МЕТОДИКА:
Структура межличностных отношений
(Stanislav Kratochvil)
(С. Кратохвил, модифицированный вариант - Алехин В.М.).
Методика предназначена для диагностики динамики и структуры межлич-
ностных отношений в психотерапевтической группе, а также партнеров по об-
щению (приятелей, друзей, супругов и т.д.).
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ШКАЛЫ МЕТОДИКИ:
1. ДОМИНИРОВАНИЕ. Cтремление давать советы партнеру, убеждать в своем
мнении, говорить, что ему нужно делать.
2. ЗАЩИТА. Склонность заступаться за партнера, отстаивать его интере-
сы, помогать приобрести уверенность в себе.
3. СИМПАТИЯ. Положительное отношение к партнеру, понимание его проб-
лем и переживаний, желание доставить радость.
4. ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ. Открытость, контактность c партнером, тенденция
предпочитать его при общении, все о себе рассказывать.
5. ТРЕБОВАНИЕ ВНИМАНИЯ. Желание производить приятное впечатление на
партнера, получать от него высокую оценку.
6. ЗАВИСИМОСТЬ. Ожидание советов от партнера, потребность в утешении
и поддержке с его стороны.
7. ПОДЧИНЕННОСТЬ. Неуверенность при общении с партнером, подчеркива-
ние перед ним своих недостатков, опасения его разгневать.
8. СОСТЯЗАНИЕ. Направленность на соревнование с партнером, желание в
чем-нибудь его перегнать или превзойти.
9. НЕДОВЕРИЕ. Осторожность, обидчивость в общении с партнером, убеж-
денность в его предвзятом отношении.
10. АНТИПАТИЯ. Психологическая дистанция по отношению к партнеру,
стремление делать для него только то, что должен.
11. АГРЕССИЯ. Склонность критиковать партнера, высказываться против
его мнения, обвинять его в чем-нибудь.
Опросник состоит из двух субтестов по 33 утверждения в каждом.
Примерное время тестирования 20 минут.
Автоматическая интерпретация данных тестирования основана на следую-
щих уловных диагностических критериях:
0 - 1 балла: очень низкий показатель;
2 - 3 балла: низкий показатель;
4 - 5 баллов: пониженный показатель;
6 баллов: средний показатель;
7 - 8 баллов: повышенный показатель;
9 - 10 баллов: высокий показатель;
11 - 12 баллов: очень высокий показатель.
Более точный анализ результатов производится психологом.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Самооценка взаимоотношений с партнером.
Ф.И.О: ______________________
Доп. данные: ________________
Отношение к партнеру (A).
*
12 ┼
11 ┼──────────────────────────────────
10 ┼ ▄▄
9 ┼─██────────────────────────────▄▄─
8 ┼ ██ ▄▄ ██
7 ┼─██───────██─────────────▄▄────██─
6 ┼─██───────██─────────────██────██─
5 ┼─██─▄▄─▄▄─██─────────────██─▄▄─██─
4 ┼ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ▄▄ ██ ██ ██
3 ┼─██─██─██─██─██─██────▄▄─██─██─██─
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██
1 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
Дм Зщ См Об Тв Зв Пд Сс Нд Ан Аг
Воспринимаемое отношение партнера (B).
*
12 ┼
11 ┼──────────────────────────────────
10 ┼ ▄▄
9 ┼──────────██─▄▄─▄▄──────────▄▄─▄▄─
8 ┼ ▄▄ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██
7 ┼─██───────██─██─██────▄▄─██─██─██─
6 ┼─██───────██─██─██────██─██─██─██─
5 ┼─██───────██─██─██────██─██─██─██─
4 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
3 ┼─██────██─██─██─██────██─██─██─██─
2 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██
1 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
Дм Зщ См Об Тв Зв Пд Сс Нд Ан Аг
Тестовые показатели:
A - B
1. Доминирование Дм = 10 - 8
2. Защита Зщ = 5 - 2
3. Симпатия См = 5 - 4
4. Общительность Об = 8 - 10
5. Требование внимания Тв = 4 - 9
6. Зависимость Зв = 4 - 9
7. Подчиненность Пд = 2 - 2
8. Состязание Сс = 3 - 7
9. Недоверие Нд = 7 - 8
10. Антипатия Ан = 5 - 9
11. Агрессия Аг = 9 - 9
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Оценка тенденции к доминированию над партнером, стремления
давать ему советы, убеждать в своем мнении, говорить, что ему нуж-
нужно делать.
Самооценка: высокий уровень.
Оценка партнера: повышенный уровень.
Оценка защиты партнера, склонности заступаться за него, от-
стаивать его интересы, помогать приобрести уверенность в себе.
Самооценка: пониженный уровень.
Оценка партнера: низкий уровень.
Оценка симпатии к партнеру, положительного к нему отношения,
понимания его проблем и переживаний, желания доставить радость.
Самооценка: пониженный уровень.
Оценка партнера: пониженный уровень.
Оценка общительности с партнером, открытости, контактности,
тенденции предпочитать его при общении, все о себе рассказывать.
Самооценка: повышенный уровень.
Оценка партнера: высокий уровень.
Оценка требования внимания от партнера, желания производить
на него приятное впечатлениеа, получать от него высокую оценку.
Самооценка: пониженный уровень.
Оценка партнера: высокий уровень.
Оценка зависимости от партнера, ожидания от него советов,
потребности в утешении и поддержке с его стороны.
Самооценка: пониженный уровень.
Оценка партнера: высокий уровень.
Оценка подчиненности партнеру, неуверенности при общении с
ним, подчеркивания перед ним своих недостатков, опасения его раз-
гневать.
Самооценка: низкий уровень.
Оценка партнера: низкий уровень.
Оценка состязания с партнером, направленности на соревнование
с ним, желания в чем-нибудь его перегнать или превзойти.
Самооценка: низкий уровень.
Оценка партнера: повышенный уровень.
Оценка недоверия к партнеру, осторожности, обидчивости в об-
щении с ним, убежденности в его предвзятом отношении.
Самооценка: повышенный уровень.
Оценка партнера: повышенный уровень.
Оценка антипатии к партнеру, психологической дистанции по от-
ношению к нему, стремления делать для него только то, что должен.
Самооценка: пониженный уровень.
Оценка партнера: высокий уровень.
Оценка агрессии по отношению к партнеру, склонности его кри-
тиковать партнера, высказываться против его мнения, обвинять его в
чем-нибудь.
Самооценка: высокий уровень.
Оценка партнера: высокий уровень.
|