир своих фантазий и увлечений.
ПРОФЕССИОHАЛЬHЫЕ СКЛОHHОСТИ И РЕКОМЕHДАЦИИ:
Профессии, требующие аналитического склада ума, целостного стиля
восприятия, способности на основании минимальной информации вос-
создать целостный образ. Склонность к видам деятельности свободно-
го, творческого стиля. Избегание оков формальности, режимных видов
труда. Трудовая адаптация этих личностей требует терпимости у ок-
ружающих, наличие у руководителей дифференцированного индивидуаль-
но-личностного подхода.
---
|