МЕТОДИКА:
Диагностика процессов внимания
(Таблицы Шульте)
(Shulte tables, Shulte grids).
Методика предназначена для диагностики процессов активного внимания,
сенсомоторных реакций и умственной работоспособности в целом.
Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), располо-
женных в случайном порядке в клетках. Испытуемый должен показать и назвать
в заданной последовательности (как правило, возрастающей от единицы до
двадцати пяти) все цифры. Предлагается подряд пять неидентичных таблиц
Шульте, в которых цифры расположены в различном порядке. Психолог регис-
трирует время, затраченное испытуемым на показывание и называние всего ря-
да цифр в каждой таблице в отдельности. Отмечаются следующие показатели:
1) превышение нормативного (40-50 с) времени, затраченного на показы-
вание и называние ряда цифр в таблицах;
2) динамика временных показателей в процессе обследования по всем пя-
ти таблицам.
По результатам данного теста возможны следующие характеристики внима-
ния испытуемого:
Внимание концентрируется достаточно - если на каждую из таблиц Шульте
испытуемый затрачивает время, соответствующее нормативному.
Внимание концентрируется недостаточно - если на каждую из таблиц
Шульте испытуемый затрачивает время, превышающее нормативное.
Внимание устойчиво - если не отмечается значительных временных отли-
чий при подсчете цифр в каждой из пяти таблиц.
Внимание неустойчиво - если отмечаются значительные колебания резуль-
татов по данным таблиц без тенденции к увеличению времени, затраченного на
каждую следующую таблицу.
Внимание истощаемо - если отмечается тенденция к увеличению времени,
затрачиваемого испытуемым на каждую следующую таблицу.
Использование возможностей современных компьютеров позволили улучшить
классический "ручной" вариант обследования. Программа позволяет фиксиро-
вать время поиска каждой очередной цифры таблицы в сотых долях секунды,
что позволяет применять статистические методы обработки результатов.
Варианты применения методики:
1. В качестве стимульного материала применяются стандартные таблицы
размером 60х60 см. Обследуемый должен находиться на таком расстоянии от
таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ему предлагают отыскивать числа по по-
рядку, показывая каждое указкой и называя его вслух. При каждом правиль-
ном показе очередного числа психолог нажимает клавишу "+" на клавиатуре
компьютера или "-" при ошибке. Вся дальнейшая обработка результатов тести-
рования производится компьютером.
2. В качестве стимульного материала предлагаются таблицы на экране
монитора. Процедура фиксации результатов и обработки данных аналогична
предыдущему варианту.
Стимульный материал встроенных таблиц составлен из т.н. "псевдографи-
ческих" символов кодовой таблицы компьютера, что позволяет создавать опре-
деленный уровень "зашумления" стимульного материала. Таким образом, труд-
ность распознавания чисел в данном варианте является несколько более высо-
кой, чем в классическом варианте.
Порядок графического расположения чисел в данном варианте подобран
таким образом, чтобы расстояние между каждым предыдущим и последующим чис-
лом было примерно одинаковым для всех чисел таблицы. Это было сделано для
того, чтобы "уравнять" степень трудности каждого числа. По результатам
статистической обработки стандартных таблиц Шульте была установлена нерав-
номерность времени поиска чисел в зависимости от расстояния между ними,
что объясняется особенностями объема зрительного воприятия человека.
Кроме того, размеры встроенных таблиц отличаются от стандартных и за-
висят от физического размера экрана монитора (от 14" до 22" и больше), а
также соотношения сторон монитора (4:3 или 16:9).
При тестировании в операционной системе Windows XP рекомендуется пе-
реходить в полноэкранный режим (сочетание клавиш "Alt"+"Enter") окна кон-
сольной программы, а после окончания тестирования в оконный режим (сочета-
ние тех же клавиш). В операционной системах Windows Vista и Windows 7 пол-
ноэкранный режим больше не поддерживается. Настройка размеров окна про-
граммы производится изменение его свойств - "Шрифт" и "Расположение".
На результаты тестирования также влияет цвет символов и фона (изменя-
ется в DOS-програме опцией "Цвет").
Таким образом, данный вариант является модифицированной тестовой ме-
тодикой и требует предварительного исследования статистических показателей
результатов тестирования группы нормы, полученных на конкретной выборке
пользователя программы и конкретном мониторе.
Ориетировочные количественные оценки, полученные на группе нормы
(студенты-психологи, монитор 15", фон - синий, симолы - белые):
25-35 c. - высокие показатели;
35-45 c. - средние;
45-55 c. - низкие.
более 55 с. встречается при различных формах нарушения внимания.
3. Режим самотестирования (исследование переключаемости внимания).
А. Использование MS-Mouse для фиксации ответов испытуемого (легкая
трудность заданий переключаемости).
Испытуемый находит очередное число, передвигает курсор MS-Mouse на
это число и нажимает правую клавишу "мышки".
Б. Использование клавиш курсора для фиксации ответов испытуемого
(повышенная трудность заданий переключаемости).
Рядом с каждым числом расположен один из символов направления курсора
(стрелка). Испытуемый находит очередное число и нажимает на соответствую-
щую клавишу курсора.
В связи с тем, что результаты тестирования в данном варианте в значи-
тельной степени зависят от индивидуальных навыков работы с компьютером
сравнение полученных результатов с группой нормы крайне затруднительно.
Для лиц со "средним" уровнем навыков пользования компьютером общее
время по таблице для варианта 3.А. увеличивается примерно в 1,5-2 раза, а
для варианта 3.Б. в 3 раза.
Применение данного варианта требует разработки специальных статисти-
ческих поправочных коэффициентов для коррекции степени владения компьюте-
ром.
Тестовые показатели:
1. Скорость реакции выбора (СРВ) - время поиска одного числа таблицы.
Время поиска каждого числа приводится в протоколе тестирования.
Статистические показатели:
cреднее (среднее арифметическое СРВ);
стандартное отклонение (среднее отклонение от СРВ в направлении бо-
лее низких и более высокий значений);
коэффициент вариации (степень изменчивости СРВ выраженная в процен-
тах);
ошибки (количество неправильно указанных чисел).
2. Общее время по таблицам.
Статистические показатели:
общее время выполнения заданий по каждой таблице и по всем таблицам
вместе (сек.);
среднее общее время по одной таблице;
стандартное отклонение общего времени выполнения по одной таблице;
стандартная ошибка среднего (степень точности измерения).
3. Интегральная оценка тестовых показателей.
Статистические показатели:
коэффициент врабатываемости: отношение общего времени выполнения за-
дания по первой таблице к среднему общему времени по всем таблицам;
коэффициент утомляемости: отношение общего времени выполнения задания
по последней таблице к среднему общему времени по всем таблицам;
коэффициент избирательности: среднее время поиска одного числа (общее
время по всем таблицам деленное на общее количество всех чисел по всем
таблицам;
коэффициент неустойчивости: отношение стандартного отклонения к сред-
нему времени по таблице.
При анализе статистических показателей следует учитывать следующее:
Хронометрические показатели времени реакции человека характеризуются
наличием значимой положительной ассиметрии - в системе факторов, детерми-
нирующих значение измеряемого показателя, преобладают факторы, действующие
в одном направлении - в сторону повышения показателя. Испытуемый не может
выполнить задачу быстрее определенного минимально необходимого периода, но
может существенно долго задерживаться.
Особенности применения методики в медицинской психологии.
Для оценки результатов сравнивают время, затрачиваемое обследуемым на
каждую таблицу, или в пределах одной таблицы сравнивают показатели дея-
тельности обследуемого за определенные отрезки времени. Существенное зна-
чение имеет установление равномерности темпа выполнения задания. Обычно
здоровые обследуемые ведут поиск чисел в таблицах равномерно, а иногда да-
же наблюдается у них ускорение темпа сенсомоторных реакций в последующих
таблицах. Если же поиск ведется неравномерно, то следует уточнить характер
этого явления - признак ли это повышенной истощаемости или запоздалой вра-
батываемости. Известное значение может иметь "кривая истощаемости, постро-
енная графически на основании результатов опыта, так как она может объек-
тивно отражать характер астении. Так, при гиперстеническом варианте асте-
нии кривая истощаемости по таблицам Шульте характеризуется высоким началь-
ным уровнем, резким его спадом и тенденцией к возврату к исходным показа-
телям. При гипостенической форме астении кривая истощаемости отличается
невысоким исходным уровнем и постепенным и неуклонным снижением показате-
лей, без заметных их колебаний в сторону улучшения. Обнаружение такого ро-
да кривых имеет не только клинико-диагностическое значение, но может быть
использовано и для вынесения прогностических суждений. Гиперстеническая
форма астении в прогностическом отношении благоприятнее гипостенической.
Обнаружение у одного и того же больного смены гиперстенической формы кри-
вой истощаемости гипостенической может рассматриваться как признак про-
гредиентности заболевания и, в частности, способствует дифференцированию
атеросклеротической астении от наблюдающихся в пожилом возрасте соматоген-
ных или психогенных астенических состояний. Иногда при выраженных рас-
стройствах активного внимания больной допускает в работе ошибки - пропус-
кает отдельные числа, показывает вместо одного другое, внешне похожее (на-
пример, 8 вместо 3). Сочетание нарушенного внимания и повышенной истоща-
емости проявляется в увеличении количества ошибок в каждой последующей
таблице. В некоторых случаях наблюдается ошибка такого рода - искомое од-
нозначное число показывается в двухзначном, в состав которого оно входит.
Так, например, вместо того, чтобы показать число 2, обследуемый указкой
находит цифру 2 в числах 12 или 22. Иногда при наличии слабоумия это зави-
сит от плохого понимания инструкции и после дополнительного объяснения ха-
рактера выполнения задания можно все же добиться от обследуемого преодоле-
ния этой ошибки. При нарочитом же поведении дополнительная инструкция не
меняет положения дела, вызывает возражения у обследуемого: "А это разве не
2? Вы просили находить числа, вот я их и нахожу".
Нарушение умственной работоспособности.
Время, потраченное на отыскание чисел по сравнению с нормой резко за-
вышено. Однако детальный отсчет времени каждой отдельной поисковой реакции
свидетельствует о том, что эта общая замедленность объясняется наличием
отдельных чрезмерно длительных поисковых действий в ряду других нормально
быстрых. Отыскивая числа, как правило, в нормально быстром темпе, обследу-
емые внезапно "теряют" очередное число, т.е. "смотрят на него и не видят",
утверждая иногда, что такого числа на таблице вообще нет. Иными словами,
замедленность темпа выполнения задания оказывается в действительности ито-
гом крайней неравномерности темпа отдельных операций.
Таблицы Шульте обладают равной степенью трудности, они почти не запо-
минаются и поэтому в процессе исследования их можно использовать повторно.
Примерное время тестирования 5-15 минут.
Автоматическая интерпретация данных тестирования не предусмотрена.
Анализ результатов производится психологом.
Протокол тестирования автоматически подключаюся к отчету по данным
обследования.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Исследование процессов активного внимания
и сенсомоторных реакций (таблицы Шульте).
Вариант: N1.
Ф.И.О: ______________________
Доп. данные: ________________
Диаграмма.
Т1 ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████────────────────╢>
Т2 ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████─────────────────────╢>
Т3 ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████████───────────╢>
Т4 ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████████████████──╢>
Т5 ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████████─────────────╢>
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Скорость реакции выбора (сек).
Среднее Ст. откл. Кoэф. вар. Ошибки
CPB T1 : 2.80 2.29 81.79% 1
CPB T2 : 2.39 1.94 81.17% 0
CPB T3 : 3.17 1.83 57.73% 0
CPB T4 : 3.91 2.89 73.91% 0
CPB T5 : 3.01 2.36 78.41% 0
-------------------------------------------------------
CPB общ. : 3.06 2.31 75.49% 1
Общее время по таблице (сек).
Табл. N1. : 69.99
Табл. N2. : 59.76
Табл. N3. : 79.29
Табл. N4. : 97.70
Табл. N5. : 75.15
---------------------
Taбл. общ. : 381.89
Среднее время по таблице "M" = 76.38
Cтандартное отклонение "S" = 13.98
Cтандартная ошибка среднего "Sm" = 6.25
Коэффициент врабатываемости (Т1/M) "КВ" = 0.92
Коэффициент утомляемости (T5/M) "КУ" = 0.98
Коэффициент избирательности (Tобщ/125) "КИ" = 3.06
Коэффициент неустойчивости (S/M*100%) "КН" = 18.30%
Табл. N1.
┌────────────┬────────────┬────────────┬────────────┬────────────┐
│ 1. 1.92 │ 6. 0.88 │ 11. 2.97 │ 16. 2.69 │ 21. 1.04 │
│ 2. 1.59 │ 7. 2.09 │ 12. 9.45 │ 17. 1.87 │ 22. 1.92 │
│ 3. 1.37 │ 8. 1.43 │ 13. 9.51 │ 18. 0.99 │ 23. 3.96 │
│ 4. 1.10 │ 9. 3.30 │ 14. 4.89 │ 19. 1.87 │ 24. 4.34 │
│ 5. 1.81 │ 10. 1.26 │ 15. 1.59 │ 20. 3.68 │ 25. 2.47 │
└────────────┴────────────┴────────────┴────────────┴────────────┘
Табл. N2.
┌────────────┬────────────┬────────────┬────────────┬────────────┐
│ 1. 2.97 │ 6. 1.81 │ 11. 1.32 │ 16. 3.79 │ 21. 3.35 │
│ 2. 2.36 │ 7. 0.99 │ 12. 10.82 │ 17. 1.37 │ 22. 1.87 │
│ 3. 1.10 │ 8. 2.14 │ 13. 3.35 │ 18. 1.21 │ 23. 2.20 │
│ 4. 2.53 │ 9. 1.87 │ 14. 0.99 │ 19. 3.35 │ 24. 2.09 │
│ 5. 2.25 │ 10. 2.25 │ 15. 0.93 │ 20. 1.15 │ 25. 1.70 │
└────────────┴────────────┴────────────┴────────────┴────────────┘
Табл. N3.
┌────────────┬────────────┬────────────┬────────────┬────────────┐
│ 1. 2.20 │ 6. 1.37 │ 11. 1.21 │ 16. 4.45 │ 21. 5.66 │
│ 2. 5.88 │ 7. 2.97 │ 12. 2.47 │ 17. 1.81 │ 22. 0.77 │
│ 3. 1.98 │ 8. 1.65 │ 13. 4.73 │ 18. 2.09 │ 23. 6.15 │
│ 4. 4.78 │ 9. 1.70 │ 14. 6.21 │ 19. 6.32 │ 24. 3.85 │
│ 5. 1.76 │ 10. 1.59 │ 15. 2.03 │ 20. 1.76 │ 25. 3.90 │
└────────────┴────────────┴────────────┴────────────┴────────────┘
Табл. N4.
┌────────────┬────────────┬────────────┬────────────┬────────────┐
│ 1. 2.86 │ 6. 2.75 │ 11. 1.98 │ 16. 3.41 │ 21. 3.85 │
│ 2. 3.24 │ 7. 0.99 │ 12. 1.65 │ 17. 13.74 │ 22. 8.02 │
│ 3. 3.68 │ 8. 1.65 │ 13. 5.16 │ 18. 1.92 │ 23. 8.57 │
│ 4. 4.67 │ 9. 2.47 │ 14. 6.98 │ 19. 2.75 │ 24. 1.59 │
│ 5. 1.10 │ 10. 2.14 │ 15. 5.38 │ 20. 4.62 │ 25. 2.53 │
└────────────┴────────────┴────────────┴────────────┴────────────┘
Табл. N5.
┌────────────┬────────────┬────────────┬────────────┬────────────┐
│ 1. 2.31 │ 6. 1.65 │ 11. 1.59 │ 16. 2.25 │ 21. 1.54 │
│ 2. 0.88 │ 7. 2.58 │ 12. 2.31 │ 17. 3.46 │ 22. 2.97 │
│ 3. 1.37 │ 8. 2.09 │ 13. 5.00 │ 18. 5.16 │ 23. 2.91 │
│ 4. 0.99 │ 9. 2.58 │ 14. 1.37 │ 19. 11.21 │ 24. 5.16 │
│ 5. 7.97 │ 10. 2.64 │ 15. 1.70 │ 20. 2.36 │ 25. 1.10 │
└────────────┴────────────┴────────────┴────────────┴────────────┘
|