МЕТОДИКА:                                  
                        Тест акцентуации характера                          
                            (Ред. Реана А.А.).                              
 
      Методика предназначена для диагностики акцентуаций характера. Тест не 
 имеет цели поставить диагноз какой-либо психической болезни. В тесте  рас- 
 сматриваются черты характера в рамках обычного рисунка личности и  выделя- 
 ются 13 типов акцентуации, т. е. ярко выраженных характеров - психотипов.  
 
                        Проведение тестирования.                            
      Можно предложить ребятам перед началом тестирования начертить  бланки 
 для ответов по предлагаемому образцу. Тестирование можно проводить как ин- 
 дивидуально, так и с целой группой ребят (или со всем классом) одновремен- 
 но. При проведении индивидуального  тестирования  ребенку  выдастся  текст 
 теста, содержащий 104 утверждения, которые он  должен  внимательно  прочи- 
 тать, оценить, исходя из своего согласия или несогласия, и затем  записать 
 соответствующий балл в бланке для ответов.                                 
      При групповом тестировании также можно раздать тексты теста (если они 
 есть в достаточном количестве). При этом ребят нужно  попросить  в  тексте 
 теста не делать никаких пометок.                                           
      Допускается и устное тестирование: зачитываются все  104  утверждения 
 вслух (обязательно дважды каждое из них), а ребята  сразу  оценивают  свое 
 отношение соответствующим баллом в бланке для ответов. Ответы и  оценки  в 
 баллах целесообразно написать на доске.                                    
      Если у тестируемых возникают вопросы по содержанию утверждений теста, 
 психолог должен разъяснить непонятные слова или смысл всего утверждения.   
      Время для проведения теста вместе с объяснением  инструкции  примерно 
 35-40 мин.                                                                 
 
 
                          Обработка результатов.                            
 
      1. Подсчитывается сумма баллов в каждой акцентуации. При  определении 
 суммы учитывается знак балла "+" или "-". Cумма баллов  любой  акцентуации 
 находится в диапазоне от +16 (если все восемь утверждений оценены тестиру- 
 емым +2, т. е. совершенно верно) до -16 (если все утверждения оценены  -2, 
 т.е. совершенно неверно).                                                  
 
      2. Раскодируется наименование типов акцентуации характера:            
      I    ( 1, 14, 27, 40, 53, 66, 79,  92) - параноик,                    
      II   ( 2, 15, 28, 41, 54, 67, 80,  93) - эпилептоид,                  
      III  ( 3, 16, 29, 42, 55, 68, 81,  94) - гипертим,                    
      IV   ( 4, 17, 30, 43, 56, 69, 82,  95) - истероид,                    
      V    ( 5, 18, 31, 44, 57, 70, 83,  96) - шизоид,                      
      VI   ( 6, 19, 32, 45, 58, 71, 84,  97) - психастеноид,                
      VII  ( 7, 20, 33, 46, 59, 72, 85,  98) - сензитив,                    
      VIII ( 8, 21, 34, 47, 60, 73, 86,  99) - гипотим,                     
      IX   ( 9, 22, 35, 48, 61, 74, 87, 100) - конформный тип,              
      X    (10, 23, 36, 49, 62, 75, 88, 101) - неустойчивый тип,            
      XI   (11, 24, 37, 50, 63, 76, 89, 102) - астеник,                     
      XII  (12, 25, 38, 51, 64, 77, 90, 103) - лабильный тип,               
      XIII (13, 26, 39, 52, 65, 78, 91, 104) - циклоид.                     
 
      3. Определяется степень выраженности каждого из психотипов путем пос- 
 троения графика "Рисунок личности".                                        
      Если кривая не выходит за пределы, ограниченные пунктирными  линиями, 
 которые проведены из точек +10 и -10, это значит, что психотип находится в 
 рамках обычного рисунка личности (эти точки приняты специалистами как нор- 
 мативы).                                                                   
      Если кривая выходит за пределы, ограниченные пунктирной линией,  про- 
 веденной из точки +10, это означает, что какой-то психотип у  тестируемого 
 проявляется наиболее ярко.                                                 
      Если же одна или несколько точек находятся  за  пределами  пунктирной 
 линии, проведенной из точки -10, это означает, что у тестируемого проявля- 
 ется антитип, т. е. черты, свойственные человеку с противоположным  харак- 
 тером.                                                                     
      Не стоит забывать и о том, что многие люди -  неакцентированные  лич- 
 ности, т. е. у них в рисунке личности нет заметных "выступов".             
      Обычно у детей проявляются черты двух-трех психотипов.                
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Полная автоматическая интерпретация результатов тестирования осущест- 
 вляется только для шкал суммарный показатель которых превышает +10 баллов. 
      Интепретация шкал, значение которых ниже  -10  баллов  осуществляется 
 психологом на основании анализа всего профиля  акцентуаций  и  привлечения 
 дополнительной информации о тестируемом. Это объясняется тем, что  отрица- 
 ние черт какой-нибудь акцентуации не всегда означает наличие противополож- 
 ной. Например, низкие показатели по большинству шкал могут отражать стрем- 
 ление испытуемого скрыть отрицательные черты своего характера  в  ситуации 
 экспертизы. К тому же, не ко всем акцентуциям данной методики можно  подо- 
 брать противоположный психотип из предложенного  списка.  Противоложным  к 
 гипертимному типу естественно будет гипотимный, а к эпилептоидному,  шизо- 
 идному или паранояльному?. НЕ-эпилептоидный, НЕ-шизодный, НЕ-паранояльный? 
 С точки зрения разработчика данной программы показатели ниже  -10  следует 
 рассматривать как дополнительную информацию, котороая только уточняет  ин- 
 дивидуальные особенности данного обследуемого и его отличия  от  "чистого" 
 типа какой-либо акцентуации.                                               
 
      Опросник состоит из 104 утверждений.                                  
      Примерное время тестирования 35-40 минут.                             
 
 
                            ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                            
 
                                      ---                                   
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Тест акцентуации характера.                                      
 Ф.И.О: _____________________                                               
 Доп. данные: _______________                                               
 
 
 
               *                                                            
            16 ┼                                                            
            14 ┼                                                            
            12 ┼                                                            
            10 ┼─────────────██─────────────────────────                    
             8 ┼ ▄▄          ██                                             
             6 ┼ ██          ██                                             
             4 ┼ ██          ██ ▄▄                                          
             2 ┼ ██          ██ ██ ▄▄ ██          ▄▄ ▄▄                     
             0 ┼─██──────────██─██─██─██─▄▄───────██─██─                    
            -2 ┼ ██          ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄    ██ ██                     
            -4 ┼ ██ ██ ▄▄    ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                     
            -6 ┼ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                     
            -8 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                     
           -10 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─                    
           -12 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                     
           -14 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                     
           -16 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                   
                 Па Эп Гт Ис Шз Пс Сн Гп Кн Нс Ас Лб Цк                     
 
 
                         Тестовые показатели:                               
 
                  1. Параноик          -  Па =  8                           
                  2. Эпилептоид        -  Эп = -3                           
                  3. Гипертим          -  Гт = -4                           
                  4. Истероид          -  Ис = -6                           
                  5. Шизоид            -  Шз = 11                           
                  6. Психастеноид      -  Пс =  4                           
                  7. Сензитив          -  Сн =  2                           
                  8. Гипотим           -  Гп =  3                           
                  9. Конформный тип    -  Кн =  0                           
                 10. Неустойчивый тип  -  Нс = -2                           
                 11. Астеник           -  Ас = -3                           
                 12. Лабильный тип     -  Лб =  2                           
                 13. Циклоид           -  Цк =  2                           
               ------------------------------------                         
               Средний показатель акцентуации =  1                          
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
                           ШИЗОИДНЫЙ ТИП.                                   
                 ВЫРАЖЕHHЫЕ ОСОБЕHHОСТИ ПОВЕДЕHИЯ:                          
 Индивидуалистичность, замкнутость и отгороженность внутреннего ми-         
 ра, склонность к одиночеству, направленность в мир внутренних  пе-         
 реживаний и собственных представлений об  окружающей  действитель-         
 ности; тенденция к размышлениям и анализу  может  преобладать  над         
 чувствами и действенной  активностью.  Сдержанность  в  проявлении         
 чувств. Затруднения в установлении эмоциональных отношений с  дру-         
 гими людьми, категоричность суждений, независимость взглядов.  При         
 хорошем интеллекте - способность к творческому,  абстрактно-теоре-         
 тическому мышлению.                                                        
               СТИЛЬ МЕЖЛИЧHОСТHОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:                         
 Избирательность в контактах, ограниченный круг общения, ориентация         
 на свой субъективизм и интуицию в оценке людей.                            
                 ПРИВЛЕКАТЕЛЬHЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА:                           
 Выраженная индивидуальность, творческая ориентированность,  ориги-         
 нальность высказываний и суждений, а также интересов и увлечений.          
            ЧЕРТЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К СЛОЖHОСТЯМ В ОБЩЕHИИ:                       
 Некоторая холодность и замкнутость в общении. Обособленно-созерца-         
 тельная личностная позиция. Склонность к противопоставлению  своих         
 субъективных установок, взглядов и суждений окружению, жесткость и         
 эгоцентризм установок.                                                     
                     HЕБЛАГОПРИЯТHЫЕ СИТУАЦИИ:                              
 Ситуации, требующие быстроты и легкости установления  неформальных         
 контактов с окружающими; грубое, насильственное вторжение во внут-         
 ренний мир личности.                                                       
            ПРЕОБЛАДАЮЩАЯ ФОРМА "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ":                   
 Склонность к интеллектуальной переработке возникающих затруднений.         
 Уход в себя, в мир своих фантазий и увлечений.                             
             ПРОФЕССИОHАЛЬHЫЕ СКЛОHHОСТИ И РЕКОМЕHДАЦИИ:                    
 Профессии, требующие аналитического склада ума,  целостного  стиля         
 восприятия, способности на основании минимальной  информации  вос-         
 создать целостный образ. Склонность к видам деятельности свободно-         
 го, творческого стиля. Избегание оков формальности, режимных видов         
 труда. Трудовая адаптация этих личностей требует терпимости у  ок-         
 ружающих, наличие у руководителей дифференцированного индивидуаль-         
 но-личностного подхода.                                                    
 
                              ---