МЕТОДИКА:                                  
                      Диагностика процессов внимания                        
                              (Таблицы Шульте)                              
                      (Shulte tables, Shulte grids).                        
 
      Методика предназначена для диагностики процессов активного  внимания, 
 сенсомоторных реакций и умственной работоспособности в целом.              
      Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до  25),  располо- 
 женных в случайном порядке в клетках. Испытуемый должен показать и назвать 
 в заданной последовательности (как правило,  возрастающей  от  единицы  до 
 двадцати пяти) все цифры. Предлагается  подряд  пять  неидентичных  таблиц 
 Шульте, в которых цифры расположены в различном порядке.  Психолог  регис- 
 трирует время, затраченное испытуемым на показывание и называние всего ря- 
 да цифр в каждой таблице в отдельности. Отмечаются следующие показатели:   
      1) превышение нормативного (40-50 с) времени, затраченного на показы- 
 вание и называние ряда цифр в таблицах;                                    
      2) динамика временных показателей в процессе обследования по всем пя- 
 ти таблицам.                                                               
      По результатам данного теста возможны следующие характеристики внима- 
 ния испытуемого:                                                           
      Внимание концентрируется достаточно - если на каждую из таблиц Шульте 
 испытуемый затрачивает время, соответствующее нормативному.                
      Внимание концентрируется недостаточно -  если  на  каждую  из  таблиц 
 Шульте испытуемый затрачивает время, превышающее нормативное.              
      Внимание устойчиво - если не отмечается значительных временных  отли- 
 чий при подсчете цифр в каждой из пяти таблиц.                             
      Внимание неустойчиво - если отмечаются значительные колебания резуль- 
 татов по данным таблиц без тенденции к увеличению времени, затраченного на 
 каждую следующую таблицу.                                                  
      Внимание истощаемо - если отмечается тенденция к увеличению  времени, 
 затрачиваемого испытуемым на каждую следующую таблицу.                     
 
      Использование возможностей современных компьютеров позволили улучшить 
 классический "ручной" вариант обследования. Программа  позволяет  фиксиро- 
 вать время поиска каждой очередной цифры таблицы в  сотых  долях  секунды, 
 что позволяет применять статистические методы обработки результатов.       
 
      Варианты применения методики:                                         
 
      1. В качестве стимульного материала применяются  стандартные  таблицы 
 размером 60х60 см. Обследуемый должен находиться на  таком  расстоянии  от 
 таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ему предлагают отыскивать числа  по  по- 
 рядку, показывая каждое указкой и называя его  вслух. При каждом  правиль- 
 ном показе очередного числа психолог нажимает  клавишу "+"  на  клавиатуре 
 компьютера или "-" при ошибке. Вся дальнейшая обработка результатов тести- 
 рования производится компьютером.                                          
 
      2. В качестве стимульного материала предлагаются  таблицы  на  экране 
 монитора. Процедура фиксации результатов  и  обработки  данных  аналогична 
 предыдущему варианту.                                                      
      Стимульный материал встроенных таблиц составлен из т.н. "псевдографи- 
 ческих" символов кодовой таблицы компьютера, что позволяет создавать опре- 
 деленный уровень "зашумления" стимульного материала. Таким образом,  труд- 
 ность распознавания чисел в данном варианте является несколько более высо- 
 кой, чем в классическом варианте.                                          
      Порядок графического расположения чисел в  данном  варианте  подобран 
 таким образом, чтобы расстояние между каждым предыдущим и последующим чис- 
 лом было примерно одинаковым для всех чисел таблицы. Это было сделано  для 
 того, чтобы "уравнять" степень трудности  каждого  числа.  По  результатам 
 статистической обработки стандартных таблиц Шульте была установлена нерав- 
 номерность времени поиска чисел в зависимости от  расстояния  между  ними, 
 что объясняется особенностями объема зрительного воприятия человека.       
      Кроме того, размеры встроенных таблиц отличаются от стандартных и за- 
 висят от физического размера экрана монитора (от 14" до 22" и  больше),  а 
 также соотношения сторон монитора (4:3 или 16:9).                          
      При тестировании в операционной системе Windows XP рекомендуется  пе- 
 реходить в полноэкранный режим (сочетание клавиш "Alt"+"Enter") окна  кон- 
 сольной программы, а после окончания тестирования в оконный режим (сочета- 
 ние тех же клавиш). В операционной системах Windows Vista и Windows 7 пол- 
 ноэкранный режим больше не поддерживается. Настройка  размеров  окна  про- 
 граммы производится изменение его свойств - "Шрифт" и "Расположение".      
      На результаты тестирования также влияет цвет символов и фона (изменя- 
 ется в DOS-програме опцией "Цвет").                                        
      Таким образом, данный вариант является модифицированной тестовой  ме- 
 тодикой и требует предварительного исследования статистических показателей 
 результатов тестирования группы нормы, полученных  на  конкретной  выборке 
 пользователя программы и конкретном мониторе.                              
 
      Ориетировочные количественные  оценки,  полученные  на  группе  нормы 
 (студенты-психологи, монитор 15", фон - синий, симолы - белые):            
      25-35 c. - высокие показатели;                                        
      35-45 c. - средние;                                                   
      45-55 c. - низкие.                                                    
      более 55 с. встречается при различных формах нарушения внимания.      
 
      3. Режим самотестирования (исследование переключаемости внимания).    
      А. Использование MS-Mouse для фиксации  ответов  испытуемого  (легкая 
 трудность заданий переключаемости).                                        
      Испытуемый находит очередное число, передвигает  курсор  MS-Mouse  на 
 это число и нажимает правую клавишу "мышки".                               
      Б. Использование клавиш  курсора  для  фиксации  ответов  испытуемого 
 (повышенная трудность заданий переключаемости).                            
      Рядом с каждым числом расположен один из символов направления курсора 
 (стрелка). Испытуемый находит очередное число и нажимает на  соответствую- 
 щую клавишу курсора.                                                       
      В связи с тем, что результаты тестирования в данном варианте в значи- 
 тельной степени зависят от индивидуальных  навыков  работы  с  компьютером 
 сравнение полученных результатов с группой нормы крайне затруднительно.    
      Для лиц со "средним" уровнем навыков  пользования  компьютером  общее 
 время по таблице для варианта 3.А. увеличивается примерно в 1,5-2 раза,  а 
 для варианта 3.Б. в 3 раза.                                                
      Применение данного варианта требует разработки специальных  статисти- 
 ческих поправочных коэффициентов  для коррекции степени владения компьюте- 
 ром.                                                                       
 
                          Тестовые показатели:                              
 
      1. Скорость реакции выбора (СРВ) - время поиска одного числа таблицы. 
      Время поиска каждого числа приводится в протоколе  тестирования.      
      Статистические показатели:                                            
      cреднее (среднее арифметическое СРВ);                                 
      стандартное отклонение (среднее отклонение от СРВ в  направлении  бо- 
 лее низких и более высокий значений);                                      
      коэффициент вариации (степень изменчивости СРВ выраженная  в  процен- 
 тах);                                                                      
      ошибки (количество неправильно указанных чисел).                      
 
      2. Общее время по таблицам.                                           
      Статистические показатели:                                            
      общее время выполнения заданий по каждой таблице и по  всем  таблицам 
 вместе (сек.);                                                             
      среднее общее время по одной таблице;                                 
      стандартное отклонение общего времени выполнения по одной таблице;    
      стандартная ошибка среднего (степень точности измерения).             
 
      3. Интегральная оценка тестовых показателей.                          
      Статистические показатели:                                            
      коэффициент врабатываемости: отношение общего времени выполнения  за- 
 дания по первой таблице к среднему общему времени по всем таблицам;        
      коэффициент утомляемости: отношение общего времени выполнения задания 
 по последней таблице к среднему общему времени по всем таблицам;           
      коэффициент избирательности: среднее время поиска одного числа (общее 
 время по всем таблицам деленное на общее количество  всех  чисел  по  всем 
 таблицам;                                                                  
      коэффициент неустойчивости: отношение стандартного отклонения к сред- 
 нему времени по таблице.                                                   
 
      При анализе статистических показателей следует учитывать следующее:   
      Хронометрические показатели времени реакции человека  характеризуются 
 наличием значимой положительной ассиметрии - в системе факторов,  детерми- 
 нирующих значение измеряемого показателя, преобладают факторы, действующие 
 в одном направлении - в сторону повышения показателя. Испытуемый не  может 
 выполнить задачу быстрее определенного минимально необходимого периода, но 
 может существенно долго задерживаться.                                     
 
      Особенности применения методики в медицинской психологии.             
      Для оценки результатов сравнивают время, затрачиваемое обследуемым на 
 каждую таблицу, или в пределах одной таблицы  сравнивают  показатели  дея- 
 тельности обследуемого за определенные отрезки времени. Существенное  зна- 
 чение имеет установление равномерности темпа  выполнения  задания.  Обычно 
 здоровые обследуемые ведут поиск чисел в таблицах равномерно, а иногда да- 
 же наблюдается у них ускорение темпа сенсомоторных реакций  в  последующих 
 таблицах. Если же поиск ведется неравномерно, то следует уточнить характер 
 этого явления - признак ли это повышенной истощаемости или запоздалой вра- 
 батываемости. Известное значение может иметь "кривая истощаемости, постро- 
 енная графически на основании результатов опыта, так как она может  объек- 
 тивно отражать характер астении. Так, при гиперстеническом варианте  асте- 
 нии кривая истощаемости по таблицам Шульте характеризуется высоким началь- 
 ным уровнем, резким его спадом и тенденцией к возврату к исходным  показа- 
 телям. При гипостенической форме астении  кривая  истощаемости  отличается 
 невысоким исходным уровнем и постепенным и неуклонным снижением  показате- 
 лей, без заметных их колебаний в сторону улучшения. Обнаружение такого ро- 
 да кривых имеет не только клинико-диагностическое значение, но может  быть 
 использовано и для вынесения  прогностических  суждений.  Гиперстеническая 
 форма астении в прогностическом отношении  благоприятнее  гипостенической. 
 Обнаружение у одного и того же больного смены гиперстенической формы  кри- 
 вой истощаемости гипостенической может рассматриваться  как  признак  про- 
 гредиентности заболевания и, в частности,  способствует  дифференцированию 
 атеросклеротической астении от наблюдающихся в пожилом возрасте соматоген- 
 ных или психогенных астенических состояний.  Иногда  при  выраженных  рас- 
 стройствах активного внимания больной допускает в работе ошибки -  пропус- 
 кает отдельные числа, показывает вместо одного другое, внешне похожее (на- 
 пример, 8 вместо 3). Сочетание нарушенного внимания и  повышенной  истоща- 
 емости проявляется в увеличении количества  ошибок  в  каждой  последующей 
 таблице. В некоторых случаях наблюдается ошибка такого рода - искомое  од- 
 нозначное число показывается в двухзначном, в состав которого оно  входит. 
 Так, например, вместо того, чтобы показать число  2,  обследуемый  указкой 
 находит цифру 2 в числах 12 или 22. Иногда при наличии слабоумия это зави- 
 сит от плохого понимания инструкции и после дополнительного объяснения ха- 
 рактера выполнения задания можно все же добиться от обследуемого преодоле- 
 ния этой ошибки. При нарочитом же поведении дополнительная  инструкция  не 
 меняет положения дела, вызывает возражения у обследуемого: "А это разве не 
 2? Вы просили находить числа, вот я их и нахожу".                          
 
                 Нарушение умственной работоспособности.                    
      Время, потраченное на отыскание чисел по сравнению с нормой резко за- 
 вышено. Однако детальный отсчет времени каждой отдельной поисковой реакции 
 свидетельствует о том, что эта общая  замедленность  объясняется  наличием 
 отдельных чрезмерно длительных поисковых действий в ряду других  нормально 
 быстрых. Отыскивая числа, как правило, в нормально быстром темпе, обследу- 
 емые внезапно "теряют" очередное число, т.е. "смотрят на него и не видят", 
 утверждая иногда, что такого числа на таблице вообще нет.  Иными  словами, 
 замедленность темпа выполнения задания оказывается в действительности ито- 
 гом крайней неравномерности темпа отдельных операций.                      
      Таблицы Шульте обладают равной степенью трудности, они почти не запо- 
 минаются и поэтому в процессе исследования их можно использовать повторно. 
 
      Примерное время тестирования 5-15 минут.                              
 
      Автоматическая интерпретация данных  тестирования  не  предусмотрена. 
 Анализ результатов производится психологом.                                
 
      Протокол тестирования автоматически подключаюся к  отчету  по  данным 
 обследования.                                                              
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Исследование процессов активного внимания                        
           и сенсомоторных реакций (таблицы Шульте).                        
 Вариант: N1.                                                               
 Ф.И.О: ______________________                                              
 Доп. данные: ________________                                              
 
                               Диаграмма.                                   
 
    Т1  ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████────────────────╢>             
 
    Т2  ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████─────────────────────╢>             
 
    Т3  ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████████───────────╢>             
 
    Т4  ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████████████████──╢>             
 
    Т5  ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████████─────────────╢>             
 
         0    10   20   30   40   50   60   70   80   90   100              
 
                    Скорость реакции выбора (сек).                          
 
                    Среднее   Ст. откл.   Кoэф. вар.   Ошибки               
      CPB T1   :       2.80       2.29       81.79%         1               
      CPB T2   :       2.39       1.94       81.17%         0               
      CPB T3   :       3.17       1.83       57.73%         0               
      CPB T4   :       3.91       2.89       73.91%         0               
      CPB T5   :       3.01       2.36       78.41%         0               
      -------------------------------------------------------               
      CPB общ. :       3.06       2.31       75.49%         1               
 
                   Общее время по таблице (сек).                            
 
                      Табл. N1.  :    69.99                                 
                      Табл. N2.  :    59.76                                 
                      Табл. N3.  :    79.29                                 
                      Табл. N4.  :    97.70                                 
                      Табл. N5.  :    75.15                                 
                      ---------------------                                 
                      Taбл. общ. :   381.89                                 
 
            Среднее время по таблице     "M"  =    76.38                    
            Cтандартное отклонение       "S"  =    13.98                    
            Cтандартная ошибка среднего  "Sm" =     6.25                    
 
     Коэффициент врабатываемости (Т1/M)       "КВ" =     0.92               
     Коэффициент утомляемости    (T5/M)       "КУ" =     0.98               
     Коэффициент избирательности (Tобщ/125)   "КИ" =     3.06               
     Коэффициент неустойчивости  (S/M*100%)   "КН" =    18.30%              
 
 
                             Табл. N1.                                      
 ┌────────────┬────────────┬────────────┬────────────┬────────────┐         
 │  1.   1.92 │  6.   0.88 │ 11.   2.97 │ 16.   2.69 │ 21.   1.04 │         
 │  2.   1.59 │  7.   2.09 │ 12.   9.45 │ 17.   1.87 │ 22.   1.92 │         
 │  3.   1.37 │  8.   1.43 │ 13.   9.51 │ 18.   0.99 │ 23.   3.96 │         
 │  4.   1.10 │  9.   3.30 │ 14.   4.89 │ 19.   1.87 │ 24.   4.34 │         
 │  5.   1.81 │ 10.   1.26 │ 15.   1.59 │ 20.   3.68 │ 25.   2.47 │         
 └────────────┴────────────┴────────────┴────────────┴────────────┘         
 
                             Табл. N2.                                      
 ┌────────────┬────────────┬────────────┬────────────┬────────────┐         
 │  1.   2.97 │  6.   1.81 │ 11.   1.32 │ 16.   3.79 │ 21.   3.35 │         
 │  2.   2.36 │  7.   0.99 │ 12.  10.82 │ 17.   1.37 │ 22.   1.87 │         
 │  3.   1.10 │  8.   2.14 │ 13.   3.35 │ 18.   1.21 │ 23.   2.20 │         
 │  4.   2.53 │  9.   1.87 │ 14.   0.99 │ 19.   3.35 │ 24.   2.09 │         
 │  5.   2.25 │ 10.   2.25 │ 15.   0.93 │ 20.   1.15 │ 25.   1.70 │         
 └────────────┴────────────┴────────────┴────────────┴────────────┘         
 
                             Табл. N3.                                      
 ┌────────────┬────────────┬────────────┬────────────┬────────────┐         
 │  1.   2.20 │  6.   1.37 │ 11.   1.21 │ 16.   4.45 │ 21.   5.66 │         
 │  2.   5.88 │  7.   2.97 │ 12.   2.47 │ 17.   1.81 │ 22.   0.77 │         
 │  3.   1.98 │  8.   1.65 │ 13.   4.73 │ 18.   2.09 │ 23.   6.15 │         
 │  4.   4.78 │  9.   1.70 │ 14.   6.21 │ 19.   6.32 │ 24.   3.85 │         
 │  5.   1.76 │ 10.   1.59 │ 15.   2.03 │ 20.   1.76 │ 25.   3.90 │         
 └────────────┴────────────┴────────────┴────────────┴────────────┘         
 
                             Табл. N4.                                      
 ┌────────────┬────────────┬────────────┬────────────┬────────────┐         
 │  1.   2.86 │  6.   2.75 │ 11.   1.98 │ 16.   3.41 │ 21.   3.85 │         
 │  2.   3.24 │  7.   0.99 │ 12.   1.65 │ 17.  13.74 │ 22.   8.02 │         
 │  3.   3.68 │  8.   1.65 │ 13.   5.16 │ 18.   1.92 │ 23.   8.57 │         
 │  4.   4.67 │  9.   2.47 │ 14.   6.98 │ 19.   2.75 │ 24.   1.59 │         
 │  5.   1.10 │ 10.   2.14 │ 15.   5.38 │ 20.   4.62 │ 25.   2.53 │         
 └────────────┴────────────┴────────────┴────────────┴────────────┘         
 
                             Табл. N5.                                      
 ┌────────────┬────────────┬────────────┬────────────┬────────────┐         
 │  1.   2.31 │  6.   1.65 │ 11.   1.59 │ 16.   2.25 │ 21.   1.54 │         
 │  2.   0.88 │  7.   2.58 │ 12.   2.31 │ 17.   3.46 │ 22.   2.97 │         
 │  3.   1.37 │  8.   2.09 │ 13.   5.00 │ 18.   5.16 │ 23.   2.91 │         
 │  4.   0.99 │  9.   2.58 │ 14.   1.37 │ 19.  11.21 │ 24.   5.16 │         
 │  5.   7.97 │ 10.   2.64 │ 15.   1.70 │ 20.   2.36 │ 25.   1.10 │         
 └────────────┴────────────┴────────────┴────────────┴────────────┘