МЕТОДИКА:                                  
                      Тест смысложизненных ориентаций                       
                                   (СЖО)                                    
                              (Д.А. Леонтьев).                              
 
      Тест смысложизненных ориентации является адаптированной версией теста 
 "Цель в жизни" (Purpose-in-Life Теst, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махе- 
 лика. Методика была разработана авторами на  основе  теории  стремления  к 
 смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической  ва- 
 лидизации ряда представлений из этой теории, в частности, представлений об 
 экзистенциальном вакууме и ноогенных  неврозах.  Суть  этих  представлений 
 заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни  (эк- 
 зистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (эк- 
 зистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболева- 
 ний - ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описанных видов нев- 
 розов. Первоначально авторы стремились показать, а) что методика  измеряет 
 именно степень "экзистенциального вакуума" в терминах Франкла; б) что пос- 
 ледний характерен для психически больных и в) что он не тождествен  просто 
 психической патологии (Crumbaugh, Maholick, 1964, р.201). "Цель в  жизни", 
 которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание  индиви- 
 дом онтологической значимости жизни.                                       
      Оригинальная методика в ее окончательном варианте представляет  собой 
 набор из 20 шкал, каждая из которых представляет собой утверждение с  раз- 
 дваивающимся окончанием: два противоположных варианта окончания задают по- 
 люса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций  предпочтения. 
 Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую  из  семи  градаций  и 
 подчеркнуть или обвести соответствующую цифру. Обработка результатов  сво- 
 дится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммар- 
 ного бала в стандартные значения (процентили).  Восходящая  последователь- 
 ность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 
 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу  наличия 
 цели в жизни, а минимальный балл (1) - полюсу ее отсутствия.               
 
      Адаптированные русскоязычные версии.  Адаптация  теста  осмысленности 
 жизни на русском языке была впервые выполнена К.Муздыбаевым (ИСЭП АН СССР, 
 г.Ленинград). К. Муздыбаев воспроизвел без изменений форму  теста  Крамбо, 
 заменив при переводе некоторые пункты другими.  Согласованность  отдельных 
 пунктов с суммарным баллом оказалась довольно высокой (корреляция от  0,37 
 до 0,71) хотя нельзя исключить предположение о сильном влиянии  на  ответы 
 фактора социальной желательности.                                          
      Другая русскоязычная версия теста осмысленности жизни (ОЖ) была  раз- 
 работана и  адаптирована  Д.А. Леонтьевым  (факультет  психологии  МГУ)  в 
 1986-1988 гг. Версия К.Муздыбаева была взята за основу и  видоизменена  по 
 следующим трем параметрам:                                                 
      1. Были изменены и упрощеги формулировки ряда пунктов  с  сохранением 
 общего их смысла;                                                          
      2. Вместо общего начала предложения с двумя вариантами окончания фор- 
 мулировалась пара целостных альтернативных предложений с одинаковым  нача- 
 лом;                                                                       
      3. Асимметричная шкала градации ответа от 1 до 7 была  заменена  сим- 
 метричной шкалой - 3 2 1 0 1 2 3.                                          
      Последнее было сделано с целью уменьшения "прозрачности"  методики  и 
 устранения позиционных эффектов, хотя процедура подсчета суммарного  балла 
 при этом несколько усложнилась. Параллельно  была  переведена  на  русский 
 язык и шкала поиска смысложизненных целей. Единственное изменение по срав- 
 нению с оригинальной версией методики заключалась с том, что семиступенча- 
 тый квантификатор был заменен пятиступенчатым  (никогда - редко - иногда - 
 часто - постоянно), поскольку в русском языке не удалось  подобрать  адек- 
 ватного набора из семи частотных обозначений.                              
 
      Надежность методик проверялась с помощью ретестировання с  интервалом 
 в 2 недели (испытуемые - 76 студентов МГУ). Результаты по тесту ОЖ  оказа- 
 лись устойчивы при р<0,05. Еще одним показателем надежности теста ОЖ  яви- 
 лась выявленная в исследовании М.В.Снетковой (1988) близкая к нулю  корре- 
 ляция теста ОЖ со шкалой "лжи" Методики многостороннего исследования  лич- 
 ности. Сравнение результатов нормальной контрольной выборки (студенты раз- 
 личных вузов г.Москвы) с результатами госпитализированных алкоголиков I  и 
 II степени и наркоманов дало результаты, хорошо согласующиеся с  результа- 
 тами Дж.Крамбо.                                                            
      Факторная структура и субшкалы теста. Специальное исследование (Леон- 
 тьев, Калашников, Калашникова, 1993) было направлено на выявление  фактор- 
 ной структуры русскоязычной версии теста. Испытуемыми были  77  московских 
 ИТР, мужчины я женщины в возрасте от 23 до 36 лет. У подавляющего большин- 
 ства было высшее образование.                                              
      В процессе факторного анализа полученных результатов было выделено  6 
 факторов. При этом на них пришлось 64,6%  дисперсии результатов и  распре- 
 делились эти проценты следующим образом: на 1 фактор пришлось 26,5%, на  2 
 фактор - 10,05%, на 3 фактор - 9,15%, на 4 фактор - 6,76%, на  5  фактор - 
 6,32%, на 6 фактор - 5,84% дисперсии.                                      
      В качестве критерия уровня значимости был использован  факторный  вес 
 0,40. С учетом этого критерия пункты опросника объединились в факторы сле- 
 дующим образом (некоторые пункты вошли в несколько факторов):              
      1 фактор - 6 пунктов, которые можно  объединить  общим  наименованием 
 "цели в жизни", т.е. наличие жизненных целей, призвания, намерений в  жиз- 
 ни.                                                                        
      2 фактор - 2 довольно разных пункта, которые чисто условно можно объ- 
 единить общим названием "верность ложному пути" (обязательность выполнения 
 возложенных обязанностей даже при наличии внутреннего протеста).           
      3 фактор - 6 пунктов под общим названием "интерес и эмоциональная на- 
 сыщенность жизни.                                                          
      4 фактор - 5 пунктов. Общее название "удовлетворенность  самореализа- 
 цией" (выражает ощущение успешности осуществления самого себя  в  жизни  и 
 повседневной деятельности).                                                
      5 фактор - 4 пункта. Общее название "Я - хозяин жизни" (выражает ощу- 
 щение человеком его способности влиять на ход собственной жизни).          
      6 фактор - 5 пунктов. Общее название "управляемость жизни"  (выражает 
 уверенность в принципиальной  возможности  самостоятельного  осуществления 
 жизненного выбора).                                                        
      Таким образом, несмотря на малый объем  опросника  (20 пунктов),  при 
 факторном анализе выделились шесть факторов, пять из которых (за  исключе- 
 нием второго) хорошо интерпретируются, включают с весом не менее 0,40 от 4 
 до 6 пунктов каждый, и значимо (р<0,01) коррелируют  с  общим  показателем 
 осмысленности жизни. Результаты, полученные  при  факторизации,  позволяют 
 утверждать, что осмысленность жизни личности не является  внутренне  одно- 
 родной структурой. Полученные факторы (за исключением второго) можно  рас- 
 сматривать как составляющие смысла жизни личности. При этом они разбивают- 
 ся на две группы. В первую входят собственно  смысложизяснные  ориентации: 
 цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией.  Не- 
 трудно увидеть, что эти три категории соотносятся с целью (будущим),  про- 
 цессом (настоящим) и результатом (прошлым). Как  явствует  из  приведенных 
 данных, человек может черпать смысл своей жизни либо в одном, либо в  дру- 
 гом, либо в третьем (или во всех трех составляющих жизни). Это лишний  раз 
 подтверждает правоту В. Франкла, который отмечал, что смысл  всегда  может 
 быть найден, и закладывает основу для теоретической и эмпирической типоло- 
 гии смыслов жизни. Два оставшихся фактора характеризуют  внутренний  локус 
 контроля, с которым, согласно приведенным выше данным, осмысленность жизни 
 тесно связана, причем один из них  характеризует  общее  мировоззренческое 
 убеждение в том, что контроль возможен, а второй отражает веру в собствен- 
 ную способность осуществлять такой контроль (образ Я).                     
      На основании этих результатов тест осмысленности жизни был преобразо- 
 ван в тест смысложизненных ориентаций, включающий, наряду с общим  показа- 
 телем осмысленности жизни,также пять субшкал,  отражающих  три  конкретных 
 смысложизненных ориентации и два аспекта локуса контроля. В таблице приве- 
 дены средние и стандартные отклонения по общему показателю ОЖ и всем  пяти 
 субшкалам (отдельно для мужчин и женщин, полученные на выборке 200 человек 
 в возрасте от 18 до 29 лет:                                                
 
 
    Средние и стандартные отклонення субшкал и общего показателя ОЖ         
                             (N-200 чел.)                                   
 
       Шкала        Мужчины     Мужчины       Женщины      Женщины          
 
                    Среднее    Ст. откл.      Среднее     Ст. откл.         
 
    1. Цели          32,90        5,92         29,38         6,24           
    2. Процесс       31,09        4,44         28,80         6,14           
    3. Результат     25,46        4.30         23,30         4,95           
    4. ЛК-Я          21,13        3,85         18,58         4,30           
    5. ЛК-жизнь      30,14        5,80         28,70         6,10           
       Общий ОЖ     103,10       15,03         95,76        16,54           
 
 
                        Интерпретация субшкал:                              
 
      1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсут- 
 ствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмыслен- 
 ность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой  шкале 
 даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку,  живущему  сегод- 
 няшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале  могут 
 характеризовать не только целеустремленного  человека,  но  и  прожектера, 
 планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются лич- 
 ной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно  различить, 
 учитывая показатели по другим шкалам СЖО.                                  
      2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни.  Со- 
 держание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что  единственный 
 смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, вос- 
 принимает ли испытуемый сам процесс своей жизни  как  интересный,  эмоцио- 
 нально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы  по  этой  шкале  и 
 низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего  сегодняшним 
 днем. Низкие баллы по этой шкале - признак неудовлетворенности своей  жиз- 
 нью в настоящем; при этом, однако, ей могут  придавать  полноценный  смысл 
 воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.                         
      3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Бал- 
 лы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, 
 насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.  Высокие  баллы 
 по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека,  кото- 
 рый доживает свою жизнь, у которого все в  прошлом,  но  прошлое  способно 
 придать смысл остатку жизни. Низкие  баллы - неудовлетворенность  прожитой 
 частью жизни.                                                              
      4. Локус контроля-Я (Я - хозяин жизни). Высокие  баллы  соответствуют 
 представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свобо- 
 дой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими  целями  и 
 представлениями о ее смысле. Низкие баллы - неверие в свои силы  контроли- 
 ровать события собственной жизни.                                          
      5. Локус контроля-жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах - 
 убеждение в том, что человеку дано  контролировать  свою  жизнь,  свободно 
 принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие  баллы - фатализм,  убеж- 
 денность в том, что жизнь человека  неподвластна  сознательному  контролю, 
 что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на  буду- 
 щее.                                                                       
 
      Корреляционный анализ шкал методики СЖО с опросником  уровня  субъек- 
 тивного контроля (УСК) (Бажин, Голынкина, Этхинд, 1984) и самоактуализаци- 
 онным тестом (САТ) (Гозман, Кроз, 1987) показал, что  большинство  субшкал 
 ведут себя сходным образом. Так, все шесть показателей (общий и 5 субшкал) 
 значимо коррелируют с общей интернальностью и с интернальностью в  области 
 достижений, а также (кроме третьей субшкалы) - с интернальностью в области 
 семейных отношений. Отмечены также значимые корреляции пятой субшкалы  СЖО 
 с интернальностью в производственной сфере и по отношению  к  здоровью-бо- 
 лезни (все корреляции положительные). Со шкалами методики САТ были отмече- 
 ны следующие значимые корреляции (также  все  положительные):  со  шкалами 
 опоры и познавательных потребностей - все шесть  показателей;  со  шкалами 
 компетентности во времени, самоуважения и представления о природе  челове- 
 ка - все, кроме первой субшкалы; со  шкалой  ценностных  ориентации - все, 
 кроме общего показателя, и со шкалой  спонтанности - третья,  четвертая  и 
 пятая субшкалы. С остальными шкалами САТ значимых корреляций обнаружено не 
 было. В качестве испытуемых выступали студенты московских ВУЗов общей чис- 
 ленностью 24 человека, мужчины и женщины.                                  
 
      Литература:                                                           
      1. Бажин Е.Ф., Голкнкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования  уровня 
 субъективного контроля // Психологический журнал, 1984, т.5,  N3.- с. 152- 
 162.                                                                       
      2. Гозман Л.Я., Кроз М.В. Измерение уровня  самоактуализации  личнос- 
 ти // Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.С.  Социально-психологические 
 методы исследования супружеских отношений.- М., 1987.-с. 91-114.           
      3. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная  струк- 
 тура теста смысложизненяых ориентации // Психологический журнал, 1993,  N1 
 (в печати).                                                                
      4. Муздыбаев К. Удовлетворенность жизнью, ощущение счастья, пережива- 
 ние смысла собственного бытия // Рабочий класс СССР на рубеже  80-х годов. 
 М., 1981.- с. 181-198.                                                     
      5. Пантилеев С.Р., Столин В.В. Методика исследования самоотношения // 
 Практикум по психодиагностике. Конкретные  психодиагностические  методики. 
 М., 1989.- с. 166-172.                                                     
      6. Снеткова М.В. Локус контроля в структуре жизненной  позиции.  Дип- 
 ломная работа. М., 1988.                                                   
      7. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990..                     
      8. Психодиагностическая серия. Выпуск 2. Леонтьев Д.А. - Тест смысло- 
 жизненных ориентации (СЖО). - М.: "СМЫСЛ", 1992.- 16с.                     
 
      Примечания к данной компьютерной версии.                              
      1. Суммарный балл по всем шкалам переводится в стандартные  оценки, в 
 качестве которых были приняты стены.                                       
      2. При автоматической интерпретации 5-6 баллов  интерпретируются  как 
 средние оценки, 1-3 - низкие, 4 - пониженные, 7 - повышенные, 8-10 - высо- 
 кие. Исходя из сущности стеновых оценок о существенном отклонении от нормы 
 можно говорить только при достижении 3 и 8 стенов.                         
      3. Статистические показатели авторов методики свидетельствуют о  том, 
 что кривые распределения всех шкал имеют некоторую левостороннюю  ассимет- 
 рию, т.е. методика несколько лучше дифференцирует испытуемых с низкими по- 
 казателями.                                                                
 
      Опросник состоит из 20 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования  15-20 минут.                            
 
 
                        ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                                
 
                                  ---                                       
 
                     ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                          
 
 Методика: Тест смысложизненных ориентаций (СЖО).                           
 Ф.И.О: _____________________                                               
 Доп. данные: _______________                                               
 
 
                              Диаграмма:                                    
 
                      *                                                     
                   10 ┼                                                     
                    9 ┼                                                     
                    8 ┼──────────────────────────                           
                    7 ┼  ▄▄                                                 
                    6 ┼──██──────────────────────                           
                    5 ┼──██──────▄▄──────▄▄──────                           
                    4 ┼  ██      ██  ▄▄  ██  ▄▄                             
                    3 ┼──██──────██──██──██──██──                           
                    2 ┼  ██  ▄▄  ██  ██  ██  ██                             
                    1 ┼  ██  ██  ██  ██  ██  ██                             
                    0 ┼──+───+───+───+───+───+───*                          
                         Цл  Пр  Рз  ЛкЯ ЛкЖ ОЖ                             
 
 
                         Тестовые показатели:                               
 
                                                     Стены                  
            1. Цели                     -  Цл  =  37   7                    
            2. Процесс                  -  Пр  =  23   2                    
            3. Результат                -  Рз  =  25   5                    
            4. Локус контроля - "Я"     -  ЛкЯ =  18   4                    
            5. Локус контроля - "жизнь" -  ЛкЖ =  28   5                    
            --------------------------------------------                    
            Общий показатель            -  ОЖ  =  92   4                    
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
                           Цели в жизни.                                    
      Наличие жизненных целей, призвания, намерений, которые прида-         
 ют жизни осмысленность, направленность  и  временную  перспективу.         
 Целеустремленность, направленность на будущее.                             
 
                           Процесс жизни.                                   
      Восприятие процесса своей жизни в настоящем как  протекающего         
 совершенно спокойно и рутинно, и даже несколько скучно. Неудовлет-         
 воренность своим настоящим. Текущие события не волнуют и не захва-         
 тывают. Каждый день представляется совершенно похожим на все  дру-         
 гие.                                                                       
 
                      Результативность жизни.                               
      Средний уровень удовлетворенности своими достижениями в  реа-         
 лизации жизненных планов на пройденном отрезке жизни.                      
 
                       Локус контроля - "Я".                                
      Некоторая неуверенность в свои силах  контролировать  события         
 собственной жизни. Склонность к сомнениям в  возможности  осущест-         
 вления своего жизненного выбора по своему желанию, чтобы построить         
 свою жизнь в соответствии со своим целями и представлениями  о  ее         
 смысле.                                                                    
 
                     Локус контроля - "жизнь".                              
      Средний показатель убежденности личности в том, что жизнь че-         
 ловека подвластна сознательному контролю и ему дано свободно  при-         
 нимать решения и воплощать их в жизнь.                                     
 
      Пониженный общий тестовый показатель осмысленности жизни.