МЕТОДИКА:
Самооценка волевых качеств личности
(Модифицированный вариант, Алехин В.М.).
Методика предназначена для диагностики степени выраженности и генера-
лизованности основных волевых качеств личности.
Данная методика разработана на основе вопросника для самооценки воле-
вых качеств студентов-спортсменов (Литературный источник: Практические за-
нятия по психологии. Пособие для ИФК. Под ред. Д.Я.Богдановой, И.П. Волко-
ва. М.,ФиС, 1989.). Этот вопросник диагносцирует уровень развития волевых
качеств студентов: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости
и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и вы-
держки по параметрам выраженности и генерализованности. Под выраженностью
качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его призна-
ков, под генерализованностью - универсальность качества, т.е. широта его
проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.
В связи с тем, что применение оригинальной методики ограничено диаг-
ностикой только студентов-спортсменов, стимульный материал (опросник) дан-
ной версии был значительно переработан автором компьютерной версии. При
этом сама структура методики осталась без изменений. Учитывая существенную
модификацию утверждений оригинального опросника данная версия методики мо-
жет быть отнесена к классу методов стандартизированного интервью. Примене-
ние программы в качестве диагностической процедуры возможно только при
подтверждении полученных результатов данными объективного наблюдения и
анализа.
Опросник состоит из 100 утверждений.
Примерное время тестирования 30 минут.
Автоматическая интерпретация данных основана на следующих условных
тестовых критериях (общий показатель степени выраженности и генерализован-
ности основных волевых качеств личности, выраженный в процентах):
0 - 20% - низкие показатели;
21 - 40% - пониженные показатели;
41 - 60% - средние показатели;
61 - 80% - повышенные показатели;
81 - 100% - высокие показатели.
Более точная интерпретация производится психологом.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Самооценка волевых качеств личности.
Ф.И.О: ____________________________
Доп. данные: ______________________
Диаграмма:
*
100 ┼
90 ┼
80 ┼
70 ┼────────────────██─────────
60 ┼ ▄▄ ██▄▄
50 ┼─██▄▄───────────████─██────
40 ┼ ████ ██ ▄▄▄▄ ████ ████
30 ┼─████─████─████─████─████──
20 ┼ ████ ████ ████ ████ ████
10 ┼ ████ ████ ████ ████ ████
0 ┼──вг───вг───вг───вг───вг───*
Цл СР НУ СИ СВ
Тестовые показатели:
Выр. Ген. Общ.
1. Целеустремленность - "Цл"= 60% 50% 55%
2. Смелость и решительность - "СР"= 43% 35% 39%
3. Настойчивость и упорство - "НУ"= 40% 40% 40%
4. Самостоятельность и инициативность - "СИ"= 73% 60% 66%
5. Самообладание и выдержка - "СВ"= 58% 48% 53%
-----------------------------------------------------------------
Общий тестовый показатель - "ВК"= 55% 47% 51%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Целеустремленность: средняя самооценка.
Средне выраженная тенденция подчинять свое поведение устойчи-
вой жизненной цели, умеренная готовность и решимость отдать все
силы для ее достижения, планомерно и неуклонноидти к ее осущест-
влению.
Смелость и решительность: пониженная самооценка.
Пониженный уровень готовности идти к достижению цели несмотря
на опасность для жизни или личного благополучия, преодолевая не-
взгоды, страдания, лишения; слабо выраженная склонность своевре-
менно принимать обоснованные и устойчивые решения и без лишних
задержек переходить к их выполнению.
Настойчивость и упорство: пониженная самооценка.
Пониженная склонность доводить до конца принятые решения,
достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия и за-
труднения на пути к ней.
Инициативность и самостоятельность: повышенная самооценка.
Умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину,
склонность к формированию новых идей и планов; подчинение поведе-
ния собственным взглядам и убеждениям, критичность к чужим сове-
там, умение противостоять им в случае надобности.
Самообладание и выдержка: средняя самооценка.
Средне выраженная тенденция постоянно контролировать свое по-
ведение, воздерживаться от действий, которые осознаются как ненуж-
ные или вредные в данных условиях, сохранять хладнокровие даже в
сложных и трудных обстоятельствах.
|